Напоминание

Основные технологии преподавания для специальности ЭК в условиях компетентностно-ориентированного образования


Автор: Броновицкая Марина Константиновна
Должность: преподаватель первой квалификационной категории
Учебное заведение: ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Основные технологии преподавания для специальности ЭК в условиях компетентностно-ориентированного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение личностно ориентированных технологий

в процессе преподавания экономических дисциплин

В п. 7.1 ФГОС СПО (Приказ 832 от 28.07.2014 г.) отмечается, что:

«При

формировании

ППССЗ

образовательная

организация

должна

предусматривать,

в

целях

реализации

компетентностного

подхода,

использование

в

образовательном

процессе

активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и

ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых

дискуссий)

в

сочетании

с

внеаудиторной

работой

для

формирования

и

развития

общих

и

профессиональных компетенций обучающихся».

Именно это прямое указание обязывает Техникум ориентировать учебный процесс на

личностно-ориентированные

технологии.

Таким

образом,

на

современном

этапе

в

условиях

модернизации

образования

важнейшим

направлением

становится

личностно-ориентированная

работа с обучающимися.

Целью работы является организация личностно-ориентированного развития обучающихся,

обновления

содержания

образования,

выстраивания

индивидуальных

программ

обучения

в

процессе преподавания экономических дисциплин.

Личностно-ориентированное преподавание — концентрация внимания преподавателя на

целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства

ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими

задатками и возможностями развития..

Цель личностно-ориентированного обучения — создание условий для полноценного развития

следующих функций индивидуума:

− способность человека к выбору;

− умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

− поиск смысла жизни, творчество;

− формирование образа “Я”;

− ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

− автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других

факторов).

Личностно-ориентированные технологии включают направления:

1) Педагогика сотрудничества;

2) Педагогическая поддержка в процессе обучения (О.Газман);

3) Технология витагенного образования (А.С. Белкин).

Педагогика сотрудничества

Педагогическое сотрудничество реализует себя в технологии командной работы (Дьяченко

В.К.),

методах

интегрированного

обучения,

технологии

мастерских

(Окунев

А.А.),

дифференцированном подходе к обучающимся посредством предложения разноуровневых заданий.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения,

которая ориентируется на следующие результаты:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Технология педагогической поддержки в процессе обучения

Цель – содействовать обучающемуся в структурировании системы отношений к себе и миру на

основе общечеловеческих ценностей, инициации самовоспитания, помощи в самостоятельном

преодолении

трудностей

познания,

в

поддержке

осмысленности

обучения,

формирования

личностных смыслов (в сфере обучения), поддержки потребности в саморазвитии на основе Я-

концепции и помощи в реализации интенции на саморазвитие (развивающий аспект).

Результаты:

- осознанный выбор и соотнесение личностных и общественных потребностей;

- овладение способами самопознания, самоанализа, саморазвития;

- овладение способами самоутверждения, самовыражения.

Роль педагога – фасилитатор, психотерапевт.

Этапы совместной деятельности педагога с обучающимся:

- диагностический;

- поисковый;

- договорный;

- деятельностный;

- рефлексивный.

Технологии витагенного образования

Идея - самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности.

Витагенный опыт - это та часть жизненного опыта, которая наиболее значима для индивида,

часто

актуализируется

в

адекватных

ситуациях,

ЭТО

результат

процесса

накопления

жизненного опыта, который стал личностно значимым для человека.

Витагенно ориентированное обучение − это совместная целенаправленная деятельность

преподавателя и обучающихся по организации на занятии взаимообогащающего диалога, в основе

которого

находится

процесс

актуализации

(востребования)

витагенного

опыта

индивида

(его

личностно значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза)

и коллективного витагенного опыта.

Витагенные педагогические технологии:

- творческий синтез образовательных проекций, главная цель которого — представить

образовательный объект знания в проекциях голографии преобразованным и интегрированным.

Например, в основах экономики − это развитие рынка от простого обмен до многоканальных

международных логистических линий. В этом помогают различные технические средства обучения

(диапроектор, видео- и кинофильмы, слайды);

- творческое моделирование заданных образов. Например, моделирование экономической

реальности в разных моделях существования человека и экономики;

- создание ситуаций успеха и неуспеха в процессе обучения (ситуации "сбывшаяся радость,

неожиданная радость, общая радость, радость познания, мнимый успех, опасный успех и их приемы).

Организация личностно-ориентированного занятия

Личностно-ориентированное

занятие

это

не

просто

создание

преподавателем

благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту студентов

как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного

занятия

состоит

в

том,

чтобы

раскрыть

содержание

субъектного

опыта

обучающихся

по

рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее

научное содержание («окультурить").

Преподаватель на занятии помогает студенту преодолеть ограниченность его субъектного

опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным

областям

знания,

переводя

этот

опыт

на

научно-значимые

образцы.

Готовясь

к

занятию,

преподаватель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на, но и какие

содержательные

характеристики

по

поводу

этого

материала

возможны

в

субъектном

опыте

обучающихся

(как

результат

их

предшествующего

обучения

в

прошлом

и

собственной

жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения студенческих «версий». Она не должна быть жесткой, в

виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача преподавателя − выявить и обобщить

«версии» студентов, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны

научному

содержанию, соответствуют теме, целям и задачам той или иной учебной дисциплины.

Основные особенности личностно-ориентированного учебного занятия

Цель — создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

Средства достижения этой цели преподавателем:

− использование

разнообразных

форм

и

методов организации

учебной

деятельности,

позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;

− создание атмосферы заинтересованности каждого обучающихся в работе группы;

− стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов

выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

− использование дидактического материала, позволяющего студенту выбирать наиболее

значимые для него вид и форму учебного содержания;

− оценка

деятельности

студента

не

только

по

конечному

результату

(«правильно-

неправильно»), но и по процессу его достижения;

− поощрение

стремления

студента

находить

свой

способ

работы

(решения

задачи),

анализировать

способы

работы

других

обучающихся

в

ходе

учебного

занятия,

выбирать

и

осваивать наиболее рациональные;

− создание

педагогических

ситуаций

общения

на учебном

занятии,

позволяющих

каждому

студенту

проявлять

инициативу,

самостоятельность

и

избирательность

в

способах

работы;

− предоставление

возможности

для

естественного

самовыражения

обучающигося.

Сравнение

целей

деятельности

преподавателя

при

организации

традиционного

и

личностно-ориентированного учебного занятия представлены в таблице.

Таблица Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и

личностно ориентированного уроков

Цели традиционного учебного занятия

Цели личностно-ориентированного учебного занятия

1Обучает всех студентов установленной

сумме знаний, умений и навыков

1Способствует эффективному накоплению каждым

студентом своего собственного личностного опыта

2Определяет учебные задания, форму

работы студентов и демонстрирует им

образец правильного выполнения заданий

2Предлагает студентам на выбор различные учебные

задания и формы работы, поощряет к

самостоятельному поиску путей решения заданий

3Старается заинтересовать обучающихся в

том учебном материале, который

предлагает сам

3Стремится выявить реальные интересы

обучающихся и согласовать с ними подбор и

организацию учебного материала

4Проводит индивидуальные занятия с

отстающими или наиболее

подготовленными студентами

4Ведет индивидуальную работу с каждым

обучающимся

5Планирует и направляет деятельность

обучающихся

5Помогает обучающимся самостоятельно

спланировать свою деятельность

6Оценивает результаты работы

обучающихся, подмечая и исправляя

допущенные ошибки

6Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать

результаты их работы и исправлять допущенные

ошибки

7Определяет правила поведения в группе и

следит за их соблюдением

7Обучает студентов самостоятельно вырабатывать

правила поведения и контролировать их соблюдение

8Разрешает возникающие конфликты

между обучающимися: поощряет правых и

наказывает виноватых

8Побуждает студентов обсуждать возникающие

между ними конфликтные ситуации и

самостоятельно искать пути их разрешения

Подходы

к

разработке

дидактического

обеспечения

личностно-ориентированного

учебного занятия

− учебный

материал

должен

обеспечивать

выявление

содержания

субъектного опыта

ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

− изложение знаний в учебной литературе (преподавателем) должно быть направлено не

только

на увеличение

их

объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного

содержания, но и на обогащение личного опыта каждого обучающегося.

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным

содержанием задаваемых знаний.

Учебный

материал

должен

быть

организован

таким

образом,

чтобы

обучающийся

имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

Необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию

наиболее

значимых

для

них

способов

проработки

учебного

материала, важно обеспечивать

контроль и оценку не только результата, но, главным

:

образом, процесса обучения.

Критерии

эффективности

проведения

личностно ориентированного

учебного

занятия

− использование проблемных творческих заданий;

− применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать вид и форму материала

(словесную, графическую,

условно-символическую);

− создание

положительного

эмоционального

настроя на работу у всех обучающихся в

ходе учебного занятия;

− сообщение в начале занятия не только темы, но и предполагаемого порядка организации

учебной деятельности;

− обсуждение с обучающимися в конце занятия не только того,

что «нового узнали», но и

того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что

сделать по-другому;

− оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и

анализ того, как ученик

рассуждал,

какой

способ

рассуждений

использовал, почему и в чем

ошибся;

− оценка

определяется

по

ряду

параметров;

по

конечному

результату,

пути

его

достижения, самостоятельности,

оригинальности.

а) Личностно ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные

ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам

психологии личности.

б)

Важной

особенностью

профессионализма

творчески

работающего

учителя

является

знание предмета и эрудиция.

в) Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства.

Под этим понятием мы понимаем следующие характеристики педагога: умение донести учебный

материал

до

уровня

понимания

каждым

учеником

(способность

работать

в

системе

индивидуального

и

дифференцированного

режима

обучения

детей);

умение

создать

благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у обучаемых

положительной

установки

на

обучение;

обладание

чувством

юмора,

умением

управлять

настроением аудитории.

г) Учитель должен обладать хорошими знаниями стилей управления детским коллективом и

умело применять к конкретной ситуации соответствующий уровень требований.

д) Весьма значимым компонентом является внешний облик учителя, который оказывает

целенаправленное воздействие на формирование личности ученика. Эксперимент подтвердил, что

внешность педагога на 40% предопределяет отношение учеников к учебному предмету.

Таким

образом,

пять

вышеуказанных

компонентов

являются

основополагающими

при

характеристике профессионально – личностных качеств современного учителя.

Профессионализм творчески работающего учителя постоянно совершенствуется, а значит,

появляются новые требования к его личности и педагогической деятельности.



В раздел образования