Напоминание

"Работа с данными"


Автор: Парфентьева Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №46
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: методическая разработка урока математики в 4 классе по программе "Планета Знаний"
Тема: "Работа с данными"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики в 4 классе по программе «Планета знаний»

Работа с данными

Тема: Представление информации

Цель:

Получение

новых

знаний

учащихся

о

способах

представления

информации (таблица, диаграмма, схема);

Получение новых знаний учащихся о работе с информацией (чтение

таблиц и диаграмм заполнение таблиц, интерпретация данных в таблице и

на диаграмме);

Задачи:

Развитие умения сравнивать, анализировать, рассуждать, развивать

память, логическое мышление, делать выводы;

Формирование

представлений

о

планировании

вычислительной

деятельности, решения задач;

Оборудование:

У

у ч и т е л я : экран,

компьютер,

проектор,

учебник,

линейка.

У учащихся: учебник, рабочие тетради.

Ход урока:

1.

Орг. момент:

УЧИТЕЛЬ:

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постараемся мы все понять -

Будем правильно решать.

Устный счет. Актуализация знаний

Сосчитайте: Устный счет.

Начнём мы нашу работу с математического

ребуса. Расставьте указанные знаки действий так, чтобы получились верные

равенства.

1 1 1 1 1 = 1 (• :)

9 9 9 9 9 = 9 (+ -)

6 6 6 6 6 = 6 (• :)

1 1 1 1 = 1 (+ -)

В правом столбце цифры образуют год, который является важным в истории

космонавтики. Кто может прочитать? (1961).

1.

Чему равна площадь квадрата со стороной 3 см.?

12

2.

16 уменьши в 4 раза.

4

3.

Разность чисел 275 и 5 равна?

55

1. Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда

войти в историю человечества.

2. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль –

спутник «Восток».

3. Пилотировал его гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич

Гагарин.

4. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества!

5. Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.

6. После старта Юрия Гагарина прошло 55 лет. За это время многое

изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и

программа работы на орбите.

7. Работа в космосе теперь длится долго. Привычным стали экипажи из

нескольких человек. Входит в моду космический туризм.

Научные

открытия

и

средства

передачи

информации

Сегодня

кроме

вещательного

телевидения

существует

кабельное

и

спутниковое,

появившееся благодаря успехам в освоении космоса. Спутниковая связь

охватывает всю планету

.

Изучение нового материала

УЧИТЕЛЬ:

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема: Представление информации

учебник на стр. 80 №1

-

Уже

сейчас

готовятся

полёты

туристов

в

космос.

Пофантазируйте

немного

на

эту

тему.

На

графиках

представлена

информация

о

числе

п у т е ш е с т в е н н и к о в

н а

М а р с

и

о

ч и с л е

п о л ё т о в .

- На какие вопросы можно ответить, рассматривая эти графики?

УЧИТЕЛЬ:

Сколько

космических

путешественников

было

в

2600-м

году?

1000чел.

В 3000-м году? 4000чел.

В

каком

году

отправились

в

космос

2000

путешественников?

2800году

В каком году 5000 путешественников? 3200году

На сколько больше путешественников было в 3200-м году, чем в 2800

году? На 3000 чел. больше.

Во сколько раз меньше путешественников было в 2800-м , чем в

3000-м?В 2 раза меньше.

Сколько (в среднем) путешественников отправлялось в каждый полет

в 2600 году? 1000

В

какой

промежуток

времени

больше

всего

увеличилось

число

путешественников? С 2800года по 3000год.

В

какой

промежуток

времени

больше

всего

увеличилось

число

полетов? С 3200года по 3400год.

УЧИТЕЛЬ:

Если соединить концы отрезков на диаграмме, то получится

ломаная

(или

кривая)

линия,

которая

показывает

изменение

числа путешественников или числа полетов в космос.

Для сравнения значений величин используют графики.

Учитель:

-На

листочках

попробуйте

построить

график,

используя

образец

предыдущего задания.

Построение графика числа полетов (по образцу)

(работа в парах)

УЧИТЕЛЬ:

Вы построили график численности полетов в космос. Каждый попробовал

себя в роли конструктора.

Учитель: Прочитайте задание с.80 №2.

Подумайте, каким способом представлена информация в этом задании?

виде таблицы)

Подготовка

космических

путешественников

занимает

неделю.

Составь

и

заполни

таблицу,

начало

которой

показано

справа.

Используй для этого расписание тренировок

. Работа с таблицей.

Расписание

Пн.

Работа со снаряжением.

Мед. Подготовка.

Вт.

Работа со снаряжением.

Тренировка в барокамере.

Ср.

Мед. подготовка.

Тренировка в центрифуге.

Чт.

Тренировка в барокамере.

Тренировка в кардиоцентре.

Пт.

Тренировка в барокамере.

Тренировка в центрифуге.

Тренировка в кардиоцентре.

Сб.

Тренировка в сурдокамере.

Тренировка в кардиоцентре.

Сколько раз прошла каждая тренировка?

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

итог

Снаряжение

+

+

2

Мед.подготовка

+

+

2

Барокамера

+

+

+

3

Центрифуга

+

+

2

Кардиоцентр

+

+

+

3

Сурдокамера

+

1

Физкультминутка

Давайте попробуем действиями и словами передать информацию. На

каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» и жестом

показывают нужное движение (действие):

- Как живешь? - Вот так! (Показать большой палец)

- Как идешь? - Вот так! ( Прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают

ими при беге)

- Ночью спишь? - Вот так! (Руки под щеку и положить на них голову)

-Как берешь? - Вот так! (Показать рукой, как что-то берут со стола)

- А даешь? - Вот так! (Показать рукой, как что-то дают)

-Как шалишь? - Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним

ладонями)

-А грозишь? - Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу)

Стр. 81 №3

Учитель:

Посмотрим,

каким

способом

представлена

информация

в

следующем

задании.

-Прочитайте задание №3.

Площадь земной поверхности 510 млн кв км. Суша занимает примерно

треть. Рассмотри схему. Что изображает голубая часть круга? (Вода) Что

изображает круг в целом? (нашу Землю)

Эту схему называют круговой диаграммой.

На круговой диаграмме представлено, какую долю занимают суша и вода

на планете.

На самом деле суша занимает на 20млн кв км меньше, чем треть.

Вычисли площадь суши.

1)Находим треть земной поверхности

510:3=170(млн кв км)-треть земной поверхности

2)Зная, что суша на 20 млн кв км меньше ,чем треть. Вычисляем

площадь суши.

170-20=150(млн кв км)-площадь суши.

3)Зная, что площадь земной поверхности 510 млн кв км

510-150=360 (млн кв км)-занимает вода

Ответ:150 млн кв км площадь суши, 360 млн кв км занимает

вода.

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, как вы думаете, в задании на стр. 81 № 4 как можно представить

информацию?

Дети читают задание №4.

От

Москвы

до

Владивостока

-9104

км.

Города

Уфа

и

Красноярск

расположены

между

Москвой

и

Владивостоком.

От

Москвы

до

Красноярска – 4031 км, а от Владивостока до Уфы – 7727 км. Сколько

километров от Уфы до Красноярска?

Учитель:

Представьте данные в удобном для решения задачи виде

(краткая запись, схема или таблица)

Решение:

Изобразим условие задачи на схеме. От Москвы до Красноярска

4031 км – это меньше половины пути от Москвы до Владивостока.

А от Уфы до Владивостока 7727 км, то есть от Москвы до Уфы

меньше 2000 км. Значит, Уфа расположена ближе к Москве, чем

Красноярск.

1)

9104-7727-1377(км) - от Москвы до Уфы

2)

4031-1377-2654(км) - от Уфы до Красноярска

Ответ: 2654км расстояние от Уфы до Красноярска.

Домашнее задание на выбор: Составить таблицу своего распорядка дня

или любимых занятий (на примере № 2 стр.80).

Итог.

-С какой темой мы познакомились на уроке?

Работа с данными. Представление информации.

-Какими способами можно передавать информацию?

-Что нового узнали? (Существует много разных способов представления

информации).

-Что интересного запомнилось?

Самооценка.

Я работал самостоятельно без ошибок. Получил 5.

Я работал с подсказками без ошибок. Получил 4.

Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3.

VIII. Рефлексия.

Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы один раз.

Поднимите руку, кто достиг желаемого. Спасибо за работу.



В раздел образования