Автор: Нуриахметова Венера Анасовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Лениногорск
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: рабочая программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок "Радуга"
Раздел: начальное образование
Программа по внеурочной деятельности
кружка «Радуга»
(общекультурное направление)
для начальных классов
Срок реализации программы
3года
Составитель:
Нуриахметова Венера
Анасовна
Г.Лениногорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Радуга» является программой художественно-
эстетической направленности. Программа разработана на основании личного
опыта педагогической деятельности и опыта работы Колчеева Ю.В.,
кинорежиссера, преподавателя ВГИКа. Вопросы социума, интересы ребенка
и потенциал его возможностей, а также современные условия
образовательной системы диктуют внедрение инновационных методов
работы с учащимися.Данная программа объединяет детей общей
деятельностью, воспитывает чувства коллектива и ответственность перед
ним, учит чуткости по отношению к товарищам.
Актуальность программы.
Программа способствует формированию
творческой личности ребенка средствами театральной педагогики."Театр- это
волшебный край!"- восклицал А.С.Пушкин .Перевоплощаясь, дети учатся
властвовать над своими мыслями, чувствами и поступками. Человек, ставший
хозяином самому себе , своему слову, своим поступкам достигнет в жизни
больших высот.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной
педагогики и психологии, связанные с
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и
невербальным видам общения);
-воспитанием воли, развитием памяти и воображения, инициативности и
фантазии, речи(диалога и монолога);
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
-раскрытием духовного и творческого потенциала ребенка.
Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е.
максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических
общений, раскрепощение личности. На занятиях проводятся творческие
игры, базирующиеся на принципах развивающего обучения и на
закономерностях развития школьников. Учитывается психологическая
комфортность, которая предполагает:
1)снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и
творческой активности;
3)развитие реальных мотивов:
-игра и обучение не должны быть из-под палки;
-внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними,
ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
-внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успеха,
продвижения вперед.
Новизна программы. Данная программа является интегрированной, т.е.
содержание занятий включает в себя из таких областей как: окружающий
мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн-
технология, конструирование, изобразительная деятельность.
В программе выделены три уровня целевых задач: технический,
артистический, образовательный.
Технический уровень целевых задач связан с приобретением учащимися
знаний и навыков в области строительства кукольного театра: изготовление
кукол различного вида, устройства декораций и театральной ширмы,
постановка света и звука, устройство зрительного зала.
Артистический уровень задач связан с приобретением учащимися знаний и
навыков в собственно актерской деятельности и режиссуре6сценическом
движении человека и куклы, сценической речи и декламации, вокальном и
инструментальном музицировании и т.д.Отдельный комплекс целевых задач
этого уровня связан с этико-психологическими проблемами работы
коллектива и особенностями театральной этики.
Образовательный уровень целевых задач -прямое продолжение и
дополнение образовательного школьного процесса.
Программа расчитана на 3 года обучения и построена таким образом, чтобы
дети, переходя из одной группы в другую, могли получать новые знания и
приобретать новые умения, соответствующие их возможностям.
Базовые темы, целевые задачи, оценка усвоения знаний и навыков, пример
учебного плана описаны в программе с учетом того, что ученик усвоил
материал предшествующей возрастной группы.
На первом году обучения для определения качества знаний и умений
учащихся проводится викторина "Кто хочет стать волшебником".На втором
году обучения смотр знаний, умений и навыков проводится в форме зачета.
На третьем году обучения учащиеся выполняют творческую работу (сценку,
куклу, декорации), также проводятся выступления с разученной пьесой перед
родителями и детьми. Независимо от возраста тематический план
составляется по принципу"от простого- к сложному".
Формы организации учебной деятельности могут быть разнообразными:
групповые, парные, индивидуальные. Учитывая специфику предмета
необходимо отметить, что важную роль в процессе играют индивидуальные
занятия. Именно они способствуют наиболее эффективному решению
следующих задач:
- работа с одаренными учащимися;
- отработка практических навыков;
- коррекция знаний, умений и навыков учащихся (низкий уровень);
В ходе таких занятий педагог помогает ребятам преодолеть замкнутость,
расширить их творческий диапазон, обнаружить новые грани таланта. Это
достигается путем проведения развивающих игр и в процессе работы над
этюдами.
В целях возрождения духовной жизни татарского народа необходимо,
прежде всего, формирование личности с учетом самобытности национальной
культуры, которая помогает учащимся восстановить сознание причастности к
жизни своего народа. Программа предполагает изучение национальной
культуры и произведения таких авторов как Г.Тукай, М.Джалиль, Р.Батулла,
Н.Даули и т.д.
Программой отводится время на изучение истории театра , видов театра и
создание учащимися кукол, декораций, реквизита.
Музыкальное сопровождение играет важную роль в создании образного
решения спектакля. Приучает исполнителей организовывать физическое
действие персонажей, использовать темпоритм в качестве средства
сценической выразительности. При постановке спектакля необходима тесная
связь детей с музыкальным сопровождением, т.к. музыка делает спектакль
ярче, богаче, влияет на настроение и чувства зрителей. Применение живого
звучания и музыкального сопровождения дает широту восприятия действия
для зрителей.
Формы и режим занятий
С учётом направленности программы занятия в кружке проводятся группой
1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).
Срок реализации программы – 3 года, всего 108 часов
Возраст детей, участвующих в реализации программы 8-11 лет.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
(аттестация) – тест, спектакль.
Материально-техническая база.
Проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук, ширма, куклы, декорации
(изготовленные ранее).
Примерный тематический план 1 года обучения
Цели и задачи:
Цель: Формирование и развитие творческих способностей, художественного
вкуса и нравственного начала детей средствами кукольного театрального
искусства.
Образовательные задачи
1)Познакомить учащихся с искусством театра, видами кукол.
Развивающие задачи
1)Развивать кисти рук и глазомер.
2)Развивать речевой аппарат.
3)Развивать музыкальные и художественные способности.
Воспитательные задачи
1)Воспитывать коммуникативные качества.
2)Научить детей понимать и оценивать качество исполнения роли.
№ Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Индивидуальны
е
1
Вводное занятие
1
1
-
-
2
Искусство
театра
1
-
-
-
3
Виды кукол
1
1
-
-
4
Театральная
кукла
1
1
-
-
4.1
Изготовление
театральной
куклы
(настольные,
пальчиковые)
3
-
2
1
4.2
Декорирование
росписью
2
-
2
-
4.3
Движение и
речь куклы
2
-
1
1
4.4
Жест и мимика
2
-
1
1
4.5
Голос
театральной
куклы
1
-
1
-
4.6
Работа куклы с
куклой, с
человеком, с
предметом
2
-
1
1
5.
Театральная
ширма
2
-
2
-
5.1
Стол как
театральная
ширма
2
-
2
-
5.2
Ширма для
перчаточных
кукол
2
-
2
-
6
Работа с
перчаточной
куклой
1
-
1
1
6.1
Кукла ходит
1
-
1
-
6.2
Кукла
разговаривает
1
-
1
-
6.3
Этюды с куклой
1
-
1
-
7
Занятия
техникой речи
1
-
-
1
7.1
Развитие
четкости
произношения,
интонация
1
-
-
1
7.2
Выразительное
чтение
1
-
-
1
7.3
Музыка как
элемент
сценического
образа
1
-
1
-
8
Работа над
спектаклем
2
-
2
-
8.1
Общие
репетиции
2
-
2
-
8.2
Представления
1
-
1
-
9.
Итоговое
занятие
1
-
1
-
Итого
36
ПРОГРАММА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей
работы в кружке. Правила безопасности труда. Сюжетная игра. "Путешествие
в сказку".
2.Искусство театра. История возникновения театра. Знакомство с театром
кукол С.В.Образцова (просмотр презентации).
3.Виды кукол. Пальчиковые куклы. Кукла-Петрушка. Тростевая кукла.
Марионетка. Гапитная кукла. Куклы карнавальные.
4.Театральная кукла. Способы изготовления кукол настольного театра.
Способы управления настольными куклами. Этюды с куклами. Способы
изготовления пальчиковых кукол. Декорирование кукол. Упражнения с
воображаемыми предметами. Работа куклы в паре. Жест и мимика. Работа
куклы с куклой., с человеком, с предметом.
5.Театральная ширма. Поверхность стола как театральная площадка
Простейшие декорации для театральных постановок на столе. Ширма для
перчаточных кукол. Театральная ширма как дом кукол.
6.Работа с перчаточной куклой. Гимнастика рук. (упражнение для всей
руки).Упражнение для тренировки походки куклы и других способов
движения. Упражнения для отработки навыков разговора и взгляда куклы.
Групповые упражнения -этюды. Упражнения с воображаемыми предметами.
Упражнения на внимание, фантазию.
7.Занятия техникой речи. Голос театральной куклы. Развитие четкости
произношения. Интонация. Речевые средства выразительности. Пауза. Тон.
Мимика. Темпоритм. Жест. Повышение и понижение голоса. Сила голоса.
Окраска голоса. Логические и фразовые ударению. Выразительное чтение.
Эмоциональный оттенок. Музыка и речь. Образ и ритм речи. Пение. Музыка
и действие. Музыкальное сопровождение действия.
8.Работа над спектаклем. Выбор пьесы, ее чтение. Обсуждение идеи и темы
пьесы. Распределение ролей, их разучивание. Работа над интонацией и
выразительностью речи.
9.Выступление воспитанников с пьесой, изученной в течении года. Игра -
викторина "Кто хочет стать волшебником".Определение уровня знания и
умений учащихся.
Примерный тематический план 2 года обучения
Цели и задачи:
Цель: Формирование и развитие творческих способностей, художественного
вкуса и нравственного начала детей средствами кукольного театрального
искусства.
Образовательные задачи
1)Совершенствовать навыки кукловождения.
Развивающие задачи
1)Развивать фантазию, образное мышление, актерские способности,
интонационную выразительность.
2)Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.
Воспитательные задачи
1)Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки,
пьесы.
2)Формировать активную позицию.
3)Учить детей анализировать проигранную ситуацию.
4)Научить детей понимать и оценивать качество исполнения роли.
№ Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Индивидуальны
е
1.
Вводное занятие
1
1
-
-
2.
С чего
начинается
театр?
Знакомство с
театральной
терминологией.
1
1
-
-
3.
Театральная
1
1
-
-
кукла
3.1
Кукла-
марионетка
1
1
-
-
3.2
Теневой
театр.Куклы
теневого театра.
2
1
2
-
4.
Театральная
ширма
2
-
1
1
4.1
Изготовление
театральной
ширмы
различных
конструкций.
4
-
2
2
4.2
Работа на ширме
4
-
2
2
5.
Декорации.
Сценический
реквизит.
3
-
2
1
6.
Костюм актеров
театра кукол,
грим.
2
-
1
1
6.1
Одежда как
элемент
костюма актера
в театре
марионеток.
3
1
1
1
6.2.
Костюм
перчаточной
куклы.
3
-
2
1
6.3.
Роспись кукол
как театральный
грим.
3
-
2
1
7.
Работа над
спектаклем
5
-
3
2
8.
Итоговое
1
-
1
-
занятие.
Итого
36
ПРОГРАММА
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием работы в кружке
на год. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка.,
организационные вопросы. Конкурс "О сказках в шутку и всерьез".
2.С чего начинается театр? Афиша. Театральный билет. Театральная
программка.
3.Театральная кукла. Способы изготовления кукол-марионеток. Способы
вождения кукол- марионеток. Изготовление механизма движения
марионеток. Этюды с куклами. Способы изготовления кукол для теневого
театра. Декорирование силуэтов театра теней. Показ спектакля.
4.Театральная ширма. Изготовление ширмы для марионеток, ширмы для
театра теней. Декорирование театральной ширмы освещением. Особенности
работы с ширмами различных конструкций. Театральное единство ширмы и
куклы. Театральная ширма и элементы режиссуры.
5.Декорации, сценический реквизит.
Понятия"бутафория","реквизит","декорация".Задник.Кулисы.Подвижные и
неподвижные декорации.
6.Костюм актеров театра кукол, грим. Особенности театрального костюма
в кукольном театре. Одежда как элемент костюма исполнителя в театре
марионеток. Костюм перчаточной куклы. Понятие "грим".Грим как средство
создания театрального образа.
7.Работа над спектаклем. Повторение материала, пройденного за год.
Этюды на выразительность жеста, на выражение основных эмоций, на
воспроизведение отдельных черт характера. Театрализованные игры с
элементами кукольного театра. Общие репетиции. Представление.
8.Итоговое занятие. Проводится в форме выступления учащихся перед
родителями.
Примерный тематический план 3 года обучения
Цели задачи:
Цель: Формирование и развитие творческих способностей, художественного
вкуса и нравственного начала детей средствами кукольного театрального
искусства.
Образовательные задачи
1)Побуждать детей к импровизации посредством театральной игры.
Развивающие задачи
1)Развивать выразительность речи, умение эмоционально и выразительно
общаться со зрителями от лица кукол.
2)Учить выразительно передавать характер выбранного персонажа и его
эмоциональное состояние.
3)Развивать умение учащихся работать в паре , группе.
Воспитательные задачи
1)способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств личности;
2)развивать творческие способности детей и чувство прекрасного;
3)
способствовать развитию товарищества и взаимопомощи;
4)Обогащать знания о театре.
№ Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Индивидуальны
е
1.
Вводное занятие
1
1
-
-
2.
Театральная
1
1
-
-
кукла
2.1
Кукла-средство
создания
театрального
образа.
1
1
-
-
2.2.
Голова куклы
1
1
-
-
2.3.
Костюм куклы
1
1
-
-
3.
Декорации,
сценический
реквизит
1
1
-
-
3.1
Многоуровневые
декорации
1
-
1
-
3.2.
Реквизит
кукольного
спектакля
1
-
1
-
4.
Литературный
текст пьесы
2
1
1
-
4.1
Выбор и
подготовка
литературного
текста
2
-
1
1
4.2
Спектакль по
драматическому
тексту
1
-
1
-
4.3.
Оригинальный
текст
театрального
спектакля
1
1
-
-
4.4.
Особенности
текста для
кукольного
спектакля
2
1
1
-
4.5.
Текст и действие
1
-
1
-
5.
Работа над
5
-
2
3
спектаклем
5.1
Театр-эпоха.
1
1
-
-
5.2
Общие
репетиции.
4
-
2
2
5.3
Представления
1
-
1
-
6.
Работа над
дипломным
проектом.
5
1
2
2
6.1
Выразительное
чтение
2
-
1
1
7.
Итоговое занятие
1
-
1
-
Итого
36
ПРОГРАММА
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей
работы на год. Правила безопасности труда. Правила внутреннего
распорядка. Организационные вопросы. Театр-экспромт.
2.Театральная кукла. Роль куклы в театре. Создание образа. Эскиз куклы.
Лепка головки куклы. в технике папье-маше. Отделка головки. Шитье
одежды для куклы. Отделка костюма. Костюм и театральный образ.
Традиционный национальный костюм.
3.Декорации.Сценическтий реквизит. Основы построения театральной
выгородки, декорации и организации сцены. Особенности работы куклы при
использовании многоуровневой декорации. Театральный реквизит и
декорации в мировой театральной культуре. Основы режиссуры.
4.Литературный текст пьесы. Понятие о тексте и сценической речи. Слово
в театральном искусстве. Развитие артикуляции и дикции. Навыки
произношения сценического текста и изображение слова действием и
действия словом. Сказки как текст и игра. Понятие о тексте. Подготовка
текста к театральной постановке. Особенности драматического произведения
для кукольного театра. Приемы режиссуры для раскрытия содержания текста
средствами театра кукол.
5.Работа над спектаклем. Понятие драма. Инсценирование сценок-
импровизаций. Беседа "Как вести себя в театре". Знакомство с устройством
театра. Театр и эпоха. Зарождение театра в эпоху первобытности. Театр в
античные времена. Средневековый театр. Театр эпохи возрождения.
Японский традиционный театр. Русский балаган. Театрализованное
цирковое представление. Современный театр. Особенности текста
кукольного спектакля. Выполнение этюдов. Репетиции. Выступление.
6.Работа над дипломным проектом. Выбор темы. Работа над проектом.
7.Итоговое занятие. Презентация проектной работы.
Ожидаемые результаты для 1 года обучения
Знать
Уметь
Высокий уровень
1.Историю возникновения театра
кукол
1.Различать виды кукол, передавать
их сценический образ
2.Правила кукловождения
2.Водить куклу на грядке ширмы
3.Виды кукол
Четко произносить текст, сочетать
движения и речь, эмоционально их
окрашивая.
4.Правила интонации
4.Слушать музыку и использовать
темпоритм в качестве средства
сценической выразительности
5.Правила выразительной речи
5.Соблюдать дисциплину за ширмой
6.Место актера и его задачи во время
выступления
Средний уровень
1. Правила кукловождения
1.Освоить основные движения с
куклой на грядке ширмы
2. Виды кукол
2.Различать виды кукол и передать их
сценический образ
3. Правила выразительной речи
3.Четко произносить текст, сочетать
движения и текст
4. Место актера и его задачи во
время выступления
4.Держать куклу под контролем
5. Соблюдать дисциплину за ширмой
Низкий уровень
1. Правила кукловождения
1.Работать с куклой под музыкальное
сопровождение
2. Правила выразительной речи
Пользоваться текстом, стремясь
общаться со зрителем через куклу,
изменяя высоту и силу голоса
3.Правила поведения за ширмой во
время выступления
3.Отличать реквизит от бутафории
Ожидаемые результаты для 2 года обучения
Знать
Уметь
Высокий уровень
1.Театральную терминологию
1.Показать механику движения кукол,
изображая людей и животных
2.Правила кукловождения: кукол-
людей и кукол-животных
2.Держать куклу под контролем глаза
3. Приемы выразительной речи
3 Давать характеристику своему
герою
4.Основные требования к
изготовлению кукол-марионеток и
теневых кукол
4.Показать особенности движения
куклы в процессе музыкального
сопровождения
5.Приемы оформления зрительного
зала
5.Выполнять эскиз куклы и
декорации
Средний уровень
1. Основные требования к
изготовлению кукол-марионеток и
теневых кукол
1. Правила кукловождения: кукол-
людей и кукол-животных
2. Приемы выразительной речи
2. Держать куклу под контролем глаза
3. Театральную терминологию
3.Показать движение куклы под
музыкальное сопровождение
4. Приемы организации
музыкального сопровождения
спектакля.
4.Выполнить с помощью педагога
эскиз куклы и декорации.
Низкий уровень
1. Приемы выразительной речи
1.Показать механику движения кукол-
животных и кукол-людей
2. Основные требования к
изготовлению кукол-марионеток и
теневых кукол
2. Держать куклу под контролем глаза
3.Основы сценического движения
3. Выполнить эскиз куклы и
декорации.
Ожидаемые результаты для 3 года обучения
Знать
Уметь
Высокий уровень
1.Текст изученных пьес наизусть
1.Свободно владеть куклой в течение
всего спектакля, держать куклу на
одном уровне
2.Основные требования к
изготовлению кукол в технике папье-
маше
2.Уметь выразительно донести текст
до зрителя от лица куклы
3. Историю возникновения театра
3 Придать физическим действиям
куклы максимум выразительности
4.Основы построения кукольного
спектакля
4.Самостоятельно изготовить куклу
из подручного материала
5.Правила кукловождения для всех
видов кукол.
5.Обыграть реквизит и бутафорские
вещи
Средний уровень
1. Текст пьесы наизусть
1. Свободно владеть куклой в течение
всего спектакля
2. Основные требования к
2. Держать куклу на одном уровне
изготовлению кукол в технике папье-
маше
3. Правила оформления ширмы для
выступления
3.Выразительно донести текст до
зрителя от лица куклы.
4. Приемы декорирования всех
видов кукол
4.Самостоятельно изготовить куклу
из подручного материала
Низкий уровень
1. Правила выразительной речи
1.Владеть куклой в течение всего
спектакля
2. Правила поведения в театральном
коллективе
2. Держать куклу на одном уровне
3.Основы сценического движения и
манипулирования перчаточной
куклой.
3. Выразительно донести текст до
зрителя от лица куклы.
Используемая литература
1.Брудный Д.Я. Беседы о театре. Ленинград "Просвещение" 1983г.
2.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.Театрализованные игры в школе Москва
"Школьная пресса" 2000г.
3.Оморокова М.И.Совершенствование чтения младших школьников. Москва
Аркти 2001.г.
4.ПетроваТ.И.Театральные игры в ДОУ .Москва. Школьная пресса, 2000г.
5.Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр. Москва Аркти 2001г.
6.Трифонова Н.Кукольный театр своими руками.Москва. Айрис Пресс 2001г.