Автор: Шаймухаметова Раушания Амировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный колледж
Населённый пункт: РБ, Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: Применение инновационных технологий в преподавании башкирского языка
Раздел: среднее профессиональное
«Применение инновационных технологий в преподавании башкирского
языка»
Автор: преподаватель башкирского языка
ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный
колледж
Для успешного преподавания башкирского языка и достижения высоких
результатов,
необходимо
постоянно
внедрять
передовые
технологии,
новые
приемы
и
методы
обучения.
Как
проводить
уроки
башкирского
языка
интересными, увлекательными и занимательными?
Как пробудить интерес у
студентов к этому предмету?
Не отвергая проверенные временем методы
обучения, мы ищем пути решения этих проблем. Как показывает практика,
именно игры занимают значительное место в обучении и становлении личности.
По нашему мнению, применение игр во время урока – это успешный шаг в
решении вышеперечисленных проблем. Исходя из этого, мы предлагаем свою
творческую технологию: «игровые технологии на уроках башкирского языка».
Основное
направление
творческой
технологии
– путем
развития
заинтересованности студентов добиваться поставленной задачи. Не даром
своим
педагогическим
кредом
в
работе
мы
выбрала
– учим
и
учимся
с
удовольствием.
Считаем,
что
использование
игр
является
наиболее
выигрышным. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов
деятельности
человека.
Игра,
являясь
развлечением,
отдыхом,
способна
перерасти в обучение, в творчество.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
Урок «Будущее страны в руках народа». Ролевая игра в виде предвыборной
компании. На данном уроке четко прослеживается междисциплинарные связи с
такими
предметами
как
право,
обществознание,
культура
Башкортостана.
В
подготовительном этапе, студенты разделились на подгруппы, выбрали своего
приемника на место президента, подготовили предвыборную пиар компанию и
т.п.
Занятие
ориентировано
на
активизацию
мыслительного
процесса
и
вовлечение
каждого
студента
в
мыслительный
процесс,
а
также
на
умение
работать коллективно и в микрогруппах. В составе команды каждый студент
несёт
ответственность
за
весь
коллектив,
каждый
заинтересован
в
лучшем
результате своей команды, каждый стремиться как можно быстрее и успешнее
справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению
работоспособности всех студентов.
Урок-экскурс «Я родился для того, чтобы украшать землю», посвященного
народному поэту Республики Башкортостан, драматургу А.К. Атнабаеву. Формой
занятия избран урок - экскурс, при котором учебная работа осуществляется в
рамках непосредственного ознакомления с объектом изучения. Урок-экскурс —
это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в
колледже
с
реальной
жизнью
и
обеспечивает
студентам
через
их
непосредственные
наблюдения,
знакомство
с
предметами
и
явлениями
в
их
естественном
окружении.
Урок-экскурс
в
нашем
примере,
выполняет
ряд
важнейших дидактических функций:
— реализуется принцип наглядности обучения;
— повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с
практикой;
— расширяется технологический кругозор студентов;
Урок
«Птицы
башкортостана»
так
же
с
использованием
игровых
форм
работы. На данном уроке использованы скороговорки, кроссворды, загадки о
птицах,
которые
обитают
на
территории
Башкортостана,
ведется
работа
по
подгруппам по обобщению темы.
Так же сюда можно отнести урок – экскурсию «Туризм в Башкортостане».
Весь процесс обучения урока направлен на развитие аналитического мышления,
усилению познавательного интереса к туризму в Башкортостане, к вопросам
охраны природных ресурсов и их рациональное использование. Чем активнее
будет вестись работа, тем больше будет её педагогический эффект. Для этих
целей преподаватель стимулирует студентов, развивает творческую активность в
применении
различных
способов
и
приемов
мышления
для
успешного
закрепления знаний.
Актуальность
темы
в
следующем:
Башкортостан
считают
жемчужиной
Южного Урала, и этот бренд за последние года активно раскручиваться. На
туристическом рынке республика должна отождествляться с Южным Уралом и
возможностью интересного, полезного во всех отношениях отдыха. У студентов
должна воспитываться высокая личная ответственность за бережное отношение к
природе.
Изучение любой грамматической категории предполагает ее практическое
применение,
т.е.
использование
ее
в
речи.
С
этой
целью
данное
занятие
предусматривает выполнение упражнений языкового и речевого типа, которые
развивают навыки употребления тех или иных языковых форм в монологической
и диалогической речи. Во время урока студенты составляют диалоги, составляют
вопросы по данной теме, опираясь на новые слова данного урока и т.п.
Урок,
посвященный
поэту
Рами
Гарипову
«Словно
песня
осталось
в
душе…»,
где
с
целью
обобщения
знаний
о
жизни
и
творчестве
поэта,
предоставляется
студентам
проанализировать
его
произведения,
прослушать
чтение его стихотворений в прочтении дикторов и студентов, а также разгадать
кроссворд по его жизни и творчеству.
Таким
образом,
применение
инновационных
технологий
в
преподавании
башкирского языка повышает интерес к предмету, повышает интеллектуальный
уровень студентов, активизирует их познавательную деятельность, развивает у
студентов ответственность, то есть те качества, которые необходимы будущему
специалисту.
Проектный
метод
обучения,
способствует
развитию
у
студентов
самообразовательной
и
творческой
активности,
направленной
на
освоение
нового опыта. Работая в проектах, студенты учатся проводить исследования,
анализировать различную информацию и представлять новые идеи. В основе
методов
проектов
лежит
креативность,
умение
ориентироваться
в
информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Использование
возможностей
информационно-коммуникационных
технологий
открывает
доступ
к
справочным
системам
и
электронным
библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и
учебно-методическими ресурсами, развивает творческие способности студентов.