Автор: Осколкова Ольга Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Приморский край , ПГТ Пограничный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок технологии в 5 классе
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока технологии
по теме: «Графическое изображение изделий из металла и проволоки»
Учитель: Осколкова ОВ
Предмет: технология.
Класс: 5 ( класс 24 человека), УМК В.Д. Симоненко
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок
открытия новых знаний
, практикум.
Цели урока:
1)
Предметные: знакомство с особенностями изображения на чертеже деталей из металла и проволоки, с понятием «развертка»; фор -
мирование навыков построения развертки, как самостоятельного типа графических изображений.
2)
Регулятивные – определение последовательности выполнения пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затрудне -
ния;
3)
Коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, проводить познава -
тельный анализ, рефлексию познавательной деятельности.
4)
Личностные – умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, развитие трудолюбия и ответ-
ственности за качество своей деятельности.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Графическое изображение деталей из металлов и искусственных материалов, чтение чертежей» .
2. Раскрыть правила использования инструментов при графическом изображении деталей из металлов и искусственных материалов.
3. Уметь разрабатывать последовательность изготовления деталей из металла и искусственных материалов.
4. Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.
5. Делать выводы, обобщать.
Основные понятия: развертка, линия сгиба.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная работа.
Методическое оснащение урока:
1.
Материально-техническая база: кабинет технологии, демонстрационные образцы, презентация, технологическая карта.
2.
Инструменты, приспособления: чертежные принадлежности, шаблоны.
3.
Дидактическое обеспечение: учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Индустриальные технологии», технологическая карта «Изготов -
ление развертки коробки для хранения мягких деталей», образцы объектов труда.
Дидактическая
структура урока
Деятельность уча-
щихся
Деятельность учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достижению
запланированных ре-
зультатов
Формируемые УУД и
предметные действия
Орг. момент
Организуют рабо-
чее место
Приветствует
учащихся,
проверяет
готов-
ность к уроку, проверяет присутствующих.
Организация
внимания,
самоорганизация.
Целеполагание
Устанавливают
соответствие,
определяют
гра-
ницы знания и не-
знания
изученно-
го материала
Ранее мы знакомились с предметами, которые
изготавливались из древесины и древесных
материалов. Мы узнали, чем мы должны ру-
ководствоваться, для того, чтобы изготовить
изделия.
- Где мы можем увидеть необходимую инфор-
мацию?
- Как вы думаете, нужно ли выполнять черте-
жи для изготовления изделий из металла?
- Из всего вышесказанного сделайте вывод:
что мы будем изучать сегодня на уроке?
Обобщают и системати-
зируют знания, получен-
ные на предыдущем эта-
пе изучения темы
Развивают
познаватель-
ные интересы и интеллек-
туальные
способности,
прогнозируют
деятель-
ность на уроке.
Актуализация
опорных знаний
Отвечают
на
во-
просы
учителя,
устраняют в ходе
проверки
обнару-
женные пробелы в
знаниях
Давайте мы откроем наши тетради и запишем
тему урока: «Графическое изображение из-
делий из металла и проволоки»
Прежде всего давайте вспомним ранее полу-
ченные сведения:
- Как может быть изображена деталь на гра-
фическом изображении? (с одной стороны и
объемной)
- Как называют виды изображений? (эскиз,
технический рисунок, чертеж)
Мы знаем, что для изображения деталей ис-
пользуют условные линии – линии чертежа
- С какими линиями чертежа мы уже позна-
комились?
Давайте вспомним их, разгадав
небольшой кроссворд.
Отвечают
на
вводные
вопросы, рассматривают
чертежи
различных
из-
делий.
Личностные:
осознание
своих возможностей.
Регулятивные:
у м е н и е
регулировать
свои
дей-
ствия.
Познавательные: умение
анализировать,
осознанно
строить речевые высказы-
вания
Изучение нового
материала.
Находят
сходство
и
различие
раз-
вертки
с
ранее
На графическом изображении мы видим изде-
лие, выполненное из металла.
- Каким изображением представлена деталь?
Отвечают
на
вопросы
учителя, делают выводы
формулируют понятия
Умение
находить,
анали-
зировать, управлять, оце-
нивать
и
предоставлять
изученными типа-
ми
изображений,
делают выводы об
о б л а с т я х
п р и-
менения
разверт-
ки,
формулируют
понятие «разверт-
ка»
Обратите
внимание,
что
для
изображения
простых по форме деталей достаточно одного
вида, чтобы получить полное представление
о них.
Давайте внимательно рассмотрим чертеж:
- Как называются три круглых элемента дета-
ли «подвеска»?
- Как показаны на чертеже размеры этих от-
верстий?
- Для каких элементов «подвески» применяют
знак «R», а для каких «Ǿ» ? Почему?
- Что означает знак «S»на чертеже?
Многие изделия из тонколистового металла
имеют объемную форму(коробки, совок, тру-
ба). Для изготовления подобных изделий вы-
полняют графическое изображение с которым
мы впервые познакомимся на нашем уроке.
У меня в руках макет предмета, который мож-
но условно назвать «коробка»
- Какую форму имеет предмет?
- Как называются похожие предметы на уроке
математики?
Это изделие можно изготовить из листового
металла. Для этого мы развернем данный ма-
кет, чтобы лист, из которого он сделан, стал
плоским.
- Как бы вы назвали то, что у вас получилось,
если его название напрямую связано с тем
действием, которое я применила?
- Попытайтесь сформулировать понятие «раз-
вертка». Давайте запишем самый удачный ва-
риант.
Развертка - развёрнутая на плоскости по-
верхность геометрического тела
Развертки широко используются людьми в са-
информацию.
Предостав-
лять конкретное содержа-
ние
и
сообщать
его
в
письменной и устной фор-
ме.
мых разных областях их деятельности. Са-
мый простой вариант – конфетная обертка.
Упаковка – одна из основных областей при-
менения разверток.
Теперь чертеж развертки. Нам предстоит по-
знакомится с ним на примере коробки для
хранения мелких деталей, которую мы с вами
изготовим на последующих занятиях.
- Какими изображениями чертеж коробки?
- Сравните их с изображенной рядом разверт-
кой. Какая линия чертежа появилась на новом
изображении? Эта
линия
называется
штрих-пунктирная
с
двумя
точками
обозначает линию сгиба детали.
Для чего предназначены элементы развертки,
которые называют «язычками»?
Практическая
работа
Работа в индиви-
дуальном
реше-
нии
Работа в парах
Нам нужно самостоятельно выполнить чер-
теж нашей развертки в своей тетради. Время
выполнения задания – 10 мин.
Техника безопасности - Не забывайте, что
пользоваться остро отточенными карандаша-
ми нужно осторожно и строго по назначению,
чтобы не поранится самому и не нанести вред
рядом сидящему ученику.
На каждом столе лежит технологическая
карта, которая подскажет вам последова-
тельность действий по построению черте-
жа.
Внимательно ознакомьтесь с ней и присту-
пайте к работе.
Сейчас, по завершению задания, обменяйтесь
тетрадями
с
рядом
сидящем
товарищем
и
проверьте чертежи друг друга с целью выяв-
ления ошибок построения и неточностей.
Убедитесь, что вы тщательно проверили ра-
Построение графическо-
го изображения разверт-
ки в рабочей тетради
Формирование
навыков
самостоятельной
работы.
Формирование умения со-
ставлять план и последо-
вательность действий.
Формирование
умения
осуществлять контроль по
результату
боту своего соседа.
Оцените работы друг друга.
Рефлексия
Проводят взаимо-
проверку
и
взаи-
мооценку
Сделайте
вывод
–
насколько
успешно
мы
справились с работой?
- что вам запомнилось в новой теме;
- где можно применить полученные знания;
- с каким настроением вы заканчиваете урок?
- оцените свою работу смайликом .
Умение произвести самоо-
ценку и организовать вза-
имооценку.
Умение построения логи-
ческой цепочки рассужде-
ний и доказательств
Домашнее
зада-
ние
Построение
раз-
вертки
на
листе
бумаги
В ближайшее время мы будем изготавливать
коробку из жести. Но прежде мы изготовим
макет изделия из листа бумаги, где отработа-
ем основные технологические приемы рабо-
ты. Для этого дома вы возьмете лист и выпол-
ните на нем такую же развертку, какую дела-
ли сидя в классе в тетради. Обратите при
этом внимание на точность построения пря-
мых углов и параллельных линий. Выполните
задание и принесите к следующему уроку
Выполнение
графиче-
ского построения на не-
линованной
поверхно-
сти
Умение организовать соб-
ственную деятельность и
планировать ее результаты
Подвожу итог урока и озвучиваю оценки учащихся
Урок окончен