Напоминание

Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Гаврилова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №195 г Кирова
Населённый пункт: Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вид

деятельности

под

названием

"аппликация"

известен

давно.

Испокон

веков

женщины

в

свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить

себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и

камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из

бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.),

знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

Дети усваивают также опыт работы с карандашом, клеем, кистью, красками, ножницами. Все эти

действия способствуют умственному развитию детей.

Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание,

упорство,

выдержка.

У

детей

воспитывается

умение

трудиться,

добиваться

получения

желаемого

результата.

Аппликация

вырезание

и

наклеивание

(нашивание)

фигурок,

узоров

или

целых

картин

из

кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

Аппликация в нетрадиционной технике - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая

удивляет и восхищает детей.

Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники:

Способствует снятию детских страхов

Развивает пространственное мышление

Побуждает детей к творческим поискам и решениям

Развивает мелкую моторику рук

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвето-восприятия

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Развивает уверенность в своих силах

Учит детей свободно выражать свой замысел

Учит детей работать с разнообразным материалом

Нетрадиционные техники

Обрывная аппликация, Квиллинг ,Аппликация из ваты и ватных дисков, Модульная аппликация

(мозаика), Аппликация из салфеток, Аппликация из крупы, Аппликация из ниток, Коллаж , Аппликация

из засушенных растений

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом

случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут

усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный

рисунок.

Обрывная

аппликация

очень

полезна

для

развития

мелкой

моторики

рук

и

творческого

мышления

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве

основы

для

модульной

аппликации

могут

использоваться

вырезанные

кружки,

квадратики,

треугольники, либо просто рваные бумажки.

Квиллинг

Один из видов бумажного рукоделия. Бумагокручение –изготовление композиций из скрученных в

спиральки длинных и узких полосок бумаги. Она развивает усидчивость, аккуратность, внимание и

определенную ловкость.

Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные

поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; -

развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу

различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из ватных дисков и ваты.

Ватные диски – прекрасный материал для детского творчества. Ведь их можно использовать и

целиком, и делить на части, рвать их, вырезать нужные фигуры, разукрашивать красками.

Создание аппликаций из ватных дисков положительно сказывается на развитии воображения и

фантазии, логического мышления и мелкой моторики.

Аппликация из крупы.

Для

самых

маленьких

детей

полезно

развивать

мелкую

моторику.

Перебирать

предметы

пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше

года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее

привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого

манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из засушенных листьев

Работа

с

природным

материалом

вполне

доступна

учащимся

и

детям

дошкольного

возраста.

Увлекательно,

интересно

и

полезно

общение

с

природой.

Оно

развивает

творчество,

мышление,

наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей

любви к родной природе, бережного к ней отношения.

Коллаж

Коллаж

создается

путем

прикрепления

к

плотной

нейтрального

фона

основе

материалов,

отличающихся фактурой, цветом и способом соединения. Можно использовать бумагу разной плотности

и окраски, ткани, кожу, мех, вырезанные картинки, разные отходы, старые кожаные сумки, фетровые

вещи, кружева, нитки, фотографии и по-разному их группировать, комбинировать друг с другом.

Аппликация из ниток

Развивает художественно – эстетические способности детей в создании композиций из шерстяных

ниток.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого

ребенка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому

более

творческому

отражению

ощущений,

настроения

собственных

мнений;

способствует

всестороннему

и

гармоничному

развитию

детской

индивидуальности,

формированию

поистине

творческой личности.

Конспект занятия «Аппликация Неваляшка» во 2 младшей группе

Тема: «Неваляшка»

Программные задачи:

Учить

детей

создавать

изображение

предмета

из

частей

круглой

формы,

посредством

последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа;

• Закреплять умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые форы, прижимать детали

салфеткой;

• Развивать ориентировку на листе бумаги;

• Активизировать словарный запас;

• Воспитывать аккуратность при выполнение задания.

Материал к занятию: игрушка –неваляшка, листы белой бумаги, заготовки для аппликации, салфетки,

кисточки, клеенки, цветные карандаши, клей.

Предварительная работа: рассматривание игрушек, игры с игрушками.

Активизация словаря: неваляшка, игрушка, большой, поменьше, еще меньше, кругля голова.

Ход занятия:

I. Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте, о какой игрушке я вам говорю.

Влево – вправо,

Влево – вправо

Весело качается.

Влево – вправо

Влево – вправо

На пол не роняется. (неваляшка)

Воспитатель: А где же она? Спряталась. Давайте найдем ее.

Игра «Найди, где спряталась?»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему ее назвали неваляшка? (не валяется, не падает).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая неваляшка грустная. Как вы думаете, почему? (ответы). Как

помочь неваляшке? (нужно найти ей подружек).

Воспитатель: Давайте сделаем для Неваляшки подружек и ее развеселим.

Воспитатель: Сначала давайте посмотрим игрушку. Из чего состоит неваляшка? (туловище, голова,

руки). Из шаров. Какой формы части тела? (круглой). А по величине они одинаковые или разные?

Туловище ? – больше, голова? – поменьше, а руки – маленькие.

Воспитатель: А теперь мы будем выполнять аппликацию. Но прежде чем приклеивать детали, мы

должны выложить их на листе бумаги. Посмотрите как я буду это делать.

Воспитатель: Сначала я беру большой круг– это туловище и кладу его внизу. Затем какой берем круг? –

поменьше. Это голова. И теперь выкладываем руки – это два маленьких круга (обращаю внимание на

расположение рук).

Воспитатель: После того как мы выложили все детали, мы начинаем их приклеивать. Сначала берем

какую деталь? – туловище (показываю и напоминаю процесс приклеивания. Чтобы приклеить голову,

приглашаю Дашу В.. Помогаю ей приклеить деталь (то же самое и с руками).

Воспитатель: Получилась у нас неваляшка. А чего не хватает неваляшке? (лица). Давайте приклеим

лицо (белый круг). Вот какая красивая Неваляшка.

Воспитатель:

А

сейчас

вы

сделаете

подружек

для

нашей

гостьи

Неваляшки.

Подойдите

все

к

стульчикам.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять

II. Работа детей

Напоминаю детям о последовательности выполнения задания. Обращаю внимание на осанку детей.

Помогаю детям. Выставляю законченные работы на фланелеграф.

III.

Воспитатель:

ребята,

посмотрите,

какие

веселые

получились

неваляшки.

И

наша

Неваляшка

повеселела.

Вам понравилось делать поделки? Почему?

Какое у вас настроение? А почему?

Занятие окончено.



В раздел образования