Автор: Кумина Оксана Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Трансляция педагогического опыта
Тема: «Осуществление образовательного процесса обеспечивающего индивидуально-ориентированную траекторию развития ребенка с ОВЗ в работе учителя начальных классов»
Раздел: начальное образование
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ
ТРАЕКТОРИЮ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Трансляция опыта
учителя начальных классов
Куминой Оксаны Владимировны
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным
образованием новые цели. Отличительной особенностью нового стандарта
является его деятельностный характер,
ставящий главной целью развитие
личности учащегося. Заложенная в стандарте необходимая вариативность
образования предполагает индивидуальный подход к каждому учащемуся в
процессе
передачи
ученикам
знаний,
нацеленных,
прежде
всего,
на
социальную адаптацию школьника.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных
условий
обучения
и
воспитания.
Такие
дети
нуждаются
в
индивидуальной методике обучения.
Свою образовательную деятельность осуществляю по адаптированной
основной образовательной программе начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших
обучающихся
(в рамках реализации
варианта
2.2
ФГОС
НОО
обучающихся
с
ОВЗ), обучающиеся
получают
образование в пролонгированные сроки 5 лет.
Я
работаю
с
обучающимися
3
класса. Физическое
и
психическое
развитие учащихся соответствует норме школы для детей с ОВЗ. Четверо из
пяти обучающихся класса кохлеарно имплантированы, один обучающийся
имеет билатерально кохлеарную имплантацию. Во время уроков используем
FM-системы (1 передатчик у педагога, индивидуальные приемники для детей
с
нарушением
слуха).
FM-системы
позволяют
повысить
эффективность
восприятия
звучащей
речи
и
неречевых
звучаний,
локализовать
звук
в
пространстве, в том числе быстро находить говорящего. При работе с КИ
обучающимися следует учитывать следующие особенности:
В
классе
парты
должны
стоят
глубоким
полукругом,
чтобы
обучающиеся имели возможность не только лучше слышать одноклассников,
но и видеть их артикуляцию («читать с лица», «с губ»).
П р о в од и т с я
р а б от а
з а
э к р а н ом , когда
учебный
материал
воспринимается учащимися с опорой на слух, при изоляции зрения. Этот
приём, использования экрана, способствует активизации функции слухового
анализатора в процессе слухо – зрительного восприятия речи.
Разговаривая с обучающимися, педагог должен стоять так, чтобы лицо
было видно ребенку.
Прежде чем начать говорить что-либо, необходимо привлечь к своему
лицу зрительное внимание, дождаться или добиться, чтобы ребёнок на вас
посмотрел.
Говорить с ребёнком нужно громко (но не крикливо).
Говорить медленно, четко артикулируя звуки.
Педагог
должен
повторять
сказанное
до
тех
пор,
пока
ребенок
не
поймет его.
Всегда
сами
смотрите
в
лицо
ребенку
с
нарушенным
слухом
при
разговоре с ним, не только во время Вашего высказывания, но и когда
слушаете его. Сразу повторяйте вслух его слова, как эхо, особенно если он
задает вопрос.
Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы
начиналась фраза с заведомо воспринимаемых ("видимых") слов, ответ на
вопрос ребенка начинайте или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе,
или
с
повторения
вслух
вопроса.(Пример:
Какой
сегодня
день
недели?-
Сегодня пятница.
Во время говорения старайтесь не прикрывать рот, не кивать головой,
не размахивать руками (не жестикулировать).
Необходимо требовать от ребёнка громкой и отчётливой речи.
В
моем
3
классе
дети
имеют
различный
уровень
познавательной
активности,
обучающиеся
учатся в
м е р у
с в о и х физиологических
особенностей.
По
результатам
первой
четверти
уровень
обученности
составляет
80%.
Один
обучающийся
с
КИ
не
усваивает
программный
материал по некоторым дисциплинам.
Моя
задача,
как
педагога
обеспечить
всем
обучающимся
чувство
психологической
защищённости,
радости
познания,
развитие
его
индивидуальности.
Для
этого
я
применяю технологии
уровневой
дифференциации
обучения.
Для
достижения
положительных
результатов
использую
разноуровневые
задания,
которые
ориентированы
на
разный
уровень сложности программного материала, доступного каждому ученику,
что позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные
условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижаю
темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание. Так, ученикам
с высоким уровнем интеллектуального развития, которые быстро схватывают
новое, даю возможность поработать индивидуально. С другой категорией
учеников,
которые
не
сразу
усваивают
обязательный
материал,
провожу
работу фронтально. Уровневую дифференциацию я организовала следующим
образом:
Ι уровень умственной деятельности (базовый стандарт)
-
Когда
ученики
выполняют
задания
«Сделай
по
образу;
Разбери
предложение:
по
членам
предложения
(опираясь
на
памятку),
памятка
прилагается.
ΙΙ уровень умственной деятельности.
-
Предполагает
наличие
умения
наблюдать
за
учебным
материалом;
выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты.
Учащиеся этого уровня показывают, насколько развито их логическое
мышление,
сформулировано
умение
анализировать;
сравнивать.
Таким
обучающимся
предлагаю
следующее
задание:
Разбери
предложение
по
членам предложения, выпиши словосочетания, укажи главное и зависимое
слово.
Следующий пример применения уровневой дифференциации:
Слабому ученику предлагаю самостоятельно выполнить задание; затем
он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается, обучающиеся
садятся рядом, берут все необходимое для выполнения задания (тетради,
учебники, черновик), где в течение 5-10 минут идёт подготовка, после чего
ученик
сдаёт
учителю
в
присутствии
своего
помощника
изученный
материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную
оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд помощников.
Такой
вид
работы
можно
использовать
и
на
уроках
русского
языка
при
закреплении темы «Части речи».
При
объяснении
нового
материала
задаю
проблемные
вопросы,
стараюсь,
чтобы
на
них
отвечали
сильные
дети, при
чем
слабых
прошу
повторить ответ сильных обучающихся.
На уроках развития речи при работе по картине и написании изложения,
отстающим
школьникам даю примерный план ответа, слово с которого
начинается ответ, выделяю другим цветом, разрешаю пользоваться планом,
больше времени готовиться к ответу, пользоваться наглядными пособиями и
пр.
Таким
образом,
применение
разноуровневых
заданий
помогают
поддерживать
интерес
к
изучению
предметов,
способствует
активизации
мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная
мотивация в процессе учения.
Ежедневно
и
на
каждом
уроке
проводится
коррекционная
работа
с
неуспевающим
обучающимся:
проговаривание,
комментирование,
систематическое повторение.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие
активные
методы
и
приёмы
обучения:
На
каждом
уроке
чередую
виды
учебной деятельности (опрос обучающихся, работа у доски, с учебником,
устно, в тетрадях, чтение, слушание, рассказ, составление словосочетаний и
предложений по теме урока, рассматривание наглядных пособий, ответы на
вопросы, решение примеров и задач).
Для профилактики утомляемости во время урока провожу физминутки,
пальчиковую гимнастику, упражнения для снятия зрительного утомления. Во
время перемены
даю возможность каждому ребенку побыть в движении,
почувствовать
свое
тело,
сбросить
физическое
утомление,
эмоционально
“зарядиться”.
Применение игровых технологий на уроке укрепляют мотивацию на
изучение
предмета,
помогают
вызвать
положительные
эмоции,
увидеть
индивидуальность
детей.
Через
игру
ребенок
познает
мир,
учится
анализировать,
обобщать,
сравнивать.
Широко
используем
элементы
нестандартных уроков: игра, соревнования. Применяю дидактические игры с
движениями. Например, называю слова в единственном числе- дети хлопают,
во
множественном
–топают
(закрепление
имени
существительного
одушевленные и неодушевленные, на уроках математики-четные и нечетные
числа).
С
целью
обеспечения
усвоения
программного
материала
мной
составлен
план
индивидуальной
работы,
отражающий
индивидуально-
ориентированную траекторию развития ребенка. План включает в себя:
1.Общую характеристику обучающегося;
2.Сроки реализации плана;
3. Причины, по которым программа не усвоена;
4. Пути реализации плана по коррекции знаний;
5. План индивидуальной работы по предмету;
6.Анализ выполнения индивидуальной работы.
План предусматривает индивидуальную работу с обучающимся, как во
время уроков, так после уроков два раза в неделю. В план коррекционной
работы по предмету включаю темы, которые обучающийся плохо усвоил или
не усвоил совсем. Все работы выполняются письменно в отдельной тетради.
На уроках и
дополнительных занятиях обучающиеся применяет при
выполнении самостоятельной работы
«Памятки для учащихся», которые
дают
возможность
работать
на
уровне
подсознания.
В
работе
создаются
специальные ситуации успеха.
Индивидуальная работа по русскому языку по
теме: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Комплексный
подход
к
решению
проблем
неуспеваемости
это
совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и
конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при
решении проблем успеваемости. При работе с родителями неуспевающего
ребенка
даю
практические
советы
по
преодолению
трудностей,
которые
испытывают их дети, приглашаю посетить уроки, по которым учащийся
показывает
низкий
результат,
даю рекомендации по выполнению заданий
дома, советы и рекомендации по улучшению успеваемости.