Автор: Чухланцева Елена Михайловна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 43
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Воткинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Мир взрослого человека несравненно богаче, шире и разнообразнее, чем
мир маленького ребёнка. Для взрослого существует не только то, что он
видит и слышит сейчас, в данный момент времени. Но и необъятное
множество других явлений, предметов, вопросов: его работа, знакомые люди,
прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, моральные нормы
и правила поведения, его знания и умения и многое, многое другое. И хочет
того взрослый или нет, специально или случайно, он постоянно открывает
ребёнку этот свой сложный, огромный и невидимый пока ещё мир – с
прошлым и будущим, с причинами и следствиями, с добром и злом. А
возможно это, только через речевое общение с взрослым. Другого пути в
бескрайний мир людей у ребёнка нет и быть не может.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные
составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания
педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Это те основы, на которых строится дошкольное воспитание в целом и
которые составляют фундамент любой образовательной программы.
«Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность
связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в
правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя
все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его
звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от
ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу
просмотренных фильмов, прочитанных сказок и рассказов. «Упражняемые» в
этом плане дети значительно опережают тех из своих сверстников, которые
предоставлены самим себе.
Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе
разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных
моментов, наблюдений за окружающим и др., так и во время
непосредственно- образовательной деятельности. Формирование у ребенка
всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса,
грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве.
На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира
мы учим воспринимать обращенную речь взрослого. Надо формировать
умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Необходимо
придерживаться правила: «Нельзя говорить в пространство».
Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для
физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они
способствуют формированию у детей навыков общения, а значит, оказывает
специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно
побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью,
совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию
грамматического строя языка и т.д.