Автор: Жаббарова Марина Владимировна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: организация проектной деятельности СПО в рамках ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Организация проектной деятельности СПО в рамках ФГОС
Жаббарова М.В.
Преподаватель профессиональных дисциплин
ГБПОУ «ДХТ им. Красной Армии»
г. Дзержинск, Нижегородская область
В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего
профессионального
образования
отмечено,
что
образовательными
учреждениями
должны
быть
созданы
условия
для
максимального
приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к
условиям их будущей профессиональной деятельности.
Оценка
качества
подготовки
обучающихся
и
выпускников
осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенции обучающихся.
В
техникуме
определены
основные
направления
по
созданию
организационно-педагогических
условий
для
развития
у
студентов
и
преподавателей
первоначальных
навыков
творческой
деятельности,
исследовательской и экспериментальной работы.
Включение
студентов
и
преподавателей
в
исследовательскую
деятельность
проводится
последовательно
и
постепенно
по
нескольким
направлениям:
-
научно-исследовательская,
экспериментальная
работа
преподавателя,
включающая
творческую
разработку
авторской
программы,
учебно-
методического
комплекса
дисциплины,
междисциплинарного
курса,
профессионального модуля, темы, экспериментальную проверку и внедрение
новых технологий, учебников, создание условий, обеспечивающих развитие
научно-
исследовательской
и
учебно-
исследовательской
работы
преподавателей;
-
обобщение
и
описание
преподавателем
собственного
опыта
работы
(описание собственного опыта работы - это тоже научная работа, в которой
есть свои правила и методы, от грамотного применения которых зависит
успех и эффективность этой работы);
-
обучение
студентов
методам
творческой
деятельности,
навыкам
самостоятельной работы.
Совме стная
исследовательская
деятельность
студентов
и
преподавателей,
обсуждение
и
публикация
статей
формируют
чувство
коллективизма,
положительно
влияют
на
воспитание
социальных
норм
поведения, формируют готовность к творчеству.
На
протяжении
многих
десятилетий
Дзержинский
химический
техникум имени Красной Армии готовит студентов-технологов к жизни в
современном мире. По окончании учебного заведения выпускник
должен
быть профессионально подготовлен к полноценной продуктивной работе на
отведенном ему рабочем месте базового предприятия. В то же время он
должен
быть
профессионально
мобилен,
способен
грамотно
работать
с
информацией
(определять
параметры
технологических
процессов,
осуществлять подбор и эксплуатацию приборов контроля и регистрации,
необходимых характеристик и параметров, использовать информационные
технологии
при
ведении
технологических
процессов,
оформлять
технологическую
документацию,
анализировать
причины
брака
и
участвовать в разработке мероприятий по предотвращению брака, работать с
нормативно-технической
документацией).
Выпускник-технолог
должен
обладать способностью к гибкому изменению деятельности в зависимости от
динамично меняющейся ситуации и в плане потребностей рынка рабочей
силы.
Конкурентная
борьба,
характеризующая
нынешний
рынок
труда,
определяет высокие требования заказчика и диктует нам, преподавателям,
новые подходы к качеству образования, а значит, к использованию наиболее
эффективных методов проведения занятий и их методическому обеспечению.
Необходим
поиск
инновационных
педагогических
технологий:
отход
от
«классического»
формирования
знаний,
умений,
навыков
и
переход
к
идеологии
развития
на
основе
личностно
ориентированной
модели
образования;
исследовательские,
творческие
методы
обучения
играют
ведущую роль в подготовке конкурентоспособного специалиста. К таким
активным методам обучения относится метод проектов. В его основе лежит
развитие
критического
мышления
обучающихся,
умение
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
анализировать
полученную
информацию,
самостоятельно
выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков
познавательной,
исследовательской,
творческой
деятельности.
Метод
проектов
называют
технологией
четвёртого
поколения,
реализующей
системно-деятельностный
подход
в
обучении.
Метод
проектов
по
своей
дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая
которыми
обучающийся
оказывается
более
приспособленным
к
жизни,
умеющим
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям,
ориентироваться
в
разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что
«проектная
деятельность
является
культурной
формой
деятельности,
в
которой
возможно
формирование
способности
к
осуществлению
ответственного выбора». Анализ мирового опыта позволяет констатировать
широкое распространение метода проектов в системах образования разных
стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в
котором стремительно устаревают знания, необходимо не столько передавать
обучающимся
те
или
иные
знания,
сколько
научить
их
приобретать
эти
знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для
решения новых познавательных и практических задач.
Метод
проектов
позволяет
наименее
ресурсозатратным
способом
создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для
формирования
компетентностей
обучающихся.
При
работе
над
проектом
появляется
возможность
формирования
у
обучающихся
компетентности
решения
проблем
(поскольку
обязательным
условием
реализации
метода
проектов является решение обучающимися собственных проблем средствами
проекта),
а
также
освоение
способов
деятельности,
составляющих
коммуникативную
и
информационную
компетентности.
По
своей
сути
проектирование
–
самостоятельный
вид
деятельности,
отличающийся
от
познавательной
деятельности.
В
европейских
языках
слово
"проект"
заимствовано
из
латыни:
причастие
projectus
означает
"выброшенный
вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза", то есть прототип, прообраз
какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в
процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет;
он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Метод
проектов
-
это
совокупность
приемов,
операций
овладения
определенной областью практического или теоретического знания, той или
иной
деятельностью.
Это
путь
познания,
способ
организации
процесса
познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия
«проект»,
его
прагматическая
направленность
на
результат,
который
достигается
при
решении
той
или
иной
практически
или
теоретически
значимой проблемы.
Решение
проблемы
предусматривает,
с
одной
стороны,
использование
совокупности
разнообразных
методов
и
средств
обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из
различных
предметных
областей.
Поэтому
метод
проектов
-
способ
достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через
детальную разработку проблемы (субъектом которой является обучающийся)
и
ее
решение,
что
должно
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результаты
выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть, что
называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное
ее решение, оформленное в информационном продукте; если практическая -
конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога
является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей,
который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности.
Таким разом, проект - это специально организованный преподавателем
и
самостоятельно
выполняемый
обучающимися
комплекс
действий
по
решению значимой для обучающися проблемы, завершающихся созданием
продукта;
под
методом
проектов
понимают
технологию
организации
образовательных
ситуаций,
в
которых
обучающийся
ставит
и
решает
собственные
проблемы.
Поэтому
сегодня
метод
проектов
гармонично
дополняет традиционную систему обучения. Можно отметить следующие
актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в
обучении:
- значительное увеличение самостоятельной работы обучающихся;
-
получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой
информации;
- повышение мотивации к учёбе;
-
процесс
обучения
становится
самомотивируемым,
так
как
возрастает
интерес к работе по мере его выполнения;
- активизация познавательных интересов обучаемых;
- развитие творческих способностей обучаемых;
- повышение самооценки занимающихся выполнением проектной работы;
- предоставление каждому возможности самореализации;
- вовлечение обучаемых в коллективную мыслительную деятельность;
- развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе;
- получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах,
как
в
устной,
так
и
в
письменной,
с
использованием
новейших
технологических средств;
- практическая значимость большинства проектов, позволяющая готовить
молодых людей к работе на предприятии.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с
помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием
новых информационных технологий. Это могут быть современные средства:
компьютерные,
телекоммуникационные,
электронные
базы
данных,
виртуальные
библиотеки,
видео,
мультимедийные
средства,
аудио-
и
видеоконференции и пр.
При разработке проекта должны выполняться основные требования:
-
работа
всегда
направлена
на
разрешение
конкретной,
причём
профессионально значимой проблемы: исследовательской, информационной,
практической;
- планирование действий по разрешению проблемы (выполнение работы)
всегда
начинается
с
проектирования,
в
частности,
с
определения
вида
деятельности и формы презентации;
- наиболее важной частью плана является постадийная разработка проекта, в
которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов,
сроков и ответственных;
-
исследовательская
работа
обучаемого
–
обязательное
условие
каждого
проекта; отличительная черта проектной деятельности – поиск информации,
ее обработка, осмысливается и представляется участниками;
- результатом работы над проектом является продукт, который создаётся
участниками в ходе разрешения поставленной проблемы;
-
осуществление
проекта
требует
на
завершающем
этапе
презентации
продукта и его защиты.
Таким образом, проект – это пять главных составляющих, «пять П»:
ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ технологии – ПОИСК информации –
ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Но есть и шестое «П» проекта – это его
портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе
черновики, планы, схемы, расчеты и др. Выбор тематики проектов в разных
ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может
выдвигаться
преподавателем
с
учётом
учебной
ситуации
по
своей
дисциплине,
естественных
профессиональных
интересов,
интересов
и
способностей
обучающихся.
В
других,
тематика
проектов,
особенно
предназначенных
для
внеурочной
деятельности,
может
предлагаться
и
самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на
собственные интересы не только чисто познавательные, но и творческие,
прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического
вопроса
профессионального
модуля
с
целью
углубить
знания
отдельных
студентов по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще,
однако,
темы
проектов
относятся
к
какому-то
практическому
вопросу,
актуальному
для
практической
жизни
и
вместе
с
тем,
требующему
привлечения
знаний
обучающихся
не
по
одному
предмету,
а
из
разных
областей,
их
творческого
мышления,
исследовательских
навыков.
Таким
образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний. Тем
для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так
сказать, «целесообразные», дело совершенно безнадёжное, поскольку это
живое
творчество,
которое
нельзя
никак
регламентировать.
Результаты
выполненных проектов должны быть материальны, то есть оформлены. Это
обязательно презентация и сопровождающие ее доклад и тезисы. Если это
проект
исследовательского
плана
или
инженерная
работа,
обязательна
технологическая схема, правильно оформленная в соответствии с СТП, а так
как
студенты
изучают
такую
дисциплину,
как
экономика,
желательно
подтвердить свой проект и экономическими расчетами.
В своей работе я стараюсь включать такую форму проведения урока, как
конференция, где тоже эффективно реализуются информационно-поисковые
проекты.
Конечно,
такие
уроки
требуют
большой
предварительной
подготовки, но они очень интересны для студентов. В ходе решения какой-
либо проектной проблемы обучающимся приходится привлекать знания и
умения из разных областей: химии, физики, физической и аналитической
химии,
экологии,
информатики
и
др.
Анализируя
опыт
организации
проектной
деятельности
по
химии
и
спецтехнологии,
мы
постарались
привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на
следующие результаты применения проектного метода:
1)
работа
над
проектами
стимулирует
внутреннюю
познавательную
мотивацию
и
спо собствует
повышению
интере са
к
химии
и
профессиональным
дисциплинам,
уроки
проходят
более
оживленно,
обучающиеся
с
нетерпением
ожидают
как
момента
начала
работы
над
проектами, так и заключительного этапа – презентацию и выступление или
на открытых уроках, или на научно-практической конференции техникума;
2)
прикладной
характер
проектной
деятельности,
практиче ская
направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты
лично значимыми для обучающихся, у ребят появляется стимул не только
получить хорошую оценку, но и представить свою работу на различных
конкурсах и конференциях как в техникуме, так и вне его;
3) у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:
проблематизация; целеполагание; планирование; исследовательские умения;
коммуникативные умения; презентационные и рефлексивные умения;
4) обучающиеся, выполняющие проекты по спецдисциплинам, принимают
участие и занимают призовые места в научно-практических конференциях
разного
уровня.
Участие
в
таких
конференциях
позволяет
приобрести
обучающимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально
способствует
формированию
нового
типа
обучающегося,
обладающего
набором
умений
и
навыков
самостоятельной
конструктивной
работы,
владеющего
способами
целенаправленной
деятельности,
готового
к
сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
С развитием творчества в техникуме повысился статус студенческой
исследовательской работы (эксперимент, анализ результатов, обсуждение их
на конференции, публикация в сборниках научных трудов, защита курсовых и
дипломных проектов), а также заметно вырос исследовательский потенциал
преподавателя
–
исследователя
(формулировка
задач
исследования,
выдвижение
гипотезы,
определение
границ
исследования,
обобщение
результатов. публикация статей и издание учебно- практической литературы).
Влияние
новых
технологий
оказывается
столь
всеобъемлющим
и
нарастающим,
что
возникает
острая
необходимость
исследования
взаимосвязи между научно- техническим прогрессом и содержанием методов
подготовки специалистов.