Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"


Автор: Шевкарова Светлана Рамазановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: РГКОУ "Школа-интернат имени Латоковой Г.Д."
Населённый пункт: город Черкесск, Карачаево- Черкесская Республика
Наименование материала: Доклад
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки КЧР

РГКОУ «Школа – интернат им. Латоковой Г.Д.»

Доклад на тему:

Применение

здоровьесберегающих

технологий в

образовательном процессе.

Учитель математики: Шевкарова С.Р.

г. Черкесск

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить

возможность за период обучения в школе сохранения здоровья школьнику,

сформировать у него необходимые знания, навыки умения по здоровому

образу

жизни,

научить

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни.

Ведётся постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях

школы, понимая актуальность данной проблемы.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве единственной и

основной

цели

образовательного

процесса,

а

только

в

качестве

условия,

одной

из

задач

достижения

главной

цели.

Каждый

урок

должен

быть

приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока я как учитель

всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!»

Целью

моей

работы

является

изучение

приемов

при

обучении

математики

и

использование

различных

методов

для

создания

здорвьесберегающей среды.

В

моей

педагогиче ской

деятельно сти

это

в ы р а ж а е т с я

черезнепосредственное

обучение

детей

элементарным

приёмам

здорового

образа

жизни;

привитие

детям

элементарных

гигиенических

навыков;

правильную организацию учебной деятельности.

Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться , и научить

этому своих учеников.

- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь,

что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это

самое ценное в нашей жизни. Здоровье – бесценное достояние не только

каждого

человека,

но

и

всего

общества.

При

встречах,

расставаниях

с

близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и

крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и

счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно

решать основные жизненные задачи

- Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной

организации

здоровья

дается

такое

определение

понятия

здоровья

-

это

состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не

только отсутствие болезней и физических дефектов.

Понятие

«здоровьесберегающие образовательные технологии»

появилось

в

педагогическом

лексиконе

в

последние

несколько

лет

и

воспринималось многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических

мероприятий.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии,

это

системно

организованная

совокупность

приемов,

методов

организации

образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью воспитанников,

а

применяемая

с

целью

сохранения

и

обогащения.

Перечислите

здоровьесберегающие технологии, которые могут применяться в работе с

детьми

младшего,

среднего,

старшего

дошкольного

возраста(ответы

воспитателей).

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это

рациональная

организация

урока.

От

правильной

организации

урока,

уровня

его

гигиенической

рациональности

во

многом

зависит

функциональное

состояние

учащихся

в

процессе

учебной

деятельности,

возможность

длительно

поддерживать

умственную

работоспособность

на

высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Чтобы

проанализировать

урок

с

точки

зрения

сохранения

здоровья

школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете).

2. Средняя продолжительность и частота чередования различных

видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).

3.

Число

видов

учебной

деятельности,

используемых

учителем

(нормой считается 4–7 видов за урок).

4. Число использованных учителем видов преподавания (норма –

не менее трех за урок).

5.

Умение

учителя

использовать

возможности

показ а

видеоматериалов

для

инсценирования

дискуссии,

обсуждения,

привития

интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения

как учебных, так и воспитательных задач.

6.

Использование

методов,

способствующих

активизации

инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им

превратиться

в

субъекты

деятельности.

Это

методы

свободного

выбора

(свободная

беседа,

выбор

действия,

его

способа,

выбор

приемов

взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли

учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,

семинар

и

др.);

методы,

направленные

на

самопознание

и

развитие

(интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и

др.

7.

Положительной

оценки

заслуживает

включение

в

содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым

образом жизни.

8. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера

выполняемой работы.

9. Физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут

урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а

также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у

школьников желания их выполнять.

10.

Наличие

у

учащихся

мотивации

к

учебной

деятельности

на

уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу и т.п.

11. Темп и особенности окончания урока.

12. Благоприятный психологический климат на уроке.

13. Преобладающее выражение лица учителя.

14.

Момент

наступления

утомления

учащихся

и

снижения

их

учебной активности.

15. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Практически весь процесс обучения с детьми на уроках математики

связан

с

классной

доской.

Особая

важность

заключается

в

том,

чтобы

обеспечить к началу урока необходимые записи на доске: задания для устного

счета, опроса, быть может, план работы на уроке.

Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания,

какой оценке соответствует его выполнение.

Ученик

может

выбрать

степень

сложности

задания,

распределить

работу по своему усмотрению, зная весь план урока, какие знания, умения,

навыки

необходимо

приобрести,

какой

объем

работы

выполнить,

Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что

выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и

были помещены в нижней части доски.

Систематически выполненные

задания

с

доски

убираются

,

освобождается

место

для

более

трудных

заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи

решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и

вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с

чувством успешно и полностью выполненной работы.

При

изучении

же

нового

материала,

наоборот,

хорошо,

когда

весь

материал

урока

записан

на

доске

и

при

подведении

итогов

урока

есть

возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения,

графики.

На каждом уроке

уделяю достаточное внимание вопросам

сохранения здоровья, включая в урок

задачи, которые непосредственно

связаны

с

понятиями

“знание

своего

тела”,

“гигиена

тела”,

“правильное

питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений

можно рассмотреть такую: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах

позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в

поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько

позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”

Ответ: 7, 12,5,5, 5.

При изучении системы уравнений первой степени можно

коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03

больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова

суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.

Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая

появляется

из-за

нарушения

обмена

углеводов.

Витамин

В2

отвечает

за

состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.

2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше,

чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная

потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От

железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем

органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный

потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения

можно показать, решая следующие задачи:

1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел

умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48.

Найдите эти числа.

Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна

сигарета.

Ответ: 12 и 6.

2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить

в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите

эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у

курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.

Ответ: 20 и 62.

Интегральным

показателем

эффективности

проведенного

занятия

можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить

внимание и на состояние учителя.

Значительную помощь оказывает сборник заданий по математике на

тему «Здоровье» Т. М. Алимова. Данное учебное пособие представляет курс

заданий, составленных на основе программы «Здоровье» под редакцией В. Н.

Касаткина, Л. А. Щеплягиной. Каждый раздел пособия предваряется кратким

теоретическим материалом.

Немалой части

учеников трудно запомнить даже хорошо понятый

материал.

Для

этого

очень

полезно

развивать

зрительную

память,

использовать

различные

формы

выделения

наиболее

важного

материала

(подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Таблицы и схемы лучше оформлять в разных цветах, так как красный и

оранжевый цвета действуют на организм возбуждающе, жёлтый цвет – цвет

хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, сохраняет

зрение, синий восстанавливает нервную систему.

В

среднем

звене

происходит

адаптация

учащихся.

Окончив

начальную школу, учащиеся привыкают к изменениям в процессе обучения:

новые

учителя

новые

предметы,

большой

объем

изучаемого

материала.

Адаптация учащихся - это постепенный процесс и не всем ученикам удается

пройти его успешно и быстро. Учащиеся быстро устают, не могут на одном

месте сидеть 40 минут, теряется внимание, большой объем материала плохо

усваивается. В начальной школе, при проведении урока учитель использует

6-7

элементов

здоровьесберегающих

технологий.

В

среднем

звене

с

увеличением объема изучаемого материала применение даже 2-3 элементов

технологий происходит не на каждом уроке.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников,

поэтому

необходима

смена

видов

деятельности

(словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная

работа…).

Вместе

с

тем

необходимо

помнить,

что

частая

смена

одной

деятельности

на

другую

требует

от

учащихся дополнительных адаптационных усилий, что также способствует

росту утомляемости. Нормой считается не менее трёх за урок не позже, чем

через 10–15 минут.

В конце урока можно обсудить не только то, что усвоено нового, но

выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить,

задания какого типа выполнить. Полезно строить графики настроения на

протяжении урока.

Для диагностики эмоционального состояния учащиеся заполняют

листы настроения (рис.1) как в начале урока, так и в конце его. Они должны

закрасить цветным карандашом ту физиономию, которая соответствует их

настроению.

Определенно несколько минут на уроке необходимо уделять

динамическим

паузам.

Физкультминутки

и

физкультпаузы

являются

обязательной

составной

частью

урока.

Термином

«физкультминутка»

принято

обозначать

кратковременные

серии

физических

упражнений,

используемые в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5

физических

упражнений

во

время

урока.

Они

могут

проводиться

с

музыкальным

сопровождением,

с

элементами

самомассажа

и

другими

средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Когда у значительной части учащихся начинает проявляться

утомление, ориентируясь на состояние, учитель сам выбирает время начала

физкультминутки. В течении урока проводиться 1-2 физкультминутки. Они

обязательны на третьем и последующих уроках.

В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится па нервно-

психическую

сферу

учащихся.

Поэтому

профилактика

педагогическими

средствами

переутомлений,

невротических

реакций,

а

в

ряде

случаев

и

коррекция неблагоприятных психосоматических состояний детей на уроке

являются приоритетными задачами в здоровьесберегающей работе учителя.

С этой целью с успехом применяю дыхательные упражнения.

Так,

психотерапевт

Е. Мазо

рекомендует

при

возбуждении,

повышенной раздражительности, вспыльчивости детей выполнять комплекс

успокаивающих

дыхательных

упражнений,

когда

выдох

значительно

превосходит по длительности вдох. Гимнастика проводится по следующей

схеме:

где в числителе – продолжительность вдоха в секунду; в знаменателе –

продолжительность

выдоха

в

секунду;

в

середине

длительность

паузы

между вдохом и выдохом. Пауза обязательна.

Большое

значение

имеет зарядка

для

пальчиков.

Ещё

В.

А.

Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. …Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребёнок».

Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления

учащихся на уроках является психогимнастика. Школьники с удовольствием

откликаются на задание учителя войти в образ сказочного или литературного

героя. В начальной школе эмоционально настроиться на работу на уроке

помогает

вхождение

в

образ

внимательного,

старательного

и

активного

ученика.

Применение

нетрадиционных

здоровьесберегающих

технологий

педагогическом процессе

К нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям мы относим

такие технологии, как фитотерапия, ароматерапия, арт-терапия и др.

Ароматерапия

Эфирные масла определенных растений используются в ароматерапии,

так как способствуют гармонии тела, разума и души. Предположительно

терапевтический эффект заключается в их воздействии на гормоны и другие

важные биохимические частицы в организме.

История использования эфирных масел восходит по крайней мере к

4500

г.

до

н. э.

В

те

времена

египтяне

изготовляли

из

них

духи

и

лекарственные

препараты.

Парфюмерия

в

Древнем

Египте

была

тесно

связана с религией: каждому из сонма богов предназначался определенный

аромат. Жрецы применяли эфирные масла и при бальзамировании. Остатки

этих веществ можно обнаружить в мумиях, возраст которых достигает 3000

лет.

Древние знания были сохранены греческими, римскими и арабскими

лекарями, их труды не потеряли своего значения на протяжении многих

веков.

Еще

не

так

давно,

в

XVIII

столетии,

эфирные

масла

широко

использовались в медицине. К концу XIX в. многие из этих экстрактов стало

возможно получать искусственным путем. Это был более дешевый и простой

процесс,

чем

выделение

ароматических

веществ

из

растений,

и

использование природных лекарственных средств пошло на убыль

В

Древнем

Риме

школьники

носили

розмариновые

венки

для

улучшения памяти. Провожая ребенка в школу, надушите его носовой платок

розмарином, который повышает способность к сосредоточению и память.

Чтобы

избавить

ребенка

от

страха

перед

экзаменом

или

контрольной,

замените розмарин лавандой или иланг-илангом. На ночь можно сделать

ванну с лавандой. Если вашему ребенку не нравится какой-либо запах, не

заставляйте

его

терпеть,

лучше

подобрать

такие

запахи,

которые

будут

нравиться.

Внеклассная работа.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я

считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в

рамках

содержания

предметной

области,

так

и

во

внеклассной

воспитательной

работе.

Семья

может

и

должна

стать

объектом

влияния

школы,

реализующей

здоровьесберегающее

образование,

основанном

на

взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи.

При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни

(проведение тематических родительских собраний и конференций, в

том числе и с приглашением медицинского работника; индивидуальные

беседы,

приглашения на открытые уроки и праздники, инструктажи по

организации закаливания в семье и т.д.).

2.

Привлечение

родителей

к

проведению

м о н и то р и н г а

состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем –

самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.

Организация

досуга

учащихся

и

собственного

(дни

здоровья,

соревнования, экскурсии,

походы, помощь

в

проведении

мероприятий

летнего оздоровительного лагеря).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении своей работы я хотела бы выделить следующее, что на

основе

анализа

причин

ухудшения

состояния

здоровья

учащихся

можно

выделить ряд условий сохранения здоровья учащихся в процессе обучения

математике:

– включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на

него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему

опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знания;

исключение

перегрузки

учащихся

большим

количеством

информации,

равно

как

исключение

«недогрузки»

и

интеллектуального

безделья;

– обеспечение положительного эмоционального состояния школьников,

которое служит индикатором общего положительного состояния здоровья;

представление

математических

понятий

и

способов

действий

на

языке, доступном детям, расширение и развитие способов представления

математического знания детьми как естественное обогащение их речи;

– непротиворечивость учебной информации;

– использование в процессе обучения групп средств, обеспечивающих

все стороны благополучия ребенка комплексно.

Чтобы

организация

уроков

математики

выполняла

условия

здоровьесберегающего обучения математике, она должна обеспечивать:

а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;

б)

положительное воздействие на эмоциональное состояние

учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и

вне связи с содержанием математики;

в) возможность принимать информацию многосенсорно;

г) создание ситуаций для возникновения и проявления личностных

смыслов

изучаемого

учебного

математического

материала,

собственного

мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и

другими мнениями;

д) разнообразие форм учебной деятельности.

При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация

здоровьесберегающего урока.

Использование здорвьесберегающих технологий на уроках математики

обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся

специальной (коррекционной) школы, способствует лучшему овладению ими

системой математических знаний, умений и навыков.

Убеждена,

что

творческий

характер

образовательного

процесса

является

необходимым

условием

здоровьесбережения.

Ведь

включение

школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности

учащегося,

но

и

снижает

вероятность

наступления

утомления.

Цепочка

взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а

значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими.

Следовательно,

возникает

необходимость

увлечь

учащихся

творческой

деятельностью,

добившись

их

личной

заинтересованности

в

учебном

процессе, в достижении цели.

Значительную роль для здоровьясбережения играют и положительные

эмоции, которые получают дети на уроке.



В раздел образования