Напоминание

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников


Автор: Смяткина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска № 73
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




С.М. Смяткина

МБДОУ г. Мурманска № 73

Мурманск, Россия

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В

ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе

очень

важно,

с

ее

помощью

можно

развивать

мышление,

внимание,

память,

воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые умения, знания,

навыки, развивать способности. К важным свойствам игры относят тот факт, что в

игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на

пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности

достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. На всех этапах

дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится важная роль.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические

игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, углубляют, закрепляют,

расширяют

математические

представления

детей,

а

главное

одновременно

решаются игровые и обучающие задачи. Поэтому на занятиях и в повседневной

жизни, педагоги должны широко использовать дидактические игры.

Место

дидактической

игры

в

структуре

занятий

по

формированию

элементарных

математических

представлений

определяется

возрастом

детей,

назначением, целью,

содержанием

занятия.

Она

может

быть

использована

в

качестве упражнения, учебного задания, нацеленного на выполнение конкретной

задачи развития представлений. В группе пред школьной подготовки, особенно в

начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры.

В

формировании

у

детей

математических

представлений

повсеместно

используются

занимательные

по

содержанию

и

форме

разные

дидактические

игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры;

При

формировании

элементарных

представлений

у

дошкольников

используют:

игры

на

плоскостное

моделирование

(Танграм

и

т.д.),

игры

головоломки:

«кубик

-

рубик»,

«змейка»

и

другие

,

задачи-шутки,

ребусы,

кроссворды, развивающие игры .

Несмотря

на

обилие

игр,

их

главной

задачей

должно

быть

развитие

логического

мышления,

а

именно

умение

устанавливать

простейшие

закономерности.

Также

важным

условием,

обеспечивающим

успех

в

работе,

является

творческое отношение педагога к математическим играм.

Широкое

использование

специальных

обучающих

игр

важно

для

пробуждения

у

дошкольников

интереса

к

математическим

знаниям,

усовершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных

математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:

1. Доступность

-

соотнесение

содержания,

характера

и

объёма

учебного

материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность- на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у

подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего

интеллектуального багажа.

3. Целостность - формирование у дошкольника целостного представления о

математике.

4. Научность.

5. Системность

-

этот

принцип

реализуется

в

процессе

взаимосвязанного

формирования

представлений

ребёнка

о

математике

в

различных

видах

деятельности.

6. Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

Для

развития

познавательных

способностей

и

познавательных

интересов

у

дошкольников я использую следующие инновационные методы и приёмы:

- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

- сравнение

- метод моделирования и конструирования.

- решение логических задач.

- экспериментирование и опыты.

- воссоздание и преобразование.

- здоровьесберегающие технологии (пальчиковые игры, динамические паузы,

физкультминутки).

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов

образовательную деятельность с детьми я провожу в различных формах:

-организованная детская деятельность (фантазийные путешествия, игровая

экспедиция,

занятие-детектив,

интеллектуальный

марафон,

викторина,

КВН, презентации, тематические досуги).

- демонстрационные опыты.

- сенсорные праздники на основе народного календаря.

- театрализация с математическим содержанием.

- обучение в повседневных бытовых ситуациях.

- беседы.

- самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности

является - игра.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Именно

игра

с

элементами

обучения,

интересная

ребёнку,

поможет

в

развитии

познавательных

способностей

дошкольника.

Такой

игрой

и

является

дидактическая

игра.

Дидактические

игры

по

формированию

математических

представлений можно разделить на следующие группы:

1.

Игры с цифрами и числами

2.

Игры-путешествия во времени

3.

Игры на ориентировку в пространстве

4.

Игры с геометрическими фигурами

5.

Игры на логическое мышление

Главная

особенность

дидактической

игры

в

том,

что

задание

детям

предлагается

в

игровой

форме,

которая

состоит

из

воспитательного

и

познавательного

содержания,

а

также-

игровых

заданий,

игровых

действий

и

организационных отношений.

К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном

порядке. Я стараюсь знакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10,

путём сравнивания равных и неравных предметов.

Использую такие дидактические игры как: «Путаница», «Назови соседей»,

«Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало?», и другие.

Вторая группа математических игр служат для знакомства детей с днями

недели,

названиями

месяцев,

их

последовательностью.

Использую

следующие

дидактические

игры:

«Живая

неделя»,

«Двенадцать

месяцев»,

«Круглый

год»,

«Назови скорее» и другие.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача-

научить

детей

ориентироваться

в

специально

созданных

пространственных

ситуациях

и

определять

своё

место

по

заданному

условию.

При

помощи

дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом

положение того или иного предмета по отношению к другому.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детя предлагаю

узнать в окружающих предметах форму треугольника, квадрата, круга. Применяю

игры:

«Чудесный

мешочек»,

«Геометрическая

мозаика»,

«На

что

похоже?»,

«Посмотри вокруг».

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не

предназначалась несёт в себе определённую умственную нагрузку. В ходе решения

каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную, поисковую

деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое

мышление.

Работая

углублённо

в

данном

направлении,

я

всегда

помню,

что

в

дидактической игре математического направления моя роль – роль воспитателя

несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я ввожу детей в

ту или иную игру и знакомлю их с методом её ведения. Участвую в ней, веду её так,

чтобы использовать для достижения больших результатов.

Отбирая игры, следует исходить из того, какие программные задачи буду

решать

с

их

помощью,

как

игра

будет

способствовать

развитию

умственной

активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Руководство

дидактическими

играми

осуществляется

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

детей.

Работая

с

детьми

младшего

возраста

воспитатель

должен

сам

включаться

в

игру.

Вначале

следует

привлекать

детей

играть

с

дидактическим

материалом

(башенки,

кубиками).

Воспитатель

должен

вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к

дидактическому материалу, желание играть с ним.



В раздел образования