Напоминание

организация проектной деятельности СПО в рамках ФГОС


Автор: Жаббарова Марина Владимировна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: организация проектной деятельности СПО в рамках ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация проектной деятельности СПО в рамках ФГОС

Жаббарова М.В.

Преподаватель профессиональных дисциплин

ГБПОУ «ДХТ им. Красной Армии»

г. Дзержинск, Нижегородская область

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего

профессионального

образования

отмечено,

что

образовательными

учреждениями

должны

быть

созданы

условия

для

максимального

приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к

условиям их будущей профессиональной деятельности.

Оценка

качества

подготовки

обучающихся

и

выпускников

осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенции обучающихся.

В

техникуме

определены

основные

направления

по

созданию

организационно-педагогических

условий

для

развития

у

студентов

и

преподавателей

первоначальных

навыков

творческой

деятельности,

исследовательской и экспериментальной работы.

Включение

студентов

и

преподавателей

в

исследовательскую

деятельность

проводится

последовательно

и

постепенно

по

нескольким

направлениям:

-

научно-исследовательская,

экспериментальная

работа

преподавателя,

включающая

творческую

разработку

авторской

программы,

учебно-

методического

комплекса

дисциплины,

междисциплинарного

курса,

профессионального модуля, темы, экспериментальную проверку и внедрение

новых технологий, учебников, создание условий, обеспечивающих развитие

научно-

исследовательской

и

учебно-

исследовательской

работы

преподавателей;

-

обобщение

и

описание

преподавателем

собственного

опыта

работы

(описание собственного опыта работы - это тоже научная работа, в которой

есть свои правила и методы, от грамотного применения которых зависит

успех и эффективность этой работы);

-

обучение

студентов

методам

творческой

деятельности,

навыкам

самостоятельной работы.

Совме стная

исследовательская

деятельность

студентов

и

преподавателей,

обсуждение

и

публикация

статей

формируют

чувство

коллективизма,

положительно

влияют

на

воспитание

социальных

норм

поведения, формируют готовность к творчеству.

На

протяжении

многих

десятилетий

Дзержинский

химический

техникум имени Красной Армии готовит студентов-технологов к жизни в

современном мире. По окончании учебного заведения выпускник

должен

быть профессионально подготовлен к полноценной продуктивной работе на

отведенном ему рабочем месте базового предприятия. В то же время он

должен

быть

профессионально

мобилен,

способен

грамотно

работать

с

информацией

(определять

параметры

технологических

процессов,

осуществлять подбор и эксплуатацию приборов контроля и регистрации,

необходимых характеристик и параметров, использовать информационные

технологии

при

ведении

технологических

процессов,

оформлять

технологическую

документацию,

анализировать

причины

брака

и

участвовать в разработке мероприятий по предотвращению брака, работать с

нормативно-технической

документацией).

Выпускник-технолог

должен

обладать способностью к гибкому изменению деятельности в зависимости от

динамично меняющейся ситуации и в плане потребностей рынка рабочей

силы.

Конкурентная

борьба,

характеризующая

нынешний

рынок

труда,

определяет высокие требования заказчика и диктует нам, преподавателям,

новые подходы к качеству образования, а значит, к использованию наиболее

эффективных методов проведения занятий и их методическому обеспечению.

Необходим

поиск

инновационных

педагогических

технологий:

отход

от

«классического»

формирования

знаний,

умений,

навыков

и

переход

к

идеологии

развития

на

основе

личностно

ориентированной

модели

образования;

исследовательские,

творческие

методы

обучения

играют

ведущую роль в подготовке конкурентоспособного специалиста. К таким

активным методам обучения относится метод проектов. В его основе лежит

развитие

критического

мышления

обучающихся,

умение

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

анализировать

полученную

информацию,

самостоятельно

выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков

познавательной,

исследовательской,

творческой

деятельности.

Метод

проектов

называют

технологией

четвёртого

поколения,

реализующей

системно-деятельностный

подход

в

обучении.

Метод

проектов

по

своей

дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая

которыми

обучающийся

оказывается

более

приспособленным

к

жизни,

умеющим

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям,

ориентироваться

в

разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что

«проектная

деятельность

является

культурной

формой

деятельности,

в

которой

возможно

формирование

способности

к

осуществлению

ответственного выбора». Анализ мирового опыта позволяет констатировать

широкое распространение метода проектов в системах образования разных

стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в

котором стремительно устаревают знания, необходимо не столько передавать

обучающимся

те

или

иные

знания,

сколько

научить

их

приобретать

эти

знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для

решения новых познавательных и практических задач.

Метод

проектов

позволяет

наименее

ресурсозатратным

способом

создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для

формирования

компетентностей

обучающихся.

При

работе

над

проектом

появляется

возможность

формирования

у

обучающихся

компетентности

решения

проблем

(поскольку

обязательным

условием

реализации

метода

проектов является решение обучающимися собственных проблем средствами

проекта),

а

также

освоение

способов

деятельности,

составляющих

коммуникативную

и

информационную

компетентности.

По

своей

сути

проектирование

самостоятельный

вид

деятельности,

отличающийся

от

познавательной

деятельности.

В

европейских

языках

слово

"проект"

заимствовано

из

латыни:

причастие

projectus

означает

"выброшенный

вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза", то есть прототип, прообраз

какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в

процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет;

он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Метод

проектов

-

это

совокупность

приемов,

операций

овладения

определенной областью практического или теоретического знания, той или

иной

деятельностью.

Это

путь

познания,

способ

организации

процесса

познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия

«проект»,

его

прагматическая

направленность

на

результат,

который

достигается

при

решении

той

или

иной

практически

или

теоретически

значимой проблемы.

Решение

проблемы

предусматривает,

с

одной

стороны,

использование

совокупности

разнообразных

методов

и

средств

обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из

различных

предметных

областей.

Поэтому

метод

проектов

-

способ

достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через

детальную разработку проблемы (субъектом которой является обучающийся)

и

ее

решение,

что

должно

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результаты

выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть, что

называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное

ее решение, оформленное в информационном продукте; если практическая -

конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога

является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей,

который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности.

Таким разом, проект - это специально организованный преподавателем

и

самостоятельно

выполняемый

обучающимися

комплекс

действий

по

решению значимой для обучающися проблемы, завершающихся созданием

продукта;

под

методом

проектов

понимают

технологию

организации

образовательных

ситуаций,

в

которых

обучающийся

ставит

и

решает

собственные

проблемы.

Поэтому

сегодня

метод

проектов

гармонично

дополняет традиционную систему обучения. Можно отметить следующие

актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в

обучении:

- значительное увеличение самостоятельной работы обучающихся;

-

получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой

информации;

- повышение мотивации к учёбе;

-

процесс

обучения

становится

самомотивируемым,

так

как

возрастает

интерес к работе по мере его выполнения;

- активизация познавательных интересов обучаемых;

- развитие творческих способностей обучаемых;

- повышение самооценки занимающихся выполнением проектной работы;

- предоставление каждому возможности самореализации;

- вовлечение обучаемых в коллективную мыслительную деятельность;

- развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе;

- получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах,

как

в

устной,

так

и

в

письменной,

с

использованием

новейших

технологических средств;

- практическая значимость большинства проектов, позволяющая готовить

молодых людей к работе на предприятии.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с

помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием

новых информационных технологий. Это могут быть современные средства:

компьютерные,

телекоммуникационные,

электронные

базы

данных,

виртуальные

библиотеки,

видео,

мультимедийные

средства,

аудио-

и

видеоконференции и пр.

При разработке проекта должны выполняться основные требования:

-

работа

всегда

направлена

на

разрешение

конкретной,

причём

профессионально значимой проблемы: исследовательской, информационной,

практической;

- планирование действий по разрешению проблемы (выполнение работы)

всегда

начинается

с

проектирования,

в

частности,

с

определения

вида

деятельности и формы презентации;

- наиболее важной частью плана является постадийная разработка проекта, в

которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов,

сроков и ответственных;

-

исследовательская

работа

обучаемого

обязательное

условие

каждого

проекта; отличительная черта проектной деятельности – поиск информации,

ее обработка, осмысливается и представляется участниками;

- результатом работы над проектом является продукт, который создаётся

участниками в ходе разрешения поставленной проблемы;

-

осуществление

проекта

требует

на

завершающем

этапе

презентации

продукта и его защиты.

Таким образом, проект – это пять главных составляющих, «пять П»:

ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ технологии – ПОИСК информации –

ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Но есть и шестое «П» проекта – это его

портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе

черновики, планы, схемы, расчеты и др. Выбор тематики проектов в разных

ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может

выдвигаться

преподавателем

с

учётом

учебной

ситуации

по

своей

дисциплине,

естественных

профессиональных

интересов,

интересов

и

способностей

обучающихся.

В

других,

тематика

проектов,

особенно

предназначенных

для

внеурочной

деятельности,

может

предлагаться

и

самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на

собственные интересы не только чисто познавательные, но и творческие,

прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического

вопроса

профессионального

модуля

с

целью

углубить

знания

отдельных

студентов по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще,

однако,

темы

проектов

относятся

к

какому-то

практическому

вопросу,

актуальному

для

практической

жизни

и

вместе

с

тем,

требующему

привлечения

знаний

обучающихся

не

по

одному

предмету,

а

из

разных

областей,

их

творческого

мышления,

исследовательских

навыков.

Таким

образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний. Тем

для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так

сказать, «целесообразные», дело совершенно безнадёжное, поскольку это

живое

творчество,

которое

нельзя

никак

регламентировать.

Результаты

выполненных проектов должны быть материальны, то есть оформлены. Это

обязательно презентация и сопровождающие ее доклад и тезисы. Если это

проект

исследовательского

плана

или

инженерная

работа,

обязательна

технологическая схема, правильно оформленная в соответствии с СТП, а так

как

студенты

изучают

такую

дисциплину,

как

экономика,

желательно

подтвердить свой проект и экономическими расчетами.

В своей работе я стараюсь включать такую форму проведения урока, как

конференция, где тоже эффективно реализуются информационно-поисковые

проекты.

Конечно,

такие

уроки

требуют

большой

предварительной

подготовки, но они очень интересны для студентов. В ходе решения какой-

либо проектной проблемы обучающимся приходится привлекать знания и

умения из разных областей: химии, физики, физической и аналитической

химии,

экологии,

информатики

и

др.

Анализируя

опыт

организации

проектной

деятельности

по

химии

и

спецтехнологии,

мы

постарались

привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на

следующие результаты применения проектного метода:

1)

работа

над

проектами

стимулирует

внутреннюю

познавательную

мотивацию

и

спо собствует

повышению

интере са

к

химии

и

профессиональным

дисциплинам,

уроки

проходят

более

оживленно,

обучающиеся

с

нетерпением

ожидают

как

момента

начала

работы

над

проектами, так и заключительного этапа – презентацию и выступление или

на открытых уроках, или на научно-практической конференции техникума;

2)

прикладной

характер

проектной

деятельности,

практиче ская

направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты

лично значимыми для обучающихся, у ребят появляется стимул не только

получить хорошую оценку, но и представить свою работу на различных

конкурсах и конференциях как в техникуме, так и вне его;

3) у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

проблематизация; целеполагание; планирование; исследовательские умения;

коммуникативные умения; презентационные и рефлексивные умения;

4) обучающиеся, выполняющие проекты по спецдисциплинам, принимают

участие и занимают призовые места в научно-практических конференциях

разного

уровня.

Участие

в

таких

конференциях

позволяет

приобрести

обучающимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально

способствует

формированию

нового

типа

обучающегося,

обладающего

набором

умений

и

навыков

самостоятельной

конструктивной

работы,

владеющего

способами

целенаправленной

деятельности,

готового

к

сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

С развитием творчества в техникуме повысился статус студенческой

исследовательской работы (эксперимент, анализ результатов, обсуждение их

на конференции, публикация в сборниках научных трудов, защита курсовых и

дипломных проектов), а также заметно вырос исследовательский потенциал

преподавателя

исследователя

(формулировка

задач

исследования,

выдвижение

гипотезы,

определение

границ

исследования,

обобщение

результатов. публикация статей и издание учебно- практической литературы).

Влияние

новых

технологий

оказывается

столь

всеобъемлющим

и

нарастающим,

что

возникает

острая

необходимость

исследования

взаимосвязи между научно- техническим прогрессом и содержанием методов

подготовки специалистов.



В раздел образования