Автор: Яценко Ангелина Анатольевна
Должность: Студентка школьного отделения и прикладной информатики по отрослям
Учебное заведение: ЕПК
Населённый пункт: г. Ейск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Изучение разделов фонетики и графики в начальной школе
Раздел: начальное образование
Министерство образования, науки и молодёжной
политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
Сообщение «Изучение разделов фонетики и графики в
начальной школе»
Выполнила
студентка Ш-31 группы
Яценко Ангелина
Преподаватель:
Голоскок Г.Н.
Ейск, 2019 г.
Речь
–
это
инструмент
познания.
От
уровня
сформированности
речевых
навыков
и
умений,
зависят
школьные
успехи
детей.
Велико
значение
речевых
навыков
для
интеллектуального
и
общекультурного
уровня личности учащихся.
Раздел “Фонетика и графика” в учебнике русского языка содержит в
себе
разнообразные
теоретические
положения
и
дает
возможность
проводить
различные
фонетико-графические
наблюдения,
позволяющие
учащимся
осознанно
и
перспективно
усваивать
материал.
Многие
теоретические положения в учебнике не даны “открытым текстом”, их
надо извлечь из упражнений.
Основные задачи изучение раздела:
развитие звуковой культуры речи учащихся;
формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного
разбора;
формирование
умения
определять
орфограмму
на
основе
звукового анализа.
Уровни речевого развития:
1.Произносительный (при подготовке к 1 классу)
Направление: А) работа над техникой, орфографией, интонацией. Б)
организация
практического
усвоения
орфограмм.
В)совершенствование
интонационных умений (расширение словаря).
2.Лексический (1-4 классы)
А) обобщение словаря( усвоение новых, ранее неизвестных у-ся слов,
а так же значение тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Б) уточнение словаря: наполнение содержанием тех слов, которые
усвоены уч-ся не вполне точно; усвоение лексической сочетаемости слов;
усвоение иносказательных значений слов и многозначных слов. Уточнение
словаря
–
это
словарно-стилистическая
работа,
как
развитие
гибкости
словаря, его точности и выразительности.
В) активизация словаря, т.е. перенос большего количества слов из
пассивного словаря в активный.
Г) устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в
пассивный.
3.Грамматический (1 кл-пропедевтика, оснавной курс-4 кл)
Механизм построения синтаксических конструкций, умение быстро и
правильно
их
строить
достигается
посредством
тренировочных
упражнение, заучивание пословиц.
4.Уровень
текста
(1
кл-базовые
элементы;2
кл-изложение;
3-4
кл-
изложение/сочинение)
5.Основные направления речевой работы на каждом уровне:
Методика
Все направления работы над словарем взаимодействуют между собой.
Источники обогащения словаря: речевая среда в семье; речевая среда
СМИ; учебная среда; словари и справочники.
Направление работы над словосочетание:
постановка
вопроса
к
подчинённому
слову
от
подчиняющего;
2)
работа
со
схемой
словосочет-ий;
3)
исправление
речевых
ошибок;
4)
редактирование собственных ошибок.
Виды упражнений с предложениями. По степени активности детей:
по образцу, конструктивные, коммуникативно-речевые, речевые.
По образцу: А) чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы;
Б)
заучивание
стихов;
В)составление
предложения
по
вопросам;
Г)
составление предложения аналогичного данному.
Конст руктивные
(правила/модели):
А)
в о с с т а н о в л е н и е
деформированного текста; Б) деление текста без точек и заглавных букв; В)
редактирование
собственных
предложений;
Г)
соединение
3
простых
предложения
в
1
сложное;
Д)
построение
простого
предложения
по
модели.
Коммуникативно-речевые: А) по заданной теме или карточке; Б) по
опорным словам; В) по заданному жанру/типу речи.
Усваивать
фонетико-графические
знания
учащиеся
должны
как
в
начальной школе, так и в 5-м классе в процессе умственных действий с
этими
знаниями.
Умственные
действия
обеспечивают
формирование
умственных
знаний:
умение
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
классифицировать,
обобщать.
Аналитико-синтетические
упражнения
со
звуковой
формой
слов
имеет
специфические
трудности:
звуки
только
слышим, видеть их невозможно, чтобы звуки “задержать” для анализа,
необходимо их материально обеспечить. Способы обозначения звуков для
разбора в начальной школе и в 5-м классе различаются.
В
программе
1-4-х
классов
довольно
много
внимания
уделяется
звуковому
разбору.
Но
несмотря
на
это,
большой
процент
учащихся
приходит
в
5-й
класс
с
недостаточно
хорошо
развитыми
знаниями
звукового анализа. Причины различны, но пробелы в знаниях и умениях
учеников
создают
большую
трудность
в
работе
учителя-словесника.
С
первых уроков русского языка устанавливаю, кто из детей плохо владеет
приемами звукового анализа, и планирую индивидуальную работу. Эти
упражнение провожу как в урочное, так и внеурочное время. Предлагаю
систему
упражнений
по
формированию
умений
учащихся
выполнять
звуковой
разбор.
Задача
учителя
–
на
ее
основе
спланировать
индивидуальную работу с детьми. Упражнения распределяю по занятиям,
которые позволяют эффективнее исправлять недочеты в знаниях, умениях
и навыках учащихся.