Напоминание

Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.


Автор: Кохия Светлана Николаевна
Должность: Учитель физики и математики
Учебное заведение: КОУ
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.
Раздел: полное образование





Назад




Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.

Реализация федерального государственного образовательного

стандарта

приводит

к

интенсификации

деятельности

учащихся,

что

вызывает снижение мотивации к учебному труду, потерю интереса к учебе.

Как писал К.Д. Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и

взятое

только

силой

принуждения,

убивает

в

ученике

охоту

к

овладению

знаниями.

Приохотить

ребенка

к

учению

гораздо

более

достойная задача, чем приневолить».

Учебная мотивация является достаточно большой проблемой в

с о в р е м е н н о й

ш ко л е ,

п о э т о м у сегодня

существует

важно сть

стимулирования интереса обучающихся, формирования у них потребности

в знаниях,

так

как

от этого,

в большой

степени

зависит

качество

приобретаемых знаний и их практическое приложение.

В соответствии Федерального закона "Об образовании в Российской

Федерации" (ст. 2), обучение это «целенаправленный процесс организации

деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками

и

компетенцией,

приобретению

опыта

деятельности,

развитию

способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной

жизни

и

формированию

у

обучающихся мотивации

получения

образования в течение всей жизни».

Таким

образом,

формирование

мотивации

это

необходимый

компонент обучения, прописанный в федеральном законе.

Что следует понимать под учебной мотивацией? «Учебная мотивация —

это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия,

направленные на выполнение учебной деятельности».

Существуют ли эффективные способы повышения учебной мотивации

для учебного процесса? Да, они известны, и могут быть внедрены в

повседневную практику образовательной организации.

Не для кого не секрет, что большое значение на успешное обучение

оказывают индивидуальность учителя, стиль его преподавания,

эмоциональная обстановка в классе и без пробуждения интереса учащихся,

без их внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет

лишь видимость учебной деятельности.

Как же учителю сформировать устойчивую учебную мотивацию у

своих учеников? Здесь не может быть единого рецепта на «все случаи

жизни» - у каждого педагога есть свои «хитрости» и приёмы.

Приведу некоторые примеры приемов учебной мотивации, которые

прошли апробацию на уроках астрономии.

Практика 1. «Внутренняя мотивация».

Практика позволяет создавать на уроке внутреннюю мотивацию у

обучающегося, позволять ему выбирать, как и что он будет делать на уроке

(например, предлагается множество заданий, из которых он выбирает одно

или несколько).

Практика 2. «Взаимодействие».

Практика позволяет научить поддерживать взаимодействие обучающихся,

включённых в общую деятельность (например, использовать работу в парах

или в малых группах).

Практика 3. «Индивидуальность».

Практика позволяет организовать учебный процесс с учётом

индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося –

тогда каждый обучающийся сможет реализовать свои способности

(использование индивидуальных заданий).

Практика 4. «Совместная цель».

Практика позволяет внутренне мотивировать учащихся, совместно с ними

устанавливать на уроке несколько достижимых целей и время, в течение

которого они должны быть достигнуты.

Практика 5. «Атмосфера соревнования».

Практика позволяет создать атмосферу соревнования на уроке, для

поддержания активности учащихся (для этого используются различные

задания на 2 команды).

Практика 6. «Свобода выбора».

Практика позволяет дать обучающимся больше свободы на уроке – в

условиях постоянного контроля со стороны учителя внутренняя мотивация

быстро ослабевает (для этого используются различные виды контроля:

самоконтроль, взаимоконтроль).

Практика 7. «Как в жизни!».

Практика позволяет, связывать учебный материал с тем, что происходит в

жизни, так учащиеся быстрее осознают важность изучаемого предмета (для

этого

используются

практические

задания,

связанные

с

жизненными

процессами).

Практика 8. «Оценивание труда».

Практика позволяет оценивать труд учащегося, чем чаще учитель оценивает

труд учащегося, тем интереснее ему работать.

Таким

образом,

такой

подход

к

обучению

создаст

предпосылки

для

формирования сильной и устойчивой внутренней положительной мотивации

учащихся и позволит учителю проявить свой педагогический опыт и талант.



В раздел образования