Напоминание

СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА УРОКЕ


Автор: Гладких Валентина Людвиковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Кунгурского филиал ФГБОУ ВО «МГХПА им.Строганова»
Населённый пункт: Пермский край г. Кунгур
Наименование материала: Доклад
Тема: СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА УРОКЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА УРОКЕ

Гладких В. Л. преподаватель Кунгурского филиала ФГБОУ ВО «МГХПА

им. С.Г. Строганова»

Залог успеха-постоянное стремление вперед.

Специфика нашего образовательного учреждения способствует развитию

эстетического

и

творческого

потенциала

обучающихся.

Так

же

формированию

общей

культуры

молодого

специалиста

способствуют

различные

сферы

деятельности:

технические,

изобразительные,

музыкальные,

поэтические

и

другие.

Поэтому

вся

система

обучения

и

воспитания

направленно

на

разностороннее

и

гармоничное

развитие

личности.

Именно на уроках создаются благоприятные условия для формирования

познавательного и морально – нравственного потенциала

обучающихся.

Формы уроков могут быть разными традиционные или нестандартные. При

этом важным является способность каждого педагога добиваться включения

обучающихся

в

активную

целенаправленную

учебно-познавательную

деятельность. Объективно оценивать степень усвоения учебного материала,

выявлять проблемы и устранять их позволяет индивидуальный подход. Его

использование

помогает

преподавателю

создать

каждому

воспитаннику

ситуацию успеха.

Рассмотрим такие понятия как «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам

успех – это результат подобной ситуации.

Ситуация – это то, что способен организовать преподаватель, поэтому

задача педагога в том что бы дать каждому возможность пережить радость

достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В основе ожидания успеха - лежит стремление заслужить одобрение;

стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

Успех в учении

это

единственный

источник

внутренних

сил,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Даже

разное

переживание

успеха

может

коренным

образом

изменить

психологическое самочувствие, резко изменить ритм и стиль деятельности,

взаимоотношений с окружающими.

Не каждый обучающийся способен подходить к своему успеху или

неудаче

осознанно,

аналитически,

пытаться

прогнозировать

свои

возможности.

Успех – понятие не однозначное, сложное, имеет разную трактовку.

С социально – психологической точки зрения – оптимальное

соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее

деятельности.

Ожидания личности могут совпадать или превосходить ожидания

окружающих в тех случаях можно говорить об успехе.

С психологической точки зрения успех – это переживания состояния

радости,

удовлетворения

от

того,

что

результат,

к

которому

стремилась

личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами,

либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более

сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое

целенаправленное,

организованное

сочетание

условий,

при

которых

создается возможность достичь значительных результатов деятельности как

отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

При этом успех может быть разным: кратковременным, сиюминутным,

устойчивым,

значительным,

связанным

со

всей

жизнью

и

отдельном

действием. Все зависит от того как ситуация успеха закреплена, что лежит в

ее основе.

Успех можно классифицировать как: значимый и мнимый успех.

1 – Значимый успех:

Несколько часто встречающихся видов значимого успеха:

Сбывшаяся радость – ситуация, при которой обучающийся добивается

того, на что рассчитывал.

Неожиданная радость – ситуация когда результат превзошел все ожидания.

Общая радость – удовлетворение от сознания того, что успех хорошо

воспринимают окружающие.

Радость познания – обучающийся испытывает удовлетворение не столько

от

результатов

деятельности,

сколько

от

самого

процесса

обучения.

В

обучении это самый ценный вид радости.

2 - Мнимый успех:

В этом случае речь идет о, обучающихся которые вполне удовлетворены

своим не высоким результатом. Итог заниженного уровня притязаний, и

неверия в собственные силы.

Опасный успех – крайне не желательная ситуация, разновидность

мнимого

успеха.

Обучающийся

вполне

доволен

своими

скромными

достижениями, использует их, что бы продемонстрировать свою оппозицию

преподавателям,

самоутвердиться

в

ближайшем

окружении

«слабых

студентов».

Без ощущения успеха у обучающихся пропадает интерес к знаниям.

Поэтому

ситуация

успеха

особенно

важна

в

работе

с

обучающийся,

поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин. К ним

можно

отнести,

недостаток

знаний

и

умений,

психологические

и

физиологические особенности развития. Ситуация успеха позволяет снять у

них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Педагогически оправдано создание для обучающихся ситуации успеха.

Каждый преподаватель сам продумывает, и создает такие ситуации на уроках,

при которых обучающийся получает возможность неожиданно раскрыть

для

самого

себя

собственные

возможности.

Слова,

вдохновение,

настоящий эмоциональный всплеск, безусловно, экспромт, искренность,

помогают создавать ситуации успеха. Эти ситуации преподаватель может

специально не готовить, его педагогический опыт помогает, не упустит

момент, правильно его оценит и материализовать на уроке.

В каждом обучающемся скрывается колоссальный интеллектуальный

потенциал,

очень

важно

найти

способ

высвободить

эту

энергию,

превратить в цепную реакцию, где слово преподавателя рождает усилие,

усилия рождают мысль, знания, что в итоге формирует веру в себя и

приводит

к

успеху.

Так

же

очень

важен

положительный

эмоциональный

отклик окружающих

на успех, это

дает

возможность

почувствовать

удовлетворенность, стимулирует усилия. Радость от успеха тогда в радость,

когда она воспринимается с остротой новизны, когда она доказывает рост и

прорыв к лучшему. При этом мы понимаем что одна и та же ситуация может

дать совершенно различные результаты это зависит от конкретной личности

обучающегося. Знание и использование психологических и педагогических

приемов помогают преподавателю в решении этих задач.

Вспомним некоторые психологические приемы по созданию ситуации

успеха:

Поощрение.

Похвала.

Приветливый

взгляд.

Благодарность.

Шанс

на

получение

высокой

оценки.

Соучастие

в

работе

студента.

Создание

комфортной ситуации при помощи технических средств обучения. Опора на

образцы из методического фонда. Обращение со студентами во внеурочное

время. Учет индивидуальных особенностей студента. Музыкальная пауза,

эмоциональная разгрузка.

Педагогические приемы по созданию ситуации успеха:

Изменить методы объяснения (побольше наглядностей, стараться давать что-

то одно за один шаг). Учить студентов позитивной речи (я не мог, немного

усилить и будет результат). Поиск двух позитивных утверждений на одно

негативное. Ошибки считать нормальным явлением. Формировать веру в

успех (подчеркивать улучшение, раскрывать сильные стороны студентов).

Одна из теорий создания ситуации успеха включает в себя:

Снятие

стресса

«не

ошибается

тот,

кто

ничего

не

делает…».

Авансирование успешного результата (при твоих способностях…). Внесение

мотива (нам это так нужно). Персональная исключительность (только и мог

бы…).

Педагогическое

внушение

(так

хочется

поскорее

увидеть…).

Заключительная оценка (особенно тебе удалось).

Проводя опрос среди преподавателей нашего образовательного

учреждения по использованию технологии – создания ситуации успеха на

уроке получили следующие результаты: преподаватели используют на одном

уроке чаще всего несколько технологий.

1.

«Авансирование успешного результата» студента преподаватели

применяют в 90% случаев.

2.

«Заключительная оценка» преподаватели применяют в 80% случаев.

3.

«Снятие

ст ре сс а»,

«вне с ение

мотива»,

« п е р с о н а л ь н а я

исключительность»

каждую

из

этих

технологий

преподаватели

используют на уроках примерно в 60% случаев.

4.

«Педагогическое внушение» преподаватели применяют в 40% случаев.

На уроках ожидание обучающихся не сводиться только к получению

знаний, они ждут и общекультурного развития, и внимания к их личностному

и

социальному

росту.

Главным

является

внутренний

мир

как

целостное

явление, в котором не возможно «разорвать» эмоции и разум, воспитание и

обучение.

Среди обучающихся был проведен ряд опросов. Приведем пример одного

из них, по теме «Оценка своих собственных учебных результатов» состоящий

из четырех вопросов:

1.

Доволен вполне

2.

Не всегда

3.

Я часто бываю собой не доволен

4.

Мне это безразлично

Попробуем проанализировать:

Радует результат опроса тем что, безразличных к своим успехам среди

опрошенных не было. Вполне довольных результатом своей учебы составило

10% от числа опрошенных. Это те ребята, которые хорошо адаптированы, не

переживают по «пустякам». Основная же часть - 60% обучающихся, не всегда

довольны собственными успехам в учебе.

Оставшиеся 30% обучающихся

часто бывают, не довольны своей учебой.

Обучающиеся эмоционально

реагируют на свои успехи и неудачи.

На уроках необходимо создавать кратковременные, сиюминутные,

ситуации успеха, это поможет активизировать внутренние силы, рождающие

энергию

для

преодоления

трудностей,

желания

учиться.

Преподавателю

необходимо уметь создавать на уроке ситуацию радостного взаимодействия, в

интересном,

увлекательном

процессе

познания.

Проявлять

интерес

и

уважение к личности обучающихся, быть примером в поведении. Проявлять в

эмоциях, в речи и в отношениях радость от их успешности и сожаление о

неуспеваемости.

Вселяя

веру

в

возможности

преодоления

трудностей.

Хвалить и отмечать не только объем и качество их знаний, но и развивающие

навыки

и

умения

самостоятельности.

Создавать

ситуации

успеха,

как

индивидуальные, так и для коллектива в целом.



В раздел образования