Напоминание

Педагогические технологии обучения английскому языку


Автор: Барашева Линда Марсовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №8"
Населённый пункт: Курганская область город Шадринск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии обучения английскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогические технологии обучения английскому языку

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней

общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической

деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса

средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику

стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои

возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-

деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной

передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить

самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного

овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении

познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Считаю, что одной из главных задач является повышение педагогического

мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология — проектирование учебного процесса, основанное на

использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и

учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых

имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое

мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление

обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс

обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать

психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных

результатов.

1

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков

английского языка использую следующие образовательные технологии, учитывая

возрастные особенности детей:

технологии развития критического мышления.

Для начала, необходимо разобраться, что же такое – критическое мышление само по

себе. Приведем несколько определений данного явления.

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая

используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов

и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно

применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления:

«Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают

вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью,

логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное

мышление».

Этапы урока с использованием технологии критического мышления

По технологии «критическое мышление» используется урок, состоящий из трех

этапов:

первый этап – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся

ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения

предстоящего учебного материала;

второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит

непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная,

осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика

(маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать

собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и

письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

2

третий этап – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует

личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста,

либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление

собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов.

1) Вызов.

На данном этапе ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

(делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала,

задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая

организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения

между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от

глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Информация, полученная на этапе вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

В процессе реализации этапа вызова важно:

1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу

изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей

работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных»

высказываний.

3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит

каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие

мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может

способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и

продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут

стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся

3

боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в

небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к

вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать

бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации

информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так

как любое мнение учащегося ценно. Подчеркнем важность данной стадии: все этапы

урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало

– половина дела.

2) Этап осмысления.

Второй этап называется осмысление содержания (realization of meaning).Она

направлена на: - получение новой информации; -корректировка учеником

поставленных целей обучения.

Данный этап нацелен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с

новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные

методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой

информации , используя методы активного чтения: «инсерт»;«фишбоун»;«идеал».

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и

затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить

внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

4

Учитель на данном этапе:

1) Может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его

задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2) Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если

школьники работают с текстом.

3) Предлагает для организации работы с текстом различные приемы для вдумчивого

чтения и размышления о прочитанном.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии,

целесообразно выделить время для второго прочтения. Достаточно важно вернуться к

тексту на новом «витке» его восприятия, чтобы прояснить некоторые вопросы,

Нередко те учителя, которые используют в работе технологию РКМ, уменьшают долю

своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, они

предлагают учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники

информации. В любом случае, большинство учителей отмечают, что ученики со

временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные

вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом

учебника или художественного произведения.

3) Этап рефлексии.

Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники

смогли понять и усвоить по теме урока. Учителя полагаются на то, что они смогут

сделать это самостоятельно дома. На следующем уроке идет проверка знаний и умений

по пройденному материалу. Вместе с тем, третья стадия работы по методике развития

критического мышления через чтение и письмо – стадия рефлексии (reflection)

необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и

того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных

целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и

противоречия.

5

На данном этапе ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже

имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания

(понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом

сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее

целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе,

ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной

стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути

изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее

индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию

собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям;

внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на

основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со

«старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Характерные для этого этапа виды заданий, это: заполнение кластеров, таблиц,

написание творческих работ ( синквейн, эссе, письмо).

Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и

интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение

и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных

педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с

технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя

технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель

развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении

иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной

компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности

и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него

желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем

самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

6

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что

продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

- информативный материал, способствующий развитию КМ;

- метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

Рассмотрим подробнее суть некоторых приемов и стратегий.

1) Прием “ мозговой штурм”

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако,

поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые

процедурные аспекты его проведения.

Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления.

Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных

вариантов решения той или иной проблемы.

"Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются

и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование

не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное –

найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на

данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен

на следующем уроке.

2) Разбивка на кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их

оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим

приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-

то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым

7

образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации

материала

Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые

единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы

получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова,

когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным

источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных

предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой

информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей

этой работы является не Толька систематизация материала, но и установление

причинно-следственных связей между «гроздями»

3) Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова.

Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре

понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:

Like

Love

to be prefer

fond of

enjoy

To be keen on

get pleasure with

4) Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их

речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать

изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву

8

подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые

словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое

может начаться в классе и иметь продолжение дома.

5) «Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех

стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут

вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и

«толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит

учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя

свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются

вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются

вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они

сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как

прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или

прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие»

и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной

фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации

понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4

«тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах,

выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc. Why … ?

9

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

6) Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для

начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то,

что знаете вы сами.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку

таблицы.

Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них

возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи.

Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей

таблице.

Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы

проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы

дальнейшего поиска информации.

Знаем

Хотим узнать

Узнаем

7) Метод Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

10

R – reading

T – thinking

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом,

если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях

вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные

сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу

Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему

тексту, затем 2-я и т.д.

V

-

+

8) Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение

увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие,

рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как

собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.

Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с

собственным жизненным опытом ученика. Так что же – решать на занятиях реально

существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем

те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением

деловых игр.

11

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть

применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия

называется«ИДЕАЛ».

I Identify a problem

D Debate a problem

E Essential solutions

A Activity

L Logical conclusions

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса.

Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как»

(How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов

решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика

здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для

графической организации идей можно использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики

взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы,

логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими

работу.

Лист для решения проблем1. What is the main problem? Какую главную проблему

должны решить герои?

2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас

автор?

3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить

проблему? Что еще нужно знать героям?

12

4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения

проблемы?

5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов

наилучший и почему?

9) Фишбоун (Д. Баланка)

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На

самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают

причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на

стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта).

Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу

чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность

и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном

механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение

представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

10) Зигзаг

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему

материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для

взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их

условно рабочими) - 5 человек.

В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание -

организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного

содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо

составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например

"кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы

экспертов.

13

Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются

так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена

результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по

теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем

учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою

рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь

общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех

участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря

работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую

проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким

образом, идет "второе слушание" темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной

теме.

Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается

всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их

количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы

собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения,

обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его

представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно

представляют варианты ответов на свои вопросы.

11) Прием «Чтение с остановками».

Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит

повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема -

найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные

шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую -

совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку

событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного

понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то

14

влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям

сказки и рассказы с сюжетной линией.

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об

авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют

свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения

своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова

для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны

охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и

почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет

единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо,

дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь

отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции),

развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения:

анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять

главную мысль текста.

12) Творческая форма рефлексии – Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в

кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает

«пятистрочие». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти

строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

15

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме

(чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Spaghetti

Messy, spicy

Slurping, sliding, falling

Between my plate and mouth

Delicious

13) Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так

же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с

остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся

имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически,

высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так

сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии

прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки

востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое

высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность

учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования,

активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

14) Дискуссия

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по

обучению общению является дискуссия.

16

Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную

напряженную мыслительную деятельность.

С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них,

разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться

и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание

обсуждаемого вопроса.

Заключение

Учителю, который хочет научить учащихся мыслить, следует следить за тем, как

ученики получают знания, а не за тем как они их просто воспроизводят. Получение

знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое,

проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление. Как критическое

мышление (КМ) можно применить в обучении ИЯ?

Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен

управлять этим процессом. Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря

разнообразному материалу и интерактивным подходам. Важную роль в этом процессе

играет самосознание. Благодаря КМ и самосознанию можно понять связь между

мыслями и эмоциями. Хотя принято считать, что они независимы друг от друга, но на

самом деле чувства основаны на определённом уровне мысли и мысли появляются на

определённом уровне чувств.

Учитель ИЯ может способствовать КМ на уроке, помогая ученикам разобраться в себе

и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением,

предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую

точку зрения.

Игровая технология.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать

каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки

по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми

впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают

утомляемость.

17

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование

ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее

участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального

общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом

мотивации, повышением интереса к предмету. Ситуация указывает на условия

совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу,

которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных

взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся

нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я, но их могут выбрать

и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик

учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком. Например, во 2

классе использую ролевую игру «Знакомство»:

Примерный диалог:

Hello!

Hello! What is your name?

My name is Tom. What is your name?

My name is Alice. How old are you?

I`m nine. How old are you?

I am ten. Can you dance?

Yes, I can. Can you draw?

Yes, I can. Bye, Tom.

Bye, Alice.

Обсуждение результатов игры начинаю с удачных моментов и, лишь затем перейти к

недостаткам.

Проектная технология.

18

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное

мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а

уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся

сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание

и умение сопереживать,

формируются творческие способности и активность обучаемых.

Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта,

школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и

коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом,

анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с

разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение

вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения,

умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования

метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в

целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу

учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.

На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно

выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь

наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила

заранее.

Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с

этим провожу поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат

содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся.

Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках

обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового

общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение

коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное

мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д.

19

Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think

so. Right. That’s true.)и несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) и

обобщения сказанного (On the whole. In general.) Тренировка школьников в

использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных

упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с

использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята

не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному

логичному изложению мыслей.

Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед

классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов

предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем.

Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли

они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом

является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать

активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить

участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы

поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный

вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных

клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются

оценки.

Технология перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому

школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или

результата). На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового

материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Например, при

изучении темы « Субкультуры.» В 10 классе я разбила класс на отдельные группы, у

каждой группы было опережающее задание. Заранее с консультантами были

оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступили в роли лидеров групп,

распределяли обязанности внутри группы, и оценивали работу товарищей. В

результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок

20

прошел очень интересно. За короткое время урока был разобран и обобщен огромный

материал самими же учениками, получены хорошие оценки.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему

в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не

наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного

процесса считаю обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего

здоровья.

Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным

технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и

навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности,

которые так необходимы в жизни.

Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского

языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и

сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При

этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические

единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках

учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и

анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание

здоровьесберегающим технологиям.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с

использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации

основана

на

том,

что

мышечное

движение

служит

торможению

умственной

деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на

чувство и сознание детей.

При подборе стихотворений и рифмовок к уроку я обращаю внимание на

следующее:

1.

важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой

урока;

21

2.

преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них

легче выполнять разнообразные движения;

3.

текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в

начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться

дыхание

Hands up, hands down, Two little feet go tap, tap, tap.

Hands on hips, sit down. Two little hands go clap, clap, clap.

Hands up, to the sides, One little leap up from the chair,

Bend left, bend right. Two little arms go up in the air.

One, two three, hop! Two little hands go thump, thump, thump

One, two, three, stop! Two little feet go jump, jump, jump.

Stand still. One little body goes round and round.

One little child sits quietly down. There Was a Little

Зарядка для снятия мышечного утомления с пальцев при письме:

One potato, two potato,

Three potato, four,

Five potato, six potato,

Seven potato, more!

Going for a walk.

Five little gentlemen

Stop for a talk.

Along came five ladies

They stood all together

And they began to dance

Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младшем и среднем делают

урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся.

Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а

также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности

движений.

Come, my friend and dance with me

(Дети выполняют танцевальные движения)

22

It is easy, you can seе

One step back, one step out

(один шаг назад, один шаг вперед)

Then you turn yourself about

(Поворачиваются вокруг себя)

It is fun to dance with you

(Любые танцевальные движения)

And it isn’t hard to do.

One step back. One step out

(один шаг назад, один шаг вперед)

Then you turn yourself about

(поворачиваются вокруг себя)

Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее

эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню

заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается

фонетика языка и т.д. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором,

легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и

соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать

небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода

релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и

восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и

дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к

изучению иностранного языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре

страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного

жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-

грамматических конструкций. На сайте learnenglishkids.britishcouncil представлен

широкий выбор флэш-песен разной тематики.

Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне

тактильных

ощущений,

что,

несомненно,

является

очень

важным

для

маленького

человека,

начинающего

осваивать

иностранный

язык.

Сюжетная

канва

игры,

иллюстрируемая,

несомненно,

движениями

пальцев,

способствует

повышению

23

интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в

общении.

С

помощью

пальчиковых

игр

я

ввожу

новые

лексические

единицы,

отрабатываю фонетику и речевые образцы.

(Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)

Tommy Thumbs, up!

(Большие пальцы поднимаем вверх)

Tommy Thumbs, down!

(Большие пальцы опускаем вниз)

Tommy Thumbs are dancing around the town!

(Встряхиваем кисти рук в воздухе)

Dancing on your shoulders,

(Большие пальцы «танцуют» на руках)

Dancing on your knees,

(Большие пальцы «танцуют» на коленях)

Dancing on your head

(Большие пальцы «танцуют» на голове)

And tuck them into bed!

(Прячем ладошки подмышки)

Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на

каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your eyes to the

right. Your eyes up, your eyes down!

Использование технологии дифференцированного обучения.

В связи с тем, что в каждом классе сразу выделяются различия по уровню

обучаемости среди учащихся, наиболее приемлемой и актуальной в организации

образовательного процесса считаю технологию внутриклассной дифференциации с

добавлением элементов разноуровневого обучения. Учитывая типологические

особенности каждого ученика, делю класс на условные группы «А», «В», «С».

Использую приемы коллективной работы, по динамическим парам или группам.

Задания группы «С» зафиксированы как базовый стандарт — минимальный или

24

репродуктивный. Здесь выделяю многократность повторения, учу выделять

лексические опоры. Задания «В» выстроены на аналитико-синтетическом уровне и

обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на

применение. Задания группы «А» предполагают творческий или продуктивный

уровень. Учащиеся осознанно, творчески применяют свои знания, составляя мини-

диалоги, монологические высказывания по теме. Элементы организации групповой

формы работы позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся

на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может

высказать свое мнение, активно участвовать в решении учебных программ, в

соответствии с уровнем языковой подготовки, изученных лексических единиц. На

каждый урок создаю дидактический материал разной сложности. Все это дает

ощутимый образовательный результат. Учащиеся, которые имеют недостаточные

знания, которые плохо владеют разговорной речью перестают стесняться, наоборот,

пытаются тянуться за сильными, легче вступают в диалог, исправляют свои ошибки в

построении разговора, пытаются монологически высказывать свои мысли, учатся

формулировать вопросы.

В заключении могу сказать, что использование новых информационных

технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и

оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и

сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую

информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому

обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно

оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых

информационных технологий в преподавании английского языка является

неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время в условиях

модернизации образования, так как при условии применения современных технологий

процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

25



В раздел образования