Автор: Лариса Юрьевна Кузнецова
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ ООШ с. Павловка МО
Населённый пункт: Барышский район, с. Павловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
Письменный отчёт «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
учитель начальных классов Кузнецова Л
В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования
не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования».Мир, в котором
живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он
динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои
цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться
во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в
современные образовательные технологии.В поисках решения проблемы я использовала в своей
педагогической деятельности личностно-ориентированную технологию, при котором в центр
образовательной системы ставится личность ребёнка, а педагог старается обеспечить комфортные
условия её развития и реализации природных возможностей.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать
самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в
своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение,
обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Приведу
пример данных технологий:
1. Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной
работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
2. Игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма
обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать
учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.Игровая деятельность используется
мной в следующих случаях: - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета(урок-
игра «Путешествие по стране Знаний», урок–путешествие«В космос»);- в качестве урока (занятия)
или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые
элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова»,
«Соедини половинки слов».
3. Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и
внеклассной деятельности:
- Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски,
особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Разработала серии
презентаций для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения,
кубановедения. Провела открытые уроки с использованием презентаций: по окружающему миру -
«Путешествие в космос», «Страны Европы» по русскому языку «Волшебный русский язык», по
кубановедению – «Красная книга Кубани», интегрированный урок для родителей « Стань
волшебником». Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра,
предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь
ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает
положительная мотивация усвоения знаний.
- Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский
язык», «Природа, Человек, общество»- Использую программы для демонстрации наглядного
материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».- По
возможности применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что
позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого
материала и своевременно его скорректировать.
4. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях , в частности
– его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством
развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его
индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его
способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
5. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом
индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в
том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать
слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь,
слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
6. Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во
внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью –
необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход
прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов
деятельности.В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику
для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые
упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на
релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья»,
«Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».Выбираю физкультминутку в
зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности
письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для
кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха,
дыхательную гимнастику.
7. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для
реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.Я на своих занятиях
ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать
их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами
формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека,
потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет
воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности
последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.Проявления гуманного отношения к
детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к
детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного
стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации
отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения –
оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию
здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
9. Образовательная технология «Портфолио»
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс
ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об
учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит
из трёх обязательных частей
Методы обучения в современной школе
Хороших методов существует ровно столько,сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа
«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму».
Китайская пословица
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и
самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Н.А.Умов
Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.
Человек запоминает
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной
постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по
осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).
Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-
познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач,
направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию
окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества,
общения». В.А. Сухомлинский
Требования к методам обучения
Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим
возможностям развития школьников.
Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным
материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.
Выбор методов обучения зависит:
От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
От уровня подготовленности учащихся.
От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий,
технических средств.
От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической
подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Особенности современного урока
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не
пугает и никто никого не боится.
Создается доброжелательная атмосфера.Формируется высокий уровень мотивации.
Придаётся большое значение способам учебной работы.Уделяется специальное внимание
развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого
отношения к учебному процессу.Организационные основания урокаРаботают все и работает
каждый.Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.Все благодарны каждому за его
участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на
инициативное предложение.Все и каждый имеют право высказать мнение относительно
проведенного занятия.
Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в
выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в
себе, целеустремленный.
Учитель – консультант, наставник, партнер.
Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы
обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Особенности современных методов обучения
Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.
Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
Каждый метод имеет своё предметное содержание.
Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без
деятельности. (По Левиной М.М.)
Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям,
напряженному умственному труду.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Моя личная позицияОптимальное сочетание форм работы на уроке.
Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
Развитие мыслительных процессов у учащихся.Создание условий для обеспечения высокой
активности ученика на уроке.Реализация принципа индивидуального подхода.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных
этапах урока, я использую активные формы и методы работы.
Наиболее продуктивными считаю: Игровые формы; Организация групповой, парной и
индивидуальной работы; Организация самостоятельной деятельности учащихся;Создание
конкретных ситуаций, их анализ;Постановка вопросов, активизирующих диалог.
Проблемное обучение.Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна
быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен
проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.
Игра «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным
потребностям».С. Френе
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность
учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.Ролевые игры - это маленькая сценка,
разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства
или события, знакомые ученикам.На уроках математики, для развития активности и внимания,
провожу устный счет с элементами игры.
Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.
Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять
обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с
действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой
урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные
карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на
обобщающих уроках.
Проблемные методы.Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической
мотивационной сфер личности.Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных
усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее
важные положения.Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг
друга точек зрения. Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и
ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Метод проектов Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую
самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого,
позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование
универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости
к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».
Метод дискуссии Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое
проявление деятельности субъекта.Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает
возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё
мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.
Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю
коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся
сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они
примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую,
например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».
ИКТ Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе
позволяет:развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие
способности;усилить мотивацию учения;сформировать у школьников умение работать с
информацией, развить - коммуникативную компетентность;активно вовлекать учащихся в учебный
процесс;создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их
сотрудничества в учебном процессе.Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым,
творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Метод незаконченного рассказаИспользую в основном на уроках литературного чтения. Читая
текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же
дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно
прочтет текст. «Чтение с остановками».В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям
вопросы, побуждающие к критическому мышлению.Что заставило героя поступить именно так?
Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся
аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Методы начала урока «Улыбнемся друг другу».Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и
подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.
Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть
ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.Погладьте себя по
голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. «Приветствие».Учащиеся
проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя
свои имена.Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями,
способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Методы выяснения целей «Знаем – не знаем»Цели использования метода - результаты
применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики
знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю
обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют
совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет. «Цветочная поляна» Перед
началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и
опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те,
кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я
озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей,
пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В
завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.
Методы подведения итогов
Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить
работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили
хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
«Кафешка»Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь
их прошу их ответить на несколько вопросов:
Я съел бы еще этого…
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте…
«Ромашка»Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают
на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
«Итоговый круг» На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых
знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять
упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».Всем ученикам предлагается
фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается
кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.
Методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей
силе релаксации!Метод «Земля, воздух, огонь и вода».Учащиеся по команде учителя изображают
одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Я сама принимаю в этом участие, помогая при
этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.«Веселый
мяч».«Физминутки для глаз».«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не
упускать случая сделать их немного занимательными»
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для
учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.
Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в
соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.