Автор: Овод Ольга Георгиевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДМШ
Населённый пункт: Свердловская область ГО ЗАТО Свободный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И
НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В
КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Овод Ольга Георгиевна,
преподаватель по кассу фортепиано
Свердловская обл. ГО ЗАТО Свободный
Дошкольный возраст – самая благоприятная пора в жизни человека, в
которой происходит накопление определённого опыта. Подобно тому, как
ребенок учится говорить и общаться на родном языке, в этот период он также
интенсивно
воспринимает
разнообразную
информацию,
усваивает
новые
знания. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты,
воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во
многом
зависит
дальнейшее
развитие
и
формирование
полноценной,
гармонично развитой личности.
По
утверждению
психологов,
восприятие
детей
5-6
лет
отличается
произвольностью, т.е. носит активный характер. То же касается и других
психических процессов, таких как память, внимание и воображение. Поэтому
так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы.
Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и
навыки,
как
губка.
Формирование
их
характера,
личности,
жизненных
приоритетов и талантов, во многом определяется окружающей средой.
В результате многочисленных исследований было научно установлено,
что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Она
оказывает заметное, а порой основополагающее влияние на чувства и образ
мышления
ребенка.
Вот
почему
родителям
так
важно
уделять
вопросу
музыкального воспитания больше внимания.
Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том
числе
дошкольного
возраста?
Среди
положительных
эффектов
от
ее
прослушивания малышом можно выделить следующее:
• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем
происходит это, скорее, на подсознательном уровне.
• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует
свои артикулярные навыки.
• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится
ее
интерпретировать
и
понимать,
а
это
значит,
что
в
процесс
активно
включается воображение.
• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно,
но
регулярное
прослушивание
музыки
оказывает
влияние
и
на
умение
ребенка
писать
и
считать.
Есть
этому
и
научное
объяснение
-
музыка
развивает пространственное восприятие.
Общеизвестно,
что
хорошие
родители
важнее
хороших
педагогов,
поэтому
воспитание
творчеством
и,
в
частности
музыкой,
предполагает
участие семьи. Всегда хорошо, когда родители находят для ребёнка время,
чтобы вместе с ним смотреть, слушать, познавать новое и уже как результат,
проявлять интерес к обучению их ребёнка в ДМШ.
Возраст
5-6
лет
является
наиболее
благоприятным
периодом
для
начального обучения в ДМШ. В этом возрасте ребенок уже общителен,
физический
аппарат
характеризуется
гибкостью,
податливостью,
способностью к формированию новых навыков.
Основной
формой
длительного
процесса
педагогического
общения
ученика и учителя является урок. Уроку предшествует продуманная работа
преподавателя по установлению наиболее эффективных методов развития
ученика,
строится
перспективный
план,
выбирается
стратегия
и
тактика
обучения.
«Больше
сказки,
больше
фантазии,
рассказывать
и
показывать,
колдовать
вокруг
музыки»
-
слова
замечательного
педагога
А.Д.
Артоболевской имеют глубокий смысл, ведь развитие творческого процесса
опирается на воображении и игре, а игра - это ведущий вид деятельности
ребёнка- дошкольника. Для того чтобы развивать интерес к музыке у детей,
заинтересовать
их
этим
процессом,
необходимо
придумывать
различные
творческие
задания,
позволяющие
ребёнку,
применить
свои
знания
и
способности
в
области
музыкального
творчества.
Это
может
быть:
выразительное
произнесение
слов
разучиваемой
песни,
пение,
подбор
мелодии
по
слуху,
показ
иллюстраций,
научить
понимать
и
переживать
музыку различного характера - веселую, грустную, танцевальную.
С первых же уроков работы с детьми необходимо включить пение
песенок
и
попевок
на
1,2,3-х
звуках
в
сопровождении
аккомпанемента
педагога. Песни нужно подобрать так, чтобы они контрастировали друг с
другом. Чтобы одна была напевной, другая веселой и подвижной, так как
определению характера песни очень помогает метод сравнений. Практика
показывает, что вышеизложенный прием стимулирует фантазию ребенка к
сочинительству
музыки,
и
подбору
мелодий.
Во
время
пения,
нужно
обращать
внимание
ребенка
на
правильное
интонирование,
то
есть
«подстраиваться»
к
заданным
звукам,
который
играет
или
поет
преподаватель.
Ритм,
пульс
–
это
основа
жизни.
Все,
окружающее
нас,
живет
по
законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные
процессы - все это и много другое подчинено определенному ритм.
На занятиях с детьми 5-6 лет необходимо прививать ребенку чувство
ритма.
Для
достижения
этой
цели
преподаватель
может
пользоваться
различными приемами - научить ученика воспроизводить мелодию хлопками,
постукиванием,
пением,
ритмично
произносить
небольшие
стишки,
считалочки
или
отдельные
слова,
использовать
детские
ударные
музыкальные
инструменты
(треугольник,
маракасы,
ксилофон,
бубен,
барабан),
передавать
простыми
танцевальными
движениями
(притопы,
подскоки,
хлопки
и
т.д.)
разнообразный
характер
музыки,
несложный
ритмический
рисунок,
изменять
движения
в
связи
со
сменой
частей
музыкального произведения.
Параллельно с работой над развитием музыкального слуха и ритма
должна идти выработка элементарных игровых навыков - постановка руки и
звукоизвлечение.
Начинается
она
всегда
с
правильной
посадки
за
инструментом.
Посадка
за
инструментом
индивидуальна
и
зависит
от
физических данных. Тем не менее, существуют общие правила, выполнение
которых положительно сказывается на качестве исполнения произведений.
Обычно за фортепиано сидят на расстоянии вытянутой руки от открытой
крышки
инструмента
и
занимают,
примерно,
одну
треть
стула.
Высота
посадки
должна
быть
такой,
чтобы
чуть
разведенные
в
сторону
локти
находились над уровнем клавиш. В будущем это создаст хорошую опору в
пальцы,
что
важно
для
правильного
звукоизвлечения,
предполагающего
использование веса свободной руки. Большое значение имеет положение ног.
Они должны располагаться у педалей, на подставке.
Наряду с освоением правильной посадки за инструментом прививаются
элементарные
навыки
прикосновению
к
клавиатуре,
постановки
пианистического
аппарата.
Этому
способствуют
упражнения
на
развитие
координации
движений,
(например,
правой
рукой
изобразить
движение
скрипичного
смычка,
а
левой
отстукивать
ритм
барабана),
различные
варианты
гимнастики
для
пальчиков,
разнообразные
упражнения,
выполняемые на крышке инструмента.
После
того,
как
ученик
познакомился
с
инструментом
и
освоил
правильную посадку за ним, можно переходить к знакомству с клавиатурой.
Педагог
предлагает
ученику
внимательно
посмотреть
на
клавиатуру
и
показать белые клавиши и все группы из 2-х черных клавиш, какие найдет,
представить, что клавиши живут в квартирках, а в любой квартире есть
окошечки, внутри «окошечка» живет нотка Ре. Попросить ребенка глазками
найти
и
нажать
все
ноты Ре.
Познакомить
в
игровой
форме
ученика
с
расположением октав на клавиатуре.
Первые прикосновения к клавишам лучше выполнять третьим пальцем
- он самый послушный и устойчивый, при этом нужно стараться следить за
его
правильным
положением,
при
котором
косточка,
находящаяся
у
основания пальца, должна быть хорошо видна.
Над
снятием
руки
необходимо
поработать
отдельно.
Необходимо
следить
за
естественностью
движений
кисти,
чтобы
не
было
зажатости,
угловатости в движениях. Момент снятия руки необходимо корректировать с
первых уроков для того, чтобы ученик с самого начала осознавал важность
правильного снятия руки.
По мере усвоения навыков, далее добавляются игровые упражнения
для
остальных
пальцев,
взятие
двух
звуков
сразу
(квинта),
а
затем
и
включение в игру левой руки.
Детям
очень
нравится
письменная
работа.
Они
с
удовольствием
приступают к нотным тетрадям после работы на клавиатуре. В тетрадке
можно рисовать ручкой, цветными карандашами или фломастерами ровные
кружочки на линейках или между ними, чертить нотный стан, записывать
простой ритмический рисунок песенки, можно изображать в рисунках свои
эмоциональные
впечатления
от
прослушивания
музыки.
Старательно
выводить
скрипичный
ключ,
искать
нужные
нотки
на
нарисованной
клавиатуре
и
много
другое.
Рисование
и
различную
работу
в
тетради
необходимо включать почти в каждый урок.
Для
работы
с
дошкольником
педагогу
необходимо
иметь
яркий
дидактический
материал
(карточки,
картинки,
кубики,
игрушки)
это
способствует
пробуждению
фантазии
и
интереса
у
ребенка.
Веселые
шуточные
стихотворения,
загадки
и
объяснения
оживят
урок
и
облегчат
понимание нового материала. На каждом уроке нужно повторять что-либо из
пройденного материала.
Итак,
основной
целью
обучения
детей
5-6
лет
является
создание
прочной стартовой основы к последующему обучению в музыкальной школе,
фундаментом
которой
выступает
формирование
музыкальной
культуры
ребенка на основе целостного представления о музыкальном искусстве.
Раннее музыкальное обучение воспитывает у детей интерес к музыке,
обогащает
музыкальные
впечатления,
развивает
эмоциональную
отзывчивость,
сенсорные
способности,
ладово-высотный
слух,
моторику,
скоординированность
движений,
содействует
возникновению
и
первоначальному проявлению музыкального вкуса.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Барсукова
С.
А. Веселая
музыкальная
гимнастика.
Для
учащихся
подготовительного и первого классов ДМШ. Выпуск №1, Выпуск №2.
Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
2.
Геталова
О. Обученье без мученья! (Учебное пособие на материале
детских песен) Композитор, Спб, 2011.
3.
Королькова И.С. Первые шаги маленького пианиста. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2012.
4.
Королькова
И.С.
Крохе-музыканту.
Нотная
азбука
для
самых
маленьких. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013.
5.
Королькова
И.С.
Я
буду
пианистом.
Методическое
пособие
для
обучения нотной грамоте и игре на фортепиано. Часть I и Часть II.
Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
6.
«Сказка про мишку» Пособие по фортепиано для детей 4-6 лет Автор –
составитель:
преподаватель
ДШИ
им.Е.А.Мравинского
Шарова
Е.Ю.Санкт-Петербург 2012.