Напоминание

Изучение разделов фонетики и графики в начальной школе


Автор: Яценко Ангелина Анатольевна
Должность: Студентка школьного отделения и прикладной информатики по отрослям
Учебное заведение: ЕПК
Населённый пункт: г. Ейск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Изучение разделов фонетики и графики в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования, науки и молодёжной

политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»

Сообщение «Изучение разделов фонетики и графики в

начальной школе»

Выполнила

студентка Ш-31 группы

Яценко Ангелина

Преподаватель:

Голоскок Г.Н.

Ейск, 2019 г.

Речь

это

инструмент

познания.

От

уровня

сформированности

речевых

навыков

и

умений,

зависят

школьные

успехи

детей.

Велико

значение

речевых

навыков

для

интеллектуального

и

общекультурного

уровня личности учащихся.

Раздел “Фонетика и графика” в учебнике русского языка содержит в

себе

разнообразные

теоретические

положения

и

дает

возможность

проводить

различные

фонетико-графические

наблюдения,

позволяющие

учащимся

осознанно

и

перспективно

усваивать

материал.

Многие

теоретические положения в учебнике не даны “открытым текстом”, их

надо извлечь из упражнений.

Основные задачи изучение раздела:

развитие звуковой культуры речи учащихся;

формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного

разбора;

формирование

умения

определять

орфограмму

на

основе

звукового анализа.

Уровни речевого развития:

1.Произносительный (при подготовке к 1 классу)

Направление: А) работа над техникой, орфографией, интонацией. Б)

организация

практического

усвоения

орфограмм.

В)совершенствование

интонационных умений (расширение словаря).

2.Лексический (1-4 классы)

А) обобщение словаря( усвоение новых, ранее неизвестных у-ся слов,

а так же значение тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

Б) уточнение словаря: наполнение содержанием тех слов, которые

усвоены уч-ся не вполне точно; усвоение лексической сочетаемости слов;

усвоение иносказательных значений слов и многозначных слов. Уточнение

словаря

это

словарно-стилистическая

работа,

как

развитие

гибкости

словаря, его точности и выразительности.

В) активизация словаря, т.е. перенос большего количества слов из

пассивного словаря в активный.

Г) устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в

пассивный.

3.Грамматический (1 кл-пропедевтика, оснавной курс-4 кл)

Механизм построения синтаксических конструкций, умение быстро и

правильно

их

строить

достигается

посредством

тренировочных

упражнение, заучивание пословиц.

4.Уровень

текста

(1

кл-базовые

элементы;2

кл-изложение;

3-4

кл-

изложение/сочинение)

5.Основные направления речевой работы на каждом уровне:

Методика

Все направления работы над словарем взаимодействуют между собой.

Источники обогащения словаря: речевая среда в семье; речевая среда

СМИ; учебная среда; словари и справочники.

Направление работы над словосочетание:

постановка

вопроса

к

подчинённому

слову

от

подчиняющего;

2)

работа

со

схемой

словосочет-ий;

3)

исправление

речевых

ошибок;

4)

редактирование собственных ошибок.

Виды упражнений с предложениями. По степени активности детей:

по образцу, конструктивные, коммуникативно-речевые, речевые.

По образцу: А) чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы;

Б)

заучивание

стихов;

В)составление

предложения

по

вопросам;

Г)

составление предложения аналогичного данному.

Конст руктивные

(правила/модели):

А)

в о с с т а н о в л е н и е

деформированного текста; Б) деление текста без точек и заглавных букв; В)

редактирование

собственных

предложений;

Г)

соединение

3

простых

предложения

в

1

сложное;

Д)

построение

простого

предложения

по

модели.

Коммуникативно-речевые: А) по заданной теме или карточке; Б) по

опорным словам; В) по заданному жанру/типу речи.

Усваивать

фонетико-графические

знания

учащиеся

должны

как

в

начальной школе, так и в 5-м классе в процессе умственных действий с

этими

знаниями.

Умственные

действия

обеспечивают

формирование

умственных

знаний:

умение

наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

классифицировать,

обобщать.

Аналитико-синтетические

упражнения

со

звуковой

формой

слов

имеет

специфические

трудности:

звуки

только

слышим, видеть их невозможно, чтобы звуки “задержать” для анализа,

необходимо их материально обеспечить. Способы обозначения звуков для

разбора в начальной школе и в 5-м классе различаются.

В

программе

1-4-х

классов

довольно

много

внимания

уделяется

звуковому

разбору.

Но

несмотря

на

это,

большой

процент

учащихся

приходит

в

5-й

класс

с

недостаточно

хорошо

развитыми

знаниями

звукового анализа. Причины различны, но пробелы в знаниях и умениях

учеников

создают

большую

трудность

в

работе

учителя-словесника.

С

первых уроков русского языка устанавливаю, кто из детей плохо владеет

приемами звукового анализа, и планирую индивидуальную работу. Эти

упражнение провожу как в урочное, так и внеурочное время. Предлагаю

систему

упражнений

по

формированию

умений

учащихся

выполнять

звуковой

разбор.

Задача

учителя

на

ее

основе

спланировать

индивидуальную работу с детьми. Упражнения распределяю по занятиям,

которые позволяют эффективнее исправлять недочеты в знаниях, умениях

и навыках учащихся.



В раздел образования