Автор: Митькина Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 89"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Учитель: Митькина Н.В., учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 9
УМК: Литература. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев и др., 2008 г.
Уровень обучения: базовый
Тема
урока: Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с
искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: вводный урок 1 час
Цель урока:
Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников.
Образовательная:
углубить
представление
учащихся
о
литературе
как
искусстве
слова,
о
ее
роли
в
духовной
жизни
человека.
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей страны
Задачи:
Предметные
УУД (метапредметные)
Личностные:
определить роль художественной
литературы как искусства слова и
её связи с другими видами
искусства, дать обзорную
характеристику литературных
направлений и провести краткий
обзор курса литературы 9 класса
Познавательные:
– извлекать информацию, представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
– излагать содержание прочитанного
(прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать проблему (тему)
и цели урока; способность к целеполаганию, включая
постановку новых целей;
– работать по
плану,
сверяя
свои
действия
с
целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
Коммуникативные:
– уметь формулировать собственное мнение и
позицию, аргументировать её и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной
деятельности;
– чувство прекрасного –
умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку,
культуре.
– уметь задавать
вопросы,
необходимые
для
организ ации
собст венной
деят ель но ст и
и
сотрудничества с партнёром;
– адекватно
использовать речевые
средства
для
решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний
Методы: беседа, частично-поисковый
Формы: фронтальная, групповая.
Планируемые
результаты:
осмысление
того,
что
литература
формирует
ценностно-ориентационные
критерии,
является
способом
воспитания, общения.
Техническое обеспечение урока: словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности класса к уроку
Приветствуют учителя, друг друга
Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Фронтальная беседа. (определение
темы и цели урока). Работа с
эпиграфом.
- Прочитайте эпиграф. Как вы
Читают эпиграф: Книги делают человека
лучше, а это одно из основных условий и
даже основная, чуть ли не единственная
цель искусства.
Извлечение необходимой
информации (П)
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками (К)
Слайд 1
понимаете его?
-Определите тему урока.
- Запишите ее в тетрадь.
- Определите цели урока.
И. А. Гончаров
Записывают тему в тетрадь.
Определяют цели.
Подведение под понятие (П)
Целеполагание (Р)
Самоопределение (Л)
Слайд 2
3. Актуализация знаний
Определение термина
«литература»
- Здесь ИА Гончаров говорит об
искусстве слова – литературе.
Вспомним, что такое литература?
(Обратимся к словарю
литературоведческих терминов.
- Почему литературу называют
искусством слова?
- Отвечают на вопрос (слово пришло в
русский язык в 18 в., заимствовано из
латинского языка, «litera», т.е. «буква».
Литература – искусство письменного слова.
- Ищут определение «художественной
литературы» в словаре
(
Художественная
литература – вид искусства, способный
наиболее многогранно и широко раскрывать
явления жизни, показывать их в движении и
развитии).
- записывают определение в тетрадь
- отвечают на вопрос (Литература – вид
искусства, в котором основным средством
образного отражения жизни является слово)
Познавательные:
– извлекать информацию,
представленную в разных
формах
Слайд 3
4. Первичное усвоение новых знаний
Работа в группах.
Координирует работу уч-ся
1 группа Работа по картине Левитана.
Какими средствами автор передал свое
настроение, чувства?
2 группа. Прослушайте пьесу ПИ
Чайковского из цикла «Времена года». Как
вы думаете, какое время года изобразил
автор? Почему? «Октябрь. Осенняя песнь».
Какое настроение создает музыка? Какие
чувства вызывает?
3 группа. Работа со стихотворением И.
Бунина «Листопад»
Коммуникативные:
– уметь формулировать
собственное мнение и позицию,
аргументировать её и
координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения
в совместной деятельности
– уметь задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
Репродукция
картины
(слайд 4)
Аудиозапись
пьесы
Чайковского
Раздаточный
материал
- Какой можно сделать вывод?
Активной работы воображения
читателя требует словесное
описание. Наше воображение
дорисовывает картину, хотя писатель
рисует только отдельные черты. И
конечно же, картины у всех людей
разные.
Слово – неиссякаемый
источник познания и уникальное
средство для создания
художественных образов. В языке
любого народа запечатлена его
история, его характер, природа
Отчизны, мудрость веков. Слово
богато и щедро, т.к. имеет различные
оттенки. Оно может быть грубым и
добрым, наводить страх и дарить
веру. Недаром поэт Вадим Шефнер
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
- Какова основная мысль стихотворения?
- Какие средства помогают автору
создать картину осени?
Вывод: все изображают явления жизни.
Поэт это делает с помощью слов, а
живописец пишет предметы красками,
композитор при помощи звуков, нот. Хотя
поэт и не может буквально нарисовать
предмет так, как это делает живописец,
зато он может нарисовать предметы и
описать словами впечатление, которое
произвел этот предмет или это явление.
Язык способен точно выражать мысли и
чувства, вызванные впечатлениями жизни.
сотрудничества с партнёром;
– адекватно
использовать речевые средства
для решения различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и
диалогической формами речи.
так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно
спасти,
Словом можно полки за собой
повести.
Словом можно продать и предать и
купить,
Слово можно в разящий свинец
перелить.
5. Первичная проверка понимания
Путешествие в прошлое.
Мы с вами знаем, что литература
возникла давно. Давайте совершим
путешествие в прошлое и вспомним
произведения, их авторов, героев.
- Литература возникла в глубокой
древности. В какой форме она
существовала вначале?
- Назовите жанры фольклора
- Что из русского фольклора вы
помните? Каково значение
произведений устного народного
творчества для современного
читателя?
-Каков следующий период
литературы?)
- Назовите представителей этого
времени, их произведения
-
Дальше идет Серебряный век
русской литературы. Почему он так
называется?
- Как в произведениях русской
Устное народное творчество
пословицы, загадки, сказки т.д.
Литература 18 века
Ломоносов, Карамзин и др.
Учащиеся называют представителей,
произведения
Слайд 5
Слайд 6
литературы отразились
гуманистические мысли авторов?
Назовите произведения, в которых
поднимается проблема защиты
человеческой личности.
Аргументируйте свою позицию.
-
И последний этап – это литература
20 в. и наших дней. Каким
представляли себе счастье герои
произведений русской литературы?
Согласны ли вы с ними?
- Все эти произведения можно
назвать шедеврами русской
литературы. Что обозначает слово
«шедевр»? Обратимся к словарю.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Толковый словарь русского языка. Шедевр
[дэ], -а, м. (книжа). Исключительное по
своим достоинствам произведение
искусства, образцовое создание мастера.
Слайд 7
Слайд 8
6.Первичное закрепление
Выяснение роли литературы в
духовной жизни человека.
- Что вы узнали из литературы о
любви и предательстве, о смерти и
бессмертии, о благородстве и
подлости? Важны ли такие знания
для человека?
- Как литература помогла вашему
собственному духовному развитию?
- Что полезного может дать
современному человеку чтение
литературы?
Отвечают на вопросы
Вывод: литературы имеет большое
значение в формировании личности. Она
формирует ценностные ориентиры, и
воспитывает, учит общаться, и дает
эстетическое наслаждение, прививает вкус,
Выявление читательского уровня
уч-ся.
- Какие книги, прочитанные летом,
заинтересовали вас?
- Какие из них было трудно читать?
Почему?
- Какие из них вы
порекомендовали бы своим
одноклассникам?
Обзор курса литературы 9 класса.
Литература — это школьный
предмет, который остается с
человеком на всю жизнь, так как нет
человека, который бы, взрослея, не
становился читателем.
- Знакомство с учебником, его
структурой.
- Периодизация русской литературы:
Устное народное творчество до XI
века
Древнерусская литература XI –
XVIII в
позволяет пережить разные мгновения, испытать то,
что не случилось и, наконец, спастись в
переживаемом настоящем.
Отвечают на вопросы
Рассматривают учебник, читают
разделы.
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература ХХ века
Новая русская литература
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Объясняет домашнее задание
разного уровня сложности.
- (1 уровень) Прочитать по учебнику
стр. 3, пересказать.
- (2 уровень) написать сочинение
рассуждение по высказыванию (по
выбору): (раздаточный материал)
Литература — это руководство
человеческого разума человеческим
ростом. В. Гюго
Книга - такое же явление жизни,
как человек, она - тоже факт
живой, говорящий, и она менее
"вещь", чем все другие вещи,
созданные
и
создаваемые
человеком.
М. Горький
Литература, созданная русским
народом, - это не только его
богатство, но и нравственная сила,
которая помогает народу во всех
Записывают дом. задание
Слайд 9
Раздаточный
материал
тяжелых обстоятельствах, в которых
русский народ оказывался. К этому
нравственному началу мы всегда
можем обращаться за духовной
помощью. Д. Лихачев.
- Выставляет оценки за урок
Подают дневники
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
Составить синквейн. Например:
Литература
Русская литература
Учит, заставляет думать,
вдохновляет (возвышает)
Русская литература обогащает
человека
Составляют синквейн