Автор: Парфентьева Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №46
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: методическая разработка урока математики в 4 классе по программе "Планета Знаний"
Тема: "Работа с данными"
Раздел: начальное образование
Урок математики в 4 классе по программе «Планета знаний»
Работа с данными
Тема: Представление информации
Цель:
Получение
новых
знаний
учащихся
о
способах
представления
информации (таблица, диаграмма, схема);
Получение новых знаний учащихся о работе с информацией (чтение
таблиц и диаграмм заполнение таблиц, интерпретация данных в таблице и
на диаграмме);
Задачи:
Развитие умения сравнивать, анализировать, рассуждать, развивать
память, логическое мышление, делать выводы;
Формирование
представлений
о
планировании
вычислительной
деятельности, решения задач;
Оборудование:
У
у ч и т е л я : экран,
компьютер,
проектор,
учебник,
линейка.
У учащихся: учебник, рабочие тетради.
Ход урока:
1.
Орг. момент:
УЧИТЕЛЬ:
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постараемся мы все понять -
Будем правильно решать.
Устный счет. Актуализация знаний
Сосчитайте: Устный счет.
Начнём мы нашу работу с математического
ребуса. Расставьте указанные знаки действий так, чтобы получились верные
равенства.
1 1 1 1 1 = 1 (• :)
9 9 9 9 9 = 9 (+ -)
6 6 6 6 6 = 6 (• :)
1 1 1 1 = 1 (+ -)
В правом столбце цифры образуют год, который является важным в истории
космонавтики. Кто может прочитать? (1961).
1.
Чему равна площадь квадрата со стороной 3 см.?
12
2.
16 уменьши в 4 раза.
4
3.
Разность чисел 275 и 5 равна?
55
1. Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда
войти в историю человечества.
2. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль –
спутник «Восток».
3. Пилотировал его гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич
Гагарин.
4. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества!
5. Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.
6. После старта Юрия Гагарина прошло 55 лет. За это время многое
изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и
программа работы на орбите.
7. Работа в космосе теперь длится долго. Привычным стали экипажи из
нескольких человек. Входит в моду космический туризм.
Научные
открытия
и
средства
передачи
информации
•
Сегодня
кроме
вещательного
телевидения
существует
кабельное
и
спутниковое,
появившееся благодаря успехам в освоении космоса. Спутниковая связь
охватывает всю планету
.
Изучение нового материала
УЧИТЕЛЬ:
Сформулируйте тему нашего урока.
Тема: Представление информации
учебник на стр. 80 №1
-
Уже
сейчас
готовятся
полёты
туристов
в
космос.
Пофантазируйте
немного
на
эту
тему.
На
графиках
представлена
информация
о
числе
п у т е ш е с т в е н н и к о в
н а
М а р с
и
о
ч и с л е
п о л ё т о в .
- На какие вопросы можно ответить, рассматривая эти графики?
УЧИТЕЛЬ:
Сколько
космических
путешественников
было
в
2600-м
году?
1000чел.
В 3000-м году? 4000чел.
В
каком
году
отправились
в
космос
2000
путешественников?
2800году
В каком году 5000 путешественников? 3200году
На сколько больше путешественников было в 3200-м году, чем в 2800
году? На 3000 чел. больше.
Во сколько раз меньше путешественников было в 2800-м , чем в
3000-м?В 2 раза меньше.
Сколько (в среднем) путешественников отправлялось в каждый полет
в 2600 году? 1000
В
какой
промежуток
времени
больше
всего
увеличилось
число
путешественников? С 2800года по 3000год.
В
какой
промежуток
времени
больше
всего
увеличилось
число
полетов? С 3200года по 3400год.
УЧИТЕЛЬ:
Если соединить концы отрезков на диаграмме, то получится
ломаная
(или
кривая)
линия,
которая
показывает
изменение
числа путешественников или числа полетов в космос.
Для сравнения значений величин используют графики.
Учитель:
-На
листочках
попробуйте
построить
график,
используя
образец
предыдущего задания.
Построение графика числа полетов (по образцу)
(работа в парах)
УЧИТЕЛЬ:
Вы построили график численности полетов в космос. Каждый попробовал
себя в роли конструктора.
Учитель: Прочитайте задание с.80 №2.
Подумайте, каким способом представлена информация в этом задании? (В
виде таблицы)
Подготовка
космических
путешественников
занимает
неделю.
Составь
и
заполни
таблицу,
начало
которой
показано
справа.
Используй для этого расписание тренировок
. Работа с таблицей.
Расписание
Пн.
Работа со снаряжением.
Мед. Подготовка.
Вт.
Работа со снаряжением.
Тренировка в барокамере.
Ср.
Мед. подготовка.
Тренировка в центрифуге.
Чт.
Тренировка в барокамере.
Тренировка в кардиоцентре.
Пт.
Тренировка в барокамере.
Тренировка в центрифуге.
Тренировка в кардиоцентре.
Сб.
Тренировка в сурдокамере.
Тренировка в кардиоцентре.
Сколько раз прошла каждая тренировка?
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
итог
Снаряжение
+
+
2
Мед.подготовка
+
+
2
Барокамера
+
+
+
3
Центрифуга
+
+
2
Кардиоцентр
+
+
+
3
Сурдокамера
+
1
Физкультминутка
Давайте попробуем действиями и словами передать информацию. На
каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» и жестом
показывают нужное движение (действие):
- Как живешь? - Вот так! (Показать большой палец)
- Как идешь? - Вот так! ( Прошагать двумя пальцами по ладони)
- А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают
ими при беге)
- Ночью спишь? - Вот так! (Руки под щеку и положить на них голову)
-Как берешь? - Вот так! (Показать рукой, как что-то берут со стола)
- А даешь? - Вот так! (Показать рукой, как что-то дают)
-Как шалишь? - Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним
ладонями)
-А грозишь? - Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу)
Стр. 81 №3
Учитель:
Посмотрим,
каким
способом
представлена
информация
в
следующем
задании.
-Прочитайте задание №3.
Площадь земной поверхности 510 млн кв км. Суша занимает примерно
треть. Рассмотри схему. Что изображает голубая часть круга? (Вода) Что
изображает круг в целом? (нашу Землю)
Эту схему называют круговой диаграммой.
На круговой диаграмме представлено, какую долю занимают суша и вода
на планете.
На самом деле суша занимает на 20млн кв км меньше, чем треть.
Вычисли площадь суши.
1)Находим треть земной поверхности
510:3=170(млн кв км)-треть земной поверхности
2)Зная, что суша на 20 млн кв км меньше ,чем треть. Вычисляем
площадь суши.
170-20=150(млн кв км)-площадь суши.
3)Зная, что площадь земной поверхности 510 млн кв км
510-150=360 (млн кв км)-занимает вода
Ответ:150 млн кв км площадь суши, 360 млн кв км занимает
вода.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, как вы думаете, в задании на стр. 81 № 4 как можно представить
информацию?
Дети читают задание №4.
От
Москвы
до
Владивостока
-9104
км.
Города
Уфа
и
Красноярск
расположены
между
Москвой
и
Владивостоком.
От
Москвы
до
Красноярска – 4031 км, а от Владивостока до Уфы – 7727 км. Сколько
километров от Уфы до Красноярска?
Учитель:
Представьте данные в удобном для решения задачи виде
(краткая запись, схема или таблица)
Решение:
•
Изобразим условие задачи на схеме. От Москвы до Красноярска
4031 км – это меньше половины пути от Москвы до Владивостока.
•
А от Уфы до Владивостока 7727 км, то есть от Москвы до Уфы
меньше 2000 км. Значит, Уфа расположена ближе к Москве, чем
Красноярск.
1)
9104-7727-1377(км) - от Москвы до Уфы
2)
4031-1377-2654(км) - от Уфы до Красноярска
Ответ: 2654км расстояние от Уфы до Красноярска.
Домашнее задание на выбор: Составить таблицу своего распорядка дня
или любимых занятий (на примере № 2 стр.80).
Итог.
-С какой темой мы познакомились на уроке?
Работа с данными. Представление информации.
-Какими способами можно передавать информацию?
-Что нового узнали? (Существует много разных способов представления
информации).
-Что интересного запомнилось?
Самооценка.
Я работал самостоятельно без ошибок. Получил 5.
Я работал с подсказками без ошибок. Получил 4.
Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3.
VIII. Рефлексия.
Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы один раз.
Поднимите руку, кто достиг желаемого. Спасибо за работу.