Автор: Машковцева Надежда Аркадьевна
Должность: Методист
Учебное заведение: МКДОУ д.с. № 2
Населённый пункт: г. Нолинск, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка консультации для педагогов
Тема: "Организация образовательного процесса в ДОО по познавательному развитию детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация-практикум
«Организация образовательного процесса в ДОУ по
познавательному развитию детей»
Автор:
Методист МКДОУ
д.с. № 2 г. Нолинска
Машковцева Н.А,
Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию детей
дошкольного возраста, закрепление теоретических знаний и практических
умений
воспитателей
о
методах
работы
с
детьми
в
организации
познавательно-исследовательской
деятельности,
совершенствование
педагогического мастерства.
Материалы:
макеты шляп (понам) шести основных цветов – белая, черная,
желтая,
красная,
зеленая,
синяя.
Видеоматериалы
с
познавательно-
исследовательской деятельностью детей.
Предварительная работа: при проведении консультации « Формы работы с
детьми по познавательному развитию, с педагогами проводится жеребьевка,
по распределению режимных моментов.
1.
Утро – старшая группа.
2.
НОД – младшая группа.
3.
Прогулка – средняя группа.
4.
Вечер - подготовительная группа
5.
НОД по музыкальному развитию – музыкальный руководитель.
6.
Робота с родителями – 1 младшая группа.
Ход консультации:
Методист: «Уважаемые коллеги, мы уже знакомы с методом критического
мышления
Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Сегодня мы его
изменим и назовем его «Метод шести панамок», т.е условно выражаясь,
примерять мы будем не шляпы, а
панамки, и рассуждать мы будем не со
стороны
взрослого,
а
со
стороны
ребенка.
Посмотрев
все
видеозаписи
(организация
познавательного
развития
ребенка
в
разные
режимные
моменты)
мы
представим
–
как
чувствовал
себя
ребенок
на
этих
мероприятиях, было ли ему интересно, что он узнал нового. А может ему
было скучно или трудно…».
Если хочешь найти решение,
То примерь на себя шесть шляп,
Сконцентрируй своё мышление
Не по методу «тяп-да-ляп».
Шляпа Белая – информация;
Беспристрастны цифра и факт.
Шляпа Синяя – пульт, регуляция,
Ход размеренный споров, атак.
Шляпа Красная – чувств волнение,
Голос сердца и шёпот души.
Ну а Чёрная шляпа – сомнение,
Ты его отвергать не спеши.
Пред Зелёной – снимают все шляпы,
Вот она – генератор идей!
Даже Жёлтая шляпа-солнце
Отдаёт предпочтение ей.
Белая
панамка
–
что
нового
узнал
ребенок?
Какие
методы
и
приемы
о р г а н и з а ц и и
п о з н а в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
и с п о л ь з о в а л
воспитатель?
Синяя панамка – как и где ребенок
сможет
применить
полученные
знания? Для чего дети делали что-то?
Красная
панамка
–
что
вызвало
интерес? Какие приемы использовал
воспитатель
для
привлечения
и
удержания интереса ребенка?
Черная панамка – что было ему не
понятно, не интересно. Почему?
З е л е н а я
п а н а м к а
–
к а к и е
нестандартные
способы
решения
проблемы
находил
ребенок?
Что
делал для этого воспитатель?
Желтая шляпа – что ребенку больше
всего
понравилось?
Что
ребенку
запомниться больше всего?
Заранее
методист
снимает
на
видео
организацию
познавательной
деятельности в разные режимные моменты. В ходе консультации практикума
педагоги просматривают видеоматериалы и анализируют с позиции ребенка и
цвета панамы.
После
каждого
просмотра
делаются
соответствующие
выводы,
педагоги
отмечают
сильные
и
слабые
стороны
организации.
Дают
советы,
обмениваются опытом.
Проводя
анализ
организации
познавательной
деятельности
педагогам
предлагается
фиксировать
все
интересные
моменты,
что
бы
в
конце
консультации составить кратки рекомендации по организации данного вида
деятельности для родителей.
КАК
РАЗВИТЬ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
РЕБЕНКА
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие взрослые ребёнка
должны
создавать
благоприятные условия
для
развития
у
него
любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.
Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в
школе
будет
неэффективно,
потому
что
ушел
безвозвратно
наиболее
благоприятный период для развития мышления ребенка.
МЫ РЕКОМЕНДУЕМ:
Много рассказывайте, беседуйте, читайте с детьми об окружающем
мире.
Учите
видеть
незаметное,
но
интересное,
знакомьте
с
неизведанным!
Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их
представлений
о
мире,
учите
обобщать
и
выделять
особенности
окружающих предметов.
Поддерживайте
интерес к
познанию,
экспериментируйте
с
детьми,
учите делать выводы.
Побуждайте детей задавать вопросы и отвечать на них.
Выводите детей на экскурсии знакомьте с интересными объектами,
учите составлять план походов и экскурсий.
Проводите
чаще
развивающие
игры,
предоставьте
ребенку
самостоятельно находить ответ
С о з д а в а й т е условия
для
самостоятельной
познавательной
деятельности. Например,
создайте
уголки
экспериментирования,
внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи.
Внесите различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие
детям действовать самостоятельно.
Сдерживайте себя ! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может
сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей , побуждайте
их думать, рассуждать , высказывать свои предположения. Пусть дети
придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при
этом предоставлять детям право выбора.