Автор: Дрожжина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №66
Населённый пункт: Московская область, Дмитровский район, п.Новосиньково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по Арктике»
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс - итогового мероприятия экологического проекта
«Животные Севера» для воспитателей
Интегрированное занятие в подготовительной группе
«Путешествие по Арктике»
Воспитатель: Дрожжина Наталья Викторовна
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», "Социально-коммуникативное развитие", «Художественно-
эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование целостного представления о Северном полюсе.
Формировать у детей подготовительной группы способность к анализу и
синтезу информации, систему знаний об окружающем мире, интерес к
познавательной деятельности.
Программные задачи:
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес и чувство доброты по отношению к
окружающему миру;
-воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на
занятиях;
-воспитывать любовь к природе, интерес к стремлению изучать природу;
Образовательные:
-углублять представление детей о диких животных Южного и Северного
полюсов;
-уточнять и расширять словарь по теме;
-систематизировать представления детей об умении животных
приспосабливаться к среде обитания. определять место обитания животного
по его внешнему виду;
-объяснить, что многие животные Арктики и Антарктиды
оказались под угрозой исчезновения;
-формировать понимание, что для сохранения природы
её нужно охранять;
Развивающие:
- развивать познавательную активность, через экспериментальную
деятельность;
-развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую и
мелкую моторику;
-развивать связную речь и умение правильно строить предложение;
Работа со словарём:
-активизировать словарь: Северный полюс, Южный полюс,
существительные, прилагательные и глаголы по данной теме;
-ввести в активный словарь: Северный Ледовитый океан, лютый мороз,
айсберг, Арктика, Антарктида.
Материал:
-демонстрационный материал;
-рисунки детей «Пингвинчики»;
-мольберт;
-использование технических средств, интерактивная доска, ноутбук,
фотоаппарат;
-презентация с изображениями животных Арктики, с записями шума ветра,
вьюги, песни «Где-то на белом свете…», физкультминутки «Мы с тобой
Пингвинчики», запись закадрового голоса Умки.
-глобус.
Предварительная работа:
-работа по проектной деятельности "Арктика":
-чтение художественной литературы, энциклопедий;
-просмотр видео фильмов, мультфильмов;
-сбор иллюстраций;
-сбор материала "Дикие животные Севера";
-изготовление макета "Арктика";
-беседы;
-рассматривание картин, иллюстраций;
-разучивание стихотворений, пословиц;
-отгадывание загадок;
-дидактические игры;
-работа по данной теме на занятиях продуктивных видах деятельности;
Ход занятия
1.Введение игрового момента.
( на экране слайд земной шар крутящийся, звучит музыка «Где- то на белом
свете - дети вместе с воспитателям собираются на ковре)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля.
Сегодня мы отправимся с вами туда,
Где царит царство холода, снега и льда!
Воспитатель. Знаю, все вы любите путешествовать. Предлагает отправиться
на Крайний Север, в Арктику. Только, чтобы нам не заблудиться, нужно
сначала отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на него. Давайте
вспомним, что такое глобус.
Дети. Модель Земли, где живут все люди.
Воспитатель. Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Дети. Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет –
ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет –
горы. Белый цвет – снег и лёд.
Воспитатель: Наш земной шар имеет два полюса, назовите их!
Дети: южный и северный.
Воспитатель. Где же расположена Артика ?
Дети. В верхней части глобуса. А в нижней части глобуса, Южное
полушарие, там находится Антарктика.( дети показывают)
Воспитатель: Ребята , а в Артике живут люди?
Дети: Да! Эскимоссы, эвенки, ненцы, чукчи.
Воспитатель: А, как можно туда добраться?
Дети: На самолете, вертолете, ледоколе.
Воспитатель: хорошо ребята! (предлагает пройти за столы)
На экране появляется картинка северного сияния
Включается фонограмма ветра, вьюги.
Воспитатель. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый
океан закован льдами. Там царство снега и льда. В Арктике зимой солнце не
показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном
небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается
разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся в путь на
Крайний Север.
Воспитатель: А кто знает, что это за явление северное сияние?
Дети: отвечают
Воспитатель: Каких вы знаете полярных животных? И где они живут?
Загадки стихи
Ариша:
Этот мишка снежно-белый –
Самый крупный, самый смелый!
Он всю жизнь живёт в снегу,
На холодном берегу.
Мы – ваши добрые соседи,
Мы – … (дети: «Белые медведи»).
На экране появляется медведь Умка.
Воспитатель: Ребята Умка прислал нам сообщение. Давайте послушаем.
Дети: Хорошо!
Воспитатель открывает звуковое, сообщение.
Умка: - Здравствуйте ребята! Я знаю, что на этой неделе вы многое узнали о
жизни животных крайнего Севера. Я приготовил вам много интересных
занимательных заданий. Хотите их пройти, тогда вперед!
На экране появляется изображения из жизни белого медведя.
Воспитатель. Сейчас вы мне расскажите всё, что вы знаете о белых
медведях, а помогут нам в этом картинки.
Дети: рассказывают.
- Зачем белый медведь закрывает лапой нос? - Когда охотится, чтобы не было
его заметно.
- Как называются детёныши медведя? - Медвежата
- Чем питается белый медведь? - Рыбой, птицами, тюленями.
- Почему не холодно белому медведю? - Толстый подкожный слой жира. А
ещё под мехом его кожа черного цвета, а черный цвет как вы уже знаете
сохраняет тепло.
- Где мы можем встретить белого медведя? – На севере, в зоопарке.
Воспитатель. Белый медведь носит ещё одно название – медведь морской.
Его встречали плывущим в открытом море за сотню километров от
ближайшей суши или льдин. Когда медведь ныряет, он держит глаза
открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.
На экране появляется картинка плавающего белого медведя.
Воспитатель. Миша расскажи, каких ещё животных можно встретить в
Арктике?
На льдине – грозный морж,
И каждый клык – как нож.
Верней, как пика клык,
А может быть, как штык.
Попробуй-ка медведь,
Такого одолеть.
И потому медведь,
Чем дело с ним иметь,
Обходит стороной
Тот угол ледяной.
На экране появляется изображение моржа.
Воспитатель. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив
воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы
положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше
морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся
длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно
в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти
ничего не видно, приходится искать на ощупь.
Воспитатель. А еще на Севере тюлени живут, поговорим о них.
Лена: рассказывает стихотворение, про тюленя.
Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мёрзнет, не дрожит.
Воспитатель. Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют
как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри
плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы,
которые помогают им ориентироваться на глубине.
Воспитатель. А ведь мы ещё про северных птиц не говорили. (Включает
изображение белой чайки и кайры). Кто это? Кто хочет рассказать о них?
Будем говорить по одному предложению, сравнивая их. Выходят по желанию
два ребёнка, они говорят по одному предложению один про одну птицу,
другой – про другую.
Чайка белая, лапки у неё чёрные. Кайра сверху чёрная: голова, шея, крылья,
хвост, а грудь и брюшко белые. Чайки зимуют на Севере. Кайры зимуют на
Севере. Весной чайки и кайры слетаются к скалам.
Воспитатель. Много тысяч птиц слетается к скалам, кричат, шумят. Даже
есть такое название – птичьи базары. А для чего они это делают?
Дети. Чтобы выводить птенцов.
Воспитатель. Чайки не строят гнёзд, яйца откладывают в ямки скал. Кайры
тоже не строят гнёзд.
Чайки защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на врага. Кайры
тоже дружны. Яйца помогает высиживать отец, пока мама кормится.
Чайка питается чужими птенцами, леммингами (грызунами), моллюсками,
рыбой, остатками добычи от белых медведей. Кайры ныряют на глубину,
ловят под водой мелкую рыбу.
Воспитатель. А какие животные всю жизнь проводят в холодном море и не
выходят на сушу никогда?
Дети. Кит гренландский, северные дельфины: белуха, нарвал (единорог),
касатка.
На экране изображение касатки, белухи.
Воспитатель. Умка передал нам снежинки, но это не простые снежинки,
снежинки – загадки.
***
Ночь полярная, ни зги,
Холодно, угрюмо.
Нас в упряжку запряги -
Довезем до чума.
У природы строгий нрав
За полярным кругом.
Человеку, гав-гав-гав,
Легче с верным другом. (Собаки-лайки)
Он, семейства полорогих,
Коренастый и мохнатый,
С закруглёнными рогами
Обитает в Арктике.
Внешне на Быка похожий,
Шерстью схожий на Барана,
Неуклюжий только с виду,
Травку ест, кустарники.
К холоду давно привык,
Кто скажите? ... (Овцебык)
***
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...(олень)
***
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут...(песец)
***
Морским тюленям всем на свете брат
Хищный, гордый ... (ЛЕОПАРД)
Физкультминутка
Воспитатель. А сейчас ребята Умка предлагает вам немножко отдохнуть и
потанцевать.
Ребята подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов?
Дети: конечно, нет, в Арктике не живут пингвины, они живут на южном
полюсе в Антарктиде.
На экране появляется изображение земного шара – медведь и пингвин.
Воспитатель. А теперь Умка хочет проверить, что вы запомнили о животных
севера. Предлагаю поиграть. (Цель - учим ребенка образовывать
увеличительные существительные.)
Игра (педагог говорит первую фразу, ребенок продолжает):
У медведя не ноги, а………….………… лапы,
У чайки не руки, а ……………….…….. крылья,
У моржа не зубы, а …………….……..... клыки,
У тюленя не руки, а …………..………... ласты,
У медведя не лицо, а ………..…………. морда,
У касатки не руки, а ………..…………. плавники,
У чайки не рот, а………..…...…………. клюв,
У кита не ноги, а ………….…………… хвост,
У медведя не волосы, а …….…………. мех
У рыбы не мех, а……………………… чешуя.
Задание от Умки на экране:
Как же такое количество животных может жить в таких суровых
условиях?
Ребята! Вы знаете, почему полярные животные не мёрзнут на холоде?
Помоги мне это узнать.
Проведи эти эксперименты. Они вам помогут разобраться с этим вопросом.
Что же ещё не даёт полярным животным замёрзнуть, промокнуть и быть
выносливыми?
Проведём следующий эксперимент: Почему белые медведи не мокнут и не
мерзнут?
Понадобятся емкость с ледяной водой и жирный детский крем .
Одну руку оставляем, какой есть, а другую намазываем кремом, дальше
опускаем в воду и видим, что с руки в креме капли просто скатились, и она
сразу высохла, в то время, как вторая продолжала быть совершенно мокрой,
даже после встряхивания.
Вывод: Получается, что жир, как и мех, препятствует потерям тепла нашего
тела. Поэтому животное, с толстым подкожным жиром, будет чувствовать
себя теплее, чем без него. Все дело в том, что их шерсть пропитана тонким
слоем жира, который выделяет кожа, поэтому после купания им достаточно
отряхнуться, чтобы снова стать сухими.
Дети: Они не мерзнут, потому что просто не мокнут
Проведем опыт:
Возьмем емкость с водой, зажжём свечку, несколько капель свечи накапаем в
воду. Что происходит?
Дети: капли застыли и плавают на поверхности.
Воспитатель: правильно, так большое количество жира помогает животным
находясь, долгое время в ледяной воде и не тонуть.
Дети: быть выносливыми
Опыт «ПОЧЕМУ НЕ ПРОМОКАЮТ ПИНГВИНЫ?»
Ребята мы с вами, нарисовали пингвина восковыми мелками.
Сейчас я предлагаю вам, обрызгать его из брызгалки.
Невероятно, но факт – вода скатывается каплями, а наш пингвин остался
сухим.
Вывод: Это произошло потому, что перья пингвинов подобно воску
отталкивают воду.
Рефлексия:
А наше путешествие подошло к концу.
Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. Мы узнали сегодня
много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь,
северный олень, тюлень занесены в Красную книгу, на них запрещено
охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто
уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают
преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь
этим удивительным животным и птицам.
Звуковое сообщение от умки на экране. Молодцы, ребята вы настоящие
умники, хорошо отвечали, были активны, вы много знаете о жизни Северных
животных и за то, что вы меня так порадовали сегодня, я прислал вам
угощения и медали. До скорой встречи!!!!!
Воспитатель: Раздает угощения от Умки. Один из гостей вручает медали от
Умки. Благодарит гостей.