Автор: Петрова Елена Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Углич Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок развития речи в 5 классе по картине С.Ю.Жуковского "Осень.Веранда"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока и заявка на публикацию.
Петрова Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1»
Название УМК М.М.Разумовской
Предмет: русский язык
Класс: 6
1.
Тема:
Развитие
речи.
Подготовка
к
сочинению-описанию
по
картине
С.Ю.Жуковского
«Осень.Веранда»
Тип урока: традиционный (комбинированный).
Цели
учителя: развивать
навыки
описания
картины.
Развивать
речевую
культуру.
Воспитывать
чувство
красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.
Цели
учащихся: воспроизвести
знания,
умения,
навыки,
достаточные
для
построения
нового
способа
действия,
проверить
знание
теоретического
материала
по
теме
«Описание
картины». Развивать навыки
описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной
природе через творчество художников-пейзажистов.
Использованные источники:
2.
Картина С.Ю.Жуковский «Осень .Веранда»
3.
Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
2.
Проблемное
обучение
русскому
языку
и
литературе
в
жанрах
педагогической
речи.
Учебно-
методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК
2009.
3.
Русский язык. 6 кл.: учеб.
общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И.
Капинос и др. Дрофа, 2014. М.
Планируемые результаты:
-личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим
нормам.
-регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата,
составление
плана
и
последовательности
действий,
учиться
обнаруживать
и
формулировать
проблему
совместно с учителем.
-познавательные
УУД: перерабатывать
информацию
для
получения
необходимого
результат,
выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
-коммуникативные
УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и
диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения,
аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать
что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
-
предметные: создание
осмысленного
связного
высказывания,
уместное
использование
изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Повторение. Лингвистическая разминка.
Фонетический разбор слов «июнь», «пейзаж».
3.
Актуализация знаний.
Работа по вопросам:
-Чем описание отличается от других типов речи?
-Что можно описывать?
-Как называется картина, на которой изображена природа?
-Каких художников-пейзажистов вы знаете?
4.
Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о С.Ю. Жуковском.
5 Работа над репродукцией С.Ю.Жуковского «Осень .Веранда»
Слово учителя.
Посмотрите
на
картину.
Подберите
ряд
вопросов,
помогающих
нам
проанализировать
данное
произведение.
Совместная работа учителя и учащихся..
-Какое впечатление производит на вас эта картина?
-Какое время года изображено на картине, время суток?
-Что мы видим на картине?
(перечисляются образы, созданные живописцем :веранда, деревья, небо)
Работа в группах. Подбор рабочего материала.
I
группа.
Учащиеся
работают
над
подбором
изобразительно-выразительных
средств
к
образу
«Веранда».
II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Стол».
III
группа.
Учащиеся
работают
над
подбором
изобразительно-выразительных
средств
к
образу
«Деревья».
IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».
V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.
Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.
План
Рабочий материал
Вступление
Может включать, какое время года и суток изобразил художник,
какие образы представил на полотне.
Основные образы:
Веранда
Стол
Деревья
Небо
Изящная, светлая, ажурная, легкая
Яркий букет из осенних листьев, легкий , тонкие ножки
Сосны, стройные, темно-зеленые ели, темнеющие; ярко-рыжие
кроны берез., редеющая листва
Синее, чистое, безоблачное, светлеющее на горизонте
К а к и е
к р а с к и
использовал
художник
Золотистые,
желтые,
темные,
густые,
сумереч ные,
завораживающие, усыпляющие…
Заключение.
Почему
к а р т и н а
н а з в а н а
«Осень.Веранда»?
Какое
впечатление
она вызывает у вас?
Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и
красоты русской природы…
Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.
5.
Физкультминутка.
6.
Речевая подготовка.
- Как иначе можно назвать художника? (Мастер, живописец, автор полотна).
- Как иначе можно назвать картину? (Полотно, шедевр, произведение искусства).
Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный,
красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).
Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
7.
Рефлексия.
- Какая была тема урока, цель урока?
- Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания ?
-Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?
8.
Написание сочинения.
Домашнее задание: дописать сочинение
.