Автор: Притула Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 96 "Снежинка"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Русская берёза - символ России"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 96
« Снежинка»
города Калуги
Конспект непосредственной образовательной
деятельности
«Русская береза – символ России»
Подготовила: Притула Т.В.
воспитатель первой
квалификационной категории
Дидактическое обоснование образовательной деятельности
Тема
«Русская березка – символ России»
Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с основной
общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г.
Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
Образовательная
область
«Социализация» (формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу)
Форма
педагогического
мероприятия
Непосредственно образовательная деятельность
Возраст детей
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Задачи
1. Формировать у детей красоту восприятия природы и эстетическое отношение к ней
2. Учить детей делать березку из бумаги с опорой на технологическую карту.
3. Развивать мелкую моторику рук, умение работать с бумагой, ножницами, клеем.
4. Воспитывать любовь к Родине, способствовать формированию нравственно-
патриотических чувств.
Средства обучения
Материалы и оборудование:
•
Экспонаты «Музея русской березки» (ветка, листья, кора, веник, полено, лес, сок, изделия
из бересты, лучина, гриб подберезовик)
•
Музыкальные инструменты (бубен, ложки, колокольчики, трещотки);
•
Материалы для ручного труда (лист белой бумаги, ножницы, клей, карандаш, картон, вата,
маркер) ;
•
ТСО (с записью мультипликационного героя, );
Предварительная
работа
•
Чтение художественной литературы по теме НОД;
•
Рассматривание березы на прогулке (строение, кора, как береза дышит);
•
Рассматривание иллюстраций берез в разное время года;
•
Беседа «Береза и ее польза»
•
Рассматривание изделий из бересты, листьев, коры и веток березы
•
Опытно-экспериментальная деятельность: березовая кора содержит бетулин, березовая
лучина (её применение)
Форма организации
детей
групповая
Ход НОД:
(Воспитатель обращает внимание детей на м/м установку с изображением
Старичка-Лесовичка)
В: Ребята, посмотрите, куда привела нас дорожка? Мне кажется, в гости к
нашему
старому
знакомому
Старичку-Лесовичку,
наверное,
он
опять
приготовил для нас что-то интересное.
Лесовик: Здравствуйте, ребятки! Как я рад снова вас видеть. Сегодня я
приглашаю
вас
в
новое
путешествие,
вас
ждет
много
полезного
и
интересного.
А чтобы узнать, кто будет героиней нашего путешествия,
отгадайте загадку:
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубе белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Дети: Это береза.
( на экране – изображение березы в разное время года)
В: А вы знаете, что Россию называют краем белоствольных берез. Береза
считается нашим русским, родным деревом.
- А как вы думаете, можно ли назвать березу символом России. Почему?
Дети: - ни в одной стране мира не растет так много берез, как в России
- русский народ прославляет красавицу-березу в стихах и песнях
- находясь далеко от дома, человек вспоминает самое родное, близкое –
белую березу, ромашку
- береза – красивое дерево с необычной корой, глядя на нее, становится
светлее и теплее на душе
- березку сравнивают с девушкой, одетой в сарафан, а ветки – косы.
В: Да, ребята, это действительно так. Береза стала неофициальным символом
России, олицетворяющим чистоту и простоту родной земли, ее богатство и
плодородие.
Мила береза русскому человеку, со времен глубокой старины вошла она в
нашу жизнь. Не только за красоту полюбил человек березку, но и за пользу,
которую она дает.
А как вы думаете, в чем польза березы?
Лесовик: Ребята, я приглашаю вас в музей русской березки, может, там вы
найдете подсказки?
В: Посмотрите, как много экспонатов и они уж точно подскажут нам, в чем
польза березы, выберите себе по одному экземпляру и расскажите.
1 реб: веточка с листьями и почками – если заварить чай, то он лечит многие
болезни.
2 реб: березовый веник – в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу.
3
реб: березовые листья – в старину ими красили ткани и яйца на Пасху,
когда не было других красителей.
4
реб: березовые дрова – в деревне, где есть печки и камины зимой они
незаменимы, дрова долго горят, дают много тепла и выделяют приятный
аромат.
5 реб: березовый лес (картинка) – все любят ходить в березовый лес, чтобы
отдохнуть и набраться сил и энергии.
6 реб: березовый сок – люди пьют его для укрепления здоровья, любят его и
лесные обитатели.
7
реб: березовая лучина – в старину, когда не было электричества,
с ее
помощью освещали жилища.
8
реб: береста (кусочек) – в далекие времена, когда не было бумаги, на
бересте писали письма, она долго не промокает и не гниет.
9 реб: береста (посуда) – из нее делают легкую и небьющуюся посуду.
10 реб: подберезовик - в березовом лесу растет много подберезовиков, а это
вкусный и полезный гриб.
В: Вот видите, оказывается, сколько береза тайн хранит. Называли березку
еще и деревом счастья, под ней загадывали желания, вокруг нее водили
хороводы, пели песни, играли в дудки, трещотки, бубны да колокольца.
Лесовик: Да, да и я хочу в хоровод, и на дудке поиграть. Беритесь, ребята, за
руки, поиграем.
В: Я буду играть на музыкальных инструментах, а вы правильно выполнять
движения.
Динамическая пауза:
Ложки громко застучали – ноги дружно зашагали.
Лишь услышим звонкий бубен – на носках кружиться будем.
Колокольца зазвенели – все тихонечко присели.
Трещотки затрещали – все быстро побежали.
(воспитатель
играет
на
музыкальных
инструментах
в
р а з н о й
последовательности,
дети
выполняют
движения,
соответствующие
звучащему инструменту)
Лесовик: Ох, хорошо мы с вами отдохнули, а теперь мне очень хочется,
чтобы у вас на память о моей березовой роще что-то осталось… вот, только
что – не знаю…
В: Лесовичок, а может, мы вместе с ребятами смастерим красавицу березку?
Ну, а раз сейчас зима, то мы сделаем зимнюю березку, и она будет радовать
нас своей красотой.
Лесовик: Здорово! А я вам немного помогу.
(дети садятся за столы, на которых находятся подносы с материалами для
ручного труда)
В: Посмотрите, ребята, Лесовичок снова приготовил для нас подсказки.
(на экране – технологическая карта с поэтапным выполнением работы, по
окончании работы, дети выставляют свои поделки на общий стол)
В: Ребята, посмотрите, у нас получилась целая березовая роща. Все березки
разные. Лена, какая у тебя березка? (стройная). А у тебя, Никита? (красивая)
и т.д.
На полянках, на пригорке,
Под окном, среди полей –
Белоствольные березки –
Символ Родины твоей.
Лесовик:
Я
очень
рад,
ребята,
что
у
каждого
из
вас
теперь
есть
своя
маленькая березка, на память о нашем путешествии. Вам понравилось у меня
в гостях? Тогда приходите еще, а сейчас – до свидания!
В: Ребята, давайте отыщем нашу лесную дорожку и вернемся обратно.