Автор: Броновицкая Марина Константиновна
Должность: преподаватель первой квалификационной категории
Учебное заведение: ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Основные технологии преподавания для специальности ЭК в условиях компетентностно-ориентированного образования
Раздел: среднее профессиональное
Применение личностно ориентированных технологий
в процессе преподавания экономических дисциплин
В п. 7.1 ФГОС СПО (Приказ 832 от 28.07.2014 г.) отмечается, что:
«При
формировании
ППССЗ
образовательная
организация
должна
предусматривать,
в
целях
реализации
компетентностного
подхода,
использование
в
образовательном
процессе
активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и
ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых
дискуссий)
в
сочетании
с
внеаудиторной
работой
для
формирования
и
развития
общих
и
профессиональных компетенций обучающихся».
Именно это прямое указание обязывает Техникум ориентировать учебный процесс на
личностно-ориентированные
технологии.
Таким
образом,
на
современном
этапе
в
условиях
модернизации
образования
важнейшим
направлением
становится
личностно-ориентированная
работа с обучающимися.
Целью работы является организация личностно-ориентированного развития обучающихся,
обновления
содержания
образования,
выстраивания
индивидуальных
программ
обучения
в
процессе преподавания экономических дисциплин.
Личностно-ориентированное преподавание — концентрация внимания преподавателя на
целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства
ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими
задатками и возможностями развития..
Цель личностно-ориентированного обучения — создание условий для полноценного развития
следующих функций индивидуума:
− способность человека к выбору;
− умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
− поиск смысла жизни, творчество;
− формирование образа “Я”;
− ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
− автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других
факторов).
Личностно-ориентированные технологии включают направления:
1) Педагогика сотрудничества;
2) Педагогическая поддержка в процессе обучения (О.Газман);
3) Технология витагенного образования (А.С. Белкин).
Педагогика сотрудничества
Педагогическое сотрудничество реализует себя в технологии командной работы (Дьяченко
В.К.),
методах
интегрированного
обучения,
технологии
мастерских
(Окунев
А.А.),
дифференцированном подходе к обучающимся посредством предложения разноуровневых заданий.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения,
которая ориентируется на следующие результаты:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Технология педагогической поддержки в процессе обучения
Цель – содействовать обучающемуся в структурировании системы отношений к себе и миру на
основе общечеловеческих ценностей, инициации самовоспитания, помощи в самостоятельном
преодолении
трудностей
познания,
в
поддержке
осмысленности
обучения,
формирования
личностных смыслов (в сфере обучения), поддержки потребности в саморазвитии на основе Я-
концепции и помощи в реализации интенции на саморазвитие (развивающий аспект).
Результаты:
- осознанный выбор и соотнесение личностных и общественных потребностей;
- овладение способами самопознания, самоанализа, саморазвития;
- овладение способами самоутверждения, самовыражения.
Роль педагога – фасилитатор, психотерапевт.
Этапы совместной деятельности педагога с обучающимся:
- диагностический;
- поисковый;
- договорный;
- деятельностный;
- рефлексивный.
Технологии витагенного образования
Идея - самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности.
Витагенный опыт - это та часть жизненного опыта, которая наиболее значима для индивида,
часто
актуализируется
в
адекватных
ситуациях,
ЭТО
результат
процесса
накопления
жизненного опыта, который стал личностно значимым для человека.
Витагенно ориентированное обучение − это совместная целенаправленная деятельность
преподавателя и обучающихся по организации на занятии взаимообогащающего диалога, в основе
которого
находится
процесс
актуализации
(востребования)
витагенного
опыта
индивида
(его
личностно значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза)
и коллективного витагенного опыта.
Витагенные педагогические технологии:
- творческий синтез образовательных проекций, главная цель которого — представить
образовательный объект знания в проекциях голографии преобразованным и интегрированным.
Например, в основах экономики − это развитие рынка от простого обмен до многоканальных
международных логистических линий. В этом помогают различные технические средства обучения
(диапроектор, видео- и кинофильмы, слайды);
- творческое моделирование заданных образов. Например, моделирование экономической
реальности в разных моделях существования человека и экономики;
- создание ситуаций успеха и неуспеха в процессе обучения (ситуации "сбывшаяся радость,
неожиданная радость, общая радость, радость познания, мнимый успех, опасный успех и их приемы).
Организация личностно-ориентированного занятия
Личностно-ориентированное
занятие —
это
не
просто
создание
преподавателем
благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту студентов
как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного
занятия
состоит
в
том,
чтобы
раскрыть
содержание
субъектного
опыта
обучающихся
по
рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее
научное содержание («окультурить").
Преподаватель на занятии помогает студенту преодолеть ограниченность его субъектного
опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным
областям
знания,
переводя
этот
опыт
на
научно-значимые
образцы.
Готовясь
к
занятию,
преподаватель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на, но и какие
содержательные
характеристики
по
поводу
этого
материала
возможны
в
субъектном
опыте
обучающихся
(как
результат
их
предшествующего
обучения
в
прошлом
и
собственной
жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения студенческих «версий». Она не должна быть жесткой, в
виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача преподавателя − выявить и обобщить
«версии» студентов, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны
научному
содержанию, соответствуют теме, целям и задачам той или иной учебной дисциплины.
Основные особенности личностно-ориентированного учебного занятия
Цель — создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.
Средства достижения этой цели преподавателем:
− использование
разнообразных
форм
и
методов организации
учебной
деятельности,
позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;
− создание атмосферы заинтересованности каждого обучающихся в работе группы;
− стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
− использование дидактического материала, позволяющего студенту выбирать наиболее
значимые для него вид и форму учебного содержания;
− оценка
деятельности
студента
не
только
по
конечному
результату
(«правильно-
неправильно»), но и по процессу его достижения;
− поощрение
стремления
студента
находить
свой
способ
работы
(решения
задачи),
анализировать
способы
работы
других
обучающихся
в
ходе
учебного
занятия,
выбирать
и
осваивать наиболее рациональные;
− создание
педагогических
ситуаций
общения
на учебном
занятии,
позволяющих
каждому
студенту
проявлять
инициативу,
самостоятельность
и
избирательность
в
способах
работы;
− предоставление
возможности
для
естественного
самовыражения
обучающигося.
Сравнение
целей
деятельности
преподавателя
при
организации
традиционного
и
личностно-ориентированного учебного занятия представлены в таблице.
Таблица Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и
личностно ориентированного уроков
Цели традиционного учебного занятия
Цели личностно-ориентированного учебного занятия
1Обучает всех студентов установленной
сумме знаний, умений и навыков
1Способствует эффективному накоплению каждым
студентом своего собственного личностного опыта
2Определяет учебные задания, форму
работы студентов и демонстрирует им
образец правильного выполнения заданий
2Предлагает студентам на выбор различные учебные
задания и формы работы, поощряет к
самостоятельному поиску путей решения заданий
3Старается заинтересовать обучающихся в
том учебном материале, который
предлагает сам
3Стремится выявить реальные интересы
обучающихся и согласовать с ними подбор и
организацию учебного материала
4Проводит индивидуальные занятия с
отстающими или наиболее
подготовленными студентами
4Ведет индивидуальную работу с каждым
обучающимся
5Планирует и направляет деятельность
обучающихся
5Помогает обучающимся самостоятельно
спланировать свою деятельность
6Оценивает результаты работы
обучающихся, подмечая и исправляя
допущенные ошибки
6Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать
результаты их работы и исправлять допущенные
ошибки
7Определяет правила поведения в группе и
следит за их соблюдением
7Обучает студентов самостоятельно вырабатывать
правила поведения и контролировать их соблюдение
8Разрешает возникающие конфликты
между обучающимися: поощряет правых и
наказывает виноватых
8Побуждает студентов обсуждать возникающие
между ними конфликтные ситуации и
самостоятельно искать пути их разрешения
Подходы
к
разработке
дидактического
обеспечения
личностно-ориентированного
учебного занятия
− учебный
материал
должен
обеспечивать
выявление
содержания
субъектного опыта
ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
− изложение знаний в учебной литературе (преподавателем) должно быть направлено не
только
на увеличение
их
объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного
содержания, но и на обогащение личного опыта каждого обучающегося.
В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным
содержанием задаваемых знаний.
Учебный
материал
должен
быть
организован
таким
образом,
чтобы
обучающийся
имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
Необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию
наиболее
значимых
для
них
способов
проработки
учебного
материала, важно обеспечивать
контроль и оценку не только результата, но, главным
:
образом, процесса обучения.
Критерии
эффективности
проведения
личностно ориентированного
учебного
занятия
− использование проблемных творческих заданий;
− применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать вид и форму материала
(словесную, графическую,
условно-символическую);
− создание
положительного
эмоционального
настроя на работу у всех обучающихся в
ходе учебного занятия;
− сообщение в начале занятия не только темы, но и предполагаемого порядка организации
учебной деятельности;
− обсуждение с обучающимися в конце занятия не только того,
что «нового узнали», но и
того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что
сделать по-другому;
− оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и
анализ того, как ученик
рассуждал,
какой
способ
рассуждений
использовал, почему и в чем
ошибся;
− оценка
определяется
по
ряду
параметров;
по
конечному
результату,
пути
его
достижения, самостоятельности,
оригинальности.
а) Личностно ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные
ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам
психологии личности.
б)
Важной
особенностью
профессионализма
творчески
работающего
учителя
является
знание предмета и эрудиция.
в) Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства.
Под этим понятием мы понимаем следующие характеристики педагога: умение донести учебный
материал
до
уровня
понимания
каждым
учеником
(способность
работать
в
системе
индивидуального
и
дифференцированного
режима
обучения
детей);
умение
создать
благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у обучаемых
положительной
установки
на
обучение;
обладание
чувством
юмора,
умением
управлять
настроением аудитории.
г) Учитель должен обладать хорошими знаниями стилей управления детским коллективом и
умело применять к конкретной ситуации соответствующий уровень требований.
д) Весьма значимым компонентом является внешний облик учителя, который оказывает
целенаправленное воздействие на формирование личности ученика. Эксперимент подтвердил, что
внешность педагога на 40% предопределяет отношение учеников к учебному предмету.
Таким
образом,
пять
вышеуказанных
компонентов
являются
основополагающими
при
характеристике профессионально – личностных качеств современного учителя.
Профессионализм творчески работающего учителя постоянно совершенствуется, а значит,
появляются новые требования к его личности и педагогической деятельности.