Напоминание

Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения


Автор: Светлана Александровна Моторыгина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа №1
Населённый пункт: г. Кинешма Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Система оценивания

учебных достижений

школьников в условиях

безотметочного обучения»

Работу выполнила: учитель

начальных классов МБОУ школы №1

Моторыгина Светлана Александровна

Содержание

1.

Введение.

2.

Особенности оценивания учебных достижений детей в

начальной школе.

3.

Понятие и сущность безотметочного обучения.

4.

Организация оценивания в условиях безотметочного обучения:

а) принципы безотметочного обучения;

б) требования к организации обучения.

5. Формы и способы оценивания:

а) словесная оценка;

б) поощрение;

в) рейтинговая оценка;

г) квалиметрическая оценка;

д) самооценка

6. Методика оценивания учебных достижений на основе карты

индивидуальных достижений ученика.

7. Портфолио – новый подход к оценке достижений младших

школьников в условиях безотметочного обучения.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема безотметочного обучения не нова, но актуальна. Ее значение

возросло

с

принятием

в

декабре

2001

года

Концепции

модернизации

российского

образования

на

период

до

2010

года,

предполагающей

разработку

новой

модели

начальной

школы. Концепция

модернизации

российского образования выдвигает новые социальные требования к системе

школьного

образования.

Развивающемуся

обществу

нужны

современно

образованные,

предприимчивые

люди,

которые

могут

самостоятельно

принимать

ответственные

решения

в

ситуации

выбора,

прогнозируя

их

возможные

последствия,

способные

к

сотрудничеству,

инициативные

и

само стоятельные,

отличающие ся

мобильно стью,

д и н а м и зм ом ,

конструктивностью,

обладающие

развитым

чувством

ответственности

за

судьбу страны.

1

В ходе разработки новой модели школы предусматривается переход на

безотметочную систему обучения всей начальной школы.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма

существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач

педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими

компонентами

учебно

-

воспитательного

процесса

(содержание,

методы,

средства,

формы

организации)

должен

соответствовать

современным

достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и

приоритетам образования в первом звене школы.

Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно

ориентированной,

развивающей

модели

образования,

в

которой

ведущее

место

занимает

развитие

личности

ученика,

его

возможностей

и

способностей,

желания

и

умения

учиться.

Приоритетом

начального

образования

становится

формирование

общеучебных

умений

и

навыков,

способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной

мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с

этим

сегодня

требуют

изменения

существующие

подходы

к

оценке

достижений ребенка в ходе обучения. Если раньше при оценке достижений

детей

учитель

ориентировался

только

на

результат

сформированности

предметных знаний, умений и навыков, выражая оценку в отметках - баллах,

то сегодня учителя интересует процесс формирования личности в учебной

деятельности, и прежде всего путь усвоения знаний и обретения базовых

учебных навыков, который нельзя просто зафиксировать отметкой - баллом,

но нужно отследить и, при необходимости, вовремя откорректировать. Не

случайно

современной

начальной

школой

взят

курс

на

безотметочное

обучение,

по

сути

своей

являющиеся

процессуальным,

то

е сть

ориентированным

на

анализ

процесса

учения

и

становления

личности

младшего школьника. В 1-2 классах процессуальное оценивание закреплено

официально через принципы

безотметочного обучения. В 3-4 классах, с

введением отметки, оно не должно уходить на второй план, т.к. на его основе

строится управление качеством образования со стороны учителя.

Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников

сегодня признается каждым учителем. Так как традиционная пятибалльная

система оценивания не даёт полноценной возможности для формирования у

учащегося

оценочной

самостоятельности,

затрудняет

индивидуализацию

обучения,

является

малоинформативной,

часто

имеет

травмирующий

характер.

Поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы устранить

негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения,

индивидуализации

учебного

процесса,

повышению

учебной

мотивации

и

учебной самостоятельности в обучении привёл меня к введению в практику

системы безотметочного обучения.

Кроме того, имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств

оценивания, выстраивание схемы анализа результатов. Именно поэтому я

остановилась на этой теме.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной

школе

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную,

без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов

деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Но очевидным

выглядит тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного

труда,

в

рамках

которой

практически

отсутствует

учет

мнения

самих

обучаемых, делает затруднительным сам процесс обучения.

Система

контроля

и

оценки

в

начальной

школе

не

может

ограничиваться

утилитарной

целью

проверкой

усвоения

знаний

и

выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит

более важную социальную задачу: развить у школьников рефлексию и такие

значимые общеучебные умения как умение проверять и контролировать себя,

критически

оценивать

свою

деятельность,

находить

ошибки

и

пути

их

устранения.

Именно

поэтому

оценка

в

начальной

школе

должна

соответствовать целому ряду требований

Оценка

есть

определение

качества

достигнутых

школьником

результатов

обучения.

При

ее

осуществлении,

прежде

всего,

необходимо

учитывать

психологические

особенности

ребенка

младшего

школьного

возраста:

неумение

объективно

оценить

результаты

своей

деятельности,

слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя

и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом

ранее изучаемого материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется

прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное

отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени

сформированности у них самооценки. Учителю следует помнить, что одним

из основных требований к оценочной деятельности является формирование у

школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными,

видеть ошибки, знать требования к работам разного вида, находить ошибки в

чужой

и

своей

работах,

анализировать

их

причины

и

определять

пути

исправления.

Работа

учителя

состоит

в

создании

определенного

общественного

мнения

в

классе:

каким

требованиям

отвечает

работа

на

«отлично»,

правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от этой работы.

Таким

образом,

система

контроля

и

оценки

становится

регулятором

отношений

школьников

и

учебной

среды.

Ученик

превращается

в

равноправного

участника

процесса

обучения.

Он

не

только

готов,

он

стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а

что ему еще предстоит преодолеть. Выполнение указанных требований к

оценочной деятельности побуждает учителя к поиску наиболее действенных

способов оценивания. Традиционно в школе для оценивания используется

отметка.

Оценивание на основе анализа текущих итоговых отметок остается

пока наиболее распространенной формой. Любопытное исследование провел

Б.Блум. Он показал, что каждый учебный год младший школьник решает

приблизительно

200

задач

и

заданий

и

столько

раз

подвергается

традиционному

школьному

оцениванию.

В

средней

школе

он

ежегодно

получает отметки до 2000 раз. С такой высокой частотой оценки человек не

встречается больше никогда. Б.Блум придерживается мнения, что около трети

школьников

благодаря

высоким

положительным

отметкам

становится

привилегированным.

Но

другие

дети

становятся

жертвами,

они

теряют

всякий интерес к школе. Эти дети, как отмечает ученый, деморализованы,

часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их в безвыходное

положение

без

шансов

на

успех,

потому

что

порождает

у

них

образ

мышления

неудачника.

Поэтому

отметочная

система

оценивания

имеет

существенные недостатки – это и недооценка оценочных суждений учителя,

и субъективность выставляемых отметок. Это определяет педагогическую

нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки-отметки,

карающей

за

любую

ошибку,

и

усиление

значения

оценки

в

виде

аналитических

суждений,

объясняющих

возможные

пути

исправления

ошибок.

Такой

подход

поддерживает

ситуацию

успеха

и

формирует

правильное отношение ученика к контролю.

Особенно опасно применение цифровой отметки при обучении детей в

1,2 классах начальной школы, ибо в первые годы обучения дети еще не

способны

правильно

понять

нормативную

отметку.

Известен

пример,

который

приводит

в

своей

работе

«Воспитательная

и

образовательная

функция

отметки»

Ш.А. Амонашвили.

Он

описывает

диалог

двух

первоклассников,

возвращающихся

домой

из

школы.

Один

ребенок

спрашивает у другого:»У тебя уже есть отметки?» «Да», - отвечает первый и с

гордость добавляет: «Уже три двойки». А второй с горечью констатирует: «А

у меня только одна пятерка».

Поэтому необходимо не просто отказаться от выставления отметок

учащимся

1,2,

классов,

но

и

перестроить

всю

оценочную

деятельность.

Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда,

когда

школьники

знают

основные

характеристики

разных

отметок.

Содействие осознанию и принятию этих характеристик (критериев) должно

стать

существенным

содержанием

деятельности

учителя.

До

введения

отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания –

звездочки,

цветочки,

разноцветные

полоски

и

пр.

При

их

применении

функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к

нему

идентично

отношению

к

цифровой

оценке.

Кроме

того,

отметкой

оценивается результат

определенного этапа обучения. Пока дети только

начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-

нибудь

определенные

результаты

обучения,

отметка

больше

оценивает

процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной

задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и малоосознанные знания. Поэтому

оценивать

отметкой

этот

этап

обучения

нецелесообразно.

Оценочную

деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развернутого

словесно-описательного

анализа

процесса

учения

школьника

и

формирования его самооценки.

Понятие и сущность безотметочного обучения.

Прежде чем начать разговор о сущности безотметочного обучения в

начальной школе, необходимо разграничить понятия "отметка" и "оценка".

Понятие "оценка" как философская категория предполагает определенное

отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению,

установление их значимости, соответствия их определенным нормам.

Согласно толковым словарям (см. Ожегов, Ушаков), оценка - это мнение,

суждение, высказывание о качествах чего-нибудь, а отметка - установленное

обозначение степени знаний ученика, выставляемая преподавателем; то же,

что и балл.

Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является

Ш.А.Амонашвили

(Амонашвили

Ш.А.

Обучение.

Отметка.

-

М.:Знание.1980г.,

"Воспитательная

и

образовательная

функция

оценки

учения

школьников.

Экспериментально-педагогическое

исследование.-

М.;Педагогика,1971г.).

Сторонники безотметочного обучения призывают к отмене "отметки", замене

их "оценками".

Отмена

"отметки",

т.е.

пятибалльной

системы

вытекает

из

задач

вышеуказанной

концепции.

Одна

из

них

это:

" в ы р а щ и ва н и е

самостоятельных,

инициативных

и

ответственных

молодых

людей,

способных

в

новых

социально-экономических

условиях

быстро

и

эффективно

найти

свое

место

в

обществе".

Под

самостоятельностью

понимают

ответственное,

инициативное

поведение,

независимое

от

посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи собственными

силами - это основной вектор взросления. Быть самостоятельным - это значит

самостоятельно

добывать

любые

знания.

Именно

переход

от

получения

знаний

в

готовом

виде

к

их

добыванию

самими

учащимися

становится

главной чертой обновляющейся школы.

Оценка в баллах непригодна для начальной школы, как и любой другой

вариант

сравнения

достижений

ребенка

со

стандартом.

Оценка

должна

отражать

процесс

продвижения

ребенка,

а

не

уровень,

достигнутый

на

данный момент.

Школа,

прежде

всего,

должна

научить

учиться,

т.е.

научиться

учебной

самостоятельности,

точнее

сформулировать

учебную

деятельность

по

саморазвитию, деятельность по изменению самого себя.

Как

известно,

учебная

деятельность

-

ведущая

в

начальной

школе.

Это

значит, если она не начнет формироваться в начальной школе, то потом может

не появиться вовсе, т.к. уже в подростковом возрасте ей на смену придет

другая ведущая деятельность - общение.

Суть технологии безотметочного обучения состоит в иной процедуре

оценивания,

иной

позиции

педагога,

которое

отнюдь

не

является

безоценочным. С этой точки зрения вернее было бы назвать традиционное

отметочное

обучение

безоценочным,

так

как

там

нет

места

действию

оценивания

ребенком

самого

себя

а

это,

как

отмечают

современные

психологи, «краеугольный камень» учебный самостоятельности способности

к

обучению

вообще

к

самообучению

в

частности).

На

мой

взгляд,

безотметочное обучение (при условии его правильной организации) и есть

подлинно ОЦЕНОЧНОЕ обучение. В том смысле, что термин «безотметочное

обучение» крайне неудачен, он провоцирует ложное восприятие – как будто

бы речь идет об отмене отметок и самого оценивания. Отсюда и негативное

отношение – любой здравомыслящий взрослый понимает, что нельзя чему-

либо научить ребенка, не оценивая результатов обучения. На самом же деле

под

безотметочным

обучением

понимается

такое

обучение,

при

котором

ребенок

учится

самостоятельно

оценивать

свои

действия,

соотносить

собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть

выращивается

оценочная

самостоятельность

ребенка.

Понятно,

что

реализация такого обучения в условиях обычной отметочной системы, когда

функции оценивания полностью сосредоточены в руках учителя, практически

невозможна.

Организация оценивания в условиях безотметочного обучения

ПРИНЦИПЫ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Учитель, работающий в режиме безотметочного обучения должен учитывать:

1. Критериальность.

Содержательный

контроль

и

оценка

строятся

на

критериальной,

выработанной

совместно

с

учащимися

основе.

Критерии

должны

быть

однозначными и предельно четкими.

2. Приоритет самооценки.

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для

воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок

учащихся

прогностической

(оценка

предстоящей

работы)

и

ретроспективной оценки выполненной работы).

3. Договоренность.

Выработанные совместно с учениками и учителем критерии оценок

должны основываться на совместном договоре.

4. Гибкость и вариативность.

Содержательный контроль предполагают использование различных

процедур и методов изучения результативности обучения. Вариативность

«инструментария» оценки и многообразие средств его реализации, изучение

как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной

деятельности.

5. Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение

способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики,

как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету,

уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.

6.

Количественная

составляющая

позволяет

выстраивать

шкалу

индивидуальных

приращений

учащихся,

сравнивать

сегодняшние

достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять

полученные результаты с нормативными критериями.

7. Естественность контроля и оценки.

Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся

условиях,

снижающих

стресс

и

напряжение.

В

характеристику

учебно-

познавательной

деятельности

школьников

включаются

результаты

наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

В основу данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:

- Что оценивать? Что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не

следует.

- Как оценивать? Какими средствами должно фиксироваться то, что

оценивается.

- Каким образом оценивать? Какова должна быть сама процедура

оценивания, этапы её осуществления.

- Что нужно учитывать при таком оценивании? Каковы необходимые

педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания.

На уроке ключевые вопросы основываются на теме и цели данного урока. То

есть

сама

процедура

оценивания

происходит

в

процессе

учебной

деятельности.

А

учебная

деятельность

состоит

из

пяти

компонентов:

актуализация, целеполагание, решение учебной задачи, контроль и оценка.

Очень важно, что бы на уроке дети сами пришли к постановке учебной

задачи осознанно. Если это будет происходить, то ученику ясно, что именно

оценивать на данном уроке. Далее при нахождении ответа на вопрос учителю

следует

создать

такое

условие,

чтобы

дети

основываясь

на

предыдущие

знания, дальше сами искали способы познания нового материала. Во время

этого процесса происходит осознанный контроль и оценка.

Процедура оценивания:

1. Обсуждение.

2. Подбор критериев.

3. Договор.

4. Итоговый критерий.

Правила для учителя в рамках безотметочного обучения:

1. Оценить творчество и инициативу ученика.

2. Оценивать выполненную работу.

3. Не употреблять заменители отметочной системы.

4. Фиксация индивидуального продвижения каждого ученика.

Оценивание

деятельности

ребенка

ведется

учителем

с

первых

дней

обучения. Главным требованием его организации на первых порах является

опора на успех. Начинает оценочную деятельность учитель с оценивания

готовности

детей

к

уроку,

соблюдения

ими

правил

школьной

жизни,

проявления

навыков

культурного

общения

и

поведения.

Учитель

обязательно подчеркивает как хорошо дети готовы к уроку, выделяя при

этом, что значит «хорошо готов к уроку».

Внимание

детей

фиксируется

на

тех

моментах,

когда выполняются

правила поведения и соблюдается культура общения. Очень важно выделять

именно успехи, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и

позволяют лучше понять требования школьной жизни. Учителю необходимо

следить

за

тем,

чтобы

увидеть

и

подчеркнуть успехи каждого ребенка в

течение каждого дня.

Уже на второй неделе обучения сфера оценочной деятельности учителя

расширяется.

В

нее

включаются успехи в

учебном

труде

маленьких

учеников.

Оцениванию

уже

подлежат

правильность,

аккуратность,

старательность

при

выполнении

работы,

соответствие

результатов

труда

образцу. Расширяя оценочную деятельность, учитель должен каждый раз

вводить четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И

только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения критериев

правильности и критериев соответствия требований детьми, учитель может

вводить

фиксацию

трудностей

ребенка

вот

здесь

тебе

еще

нужно

поработать). При этом приоритетным остается опора на успех и выделение

положительного.

Фиксация

трудностей

предполагает,

прежде

всего,

очерчивание перспектив ребенку, показ что именно и как нужно сделать.

Фиксируя трудности, учитель вселяет в ребенка веру в то, что у него все

обязательно

получится

и

дает

ему

столько

помощи,

чтобы

получилось.

Главное содержание оценивания в условиях безотметочного обучения на наш

взгляд составляет

выделение успехов и очерчивание перспектив учения

ребенка.

В

качестве

основных

параметров

оценочной

деятельности

инструктивно-методическим

письмом

Минобразования

РФ

«Контроль

и

оценка результатов обучение в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.98.

выделены:

1)

качество

усвоения

знаний,

умений

и

навыков,

их

соответствие

требованиям государственного стандарта начального образования;

2)

степень

сформированности

учебной

деятельности

младшего

школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

3)

степень

развития

основных

качеств

умственной

деятельности

(умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать,

связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и т.п.);

4) уровень развития познавательной активности, интересы и отношения

к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Только

первый

параметр

данного

перечня

может

со

временем

оцениваться

отметкой

за

результат

обучения,

остальные

-

словесными

суждениями

(характеристиками

ученика).

На

первых

же

порах

обучения

отметка не использует совсем.

Учитель при оценивании выделяет успехи и намечает перспективы

ребенку

не

только

в

усвоении

знаний,

умений

и

навыков,

но

и

в

его

умственном

развитии,

познавательной

активности,

формировании

его

учебной деятельности, общеучебных навыков, его прилежании и старании.

Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно,

чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка, на каждом ее этапе.

Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на

вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т.п.). Системность же оценивания

предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции

(правильно

ли

понял,

что

делать),

оценку

планирования

(правильно

ли

выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли

движется при выполнении).

Именно

систематичность

в

оценивании

обеспечивает

понимание

критериев

и

создает

базу

для

самооценивания

детьми

своего

труда.

Систематичность

предполагает

также

организацию

оценивания

на

всех

этапах

урока.

Оптимальным

является

оценивание

на

каждом

этапе:

постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения

(что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что

усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна

помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).

Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного

обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;

3)

оценивание

должно

осуществляться

последовательно

от

оценки

организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;

4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;

5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку

критериев;

6)оценочная

деятельность

должна

распространяться

не

только

на

предметные

ЗУН,

но

и

учебную

деятельность,

общеучебные

навыки,

познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Наиболее

важным

условием

организации

эффективной

оценки

достижений

детей

в

условиях

безотметочного

обучения

является

эффективный выбор форм и способов оценивания.

Формы и способы оценивания

Соответствие оценочной деятельности учителя требованиям во многом

определяется имеющимся у него арсеналом средств и способов оценивания.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя

форм

и

способов

оценки,

позволяющий

реализовать

все

требования

к

оцениванию. Остановимся на из них подробнее.

Оценочные суждения

Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения,

построенные на основе критериев бальной отметки. Так, оценивая работу

ученика, учитель фиксирует уровень выполнения требований:

- справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично,

полно, привлек дополнительный материал;

- справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно

выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не

заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще

более удобный способ решения и т.д.;

- выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть,

однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.;

- выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим….

Вместе посмотрим вот это….

Эти суждения показывают степень соответствия требованиям и просты

для использования. Однако, они имеют существенный недостаток - могут

быть восприняты детьми как бальная оценка и переведены в баллы. Это

снижает их обучающую и стимулирующую функцию. Кроме того, такие

оценочные суждения применимы к оценке результата деятельности, а вот при

оценке ее процесса могут быть использованы другие оценочные суждения,

построенные

на

выделении

тех

шагов,

которые

получились

у

ребенка

и

обозначены ближайшими шагами, которые ребенку необходимо сделать.

Учитель может строить такие суждения, опираясь на памятку:

1) выдели, что должен делать ребенок;

2) найди и подчеркни что у него получилось;

3) похвали его за это;

4) найди что не получилось, определи на что можно опереться , чтобы

получилось;

5) сформулируй, что еще нужно сделать, чтобы получилось, что из

этого ребенок уже умеет (найди этому подтверждение); чему надо научиться,

что (кто) ему поможет.

Такие

оценочные

суждения

позволяют

раскрыть

перед

учеником

динамику

результатов

его

учебной

деятельности,

проанализировать

его

возможности и прилежание. Оценочные суждения четко фиксируют, прежде

всего, успешные результаты («Твоя работа может служить образцом», «Какие

красивые буквы ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень

постарался сегодня» и т.д.).

При этом результат, полученный учеником,

сравнивается с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется

динамика

его

интеллектуального

развития

(«Какой

сложный

пример

ты

сегодня решил сам», «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у

тебя

затруднения.

Я

вижу,

что

ты

очень

хорошо

поработал.»).

Педагог

отмечает и поощряет малейшее продвижение школьника вперед, постоянно

анализирует причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому,

указывая на недостатки в работе, учитель оценочным суждением обязательно

определяет, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем все получилось

(«Ты старался прочесть выразительно, но не учел всех правил. Вспомни

правила

правильного,

выразительного

чтения,

открой

памятку.

Попробуй

прочитать еще раз, у тебя обязательно получится». «Ты хорошо начал решать

задачу, правильно ее прочитал, выделил данные и искомое. Теперь нарисуй

схематически рисунок к задаче, проиллюстрируй кратко условие задачи и ты

найдешь

свою

ошибку».

«Ты

старался

писать

аккуратно.

Вот

эта

буква

(слово,

предложение)

написана

по

всем

правилам

красивого

письма.

Попробуй написать красиво все остальное».). При указании на недостатки на

определенных

этапах

работы

тут

же

обязательно,

отмечаются

даже

незначительные

положительные

моменты

(«Ты

порадовал

тем,

что

не

допустил ни одной ошибки, осталось только приложить усилия и выполнить

правила красивого письма»).

Словесная оценка есть краткая характеристика процесса и результатов

учебного

труда

школьников.

Эта

форма

оценочного

суждения

позволяет

раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности,

проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной

оценки

является

ее

содержательность,

анализ

работы

школьника,

четкая

фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач,

причем

эти

причины

не

должны

касаться

личностных

характеристик

учащегося

(«ленив»,

«не

старался»).

Оценочные

суждения

являются

основным средством оценки при безотметочном обучении, но и при введении

отметки, они не утрачивают своего значения.

Оценочное

суждение

сопровождает

любую

отметку

в

качестве

заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и

отрицательные

ее

стороны,

а

также

способы

устранения

недостатков

и

ошибок.

Поощрение

Особая роль в оценочной деятельности учителя отводится поощрению.

В.А. Сухомлинский,

рассматривая

возможности

поощрения,

отмечал,

что

успех у детей зависит от того, насколько учитель опирается на эмоции ребят.

Он считал, что от умения воздействовать на чувства, чувственную сферу при

использовании

поощрений

во

многом

зависит

развитие

ребенка

(Сухомлинский В.А.

«Сердце

отдаю

детям»,

Киев,

1972.

-

с.

142-143).

Главный

механизм

поощрения

-

оценочный.

Этот

механизм

позволяет

ребятам

соотносить

результаты

своего

труда

с

поставленной

задачей.

Важнейшим

результатом

применения

поощрения

должно

ст ать

формирование

потребности

в

самой

деятельности

как

высшей

формы

поощрения. Таким образом, в поощрении заключается факт признания и

оценки

достижений

ребенка,

при

необходимости

-

коррекции

знаний,

констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Применение

поощрений

должно

идти

от

более

простых

к

более

сложным.

Систематизация

применяемых

видов

поощрений,

позволяет

выделить следующие средства их выражения:

1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка учителя,

ласковый одобряющий взгляд, пожатие руки, поглаживание по голове и др.);

2)

словесные

(«Умница»,

«Ты

сегодня

лучше

всех

работал»,

«Мне

приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь»

и т.п.);

3) материализованные (поощрительный приз, значок «Грамотейкин»,

«Лучший математик» и др.);

4) деятельностные (Ты сегодня выступаешь в роли учителя, тебе дается

право выполнить самое трудное задание; выставка лучших тетрадей; ты

получаешь право писать в волшебной тетради; сегодня работу ты будешь

выполнять волшебной ручкой).

Причем поощряются не только успехи в учебной деятельности детей,

но

и

старание

ребенка

(присваивается

звание

«Самый

старательный»,

конкурс «Самая аккуратная тетрадь» и др.), взаимоотношения детей в классе

(приз «Самой дружной семейке», звание «Самый лучший друг»).

В

результате

успешного

применения

поощрений

возрастает

познавательная

активность,

повышается

работоспособность,

усиливается

стремление к творческой активности, улучшается общий психологический

климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:

1) поощрение должно быть объективным;

2) поощрения должны применяться в системе;

3) наиболее эффективно использование двух или нескольких видов

поощрений;

4) учитывать индивидуальные возможности и уровень развития детей,

их подготовленность;

5)

идти

от

занимательных

поощрений,

основанных

на

эмоциях

к

сложным, наиболее эффективным формам поощрения - деятельности.

Большое значение в оценочной деятельности имеет эмоциональный

отзыв учителя или других учеников на работу ребенка. При этом отмечаются

любые, даже незначительные продвижения ученика («Браво! Это лучшая

работа!», «Как твои буквы похожи на образец написания», «Ты порадовал

меня», «Я горжусь тобой», «Ты показал, что умеешь хорошо работать»).

Эмоциональным отзывом оцениваются и недостатки в работе, однако при

этом

не

указываются

слабые

личные

качества

или

способности

в

определенных областях знаний («Твоя работа меня огорчила», «Неужели это

твоя работа?», «Я не узнаю твою работу», «Тебе нравится твоя работа? » и

др.).

Особенность рейтинговой системы оценки достижений учащихся

Следующей формой оценивания можно назвать рейтинговую оценку.

Эта форма оценки достаточно сложнее. Рейтинговая система оценки знаний

широко распространена в европейском образовании и имеет давние традиции

в российской школе, но широкого применения не нашла, так как требует от

учителя большой подготовки и обеспечение техническими средствами для

осуществления контроля накопления баллов каждым учеником и разработки

раздаточного учебного материала, тестового материала для осуществления

промежуточного

контроля

по

всем

заявленным

критериям

оценивания.

Только

сегодня,

когда

учитель

имеет

свое

персональное

рабочее

место,

оснащенное

компьютерной

техникой,

может

осуществить

введение

рейтинговой системы оценивания.

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных

мнений экспертов, либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке –

получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце

учебного

периода

все

баллы,

набранные

учеником,

суммируются

и

формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается

по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной

ранг.

Основой

рейтинговой

системы

оценивания

становятся баллы

успешности.

Для начальной школы

достаточным представляется ранжирование

команд, пар партнеров или отдельных учащихся по степени успешности их

деятельности

при

выполнении

заданий.

Как

одного

из

способов

применяемых рейтинговой оценки.

В качестве приема такой оценки можно использовать «цепочку», суть

которого состоит в том, что детей просят выстроиться в ряд: начинает тот

ученик, чья работа соответствует всем требованиям (в которой соблюдены

все критерии), за ним становится ученик, работа которого отличается от

образца по одному критерию и т.д., а заканчивает ряд тот, у которого работа

совершенно

отличается

от

заданных

критериев.

Данный

прием

учитель

использует обычно в конце урока. В некоторых случаях такую «цепочку»

составляет кто-нибудь из детей, причем после того, как он ее составит, он

должен

сам

найти

в

ней

свое

место

(естественно

в

этой

роли

должны

побывать все дети по очереди). В других случаях построение происходит без

чьих бы то ни было указаний. Его выполняют сами дети коллективно. Прием

«цепочка» производится в виде быстрой разминки, основания для построения

(критерии

оценки)

все

время

меняются,

причем

взрослый

минимально

вмешивается в эту «оценку и самооценку», следя в основном за тем, чтобы

никто из детей не оказывался все время в одном и том же положении лидера

или замыкающего. Нужно задавать разнообразные критерии, чтобы даже тот

ребенок,

у

которого

не

получилось,

например,

правильно

посчитать,

по

критерию «исправил больше всех ошибок» мог оказаться впереди цепочки.

Этот

прием

оценивания

в

ходе

проводимых

занятий

может

быть

дополнен, причем в основном самими детьми. Было предложено, что в тех

случаях, когда несколько детей справились с чем-либо одинаково хорошо,

они берутся за руки и поднимают их вверх, а если все справляются хорошо,

образуется

круг

(это

распространялось

и

на

те

случаи,

когда

«цепочку»

составлял ребенок). Взрослый в данной ситуации играет роль координатора,

соучастника. Наиболее правильно происходит оценивание по данной форме

во 2 и 3 классах.

Например,

урок

литературного

чтения, проверка

домашнего

задания,

чтение произведения учащимися, оценка их чтения товарищами ( работа

в группе ). Учитель засекает время (на чтение одного учащегося отводится 5

минут, затем 1 минуту на оценку чтения товарищами, потом 5 минут на

чтение

произведения

другим

учащимся

и

1

минута

на

оценку

чтения).

Оценка чтения товарища происходит по разработанным критериям. Теперь

учащиеся

самостоятельно

оценивают

чтение

товарища

и

заполняют

результаты чтения в оценочной табличке, которая есть у каждого ребёнка.

№ критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Способ чтения

целыми

словами

по слогам

по буквам

б у к в ы

н е

называются

2

Правильность

чтения

нет ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

нет ошибок

3

Выразительность

громко,

с

паузам и,

интонирова-

но

не

выполнено 1

условие

не

выполнено 2

условия

не

выполнено

н и

о д н о г о

условия

После чтения всей группы происходит ранжирование учащихся этой группы

или нескольких групп по степени успешности.

При необходимости общее количество набранных баллов можно перевести в

оценку по чтению (9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3», если

ученик набрал менее 5 баллов, то чтение не принимается, произведение

нужно будет перечитывать ещё раз в специально отведённое для этого время).

Критерии для оценки пересказа произведения

последовательност

правдивость

культура

итог

ь

речи

до 3 баллов

до 3 баллов

до 3 баллов

Рейтинговая

система

оценки

знаний

учащихся

вероятно

более

эффективно сработает в средних и старших классах, когда учебу школьники

начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на

себя

внимание.

С

помощью

рейтинга

всегда

виден

"статус-кво"

данного

ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко"

в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую

ученик

рассчитывает.

В

начальной

школе,

на

мой

взгляд,

рейтинговое

ранжирование в полном своём значении трудно и не совсем понятно детям.

Может создать некоторую напряжённость в родительской среде, зависть и

негативное отношение друг к другу у младших школьников, что скажется на

формировании детского коллектива.

Квалиметрическая оценка

Еще одной эффективной формой оценивания является квалиметрическая

(описательная)

оценка

уровня

развития

ребенка

по

какому-либо

направлению. Квалиметрическая оценка строится на основе четко заданных

критериев

и

показателей

развития

оцениваемого

параметра.

При

этом,

степень

выраженности

критериев

характеризует

определенный

уровень

развития

изучаемой

характеристики.

Высокий

уровень

отмечается,

если

выраженными

оказываются

90-100%

заданных

критериев.

Уровню

выше

среднего

соответствует

наличие

79-

89%

заданных

критериев.

Средний

уровень означает, что для измеряемой характеристики свойственны 50-74%

заданных критериев. Если же присутствует менее 50% заданных критериев,

то можно говорить о низком уровне измеряемого качества.

Квалиметрическая оценка может быть применена для всех параметров

оценочной деятельности учителя. Так можно оценить умственное развитие

ребенка, степень сформированности его учебной деятельности, прилежание

старание,

степень

самостоятельности,

степень

освоения

программных

требований, соответствие знаний, умений и навыков стандарту.

Например, уровень навыка чтения учитель начальных классов оценивает по 5

основным

критериям:

тип

чтения

и

его

правильность

(безошибочность),

выразительность, темп и осмысленность. Оценивание строится на основе

соответствия всех критериев программным требованиям. Пять выделенных

критериев составляют 100%.

При

этом

степень

выраженности

критериев

характеризует

определенный

уровень развития данного навыка:

-

оптимальный

(высокий)

уровень

соответствует

90

-

100%

заданных

критериев;

- допустимый (выше среднего) уровень - 75 - 89% заданных критериев;

- тревожный (средний) уровень - 50 - 74% заданных критериев;

- критический (низкий) уровень - менее 50%.

Исходя

из

этого

можно

дать

следующую

характеристику

уровней

сформированности навыка чтения:

-

оптимальный

уровень:

плавное

чтение

целыми

словами,

без

ошибок;

выразительное (с соблюдением знаков препинания, логических ударений и

пауз); в темпе, соответствующем программным требованиям, с пониманием

прочитанного;

- допустимый уровень: плавное чтение целыми словами, без содержательных

ошибок;

в

темпе,

соответствующем

программным

требованиям,

с

пониманием

смысла

прочитанного;

недостаточно

выразительное

чтение

(ошибки

в

логических

ударениях),

допущено

не

более

2-х

ошибок

с

искажением знаков, но не содержания;

- тревожный уровень: плавное чтение целыми словами; допущено не более 3-

х технических ошибок или одной содержательной; несколько сниженный

темп;

- критический уровень: прерывистое, слоговое чтение в сниженном темпе с

пониманием

прочитанного;

допущено

более

2-х

ошибок

искажения

и

содержательных ошибок; наблюдается нарушение норм произношения.

На

основе

данного

примера

учитель

начальных

классов

может

самостоятельно определить оцениваемые параметры с учетом программных

требований.

Каждому

уровню

можно

задать

цветовое

обозначение

при

построении таблиц, графиков, диаграмм.

Квалиметрическая оценка позволяет не только описать оцениваемый

параметр, но и измерить его количественно, что очень важно для учителя.

Соответствие

оцениваемого

параметра

заданным

критериям

измеряется

специальными

методиками.

Сегодня

для

некоторых

оцениваемых

параметров,

таких

как

сформированность

учебной

деятельности,

самостоятельность,

познавательная

активность,

имеются

измерительные

методики.

Некоторые

их

них

представлены

в

методическом

пособии

«Диагностика результатов обучения в 4-х летней начальной школе» / Под

редакцией Н.В. Калининой, - Ульяновск, 2002. Для других оцениваемых

параметров, и прежде всего качества усвоения знаний, умений, навыков,

такие методики разрабатываются самими педагогами.

Самооценка

Особая

роль

в

оценивании

учебной

деятельности

начинающих

учеников отводится самооценке. Самооценка - это оценка человеком самого

себя, своих качеств и места среди других людей (являющаяся одним из

важнейших регуляторов поведения человека). [Словарь русского языка. Том

VI, стр. 21; Москва, «Русский язык», 1988 г.]

Самооценка, как один из компонентов деятельности, также связана не

с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. При самооценке

ученик сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих

результатов

по

заданным

критериям,

анализирует

свои

достоинства

и

недостатки, а также ищет пути устранения последних. Важность самооценки

заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и

слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих

результатов

он получает возможность выстроить собственную программу

дальнейшей деятельности.

Ввести

процедуру

самооценки

в

педагогический

процесс

простым

распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной,

достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя.

Самооценке ребенка нужно научить в специально организованной оценочной

деятельности.

Кратко сформулирую наиболее важные принципы применения приемов

обучения детей самооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо не

критично принимает ее, либо аффективно отвергает. Обучение разумному

оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу

предлагается оценивать различные аспекты своих усилий, дифференцировать

оценку.

3. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь

там,

где

есть

объективные

критерии

оценки,

равно

обязательные

и

для

учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т.п.).

4. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов -

эталонов,

каждый

человек

имеет

право

на

собственное

мнение

и

дело

взрослого - знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не

оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.

У

младших

школьников

наблюдаются

все

виды

самооценок:

адекватная

устойчивая,

завышенная

устойчивая,

неустойчивая

в

сторону

завышения или занижения. Поэтому формировать правильную ( адекватную)

самооценку необходимо как можно раньше.

Возможность для самооценивания представляю детям с первых дней

обучения. По мнению А.Б. Воронцова « с самооценки, со способности понять

« Это я уже умею и знаю», « Этого я совсем не знаю, надо узнать», « Это я

немного

знаю,

но

надо

ещё

разобраться»

начинается

учебная

самостоятельность младших школьников, переход от простого старательного

ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться.»

В 1

классе

в

период

адаптации

дети

уже

встречаются

с

действием

самооценки. Сначала им предлагаю определить, с каким настроением они

заканчивают урок или день. Для этого они должны

выбрать рисунок с

соответствующим

настроением

на

лице

и

постараться

найти

причину,

вызвавшую такое настроение. Позднее предлагаю оценить свои успехи

в

цветовой

гамме.

Даю

лепестки

трёх

цветов

и

прошу

выбрать

один

и

прикрепить к общему цветку. Если ученик выбрал зелёный лепесток, то это

означает: « Я доволен собой», жёлтый – « Затрудняюсь», красный « Прошу

помощи». Для наглядного изображения своих личных достижений на уроках

чтения мы использовали лесенку. Дети сами продвигаются по ступенькам

лесенки, выполняя последовательно задания, и ставят флажки на ступеньке. (

Приложение 1)

При изучении нового материала предлагаю лесенку из 10 ступеней. Ребёнок

рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным, зная, что нижняя

ступенька соответствует

« Я ничего не знаю, ничего не умею», а верхняя « Я всё знаю, всё умею».

Первый раз работаем с лесенкой до изучения темы, второй раз - в процессе

закрепления, третий – как итоговый.

Удобным инструментом для дифференцированной оценки оказались

«волшебные

линеечки»,

описанные

Г.А. Цукерман,

с

помощью

которых

можно

предельно

лаконично

оценить

всё,

что

подлежит

оцениванию.

Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной

шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий

выполнен

полностью.

соответственно,

внизу,

если

данный

критерий

не

выполнен вообще.

.

Оценка

при

помощи

линеечек

организуется

следующим

образом.

Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны

быть

четкими,

однозначными

и

понятными

детям.

Каждый

критерий

обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно как оценивать

по

этому

критерию.

Учитель

и

дети

договариваются,

например,

что

на

линеечке

«почерк»

отметка

(крестик)

ставится

вверху,

если

написано

аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам

каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу

крестик

ставится,

если

буквы

«пляшут»

на

строке,

много

помарок

и

исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера,

расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как

обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно.

После

самооценки

наступает

очередь

оценки

учителя.

Во

время

проверки работы я соглашаюсь или не соглашаюсь с самооценкой ученика.

( если согласна обвожу в кружок красной пастой крестик ученика или ставлю

свой.) . Совпадения детской и учительской оценок означало: «Молодец! Ты

умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной

самооценки

учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку

критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или

строже: «Посмотри, ведь твои буквы качались в разные стороны, а сегодня

почти уже выпрямились. Можно сегодня поставить крестик выше, чем вчера?

Пожалуйста,

похвали

свои

пальчики:

они

стали

более

ловкими.

Сегодня

погляди за тем, чтобы буквы стояли на строчке». ( Приложение 2 )

Такая оценка:

-

позволяет

любому

ребенку

увидеть

свои

успехи

(всегда

есть

критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает

реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

-

помогает

избежать

сравнения

детей

между

собой

(поскольку

у

каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Особого

внимания

от

учителя

требуют

дети,

которые

обнаруживают

тенденцию к заниженной самооценке. Для таких учеников учитель может

использовать список правил оценочной безопасности.

Правила оценочной безопасности.

1.Не скупиться на похвалу.

2.Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

3. «На ложку дёгтя – бочка мёда».

4.Ставить перед ребёнком только конкретные цели.

5.Формула «опять ты не …» - верный способ выращивания неудачника.

В конце 1 класса составили таблицу « Чему я научился на уроках по всем

предметам. ( Приложение 3).

Таблица состоит из трёх столбиков: в первом описаны общеучебные и

предметные умения, во втором – самооценка и в третьем – оценка учителя.

Во

2

классе

учащиеся

уже

имеют

небольшой

опыт

оценивания.

Поэтому

стараюсь

направить

свои

усилия

на

то,

чтобы

каждый

второклассник

понял,

что

учебно-

познавательная

деятельность

является

процессом

активного

участия

школьника

в

преобразовании

самого

себя,

собственных сил и возможностей. Теперь ребята учатся работать с

« Дневником школьника», разработанного авторским коллективом

« Школы 2100» специально для этой системы. ( Приложение 4)

Дневник сочетает в себе все необходимые элементы традиционного

дневника школьника, а также помогает формировать общеучебные умения:

умения

организовать

свои

дела,

пользоваться

информацией,

мыслить,

пользоваться

речью,

общаться,

работать

в

коллективе,

оценивать

себя

и

коллектив.

Работа

с

дневником

направлена

на

развитие

оценочной

самостоятельности младших школьников, основой которой является здоровая

самооценка.

Состоит он из таких разделов: общие сведения, что я хочу рассказать о

себе, мой класс, наши правила школьной жизни, чему я учусь на уроках по

всем предметам ( общеучебные умения), чему я обязательно научусь на

уроках по отдельным предметам в этом учебном году( предметные умения),

дневник наблюдения за погодой, мои достижения по каждому предмету, чему

я научился на уроках по всем предметам в этом учебном году, мои успехи в

этом году. В начале недели мы прописываем общую цель на специальных

строчках

на

еженедельных

разворотах.

Учились

этому

в

форме

диалога,

используя

местоимения

«мы»,

«нам».

Приведу

примеры

того,

как

дети

продолжали эту строчку: « На этой неделе мы будем стараться красиво и

правильно

писать»,

«

самостоятельно

повторять

правила,

чтобы

подготовиться к диктанту», « хорошо подготовиться к контрольной работе и

без ошибок её написать», « учиться делать домашнее задание без ошибок», «

как можно чаще включаться в устную работу», « сосредоточить все усилия

на проверочную работу по окружающему миру». В конце недели ученики

оценивают

насколько

достигли

цели

и

записывают

свои

успехи

на

специальной

строчке.

С

помощью

дневника

авторы

предлагают

учить

ребёнка

самооценке

своей

учебной

деятельности,

а

также

регулярно

фиксировать

эмоциональное

впечатление

о

прошедшем

учебном

дне.

С

помощью

условных

обозначений

дети

оценивают

свои

успехи

и

своё

отношение к уроку, работаем в дневнике цветными карандашами.

Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне

нужна помощь!

Жёлтый свет – сегодня на уроке не все задания оказались уж слишком

лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне собой доволен!

Зелёный цвет- урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе

класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

На

каждом

недельном

развороте

дневника

отведены

специальные

строчки для переписки родителей с учителем.

По

мере

изучения

тем

фиксируются

успехи

детей

в

освоении

определённых

предметных

умений.

С

этой

целью

в

дневнике

введены

таблицы требований по основным предметам.

В конце года заполняется таблица « Чему я научился на уроках по всем

предметам в этом учебном году», « Мои успехи в этом году».

Письменные свои работы ученики начинают оценивать, ориентируясь на

эталон. Исправив ошибки . которые на полях отмечены учителем палочкой,

они рисуют квадрат и закрашивают его :

- «Мне нужна помощь»

- « Мне еще надо работать»

- «Я справился отлично»

Ниже приведена таблица знаков, которая всегда находится перед глазами

учеников. Если учитель согласен с оценкой, то он подчеркивает квадрат.

Во втором классе я попробовала ученикам предложить форму оценивания

пословицами, поговорками или изречениями.

Я выбрала подходящие по смыслу высказывания и пронумеровали их. В ходе

оценивания

ученик

ставит

рядом

с

работой

номер

высказывания.

Если

соглашаюсь, то обвожу номер кружком или пишу свой номер.

се рз

1.

Молодец!

2.

Спасибо за труд!

3.

Сделано наспех- сделано на смех!

4.

Терпение и труд все перетрут!

5.

К большому терпению придет и умение.

6.

Ума палата.

Данные формы оценки учебной деятельности помогают ребёнку увидеть своё

продвижение вперёд. Ученик ориентируется не на то, что он ещё не умеет,

чему ещё не научился, а на то, что он уже умеет, чему научился.

Если

ребёнок

сам

обнаружит,

что

недоступное

вчера

стало

доступным

сегодня, то вместо неуверенности в себе возрастёт самоуважение, гордость за

свои достижения. В результате

на выходе из начальной школы у детей

формируется устойчивая положительная эмоциональная реакция на учебу.

Кроме

того,

использование

данного

подхода

к

оценке

ученика

позволит

учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и более

эффективно формировать знания и умения.

Методика оценивания учебных достижений на основе карты

индивидуальных достижений ученика.

Для

объективного

и

систематического

оценивания

учебных

достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса,

сопоставления

реально

полученных

на

отдельных

этапах

результатов

в

усвоении

умений,

необходимых

для

формируемых

навыков,

на

каждого

ученика

с

момента

поступления

его

в

школу

заводится

«Карта

индивидуального развития (индивидуальных достижений)».

В

карту

заносятся

основные

программные

требования

по

каждому

учебному

предмету,

которые

должен

освоить

ребенок

в

ходе

обучения

(достижения), а также те показатели его развития, которые составляют цель

деятельности учителя в 1, 2, 3, 4 классах. Целесообразно заводить подобные

карты отдельно по каждому учебному предмету на каждый учебный год.

Требования к ЗУН и показатели развития выступают в качестве критериев

оценки

достижений

детей.

Примерные

формы

карт

индивидуального

развития по классам и предметам представлены в приложениях.

Регулярному

отслеживанию

подвергаются

успехи

в

обучении

и

развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. Оценивание

проводится

на

основе

анализа

результатов

выполнения

детьми

диагностических работ с

применением квалиметрической (описательной,

уровневой) оценки. По результатам выполнения работы

успехи ребенка

относятся к одному из 4-х уровней: высокому, выше среднего, среднему или

низкому. Работы проводятся поэтапно в соответствии со схемой мониторинга.

Первая

диагностическая

работа

(входная)

проводится

в

начале

учебного года. Итоги входной диагностики позволяют выяснить стартовый

1.

Терпение дает умение!

2.

Это успех!

3.

Не будь тороплив. а будь

терпелив!

4.

Нерадивый дважды дело делает.

5.

Перо пишет, а ум водит

6.

Захотел- сделал!

7.

Умница!

уровень развития ребенка до обучения, выяснить, какой учебный материал

необходимо повторить со всем классом, какие вопросы требуют специальной

проработки с отдельной группой учащихся.

Промежуточная диагностика позволяет учителю оценить надежность

усвоения учебного материала, изучавшегося в разных частях курса.

Итоговая диагностика, проводимая в апреле-мае, ставит своей целью

оценить продвижение учащегося на всех этапах педагогического процесса и

оперативно помочь ему в том случае, если он не справился с отдельными

заданиями.

В качестве диагностических работ могут быть использованы: диктант,

контрольная

работа,

проверочная

работа

учетом

специфики

предмета)

тесты.

Диагностические

работы

содержат

различные

типы

проверочных

(диагностических) заданий:

-

задания

с

выбором

ответа

(проверяются

знания

учащихся

и

понимание изученного материала);

- задания на поиск ошибки (позволяют проверить прочность усвоения

детьми тех или иных знаний, умения применять знания, уровень развития

контроля и самоконтроля);

- задания на завершение (продолжение)работы (проверяются умения

выделять закономерности, зависимости, причины явлений и т.д.);

- задания, выраженные в графической (рисуночной) форме (позволяют

за короткое время проверить большой объем учебного материала);

- задания со свободным ответом (используются для проверки умения

воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала).

Одним из самых эффективных видов диагностических работ является

тест.

Тесты

комплектуются

из

заданий,

которые

должны

отвечать

следующим требованиям:

- относительно краткосрочными, т.е. не нуждаются в больших затратах

во времени;

-

однозначными,

т.е.

не

допускается

произвольного

толкования

тестового задания;

-

правильными,

где

исключается

возможность

формирования

многозначных ответов;

- относительно краткими, требующими сжатых ответов;

- стандартными, т.е. предназначенными для широкого практического

использования - измерения достижений всех школьников.

Выполнение

диагностических

(или

проверочных)

заданий

может

оцениваться оценкой «выполнил - не выполнил» или «достиг - не достиг».

Оценка «выполнил» («достиг») за всю работу ставится, если ученик

выполняет не менее 60% проверочных заданий. Каждое задание считается

выполненным, если учащимися выполнено не менее 50% объема задания. С

помощью тестов учитель сможет эффективно проводить входной текущий,

тематический и итоговый контроль учебных достижений учащихся по всем

учебным предметам .

Успех изучения темы, раздела или всего курса зависит от степени

усвоения тех положений, которые изучались на

предшествующих этапах.

Только сравнение исходного уровня с достигнутым позволяет

изменить

«прирост»

знаний,

степень

сформированности

умений

и

навыков,

проанализировать эффективность процесса.

Портфолио – новый подход к оценке достижений младших

школьников в условиях безотметочного обучения.

Новой формой оценивания

и учёта достижений, в том числе творческих

успехов

учащегося,

является

технология

портфолио.

Родиной

портфолио

является США, однако эта модель уже завоевала популярность во многих

странах мира.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и

технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся,

предназначенных

для

демонстрации,

анализа

и

оценки,

для

развития

рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для

осознания

собственной

субъектной

позиции.

Эти

факторы

определяют

актуальность

проблемы,

ее

значимость

для

современной

системы

образования.

В

данном

случае

ученик

выступает

как

активный

участник

процесса

оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в

обучении,

приложенных

усилий

и

результатов

учебно-познавательной

деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные

результаты

образовательной

активности

ученика:

собственно

учебные,

творческие,

социальные,

коммуникативные,

что

делает

его

важнейшим

элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Портфолио

не

только

является

современной

эффективной

формой

оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию;

поощрять

активность

и

самостоятельность,

расширять

возможности

обучения и самообучения;

развивать

навыки

рефлексивной

и

оценочной

(самооценочной)

деятельности;

формировать

умение

учиться

-

ставить

цели,

планировать

и

организовывать собственную учебную деятельность;

содействовать индивидуализации (персонализации) образования;

закладывать

дополнительные

предпосылки

и

возможности

для

успешной социализации. В портфолио отмечаются успехи в учебной,

творческой,

спортивной

и

общественной

деятельности

учащегося

начальной школы.

Систематическая

работа

с

портфолио

поможет

учителям

и

родителям

совместно с младшим школьником решать важные задачи:

своевременно отмечать успехи ученика;

проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;

поддержать интерес школьника к учебному труду;

формировать самооценку учащегося в процессе учебной деятельности;

учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач.

Виды портфолио

В зависимости от цели:

портфолио – собственность ( собирается для себя)

портфолио – отчёт ( собирается для учителя)

По содержанию:

рефлексивный

(

включает

в

себя

материалы,

процесс

и

результат

решения какой- то проблемы)

тематический ( отражает работу ученика в рамках той или иной темы)

Алгоритм запуска портфолио

Определение критериев оценивания;

Мотивация:

каждому

ученику

должно

быть

понятно,

зачем

ему

нужно работать с портфолио;

Определение вида портфолио: он может быть задан педагогом или

выбран учеником;

Определение сроков сдачи и времени работы над портфолио;

Определение общей структуры портфолио;

Определение способов оценивания.

Самым главным результатом

безотметочного обучения - новые подходы к

оценке позволяют учителю и ребёнку оценивать не факт незнания, а степень

знания. Оцениваются не минусы, а именно продвижения ученика. При таком

подходе все участники образовательного процесса видят, что нужно сделать,

чтобы улучшить результат. А также новая система оценивания нормализует

отношения ученика с учителем, снимает тревожность и повышает учебную

мотивацию.

Моя работа в этом направлении не закончилась. Следующим этапом работы

создание

портфолио

учеников.

Сейчас

идёт

процесс

подготовки

и

накопления материала для портфолио.

Литература

1.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010

года. Правительство Российской Федерации от 29. 12.2001.

2.

Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003.

О системе оценивания учебных достижений младших школьников в

условиях безотметочного обучения.

3.

Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь.

Томск. «Пеленг» 1992.

4.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: ПЦ

«Эксперимент» 1999.

5.

Захарова А.В. Психология формирования самооценки.

Минск – 1993.

6.

О системе оценивания учебных достижений младших школьников

в условиях безотметочного обучения. Начальная школа – 2003год №8

7. Безотметочное обучение. Начальная школа- 2009 год №6.

8. Оценка и отметка в современной школе. Начальная школа: плюс минус

2003 год №1

9. Учебные портфолио как альтернативная форма оценки.

Учитель года – 2002 №4.

10.Горбылёва А.Я. Калинина Н.В. Прохорова С.Ю. Методика оценки

учебных достижений в начальной школе.



В раздел образования