Автор: Шаптала Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Юность"
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации учебного процесса объединений дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шаптала Наталья Викторовна
МБОУ ДО «Юность»
Главная задача обучения — это вызвать интерес детей к творчеству и
помочь им в дальнейшем развить свои способности,
предложив им как
можно больше приемов, методов и средств художественной деятельности.
На
занятиях
в
объединении
«Волшебный фоамиран»
используются
современные техники декоративно-прикладного искусства такие как создание
изделий из фоамирана, полимерной глины, атласных лент .
В частности
фоамиран
представляет
собой
приятный
в
использовании
материал,
позволяющий работать в нескольких направлениях декоративно-прикладного
искусства:
флористика,
интерьерный
дизайн,
украшения,
детские
игрушки[1].
Подбор
материала
учебной
программы
и
различных
видов
деятельности
для
детей
осуществляется
с
использованием
личностно-
ориентированного
подхода.
Несложность
выполняемых
заданий
по
изготовлению
декоративного
изделия
с
получением
результата
в
рамках
одного занятия
на начальном этапе обучения позволяет быстро вовлечь
учащихся в активную деятельность и вызывает стимул к дальнейшей работе.
Реализация
творческого
потенциала
учащихся
через
активное
участие
в
выставках,
ярмарках
и
конкурсах
поможет
ребенку
быть
активным
участником культурно - социальной жизни общества.
Процесс формирования и развития нравственно-эстетических качеств
учащихся зависит от множества взаимовлияющих факторов. Так, например,
способности ребенка определяются не только его задатками, но в большей
степени проявляются и создаются в результате его активной деятельности
[4].
В тоже время развивающиеся способности стимулируют учащегося к
активной
творческой
деятельности,
что
в
свою
очередь
подталкивает
педагога повышать свой профессиональный уровень.
В данной работе представляется новый подход к организации учебного
процесса
организаций
дополнительного
образования,
основанный
на
применении метода когнитивного моделирования.
Систему формирования нравственно-эстетических качеств учащегося
можно представить в виде когнитивной карты, обобщенная структура
которой представлена на рис. 1.
Когнитивная карта представляет собой взвешенный граф , состоящий
из
концептов
(основных
факторов)
и
причинно-следственных
связей,
определяющих
их
взаимное
влияние.
Каждый
концепт
является
интегральным показателем [3].
Так,
например,
фактор
«воспитание»
в
программе
объединения
«Волшебный
фоамиран»
должен
включать
в
себя
такие
качества
как
аккуратность, самостоятельность, усидчивость и др. Набор факторов, а также
числовые оценки от 0 (не влияет) до 1 (сильно влияет) взаимных влияний
между
факторами
определяются
группой
экспертов,
в
роли
которых
выступают родители учащихся и педагог.
Рис.
1.
Обобщенная
схема
когнитивной
карты
организации
деятельности
образовательного объединения «Волшебный фоамиран»
Для выявления основных концептов и усредненных оценок взаимосвязей
между
ними
используется
анкетирование
с
последующей
обработкой
полученных данных.
Каждый фактор также имеет свою меру активности в текущее время,
которая уже определяется родителями конкретного ребенка. Мера активности
может принимать значения от 0(нет активности) до 1 (активен).
Ре зул ьт атом
ко г н и т и в н о го
м од е л и р о ва н и я
д е я т е л ь н о с т и
образовательного
объединения
является
последовательность
состояний
факторов , которые определяют состояние системы в целом через некоторое
время.
Моделируя
внешние
воздействия
на
те
или
иные
факторы
системы
можно
для
каждого
учащегося
подобрать
оптимальную
индивидуальную
обучающую
траекторию.
Так,
одним
из
основных
управляющих
интегральных факторов, является «организация учебного процесса».
Рассмотрим более подробно один из фрагментов когнитивной карты.
Художественно-эстетическое воспитание должно осуществляться совместно
как в образовательных учреждениях, так и самими родителями. Наличие
постоянной
обратной
связи
между
родителями
и
педагогом
позволяет
своевременно выявлять причины того или иного эмоционального состояния
учащегося
и
путем
проведения
бесед,
выбора
подходящей
техники
изготовления поделки, цветовой гаммы фоамирана, а также вовлечением в
коллективный
труд способствовать его нормализации [2].
Организация
ежедневных выставок поделок учащихся в социальных сетях в свою очередь
благотворно влияет на эмоциональный климат в семье учащегося.
Спокойное эмоциональное состояние на ряду аккуратностью, трудолюбием и
др.
является
одним
из
основных
факторов,
способствующих
развитию
художественно-эстетических
качеств
учащегося
и
достижению
успеха
в
учебной деятельности в целом.
Таким образом вовлечение педагогов и родителей в процесс построения
структуры
когнитивной
карты,
возможных
сценариев
развития
учебного
процесса на ее основе и выбор оптимальной обучающей траектории для
конкретного ребенка способствует образованию сплоченного коллектива из
детей,
родителей
и
педагогов,
целью
которого
является
формирование
целостной личности учащегося, фундаментальной частью которой является
наличие у него нравственно-эстетических качеств.
Список литературы
1.Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.
2.Заболотская И.А. Коллективное творчество младших школьников в условиях детского
творческого объединения // Педагогическое мастерство и педагогические технологии :
материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 18 март 2014 г.) / редкол.: О.Н.
Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 316-317.
3.Кузнецов
О.П.,
Кулич
А.А.,
Марковский
А.В.
Анализ
влияний
при
управлении
слабоструктурированными
ситуациями
на
основе
когнитивных
карт
//
Человеческий
фактор в управлении / Под ред. Н.А. Абрамовой, К.С. Гинсберга, Д.А. Новикова. – М.:
КомКнига, 2006. – С. 313–344.
4. Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и
воспитании. - М., 2010.