Автор: Гаврилова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №195 г Кирова
Населённый пункт: Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Вид
деятельности
под
названием
"аппликация"
известен
давно.
Испокон
веков
женщины
в
свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить
себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и
камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из
бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.),
знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.
Дети усваивают также опыт работы с карандашом, клеем, кистью, красками, ножницами. Все эти
действия способствуют умственному развитию детей.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание,
упорство,
выдержка.
У
детей
воспитывается
умение
трудиться,
добиваться
получения
желаемого
результата.
Аппликация
—
вырезание
и
наклеивание
(нашивание)
фигурок,
узоров
или
целых
картин
из
кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Аппликация в нетрадиционной технике - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая
удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники:
Способствует снятию детских страхов
Развивает пространственное мышление
Побуждает детей к творческим поискам и решениям
Развивает мелкую моторику рук
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвето-восприятия
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Развивает уверенность в своих силах
Учит детей свободно выражать свой замысел
Учит детей работать с разнообразным материалом
Нетрадиционные техники
Обрывная аппликация, Квиллинг ,Аппликация из ваты и ватных дисков, Модульная аппликация
(мозаика), Аппликация из салфеток, Аппликация из крупы, Аппликация из ниток, Коллаж , Аппликация
из засушенных растений
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом
случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут
усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный
рисунок.
Обрывная
аппликация
очень
полезна
для
развития
мелкой
моторики
рук
и
творческого
мышления
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве
основы
для
модульной
аппликации
могут
использоваться
вырезанные
кружки,
квадратики,
треугольники, либо просто рваные бумажки.
Квиллинг
Один из видов бумажного рукоделия. Бумагокручение –изготовление композиций из скрученных в
спиральки длинных и узких полосок бумаги. Она развивает усидчивость, аккуратность, внимание и
определенную ловкость.
Аппликация из салфеток.
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные
поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; -
развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу
различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из ватных дисков и ваты.
Ватные диски – прекрасный материал для детского творчества. Ведь их можно использовать и
целиком, и делить на части, рвать их, вырезать нужные фигуры, разукрашивать красками.
Создание аппликаций из ватных дисков положительно сказывается на развитии воображения и
фантазии, логического мышления и мелкой моторики.
Аппликация из крупы.
Для
самых
маленьких
детей
полезно
развивать
мелкую
моторику.
Перебирать
предметы
пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше
года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее
привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого
манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных листьев
Работа
с
природным
материалом
вполне
доступна
учащимся
и
детям
дошкольного
возраста.
Увлекательно,
интересно
и
полезно
общение
с
природой.
Оно
развивает
творчество,
мышление,
наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей
любви к родной природе, бережного к ней отношения.
Коллаж
Коллаж
создается
путем
прикрепления
к
плотной
нейтрального
фона
основе
материалов,
отличающихся фактурой, цветом и способом соединения. Можно использовать бумагу разной плотности
и окраски, ткани, кожу, мех, вырезанные картинки, разные отходы, старые кожаные сумки, фетровые
вещи, кружева, нитки, фотографии и по-разному их группировать, комбинировать друг с другом.
Аппликация из ниток
Развивает художественно – эстетические способности детей в создании композиций из шерстяных
ниток.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого
ребенка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому
более
творческому
отражению
ощущений,
настроения
собственных
мнений;
способствует
всестороннему
и
гармоничному
развитию
детской
индивидуальности,
формированию
поистине
творческой личности.
Конспект занятия «Аппликация Неваляшка» во 2 младшей группе
Тема: «Неваляшка»
Программные задачи:
•
Учить
детей
создавать
изображение
предмета
из
частей
круглой
формы,
посредством
последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа;
• Закреплять умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые форы, прижимать детали
салфеткой;
• Развивать ориентировку на листе бумаги;
• Активизировать словарный запас;
• Воспитывать аккуратность при выполнение задания.
Материал к занятию: игрушка –неваляшка, листы белой бумаги, заготовки для аппликации, салфетки,
кисточки, клеенки, цветные карандаши, клей.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, игры с игрушками.
Активизация словаря: неваляшка, игрушка, большой, поменьше, еще меньше, кругля голова.
Ход занятия:
I. Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте, о какой игрушке я вам говорю.
Влево – вправо,
Влево – вправо
Весело качается.
Влево – вправо
Влево – вправо
На пол не роняется. (неваляшка)
Воспитатель: А где же она? Спряталась. Давайте найдем ее.
Игра «Найди, где спряталась?»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему ее назвали неваляшка? (не валяется, не падает).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая неваляшка грустная. Как вы думаете, почему? (ответы). Как
помочь неваляшке? (нужно найти ей подружек).
Воспитатель: Давайте сделаем для Неваляшки подружек и ее развеселим.
Воспитатель: Сначала давайте посмотрим игрушку. Из чего состоит неваляшка? (туловище, голова,
руки). Из шаров. Какой формы части тела? (круглой). А по величине они одинаковые или разные?
Туловище ? – больше, голова? – поменьше, а руки – маленькие.
Воспитатель: А теперь мы будем выполнять аппликацию. Но прежде чем приклеивать детали, мы
должны выложить их на листе бумаги. Посмотрите как я буду это делать.
Воспитатель: Сначала я беру большой круг– это туловище и кладу его внизу. Затем какой берем круг? –
поменьше. Это голова. И теперь выкладываем руки – это два маленьких круга (обращаю внимание на
расположение рук).
Воспитатель: После того как мы выложили все детали, мы начинаем их приклеивать. Сначала берем
какую деталь? – туловище (показываю и напоминаю процесс приклеивания. Чтобы приклеить голову,
приглашаю Дашу В.. Помогаю ей приклеить деталь (то же самое и с руками).
Воспитатель: Получилась у нас неваляшка. А чего не хватает неваляшке? (лица). Давайте приклеим
лицо (белый круг). Вот какая красивая Неваляшка.
Воспитатель:
А
сейчас
вы
сделаете
подружек
для
нашей
гостьи
Неваляшки.
Подойдите
все
к
стульчикам.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять
II. Работа детей
Напоминаю детям о последовательности выполнения задания. Обращаю внимание на осанку детей.
Помогаю детям. Выставляю законченные работы на фланелеграф.
III.
Воспитатель:
ребята,
посмотрите,
какие
веселые
получились
неваляшки.
И
наша
Неваляшка
повеселела.
Вам понравилось делать поделки? Почему?
Какое у вас настроение? А почему?
Занятие окончено.