Напоминание

"Развивай-ка"


Автор: Гонтовая Алла Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад№11"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Развивай-ка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 общеразвивающего вида»

(МДОУ «Д/с № 11»)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МДОУ «Д/с № 11»

от « ___ »_________ 20__г.

протокол заседания № __

УТВЕРЖДЕНА

приказом МДОУ «Д/с № 11»

от «____» ________ 20___г.

№ _____________

Дополнительная общеобразовательная программа

«Развивай-ка»

(Название программы)

Социально-педагогическая

(Направленность)

Возраст воспитанников: 4-5 лет

Срок реализации: 1год.

г.Ухта, 2019 год

1

Составитель Гонтовая А.С.

воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка……………………………………………… 3

3.

Содержание Программы ……………………………………….........

6

4.

Планируемые результаты Программы ………………………

12

5.

Комплекс организационно-педагогических условий……….

15

6.

Список литературы …………………………………………….........

16

Приложение №1 Педагогическая диагностика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

Направленность дополнительной общеобразовательной программы –

социально- педагогическая.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного

возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних

десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника.

Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития,

учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит

особенно остро.

Игра

как

деятельность

успешно

решает

задачи

формирования

математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и

задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня

развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании

математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве,

о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память,

мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче

в игровой форме.

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со

взрослым, с другими детьми в виде игры.

Актуальность

данной

программы

обусловлена

следующими

положениями:

- более ранним началом систематического обучения в школе,

- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и

увлечение

их

компьютерным

общением,

вследствие

чего

возникает

недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

-

изменение

содержания

обучения

в

школе

значительно

повысило

требования к уровню математических представлений выпускников детского

сада.

Отличительная

особенность

данной

программы

-

создание

комфортной

среды

общения

для

детей,

развитие

интеллектуальных

3

способностей,

творческого

потенциала

каждого

ребенка

и

его

самореализацию.

В

реализация

программы

используются

новые

формы

развивающего

обучения,

при

которых

синтезируются

элементы

познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые

диктуют современные требования к дошкольному образованию.

Программа ориентирована для детей среднего дошкольного возраста

(4-5 лет) 1 раз в неделю с продолжительностью 30 минут, период обучения 8

месяцев в количестве 33 занятия.

Форма организации образовательного процесса – групповая. Занятий

проводятся в игровой форме, в ходе занятия проводятся динамические паузы

для

снятия

психоэмоциональной

нагрузки

и

физического

напряжения.

Занятия

проводятся

в

определённой

системе,

учитывающей

возрастные

о с о б е н н о с т и

д е т е й .

С т р оя т с я

н а

о с н о в е

и н д и в и д у а л ь н о

-

дифференцированного подхода к детям.

Цель

данной

программы - формирование у ребенка элементарных

математических

представлений

и

элементов

логического

мышления

средствами

занимательной

математики

и

авторских

развивающих

игр

и

головоломок. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению

математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

- развитие мотивационной сферы;

- интеллектуальных творческих сил;

- качества личности.

Задачи программы:

1.

Создавать

благоприятные

условия

для

ф о рм и р о ва н и я

математических

представлений,

теоретического

логического

мышления,

развития математических способностей.

2.

Вводить ребенка в мир математики через решение проблемно –

поисковых

задач,

ознакомление

с

окружающим

миром,

игровую

деятельность, экспериментирование.

3.

Формировать основы математической культуры.

4

4.

Развивать

логические

формы

мышления,

приемы

умственной

деятельности

(анализ,

синтез,

обобщение,

сравнение,

классификацию,

моделирование).

5.

Способствовать

умственному

развитию

ребенка,

развивать

психические процессы (внимание, память, мышление)

6.

Формировать стойкий интерес к математике и играм л

огического

характера.

7.

Воспитывать

инициативность

и

самостоятельность,

умение

применять полученные знания в разных видах деятельности (общении, игре и

др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Таблица 1

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

5

1.

Палочки Кюизенера

15

2.

Кубики Никитина

9

3.

Блоки Дьенеша

9

Календарно-тематическое планирование

Таблица 2

заняти

я

Тема

Содержание деятельности

Материалы и

оборудования

Дата

проведения

Дата

проведени

я по факту

1.

Знакомство

палочками

Кюизенера.

Познакомить детей с

палочками, как с игровым

материалом. Помочь детям

соорентироваться в данном

материале. Выяснить

начальные знания группы

детей, уровня развития

того или иного ребенка.

Обратить внимание детей

на свойства палочек.

Набор палочек

Кюизенера

02.10.2019

2.

Игра

«Разноцветные

палочки»

Познакомить детей с

эталонами цвета, развивать

умение группировать,

классифицировать палочки

по цвету. Развивать речь,

внимание, память.

Набор палочек

Кюизенера

09.10.2019

3.

Игра «Змейка»

Учить детей составлять

группу из отдельных

предметов. Закреплять

понятия «один» и «много».

Учить сравнивать

предметы по длине,

обозначать словами

результат сравнения:

длиннее, короче, равные по

длине.

Цветные счетные

палочки: для

половины детей

по 4 розовые, для

остальных по 4

голубые.

16.10.2019

4.

Игра «У кого

больше».

Закреплять название

геометрической фигуры

«треугольник». Учить

составлять фигуру из

палочек, сравнивать

фигуры по величине.

Развивать воображение.

Цветные счетные

палочки: для

половины детей

по 3 желтые, для

остальных по 3

красные.

23.10.2019

5.

Игра

Учить детей

классифицировать

Цветные счетные

30.10.2019

6

«Разноцветные

вагончики».

предметы по цвету и

длине. Учить работать по

алгоритму; сравнивать

предметы по длине;

определять, в каком поезде

больше вагонов, без счета

(«столько – сколько»,

«поровну»).

палочки: 5

голубых, 5

желтых, 1 розовая

(на каждого

ребенка).

6.

Игра

«Столбики».

Учить детей

классифицировать

предметы по высоте, в

сравнении называть, какой

«выше», «ниже»,

«одинаковые по высоте».

Развивать мелкую

моторику.

Материал.

Цветные счетные

палочки: красные

и голубые;

карточка.

06.11.2019

7.

Игра «Числа 1 и

Учить детей сравнивать

предметы по длине и

обозначать словами

результат сравнения.

Познакомить с

образованием числа 2,

цифрами 1 и 2

Цветные счетные

палочки – 3 белые

и 3 розовые;

цифры 1 и 2;

карточка

13.11.2019

8.

Игра «Число 3»

Познакомить детей с

образованием числа 3 и

соответствующей цифрой;

учить называть по порядку

числительные от 1 до 3;

упражнять в ориентировке

в пространстве.

Цветные счетные

палочки – 4

белые, 1 розовая,

1 голубая; цифры

от 1 до 3

20.11.2019

9.

«Игра

«Треугольники»

Учить детей составлять

треугольники из палочек

разной длины. Упражнять в

счете в пределах 3. Учить

различать количественный

и порядковый счет,

отвечать на вопросы:

«Сколько?», «Который?»

Учить ориентироваться в

пространстве («слева»,

«справа», «перед», «за»).

Цветные счетные

палочки: 3

красные, 3

желтые, 3

голубые.

27.11.2019

10.

Игра «Рамка

для картины».

Учить детей строить

прямоугольник в

соответствии с размерами

придуманной картины.

Формировать знания о

пространственных

отношениях. Развивать

творческую фантазию.

Цветные счетные

палочки в

пределах 4; 4

синие палочки.

04.12.2019

11.

Игра «Число 4»

Познакомить детей с

образованием числа четыре

и цифрой четыре; учить

Цветные счетные

палочки в

пределах 4;

11.12.2019

7

считать в пределах

четырех; закреплять

умение различать

количественный счет от

порядкового.

цифры; карточка.

12.

Игра «Елка».

Упражнять детей в

определении длины

предмета, используя прием

наложения; закреплять

умение пользоваться

словами: длиннее – короче,

самая короткая; развивать

представления об эталонах

цвета.

Цветные счетные

палочки: 1

коричневая, 1

оранжевая, 2

фиолетовые, 2

желтые, 2

красные, 2

голубые, 2

розовые; карточка

с изображением

елки.

18.12.2019

13.

Игра «Число 5»

Познакомить детей с

образованием числа пять и

цифрой 5; учить называть

числительные по порядку.

Закреплять умение

различать количественный

и порядковый счет,

правильно отвечать на

вопросы: «Сколько?

Который по счету?»

Для воспитателя:

цифры в пределах

5. Для детей:

цифры до 5;

цветные счетные

палочки в

пределах 5.

25.12.2019

14.

Игра

«Скворечник»

Закреплять знание чисел в

пределах 5; умение

сравнивать предметы по

длине; преобразовывать

конструкцию предмета.

Карточка;

цветные счетные

палочки: 2

желтые, 2

красные, 2

голубые, 1 черная

и 1 белая.

15.01.2020

15.

Игра «Сделай

фигуру»

Закреплять умение детей

составлять геометрические

фигуры из палочек;

названия геометрических

фигур (треугольник, ромб,

прямоугольник, трапеция,

четырехугольник);

различать количественный

и порядковый счет,

правильно отвечать на

вопросы: сколько, который

по счету?

Набор палочек

Кюизенера

22.01.2020

16.

Игра «Флаг»

Развитие мелкой моторики.

Закрепление цвета.

Развитие творческих

способностей

Кубики Никитина

29.01.2020

17.

Игра «Гриб»

Закрепить знания о

геометрических фигурах.

Кубики Никитина

05.02.2020

8

Закрепить цвета. Развивать

творческие способности,

мелкую моторику.

18.

Игра

«Катушка»

Продолжать выкладывать

узоры из 9 кубиков.

Закрепить цвета. Развивать

мелкую моторику.

Кубики Никитина

12.02.2020

19.

Игра «Домик»

Закрепить знания о

геометрических фигурах.

Закрепить цвета. Развивать

мелкую моторику.

Кубики Никитина

19.02.2020

20.

Игра «Паркет»

Развитие мышления.

Развитие мелкой моторики.

Закрепление цвета.

Способность к

формированию

математических навыков.

Кубики Никитина

26.02.2020

21.

Игра «Бокал»

Продолжать учить

складывать узоры из

кубиков (9 кубиков).

Кубики Никитина

04.03.2020

22.

Игра

«Столбики»

Учить детей

классифицировать

предметы по высоте; в

сравнении называть какой

«выше», «ниже»,

Кубики Никитина

11.03.2020

23.

Игра «Вазочка»

Учить детей продолжать

рисунок, сделав его

симметричным. Закреплять

цвета. Уметь сравнивать и

анализировать узоры.

Кубики Никитина

18.03.2020

24.

Игра

«Чернильница»

Продолжать учить

составлять узор из 9

кубиков. Развивать мелкую

моторику, закреплять цвет

Кубики Никитина

25.03.2020

25

Игра

«Угощение для

медвежат»

Развитие умения

сравнивать предметы по

одному-четырем

свойствам. Понимание

слов «разные»,

«одинаковые». Подведение

к пониманию отрицания

свойств

Блоки Дьенеша

01.04.2020

26.

Игра

«Художники»

Развитие умения

анализировать форму

предметов. Развитие

умения сравнивать по их

свойствам.

Блоки Дьенеша

08.04.2020

27.

Игра «чудесный

мешочек»

Закрепить эталоны цвета и

их названия. Упражнять в

различении цветов.

Развивать память,

Блоки Дьенеша

15.04.2020

9

внимание.

28.

Игра «Царь

зверей - петух»

Умение работать со

знакомыми символами.

Учить творческому

освоению законов языка,

приобщению к

художественной

литературе

Блоки Дьенеша

22.04.2020

29.

Игра «Магазин»

Развивать умение выявлять

и абстрагировать свой

выбор

Блоки Дьенеша

29.04.2020

30.

Игра «Птичка»

Закрепить умение детей

классифицировать и

абстрагировать фигуры по

форме. Учить кодировать и

декодировать

геометрические фигуры

через знак отрицания.

Развивать логическое

мышление, внимание

Блоки Дьенеша

06.05.2020

31.

Игра «Козлик»

Упражнять детей в

правильном определении

пространственного

расположения блоков

Дьенеша. Развивать речь,

активизировать словарь.

Блоки Дьенеша

13.05.2020

32.

Игра

«Волшебный

ключик»

Развивать логическое

мышление, умение

кодировать блоки с

помощью знаков символов,

учить сравнивать и

обобщать.

Блоки Дьенеша

20.05.2020

33.

Игра «Что

изменилось?».

Закреплять умение быстро

определять, что

изменилось в

расположении фигур

Блоки Дьенеша

27.05.2020

Календарный учебный график

Таблица 3

10

Дата начала

учебного года

Дата окончания

учебного года

Количество

учебных

недель

Продолжитель

ность каникул

Сроки контрольных

процедур

1 октября

2019г.

31 мая 2020г.

33

Каникулы не

предусмотрены

1.10.2019г.-

9.10.2019г.;

20.05.2019г.-

27.05.2020г.

Планируемые результатыПрограммы

К концу года дети должны:

Называть цифры от 0 до 9, соотносить количество предметов с

цифрой;

11

Понимать отношения между числами в пределах 10, выражать

эти отношения в речи;

Различать количественный и порядковый

счет;

Устанавливать равенство и неравенство групп предметов по

названному числу;

Находить

и

знать

заданные

геометрические

фигуры

среди

множества других;

Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;

Сравнивать

предметы

по

величине,

высоте,

длине,

ширине,

толщине, обозначая результаты сравнения соответствующими

терминами;

Выделять признаки сходства и различия между предметами и

объединять их по этому признаку;

Уметь ориентироваться на листе бумаги;

.

12

Приложение №1

п/

п

Имя,

ребенка

ПОКАЗАТЕЛИ

1..Называетцифры

от 0 до 9,

соотносит

количество

предметов с

цифрой

2.Понимает

отношение

между

ч и с л а м и

в

п р е д е л а х

1 0 ,

в ы р а ж а е т

э т и

отношения в речи

3.Различает

количественный

и

порядковый счет;

Устанавливает

р а в е н с т в о

и

неравенство

групп

п р е д м е т о в

п о

названному числу

Н а х о д и т

и

знает заданные

геометрически

е

ф и г у р ы

среди

множества

других;

Выкладывает

из

счетных

палочек

геометрические

фигуры;

Сравнивает

п р е д м е т ы

п о

величине,

высоте,

длине,

ш и р и н е ,

толщине,

обозначая

результаты

сравнения

соответствующими

терминами;

Выделяет

признаки

с х о д с т в а

и

различия

между

предметами

и

объединяет их по

этому признаку

Умеет

ориентирова

ться на листе

бумаги

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННИКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

13

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Развивай-ка»

Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:

- представление (умение) сформировано.

- представление (умение) на стадии формирования.

- представление (умение) не сформировано

14

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Место

проведения

образовательной

деятельности:

групповое

помещение №9.

Занятия проводятся 1 раз в неделю - в вечернее время с октября по

апрель включительно.

Материально-технические условия:

Наборы логических игр:

1.

Палочки Кюизенера – 15шт;

2.

Кубики Никитина– 15шт;

3.

Блоки Дьенеша– 15шт;

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы;

Беседы, консультации;

Дни открытых дверей.

Определение

результативности

реализации

дополнительной

общеобразовательной

программы

«Развивай-ка»

не

предполагает

специальных

форм

и

видов

организации

детей,

осуществляется

в

наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий.

Диагностическое

обследование

проводится

в

октябре

(начало

учебного

года)

и

в

мае

конце

учебного

года).

По

следующему

диагностическому инструментарию (Приложение №1)

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера?

М. Издательство ГНОМ и Д. 2008, - 64.

2.

интернет-ресурсы

3. Никитин

Б.

П.

«Ступеньки

творчества

или

развивающие

игры»,

Просвещение,1990.

4.

Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В.,

Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

5.

Васильева

Н.Н.,.

Новоторцева

Н.В

Развивающие

игры

для

дошкольников. – Ярославль: Академия развития.

6.

16



В раздел образования