Автор: Ефимова Валентина Николаевна
Должность: заведующий,
Учебное заведение: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 "Малахитовая шкатулка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Модель государственно-общественного управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Ефимова Валентина Николаевна, заведующий
МБДОУ ДС№9 «Малахитовая шкатулка»,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Модель государственно-общественного управления муниципальным
дошкольным образовательным учреждением в условиях
реализации Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
Процессы
развития
дошкольного
образования
усложнились
и
затрагивают практически все элементы образовательной системы, поскольку
появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы
организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы
финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и
экономический статус дошкольных образовательных учреждений. Переход на
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
изменение
механизмов
финансирования
дошкольных
образовательных
учреждений,
новая
система
оплаты
труда
–
это
только
самые
крупные
из
нововведений
самого
ближайшего
времени,
которые
должны быть освоены всеми образовательными учреждениями, и в которые
будет
включён
педагогический
коллектив
и
администрация
каждого
образовательного учреждения. В данных условиях актуализируется проблема
включения
в
процессы
управления
не
только
государственных
и
муниципальных
структур,
но
и
системы
государственно-общественного
управления [1, 3]. Современный этап модернизации образования в России
предопределяет
необходимость
внедрения
новой
модели
управления
образовательными учреждениями. Характерной особенностью новой модели
управления является то, что она обращена, прежде всего, на потребителя, на
его требования, на степень удовлетворенности. Особенность современного
управления
состоит
в
том,
что
она
отходит
от
традиционных
форм
управления. Основные принципы управления образовательной организацией:
1.
Принцип
делегирования
полномочий
-
это
демократизация
всей
деятельности ДОУ
2.
Принцип личностного стимулирования – материальная и моральная
поддержка.
3.
Принцип сотрудничества – переход от коммуникации к общению, к
субъект-субъектным отношениям.
4.
Принцип
социальной
справедливости
–
взаимоотношение
администрации с педагогом строится на основе понимания человека
как цели управления, а не как его средства.
5.
Принцип коллективного принятия решений.
6.
Принцип доверия и уважения к человеку.
7.
Принцип
единого
статуса
-
все
сотрудники
находятся
в
демократических
условиях,
отношения
строятся
на
основе
сотрудничества.
Все законы последнего временит, рассматривающие
управление
образованием, предусматривают участие общественности в управлении.
Модель
управления
дошкольным
образовательным
учреждением
позволит:
- Расширить общественное участие в управлении дошкольным учреждением;
-
Обеспечить
открытость
и
прозрачность
деятельности
дошкольного
образовательного учреждения;
- Обеспечить внедрение современных информационных технологий.
В
интересах
развития
ДОУ
каждый
«субъект»
управления
взаимодействует с
другими в ходе выполнения
своих функций: анализ
планирование, организация, контроль, консультирование.
На основании результатов проведенного самообследования были внесены
изменения
в
организационную
структуру
управления
ДОУ.
Общее
руководство
осуществляет
заведующий,
который
координирует
и
мотивирует
деятельность
всех
участников
образовательных
отношений
Современная образовательная организация – это открытая государственно-
общественная
система.
Основу
управленческой
структуры
составляет
взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Управление
учреждением
- это сочетание коллегиальности и единоначалия. Эти два
принципа
продиктованы
в
ч.
2
ст.
26
ФЗ
«Об
образовании
в
РФ».
Коллегиальность один из основных принципов работы ДОУ.
К коллегиальным органам относятся:
общее собрание трудового коллектива,
педагогический совет,
попечительский совет.
Таким образом, модель включает в себя, сотрудников и родителей.
Данная модель управления определяет баланс задач для всех структурных
подразделений, полномочий и ответственности управления.
Заведующий ДОУ
Попечительский
совет
Педагогический
совет
Общее собрание
трудового
коллектива
Родительский
комитет
Заместитель
заведующего по
ВМР
Заместитель
заведующего по
АХР
Родители групп
Методический
совет,
творческие
группы
Финансово-
экономическая
служба,
технический
персонал
Структурные
единицы
системы
управления
Функции
Цели и задачи
Заведующий
Осуществляет
непосредственное
р у к о в о д с т в о
п о
достижению
каче ства
о б р а з о в а н и я
д е т е й .
Несет ответственность за
результаты
работы
по
в с е м
н а п р а в л е н и я м
деятельности ДОУ
А н а л и з ,
п л а н и р о в а н и е ,
конт роль
и
ко о рд и н а ц и я
работы
коллектива
по
всем
направлениям деятельности.
Попечительский
совет
Попечительский совет ДОУ рассматривает:
1.
предложение
учредителя
или
руководителя
о
внесении изменений в устав ДОУ;
2.
проект плана ФХД;
3.
отчет
руководителя
о
деятельности
ДОУ,
об
исполнении
плана
ФХД,
об
ис пользова нии
имущества;
4.
программы развития ДОУ;
5.
содействует в организации конкурсов;
6.
рассматривает
вопрос
создания
здоровых
и
безопасных
условий
участников
образовательного
процесса;
7.
осуществляет контроль за организацией и качеством
питания в ДОУ.
Педагогический
совет
Определение
перспективы
развития
МБДОУ
П о в ы ш е н и е
к а ч е с т в а
о б р а з о в ат е л ь н ы х
у с л у г,
р а с ш и р е н и е
с п е к т р а
образовательных
услуг,
через
сетевое
взаимодействие
с
учреждениями,
организациями.
Рассмотрение
годового
календарного
учебного
графика
О п р е д е л е н и е
о с н о в н ы х
направлений развития ОУ
Утверждение
учебных
п л а н о в ,
р а б о ч и х
программ,
Программы
развития ОУ
Контроль
за
условиями
обучения
О б о б щ е н и е
р е з у л ь т а т о в
р а б от ы
п е д а г о г и ч е с ко г о
коллектива
Определение
Контроль
за сохранением и
направлений
оздоровительной
работы
и
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности
укреплением
здоровья
детей,
за питанием
Создание
безопасных
условий в ДОУ
Контроль
за
созданием
безопасных условий в ДОУ
Заслушивание
з а в е д у ю щ е г о
п о
утверждению
публичного
д о к л а д а ,
о т ч е т а
п о
и т о г а м
выполнения плана ФХД
Информированность
общественности
о
состоянии
дел в ОУ
Общее
собрание
трудового
коллектива
Обеспечивает поддержку
Д О У
в
в о п р о с а х
организации
деятельности,
расширению
коллегиальных
форм
управления
С о ц и а л ь н а я
з а щ и т а
и
соблюдение
мер
социальной
защиты сотрудников.
В ы п о л н е н и е
р е ш е н и й
и
требований, принятых общим
с о б р а н и е м
т р уд о в о г о
коллектива.
Методический
совет
Осуществляет
анализ,
планирование,
контроль
з а
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельностью ДОУ
Обеспечение
выполнение
целей, задач.
Финансово
-экономическая
служба
Осуществляет работу по
исполнению плана ФХД,
определение
бюджетной
политики,
отсутствие
финансовых нарушений
Р е а л и з а ц и я
б юд ж е т н ы х
обязательств в полном объеме,
привлечение дополнительных
средств для развития ДОУ
Административно
-хозяйственная
служба
Осуществляет
планирование,
контроль
п о
х о з я й с т в е н н о й
деятельности в ДОУ
Обеспечение
выполнения
поставленных
задач
ДОУ
на
перспективу
развития,
с
обозначением
результата,
ответ ственных
и
с р о ко в
выполнения
Родительский
комитет
Осуществление
помощи
ДОУ
в
организации
и
проведение
утренников,
участие в педагогических
с о в е т а х ,
к о н к у р с а ,
комиссиях.
Осуществление
контроля
за
образовательной
деятельностью,
организацией
питания.
Участие
в
благоустройстве
территории ДОУ.
Творческие
группы
Оказание
консультативной помощи
родителям, педагогам.
Представления
опыта
Внедрение педагогических
технологий,
управленческих
технологий
Повышение
качества и
работы
на уровне ДОУ,
города.
Внедрение
в
информационную
среду
ИКТ.
эффективности образования.
С о з д а н и е
е д и н о г о
электронного
банка
данных
м о н и т о р и н г а
к а ч е с т в а
образования.
Деятельность
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения направлена на решение поставленной цели.
Литература.
1.
Агранович
М.,
Константиновский
Д.,
Логинова
О.
Мониторинг
образования, оценка качества и статистика. - М.:ВШСЭН,2002.
2.
Акинфиева
Н.В.,
Владимирова
А.П.
Государственно-общественное
управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. –
Саратов, 2006.
3.
Аникеева Н.В. Вовлечение общественности в управление образованием
как механизм запуска инноваций в управлении //Нововведения в управлении
образованием / под ред. А.М.Моисеева.- М., 2004.
4.
Белая К.Ю., Третьяковым П.И. Дошкольное образовательное учреждение
- управление по результатам. В основе технологии управления дошкольным
образованием, разработанной - М, 2007.
5.
Государственно-общественное
управление
в
образовательных
учреждениях: информационно-справочные материалы. - М.: МГПИ,2010.
2. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Мерцалова
Т.Н. Государственно-
общественное
управление
образовательным
учреждением
в
вопросах
и
ответах. - М.:Сентябрь,2011.
3.
Поташник
М.М.,
Соложнин
А.В.
Управление
образованием
на
муниципальном
уровне.
Методическое
пособие.
-
М.:
Педагогическое
общество России, 2012.