Автор: Пиминова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №14
Населённый пункт: город Верхний Уфалей Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.Проблемы и пути их решения.
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи детей дошкольного возраста.
Проблемы и пути их решения»
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им», - сказал Г. Гегель.
Овладение речью – важнейший этап в жизни ребенка раннего
возраста. Известный советский психолог Л.С. Выготский указывал, что в
развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида
обучения, являющиеся сензитивными. Для развития речевой функции
сензитивным является период раннего детства.
Существует несколько разных определений термина речь.
Наиболее точное и полное определение: речь - это сложная функциональная
система, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в
процессе общения.
Речь в человеческом обществе выполняет различные функции.
Коммуникативная функция (речь как средство общения) состоит в том, что с
помощью речи передается информация от человека к человеку.
Когнитивная или интеллектуальная функция: речь как инструмент
мышления. Слово в этом случае выступает как понятие, то есть как
обобщенная мысль.
В период раннего детства подготовка к овладению звуками речи включает:
развитие слухового внимания, речевого дыхания, подготовку
артикуляционного аппарата. Методы и приемы подробно описаны М.Ф.
Фомичевой.
Развитие слухового внимания.
Развитие слухового внимания проводится в основном на материале
неречевых звуков:
узнавание и различение неречевых звуков;
различение высоты, силы, тембра голоса.
Используются игры со звучащими игрушками.
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования
фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет
собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно
- психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия
ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных
воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по
наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его
взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от
речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок
слышал правильную грамотную речь.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в
дошкольном детстве является необходимым условием решения задач
умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. А
Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других
подчеркивается, что дошкольный возраст - это период активного творческого
развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются
все психические процессы (восприятие, мышление, воображение),
становится произвольным внимание, память, формируется связная речь.
Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно
отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно -
эстетическом развитии детей в сензитивном периоде.
В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие
речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на
мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере
ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми
образцами.
Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего
возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году
в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он
составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. В интенсивно развивающейся
активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он
пытается строить простые предложения, в разговоре со взрослыми
использует практически все части речи.
По мере взросления уровень физического развития замедляется, а
уровень психического развития ускоряется. Однако темпы развития в период
раннего детства неравномерны, имеют скачкообразный характер. Показатели
физического и психического развития носят индивидуальный характер.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с
большими искажениями.
В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные
требования. Она должна быть:
- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим
обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и
готовность ответить на неё;
- эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное
определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл
слова.
- правильной, отчетливой, неспешной;
- понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что
обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;
- более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более
сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет
.
Артикуляционная гимнастика.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов
артикуляции. Язык – это мышца и ее необходимо тренировать.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные
на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился
удерживать артикуляционную позу. Динамические упражнения
вырабатывают переключаемость движений.
Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики:
Не следует выполнять гимнастику сразу же после еды.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную
последовательность: от простых упражнений к более сложным, от
статических упражнений к динамическим.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, это обеспечивает
оптимально удобное положение.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо.
Поэтому стоит воспользоваться настенным зеркалом.
Количество повторов каждого упражнения от 2 до 5 раз. М.Ф.
Фомичева указывала: «Упражнения должны быть целенаправленными: важно
не их количество, а качество выполнения».
Игровые приемы для проведения артикуляционной гимнастики:
Картинный материал. К каждому упражнению подбирается красочная
картинка-образ, которая демонстрируется ребенку во время проведения
гимнастики.
Стихотворения.
«Сказка о язычке»
Развитие мелкой моторики
Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
У большинства же современных детей отмечается недостаточность мелкой
моторики. Японские ученые причину этого видят в достижениях
цивилизации: обувь на липучках, одежда на замках-молниях.
С детьми раннего возраста проводили такой опыт: просили ребенка показать
один пальчик, два пальчика и три. Дети, которые справились – оказались
«говорящими»; дети у которых пальцы сгибались и разгибались только все
вместе - имели проблемы в речевом развитии.
Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга,
отвечающие за речь, поэтому упражнения для развития мелкой моторики
входят в комплексную работу по формированию правильной речи.
При проведении коллективных пальчиковых игр дети выполняют движения
неточно, не осознают отдельные положения пальцев. В связи с этим
необходимо наряду с использованием пальчиковых игр, проводить
индивидуальную пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на активную (выполняет сам
ребенок) и пассивную (движения выполняются с помощью взрослого).
Пассивная рекомендуется
детям с низким уровнем развития мелкой
моторики, как предварительный этап работы.
Игры с крупами.
В последнее время наряду с традиционными пальчиковыми играми
приобретают все большее распространение игры с крупами. Такие как:
сухой бассейн и рисование на крупе, позволяющие одновременно с
совершенствованием координации движений проводить и массаж пальчиков
(чем крупнее крупа, тем более активным будет массаж).
Для изготовления сухого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль,
пшеницу, перловку) в коробку или глубокую миску, на дно положить мелкие
игрушки и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.
Для рисования на крупе понадобится поднос либо любая другая ровная
поверхность. Насыпаем крупу на поднос и распределяем ее ровным слоем по
всей плоскости. Чтобы легче было убирать крупу, рассыпавшуюся после
занятия, можно проводить игры с крупой на ткани, которая быстро чистится,
путем встряхивания.
Игры с мелкими предметами (камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали
мозаики), развивают умение хватать щепотью или двумя пальцами и
способствуют развитию координированных движений пальцев рук:
Сортировать мелкие предметы
Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.
«Покорми друга». Используется коробка, на которой нарисовано
животное, на месте рта проделано отверстие, в которое ребенок опускает
фасоль, макароны.
Игры с крупой и мелкими предметами следует проводить под контролем
взрослого.
Другие полезные игры:
Нанизывать бусины на шнурок.
Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки,
молнии.
Отстегивать и пристегивать прищепки.
Запускать пальцами волчки.
Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки банок,
бутылок.
Мять бумагу.
Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они
видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к
высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры,
воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие
присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все
повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети
узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции
взрослого.
Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое
общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей
обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.
Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и
сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия - важный
принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть
понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на
конкретную ситуацию.
В своей работе использую специальные игры и занятия, которые
создают условия для развития у детей разных сторон речи:
- потешки, хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается
детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными
повторами слов с четкой концовкой - «топ- топ», «да- да»,
звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух,
интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными
игрушками, игры - инсценировки (способствуют развертыванию диалогов,
обогащению словарного запаса)
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание
иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы,
при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия,
побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)
- игры - занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай,
что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая
их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)
- игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают
движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной
речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию
физиологической основы овладения ребенком речью, двигательного центра
мозга)
Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в
речевом развитии ребенка являются родители.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда.
Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без
полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что
малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с
ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи,
многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной
составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое
«сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают
малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что
родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей
речи.
Родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно
исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь
в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный
речевой опыт детей. Дети не приучены разговаривать, им сложно
сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в
мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая
нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе,
вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим
ребенком.
Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса.
Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели
почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не
пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается
компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько
основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов
и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести
следующие:
Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
Проговаривание действий, называние предметов при общении с
детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен
выразить свое желание словесно.
Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов,
акцентирование его внимания на правильном образце.
Создание благоприятной речевой среды, организация игр,
провоцирующих речевую активность детей.
Создание благоприятного климата в семье, располагающего к
общению всех членов семьи.
Организация свободного времени ребенка с помощью различных
кружков, секций, общения со сверстниками.
Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при
отклонениях в развитии речи.
Проблемы в речевом развитии ребенка необходимо решать комплексно
и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. В противном
случае они могут вызвать большие затруднения при обучении в школе.
Памятка для родителей
«Речевое развитие детей раннего возраста»
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в
значительной мере зависит от достаточной речевой практики, социального и
речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с
первых дней его жизни.
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов
деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание и раздевание ,
игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает
ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения.
Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если
ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то
ваша фраза должна состоять из 2 слов.
-Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего
ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: "Что
он делает?, вместо: «Он играет?»
-Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была
возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы.
Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета
и т.д.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку
рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
-Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи,
помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов
(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему
возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их
отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как
ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
- Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает
большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его
коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте
цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,
последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч»,
«круглый мяч» и т.д.
- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с
ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать
элементы связной речи, развивать память и внимание.
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое
развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».