Напоминание

Развитие связной речи детей дошкольного возраста


Автор: Чухланцева Елена Михайловна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 43
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Воткинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Мир взрослого человека несравненно богаче, шире и разнообразнее, чем

мир маленького ребёнка. Для взрослого существует не только то, что он

видит и слышит сейчас, в данный момент времени. Но и необъятное

множество других явлений, предметов, вопросов: его работа, знакомые люди,

прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, моральные нормы

и правила поведения, его знания и умения и многое, многое другое. И хочет

того взрослый или нет, специально или случайно, он постоянно открывает

ребёнку этот свой сложный, огромный и невидимый пока ещё мир – с

прошлым и будущим, с причинами и следствиями, с добром и злом. А

возможно это, только через речевое общение с взрослым. Другого пути в

бескрайний мир людей у ребёнка нет и быть не может.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные

составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания

педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Это те основы, на которых строится дошкольное воспитание в целом и

которые составляют фундамент любой образовательной программы.

«Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность

связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в

правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя

все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его

звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от

ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу

просмотренных фильмов, прочитанных сказок и рассказов. «Упражняемые» в

этом плане дети значительно опережают тех из своих сверстников, которые

предоставлены самим себе.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе

разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных

моментов, наблюдений за окружающим и др., так и во время

непосредственно- образовательной деятельности. Формирование у ребенка

всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса,

грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве.

На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира

мы учим воспринимать обращенную речь взрослого. Надо формировать

умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Необходимо

придерживаться правила: «Нельзя говорить в пространство».

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для

физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они

способствуют формированию у детей навыков общения, а значит, оказывает

специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно

побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что

способствует закреплению навыков пользования инициативной речью,

совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию

грамматического строя языка и т.д.



В раздел образования