Напоминание

Физический марафон


Автор: Зыкова Галина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 22
Населённый пункт: г. Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Физический марафон
Раздел: среднее образование





Назад




Физический марафон

В данной работе представлены материалы по физике для проведения викторины между учащимися

в 9 классе в период проведения предметной декады, во внеклассных мероприятиях по физике. В

качестве

домашнего

задания

предлагается

заранее

объявить

учащимся

содержание

этапа

«Творческий» и требования к нему. Формируются команды по 6-8 человек.

Данный марафон способствуют развитию логического мышления, творчества. Позволит учащимся

заглянуть за границы предмета, задуматься над теми вещами, на которые они не раньше обращали

внимания, познакомиться с некоторыми интересными фактами из жизни ученых-физиков.

Цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, привить

им интерес к занятиям по физике.

Задачи:

Образовательные:

Повторить, систематизировать знания учащихся;

Расширять кругозор учащихся по предмету;

Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательные:

Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

Воспитывать инициативность и активность;

Воспитывать доброжелательность, чувство уважения друг к другу, чувство товарищества и

сопереживания.

Развивающие:

В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;

Развить способности логического мышления учащихся;

Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

Развивать память, внимание;

Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия. Представление команд.

1этап. Поочередно командам задают вопросы. Задача: очень быстро дать как можно больше

правильных ответов, каждый из которых «стоит» 1 балл.

Вопросы

1. Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика!)

2. Энергия, которую тело получает или отдает при теплопередаче. (Количество теплоты)

3. Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море? (В реке)

4. Причина изменения скорости тела. (Сила)

5. Мельчайшая частица вещества. (Молекула)

6. Явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел. (Инерция)

7. Длина траектории тела. (Путь)

8. Физическая величина, показывающая, как быстро движется тело. (Скорость)

9. Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа. (Конвекция)

10.

Объем 1 кг воды? (0,001м

3

)

11.

Атом, потерявший электрон. (Положительный ион)

12.

Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (Последовательно)

13.

Устройство,

в

котором

какой-либо вид

энергии

преобразуется

в

электрическую.

(Источник тока)

14.

Условия

существования

электрического

тока.

(Источник

тока,

наличие

свободных

зарядов, замкнутая цепь)

15.

Кто является изобретателем радио? (А.С. Попов)

16.

Единица измерения ускорения. (м/с

2

)

17.

Специфическая единица измерения объема нефти? (Баррель)

18.

Природа молнии. (Электрическая)

19.

Единица измерения электрического напряжения. (Вольт)

20.

Значение скорости света. (300 000 км/с)

21.

Физическая величина, показывающая, как быстро меняется скорость тела. (Ускорение)

22.

Чему равен 1 пуд? (16,38 кг)

23.

Название сосудов, соединенных между собой. (Сообщающиеся)

24.

Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)

25.

На

каких

явлениях

основано

действие

медицинского

шприца?

(На

существовании

атмосферного давления и давления)

26.

Какое явление помогает двигаться гребешкам, ведь, как известно, они за один скачок могут проплыть

более метра? (Реактивное движение)

27.

В холодную погоду с какой стороны запотевает оконное стекло? (С внутренней)

28.

Объем воды, вытесняемой судном при погружении его в жидкость до ватерлинии.

(Водоизмещение)

29.

Какой прибор служит для измерения силы? (Динамометр)

30.

Звук, сопровождающий электроразряд в атмосфере. (Гром)

2этап.

Сопоставьте. Укажите

соответствие

для

всех

6

вариантов.

Необходимо

по

отрывку

биографии определить, кому из ученых физиков она принадлежит, выбрав портрет ученого. Для

демонстрации изображений используется проектор. (по 5 баллов за одно правильное соответствие)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Изобретатель, создатель универсального парового двигателя. На его памятнике было написано

“Увеличил власть человека над природой”. (Джеймс Уатт (Ватт))

2.

Построенный Гиероном в подарок египетскому царю Птолемею роскошный корабль «Сирокосия»

никак не удавалось спустить на воду. Он соорудил систему блоков (полиспаст), с помощью которой он

смог проделать эту работу одним движением руки. Этот случай или размышления над его принципом

рычага послужили поводом для его крылатых слов: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

(Архимед).

3. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он

изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики.

Разработал

дифференциальное

и

интегральное

исчисления,

теорию

цвета

и

многие

другие

математические и физические теории. (Исаак Ньютон)

4. Он славился своей рассеяностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом

варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. Он открыл один из важнейших законов

электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. (Андре-Мари Ампер)

5. Какого ученого спросили, каким на его взгляд будет оружие Третьей Мировой Войны, он

ответил примерно следующее:

- Я не знаю, каким будет оружие Третьей Мировой. Но я знаю точно, что оружием Четвертой

Мировой будет каменный топор! (Альберт Эйнштейн)

6. Изобретатель, создавший лампу накаливания. В ней применялся прокаливаемый без кислорода

угольный

стержень,

помещенный

в герметично

запаянный

сосуд. (Лодыгин

Александр

Николаевич)

3этап.

Вопросы «знатокам физики».

1.

Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит. (А. А. Фет "Метель")

Почему лучина "горит с треском"? (При повышенной влажности деревянные предметы

отсыревают, поэтому при горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь

в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.)

2.

Знаете ли Вы, когда сетью можно вытянуть воду? (Когда вода превратится в лед)

3.

Знаете ли Вы, что в воде не тонет и в огне не горит? (Лед)

4.

Они могут тянуться, а могут пролетать. Они входят в систему отсчета. Они бывают

солнечными, механическими, электронными. (Часы)

5.

Вы любите пить очень горячий чай, ваш друг – не очень горячий. Какие чашки нужно

купить Вам и другу? (Вам нужно купить высокую и узкую чашку, т.к. испарение

происходит медленнее, если площадь свободной поверхности жидкости меньше, чай долго

остается горячим. Другу нужно купить невысокую и широкую чашку, в которой площадь

испарения больше и чай охлаждается быстрее.)

6.

В юмористической повести А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» описан такой

эпизод: чтобы спрятать яхту, капитан Врунгель предложил затопить ее, заполнив ее

большим количеством мешков с сахарным песком. Каким образом яхте удалось затем

всплыть? (Через некоторое время сахар растворился в воде, вес судна уменьшился и стал

меньше архимедовой силы, яхта всплыла на поверхность.

7.Какие чашки нужно

купить маме и папе?

8.Ответ: Папе нужно

купить высокую и

узкую чашку. Если

площадь

9.свободной поверхности

жидкости меньше, то

испарение происходит

10.медленнее, и чай

долго остается горячим.

Маме нужно купить

11.невысокую и широкую

чашку, в которой площадь

испарения больше и

12.чай охлаждается

быстрее.

4 этап.

Необходимо на скорость собрать электрическую цепь. Выигрывает та команда, у которой в

собранной цепи быстрее загорится лампочка. Участвует один человек из команды. (5 баллов)

5 этап. Представление творческой домашней работы. Командам необходимо представить любое

физическое явление, прибор, а соперники должны его узнать и объяснить с

физической

точки

зрения. (За правильный ответ отвечающая команда получает 5 баллов. Дополнительный балл

демонстрирующая команда может получить за оригинальность представления)

Подведение итогов мероприятия. Пока жюри подводит итоги, учащимся можно предложить

разгадать ребусы.

эталон

барометр

испарение

После окончания марафона подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой и

награждаются победители.



В раздел образования