Автор: Киекбаева Зульфия Сынбулатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Сибай, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы «В гости к марийцам»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для
подготовительной группы «В гости к марийцам»
Цель: формирование у детей представления о марийском народе.
Задачи: образовательные: - познакомить детей с культурой марийского
народа, искусством, одеждой, орнаментом.
Развиваюшие: - развивать художественные навыки, воображение, восприятие.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству марийского народа
Оборудование: книжная выставка о марийской культуре, марийские
головные уборы из бумаги (теркупш, шимакш), бумажные загатовки
марийской национальной одежды, музейные экспонаты ( лапти, берестяная,
глиняная и деревянная посуда), национальные блюды (каравай, ватрушки,
мелна).
Методические приёмы: - игровой приём,- введение в тему, - беседа- диалог,
- видео о народах Республики Марий Эл, - рассмотрение старинных
экспонатов.
Предварительная работа: беседа с детьми о марийских орнаментах,
рассматривание иллюстраций, марийские национальные игры «Жмурки» ,
«Растяпа», «Два круга», прослушивание записей с марийскими мелодиями.
Ход занятия
Звучит марийская мелодия, на фоне этой мелодии дети играют марийскую
народную игру «Жмурки».
( гости заходят в группу)
Воспитатель: К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте ребята
поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мы с вами какую же игру играли и настроение подняли?
Дети: марийскую игру «Жмурки»
Воспитатель: Мне очень хочется, чтоб такое настроение у вас сохранилось
до самого вечера.
Ребята, как вы думаете, а на мне сегодня какой наряд? Куда мы сегодня
отправимся в путешествие?
Дети: марийский национальный костюм
Воспитатель: Правильно, молодцы. А поближе познакомиться с этим
народом нам поможет волшебный сундучок.
( под музыку появляется сундук)
Воспитатель: Вот волшебный сундучок
На дверях его замок
В нем живут отгадки
На все мои загадки
Ключ волшебный ставим щель
И откроем эту дверь.
Воспитатель: (открывает сундучок) А что это такое? Кто знает?
Дети: Мужской головной убор марийцев – ТЕРКУПШ
Женский – ШИМАКШ (дети повторяют)
Воспитатель: Да правильно надев эти головные уборы, мы с вами сегодня
отправимся в гости к марийцам (раздаю головные уборы детям)
Воспитатель: встали в круг, закрыли глаза и кружимся на месте.
( под марийскую музыку дети закрыв глаза кружатся на месте)
Воспитатель: Открываем глаза…. Мы попали с вами в республику Мари Эл
(дети проходят за стульчики)
Марийцы - один из древних народов Среднего Поволжья. Название «Марий»
означает - человек, «мужчина », «муж». Марийский народ талантлив,
изобретателен, славился своими мастерами – умельцами. Мальчиков с ранних
лет обучали ремесленному делу- умению плести лапти, помогать отцу во всех
хозяйских делах. А девочек - учили вышивать.
Многие узоры не только украшали одежду, жилище но и должны были
охранять, защищать и оберегать человека и его семью от злых духов.
Поэтому их называли оберегами (от порчи, от дурного глаза) и наносили их
на самые и видные и открытые места одежды.
(экране показ слайдов)
Воспитатель: Как раз об этом у нашей Юли есть стих, пожалуйста.
Юля стих читает:
«Как семицветик наши зори
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас висят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь совершенно и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!»
Воспитатель: спасибо Юля, молодец. Давайте ребята узнаем, что еще нам
приготовил, наш волшебный сундучок?
( открываю сундучок под музыку и достаю конверт с загадкой)
А сундучок приготовил нам загадку, отгадаем???
Дети: даааааааа.
Воспитатель (читает): В нем предметы старины
До сих пор сохранены
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
Кто знает? О чем идет речь?
Дети: музей
Воспитатель: Молодцы, правильно. А какие же музеи бывают?
(краеведческий, музей книг, Музей игрушки в Праге, музей самоваров в Туле)
А как вы думаете куда мы сейчас пойдем? А в какой же музей приглашает
наш сундучок?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь ребята хочу вас пригласить в марийский min музей
( проходят к экспонатам)
Что мы видим ребята? А как назовем это одним словом? (утварь)
Дети: (дети перечисляют)
Воспитатель: Темы и краски для своих узоров марийцы брали у природы, у
леса в котором проходила их жизнь
Скажите что такое орнамент (дети повторяют)? Где можно использовать
орнамент?
Орнамент - элементы узора. А из каких цветов состоит орнамент?
В узоре – орнамента присутствуют - красный, синий, зеленый, белые цвета.
Как вы думаете, о чём рассказывает эти цвета?
Дети: Зеленый цвет – это трава, лес, деревья
Красный – солнце, цветы, защита, огонь
Черный - земля
Синий – небо, вода, облака
( волшебная музыка заиграет)
Воспитатель: Наш волшебный сундучок снова куда то нас зовет (открываю
сундучок и достаю оттуда Дудочку)
Наш сундучок зовет поиграть в игру «Дудочка». Поиграем?
(пальчиковая игра «Дудочка»)
( волшебная музыка заиграет)
Воспитатель (открываю сундучок и достаю оттуда бумажное платье и
рубаху) Ребята посмотрите чего то тут не хватает?
А теперь ребята я вас приглашаю в марийскую мастерскую, где должны себе
мальчики - рубаху, а девочки - фартук оформить орнаментами и узорами.
( под тихую марийскую музыку дети рисуют)
Если закончили, то можете разместить свои работы на магнитную доску.
Воспитатель: Потрудились все на славу и рубаху смастерили, устали.
Рубахи и платья у вас с каким орнаментом получились?
Дети: с марийским орнаментом
Воспитатель: Марийцы были у нас не только рукадельницами , но еще и
готовили вкусную и здоровую пищу.
(Затишье. Волшебный сундучок заиграет.)
Воспитатель: А что же предлагает нам волшебный сундучок? Куда же он нас
приведет? А сундучок зовет нас на экскурсию в марийскую кухню.
( из сундука вытаскиваю кухонною принадлежность и А4 с марийскими
блюдами- д/и «Марийские блюдо» )
А теперь ребята приглашаю вас в марийскую кухню попробовать
национальную блюдо, которая называется – мелна.
Ребята мы сегодня совершили путешествию в республику Мари Эл. С каким
народом познакомились? Что мы о них узнали?
Ответы детей.
(волшебная музыка заиграет)
Воспитатель: Вы сегодня были молодцами. А сейчас наш сундучок зовет нас
поиграть марийскую национальную игру «Два круга»
(дети идут играть в другую комнату)