Автор: Горбачева Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: г.Щигры Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Содержание и формы работы по речевому развитию дошкольников в младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Содержание и формы работы по речевому развитию дошкольников
в младшей группе.
Содействовать становлению речи как основного средства общения и взаимодействия
со взрослыми и сверстниками.
Развивать
такие
виды
речевой
деятельности,
как
повествование,
описание,
доказательство, объяснение.
Способствовать
освоению
грамматически
правильной
речи,
овладению
звуковой
культурной речи.
Обогащать словарь названиями предметов и действий с ними.
Способствовать
усвоению
норм
и
правил
коммуникативного
взаимодействия
со
сверстниками и взрослыми.
Обогащение представлений
Познавательные
беседы
–
привлечение
детей
к
обсуждению
изучаемых
тем.
(Важно,
чтобы
ребёнок
использовал
не
отрывочные
фразы,
а
развёрнутые
высказывания.)
Предметы, их назначение и материал, из которого они сделаны. Виды человеческой
деятельности. Животные и растения. Явления природы.
Посиделки «Это интересно».
Ознакомление детей с темами, не входящими в программу, но вызывающими у них
интерес.
Развитие связной ситуативной и контекстной речи
Проявление речевой активности в повседневной жизни.
Обращение к педагогу, сверстникам с просьбой, предложением (полные, развёрнутые
высказывания детей).
Упражнения в построении простых предложений.
Составление простых коротких рассказов о знакомых предметах (по вопросам).
Речевые игры.
Словесные
игры.
Игры
с
элементами
познавательного
общения
(лото,
парные
картинки и др.).
Культура речи в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми
Диалог в форме образовательного взаимодействия.
Педагог организует диалог ребёнка с игровым персонажем (или другим ребёнком),
подразумевающим повествование, объяснение, доказательство.
Обогащение словаря и активизация связной речи
Речевые игры.
Использование в речи слов, обозначающих свойства, качества и действия предметов
(например, «Что бывает голубым», «Что летает», «Кто ползает», «Что сделано из дерева»).
Упражнения на обобщение.
Использование в речи обобщающих слов, характеризующих разные тематические
группы (фрукты, овощи, посуда, одежда, обувь).
Формирование грамматически правильной речи
Дидактические упражнения.
Составление предложений по типу «Что для чего нужно» (например, «Ножик нужен,
чтобы резать», «Книга нужна, чтобы читать»).
Речевые игры.
Изменение и согласование слов в словосочетаниях
по падежам, родам и числам
(например, красный мяч - красные мячи – много красных мячей).
Игры на словообразование.
Игры типа «Назови детёнышей животных».
Воспитание звуковой культуры речи
Упражнения на правильное произношение звуков.
Имитация звуков животных, например в форме игры.
Летела муха около уха
И жужжала – ЖЖЖЖЖЖ!
Летели осы около носа
И звенели – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ!
Летел комар, сел на лоб,
А мы его – ХЛОП!
Имитация
звуков
транспорта.
Например,
при
переходе
детей
из
группы
в
музыкальный зал педагог говорит: «Отправляемся на машине, заправляем топливо –
СССССС,
заводим
двигатель
–
ДДДДДД,
едем
–
ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ,
сигналим
–
ТУ-
ТУУУУУ». Дети повторяют звуки.
Упражнение на интонационную выразительность.
«Скажи громко – тихо – шёпотом», «Скажи радостно – грустно – удивлённо» и т.д.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Щигры Курской области
Горбачева Ольга Васильевна