Автор: Кохия Светлана Николаевна
Должность: Учитель физики и математики
Учебное заведение: КОУ
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.
Раздел: полное образование
Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.
Реализация федерального государственного образовательного
стандарта
приводит
к
интенсификации
деятельности
учащихся,
что
вызывает снижение мотивации к учебному труду, потерю интереса к учебе.
Как писал К.Д. Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и
взятое
только
силой
принуждения,
убивает
в
ученике
охоту
к
овладению
знаниями.
Приохотить
ребенка
к
учению
гораздо
более
достойная задача, чем приневолить».
Учебная мотивация является достаточно большой проблемой в
с о в р е м е н н о й
ш ко л е ,
п о э т о м у сегодня
существует
важно сть
стимулирования интереса обучающихся, формирования у них потребности
в знаниях,
так
как
от этого,
в большой
степени
зависит
качество
приобретаемых знаний и их практическое приложение.
В соответствии Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" (ст. 2), обучение это «целенаправленный процесс организации
деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками
и
компетенцией,
приобретению
опыта
деятельности,
развитию
способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной
жизни
и
формированию
у
обучающихся мотивации
получения
образования в течение всей жизни».
Таким
образом,
формирование
мотивации
–
это
необходимый
компонент обучения, прописанный в федеральном законе.
Что следует понимать под учебной мотивацией? «Учебная мотивация —
это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия,
направленные на выполнение учебной деятельности».
Существуют ли эффективные способы повышения учебной мотивации
для учебного процесса? Да, они известны, и могут быть внедрены в
повседневную практику образовательной организации.
Не для кого не секрет, что большое значение на успешное обучение
оказывают индивидуальность учителя, стиль его преподавания,
эмоциональная обстановка в классе и без пробуждения интереса учащихся,
без их внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет
лишь видимость учебной деятельности.
Как же учителю сформировать устойчивую учебную мотивацию у
своих учеников? Здесь не может быть единого рецепта на «все случаи
жизни» - у каждого педагога есть свои «хитрости» и приёмы.
Приведу некоторые примеры приемов учебной мотивации, которые
прошли апробацию на уроках астрономии.
Практика 1. «Внутренняя мотивация».
Практика позволяет создавать на уроке внутреннюю мотивацию у
обучающегося, позволять ему выбирать, как и что он будет делать на уроке
(например, предлагается множество заданий, из которых он выбирает одно
или несколько).
Практика 2. «Взаимодействие».
Практика позволяет научить поддерживать взаимодействие обучающихся,
включённых в общую деятельность (например, использовать работу в парах
или в малых группах).
Практика 3. «Индивидуальность».
Практика позволяет организовать учебный процесс с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося –
тогда каждый обучающийся сможет реализовать свои способности
(использование индивидуальных заданий).
Практика 4. «Совместная цель».
Практика позволяет внутренне мотивировать учащихся, совместно с ними
устанавливать на уроке несколько достижимых целей и время, в течение
которого они должны быть достигнуты.
Практика 5. «Атмосфера соревнования».
Практика позволяет создать атмосферу соревнования на уроке, для
поддержания активности учащихся (для этого используются различные
задания на 2 команды).
Практика 6. «Свобода выбора».
Практика позволяет дать обучающимся больше свободы на уроке – в
условиях постоянного контроля со стороны учителя внутренняя мотивация
быстро ослабевает (для этого используются различные виды контроля:
самоконтроль, взаимоконтроль).
Практика 7. «Как в жизни!».
Практика позволяет, связывать учебный материал с тем, что происходит в
жизни, так учащиеся быстрее осознают важность изучаемого предмета (для
этого
используются
практические
задания,
связанные
с
жизненными
процессами).
Практика 8. «Оценивание труда».
Практика позволяет оценивать труд учащегося, чем чаще учитель оценивает
труд учащегося, тем интереснее ему работать.
Таким
образом,
такой
подход
к
обучению
создаст
предпосылки
для
формирования сильной и устойчивой внутренней положительной мотивации
учащихся и позволит учителю проявить свой педагогический опыт и талант.