Напоминание

"ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Пахомова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Курганская обл., г. Шадринск
Наименование материала: статья
Тема: "ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

М.В.Пахомова, г Шадринск

В последние годы в средствах массовой информации все чаще идет речь о

свободе слова, правах человека, правовом государстве. Воспитание

свободных граждан демократического, правового государства, высоко -

нравственных, способных к социализации, уважающих права и свободы

личности, проявляющих национальную терпимость и уважительное

отношение к культуре народов и их языкам является одним из важнейших

условий развития правового общества, и начинать его необходимо с

дошкольного возраста. В рекомендациях ООН и Совета Европы

подчеркивается, что права человека лучше всего изучать в демократической

атмосфере, где гарантирована свобода самовыражения и для детей, и для

педагогов, где главенствует честность, уважение, сострадание и

справедливость.

Исходя из этого, формирование гражданственности становится

приоритетной задачей дошкольного образования, призванной предоставить

каждому ребенку условия для творческой самореализации, свободного

самоопределения. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше

потенциальной активностью, чем лишенная достоинства.

Дошкольному образовательному учреждению должна принадлежать

особая роль в воспитании будущего гражданина страны. Главная цель

педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей

дошкольного возраста - воспитание гуманной, социально активной,

самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности

Дети, получившие воспитанные в духе прав ребенка, легко совмещают

представления о правах и соответствующих им обязанностях. Внимание к

себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому,

что ребенок учится быть более свободным, уважать себя и других людей,

понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.

Уважительное отношение к закону и правам каждого человека является

основным в формировании правовых знаний дошкольников. Важно, чтобы и

уважение к мнению, запросам ребенка, взглядам стало нормой

общечеловеческой культуры и принималось взрослыми как норма права.

Правовое воспитание дошкольников должно осуществляться, как требует

ФГОС ДО, в процессе интеграции образовательных областей. Всего в

соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, выделяется пять

образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие,

объединение которых дает основу для появления нового образовательного

продукта. Целостная картина правового мира может быть сформирована в

единстве и связях познания ребенком предметов и явлений окружающего

мира, что обеспечивает интегрированный образовательный процесс в ДОУ.

Особенности дошкольного возраста позволяют педагогам в доступной

форме давать знания о правах ребенка (право на имя; право на отдых; право

на охрану здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в

играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех

форм физического или психического насилия, оскорбления или

злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения).

ФГОС в требованиях к содержанию и методам обучения и воспитания,

реализуемых в ДОО, ориентируют педагогов дошкольных образовательных

организаций на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить

детей с международными правовыми документами, регулирующими

отношения между людьми.

Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста призвано

обеспечить социализацию в обществе. Это возможно только при условии

реализации в дошкольной образовательной организации взаимодействия

всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей

должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. В семье дети

получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества

первоначально предстают перед ребенком в форме требований,

предъявляемых к нему родителями, воплощенными во всем образе жизни

семьи и даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный

способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование

привычек и жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье,

какие ценности, интересы в ней находятся на первом плане, зависит, какими

вырастут дети. Задача педагогов донести до родителей информацию о том,

что первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей по

нормам и принципам нашего общества, Родительский пример должен быть

примером справедливости, уважительного отношения к окружающим, закону.

Пример родителей - самый убедительный пример, с которым когда-либо

сталкивается ребенок, потому что он всегда перед глазами.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны

осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их

родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских

функций, учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким,

какой он есть, общаться с ним. В разнообразных формах работы с семьей

необходимо давать знания о правовых документах, проводить

профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с

детьми. Для этого воспитатель должен изучить основные положения

Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовые акты Российской

Федерации, направить усилия коллектива ДОУ на выполнение охраны прав

детей; повысить педагогическую компетентность по проблеме охраны прав

детей в ДОУ.

Ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье

воспитатель, прежде всего, должен выступать для родителя примером

уважительного и доброжелательного отношения к детям. Родитель, который

видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми,

задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных

способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере

уважения. Необходимо организовывать именно такую атмосферу в

ближайшем окружении ребенка. Формирование человека начинается с

раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.

Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм

поведения, убеждений, привычек, потребностей личности и огромную роль в

этом играет дошкольное образовательное учреждение.

Сегодня воспитание будущих граждан страны - в наших руках, завтра в

руках детей – наше будущее, наша судьба, судьба человечества.

Литература:

1. Борисова О. Правовое образование дошкольников/ /Ребенок в детском саду.

– 2002- №4

2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошк.

воспитание. – 2008. - №4

3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с

Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005. 4.

Давыдова О. И. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ

Сфера, 2008.

5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей

дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. –

2002. - №6.

6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями:

Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.,

2002.

7. Зеленова Н. Г. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство

Скрипорий2003», 2007.

8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 9.

Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

9.Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного

образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от

17 октября 2013 года № 1155.

10.Шорыгина Т. А.Беседы о правах ребенка.- М.: ТЦ Сфера, 2007.



В раздел образования