Авторы: Трусова Татьяна Анатольевна, Тарасова Юлия Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: БДОУ СМР
Населённый пункт: г. Сокола Вологодской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семейный клуб во 2 младшей группе по теме: «Развитие речи. Как, зачем и почему?»
Раздел: дошкольное образование
Семейный клуб во 2 младшей группе по теме:
«Развитие речи. Как, зачем и почему?»
Воспитатели – Трусова Татьяна Анатольевна,
Тарасова Юлия Леонидовна
БДОУ СМР «Детский сад №11»
г. Сокол, Вологодская обл.
Вступление
В
последнее
время
вследствие
повсеместного
использования
технических
средств
коммуникации
(телефонная
связь,
телевидение,
интернет
и
т.д.),
высокой
занятости
родителей
бытовыми
(чаще
финансовыми)
семейными
проблемами
наблюдается
тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка
большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они
говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом
зависит успех дошкольника в усвоении языка и правил речевого общения.
Пригласили в гости к нам
Наших пап и наших мам
Вместе с детками играть.
Много нового узнать!
Сегодня мы будем играть, в игры по речевому развитию детей 4-го года жизни. Это не
просто
игры,
но
и
развитие
ваших
отношений
с
ребенком.
Играя
с
ребенком,
вы
формируете в нем уверенность в себе в своих силах, доверие к взрослым. А чтобы нам с
вами
было
комфортнее
далее
работать,
я
предлагаю
вам
поделиться
хорошим
настроением, поприветствовать друг друга.
Игра «Добрый вечер». Родители в паре с ребенком называют свои имена, следующий
человек приветствует их и, в свою очередь, называет свое имя и имя своего ребенка. Далее
по цепочке до последнего играющего. (Мы Таня и Юля. – Добрый вечер Таня и Юля! Мы
Наташа и Настя. – Добрый вечер Наташа и Настя! И т.д.)
Вот мы и поприветствовали друг друга. Переходим к играм.
Игра «Прятки с лисенком». Во все времена дети любят играть в прятки. Сегодня мы
поиграем в прятки с веселым лисенком (игрушкой). Вы закроете глаза, а я спрячу игрушку
куда-то в нашем зале. Пусть дети ищут игрушку. Но когда найдут не просто покажут, где
ее нашли, но и скажут словами, где она лежала. (Лисенок лежал на стуле. Лисенок
прятался на пианино. И др.)
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее
развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и
мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие
приемы сами.
Игра «Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос с манной крупой. Надо нарисовать
зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый,
а
ребенок
рисует,
затем
ребенок
читает
текст,
а
взрослый
дорисовывает
детали
к
изображению. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но
и массажирует пальчики ребенка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Много веселых игр можно придумать с пальчиками и ручками. И это не только всем уже
знакомые пальчиковые игры. Веселые игры наряду со стимулирование и легким массажем
пальцев могут развивать ловкость, быстроту, Реакцию на определенный сигнал. В речевом
развитии все это так же необходимо и полезно.
Игра «Зайцы на горе». Ведущий педагог поднимает руку с раскрытой вниз ладошкой.
Участники
игры
подставляют
под
раскрытую
ладонь
ведущего
пальчики.
Ведущий
говорит слова:
На горе стояли зайцы
Все кричали, прячьте пальцы!
На последнее слово ведущий резко закрывает ладонь, пытаясь поймать оставшийся под
ладошкой палец участника.
А сейчас, попробуйте отгадать загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.(Соль)
Конечно, это мука и соль. Мы с вами привыкли, что лепят чаще всего из пластилина,
покупаем его своим детям. В некоторых семьях используют для лепки глину. А мы хотим
вам предложить. Лепить с ребенком из соленого теста. Этот материал очень приятный к
руке и податлив для детских пальчиков. Разминая тесто, перекатывая его в руке, ребенок
массирует свои пальчики, тренирует мелкие мышцы ладони.
Вот некоторые упражнения с соленым тестом, которые вы можете предложить ребенку:
Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
Катание колобка в ладошках;
Надавливание на колобок - получение лепешки;
По лепешке побежали «паучки»;
Пришли «мышки» стали норки рыть;
Налетели «гуси» стали тесто щипать;
Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;
Скатывание лепешки в колбаску;
Заворачиваем колбаску в «улитку»
И еще много интересного можно придумать с соленым тестом.
Рецепт соленого теста мы вам предлагаем в виде памятки.
Еще одно полезное занятие для развития речевого фонематического слуха, а так же и
музыкального – это игра на музыкальных инструментах. (выступление Музыкального
руководителя).
М.р. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком
виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре
на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям, главное – ритмичное
исполнение, темп и дружное участие.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
(барабаны, тарелки, бубен, треугольник, бубенцы, маракасы, колокольчики и т.д.)
В
р е з ул ьт ат е
и г р ы
н а
ш у м о в ы х
и н с т р у м е н т а х
у детей развивается
любознательность,
воображение,
речевая
и
общая
инициатива,
преодолевается
застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Я предлагаю вам немного поиграть!
Одной
из
увлекательных
форм
для
ребенка
является рассказывание
сказок
-
шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку
дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по
сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного
рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки
или условные обозначения в тексте.
Сказочка или стихотворение должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать
наизусть.
Благодаря
использованию
инструментов
стихотворение
или сказочка становятся
более
интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте
инструменты
с
учётом
возможностей
ребенка,
можно
также
предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,
выдерживайте паузы.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказочку.
Родители по выбору озвучивают небольшую сказку - шумелку.
Воспитатель. Уважаемые
родители,
у
нас
на
столе
вы
видите
бумажные
ладошки,
напишите на них свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при взаимодействии со
своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за
себя и своего ребенка? Нужны ли такие мероприятия?