Автор: Айкина Наталья Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: школа № 2124
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Средства управления воспитательно-образовательным процессом школы в период ее реструктуризации"
Раздел: полное образование
Айкина Н.В., к.п.н., доцент
Средства управления воспитательно-образовательным процессом
школы в период ее реструктуризации
В современной педагогической науке разрабатываются различные виды
логических
структур
представления
знаний.
Моделирование
представляет
собой специфический метод познания, который получил широкое признание
в
1970-1980-е
годы
в
США
и
СССР.
Он
представляет
собой
познание
объективной реальности, основанное на изучении моделей, отражающих эту
реальность.
Соответственно,
модель
(лат. modulus – мера, образец) – это
искусственно
созданная
система,
анализ
которой
позволяет
получить
информацию о реальной системе.
По
характеру
различают предметное
и
знаковое
(информационное)
моделирование. При знаковом моделировании в качестве моделей выступают
схемы, формулы, таблицы. Наиболее ценной является модель, построенная
для
изучения
явлений
или
процессов
как
определенных
систем.
Специфическими методами системных исследований являются структурный
и функциональный анализы, направленные на изучение структуры систем и
выявление
их
функций.
Всестороннее
познание
любой
системы
требует
рассмотрения ее структуры и функций в органическом единстве, то есть
структурно – функционального анализа.
Моделирование
исследователи
рассматривают
как
опосредованное
исследование объекта, при котором изучается не сам интересующий нас
объект, а некоторая вспомогательная система, выступающая в вещественной
или
абстрактной
форме
и
отражающая
основные
функциональные
связи
объекта, как внутренние, так и внешние.
Анализ литературы по теории и практике управления школой дает
основание считать, что моделирование муниципальной сети образовательных
учреждений расположенных в сельской местности является объективной, но
малоисследованной
реальностью,
в
которой
практически
не
раскрыты
закономерности
и
принципы
развития,
а
также
организационная
модель
управления сельской школы в условиях ее реструктуризации.
По
мнению
В
Б.
Новичкова,
муниципализация
как
процесс,
предполагает переосмысление всех сторон жизни образования: от изменения
форм
собственности,
правового
статуса
образовательных
учреждений
до
серьезной коррекции содержания образования, методов, форм и технологий
обучения, принципов и технологий управления его развитием.
1
По мнению И. И. Проданова, муниципальная образовательная сеть
представляет
собой
совокупность
учебно-воспитательных
учреждений
данного
географического
района,
созданную
с
учетом
социально-
экономической
структуры
региона,
его
традиций
и
особенностей
и
направленную на удовлетворение потребностей населения в разных видах
1
образования
с
учетом
гуманистических
ценностей
и
культурной
самобытности каждого человека.
2
Организационная
структура
муниципального
органа
управления
образованием,
по
мнению
М.
В.
Артюхова,
это
способ
группировки
управленческих работ, необходимых для реализации функций этого органа в
структурных
подразделениях,
где
распределены
полномочия
и
ответственность за их выполнение между исполнителями.
В своем исследовании мы выделяли в муниципальной образовательной
сети следующие аспекты:
целевой – определяющий расширение социально-экономических и
практических возможностей для реализации на селе учителя и ученика;
содержательный
–
раскрывающий
разработку
муниципального
компонента содержания образования во взаимосвязи с федеральным,
региональным и школьным компонентами;
организационный – включающий создание различных типов школ,
образовательных учреждений, муниципальных моделей управления.
Особую роль в нашем исследовании представляли два компонента –
содержательный и организационный. Содержательный компонент связан с
реализацией
разнообразных
программ
общего,
профессионального,
специального,
дополнительного,
дошкольного
образования.
Многообразие
программ отражает разнообразие запросов в сфере образования различных
групп сельского населения.
Организационный
аспект
муниципальной
образовательной
среды
учитывал многообразие характеристик, каковыми являются непрерывность
образования,
предусматривающая
преемственность
всех
звеньев;
востребованность; гибкость; динамичность; прогностичность.
Принципиальными характеристиками муниципальной образовательной
сети для нас являлись:
интеграция науки и практики в решении задач развития образования
на селе с учетом традиций научно-практических школ;
создание условий для социальных контактов школ с различными
научными и культурными учреждениями.
Одной
из
решенных
нами
задач
в
муниципальной
с е т и
образовательных
учреждений
изменение
функционального
содержания,
принципов
и
методов
работы
органов
управления
образованием
на
всех
уровнях
управления.
Расширены
права
и
полномочия
органов
местного
самоуправления.
Для социально-экономических условий Закон Российской Федерации
«Об
образовании»
установил
новую
схему
управления
образованием
и
нормативные правовые основы реализации прав граждан на образование.
Данная
схема
управления
воспитательно-образовательным
процессом
основывается на свободе действий образовательных учреждений и органов
местного
управления
в
пределах,
установленных
законодательством.
Основные
положения
гарантируют:
выбор
образовательного
учреждения;
формы получения образования; сохранения жизни и здоровья в процессе
2
обучения;
соответствия
качества;
общей
культуры;
адаптации
к
жизни;
осознанный выбор и освоение профессии; бесплатное получение образования
и другие. Эти гарантии обеспечиваются посредством введения определенных
нормативов, обязательных к выполнению, защищающих интересы граждан и
определенных норм поведения участников образовательного процесса.
Рис.1 . «Механизмы реализации прав граждан на образование»
Эффективное управление воспитательно-образовательным процессом
возможно
при
высоком
уровне
готовности
руководителей
и
педагогов
к
творческому и осознанному выполнению своих функций. Формирование этой
готовности
обеспечивается
через
повышение
квалификации
и
переподготовки
работников
образования,
районных
методических
служб,
школьных
методических
объединений.
Таким
образом,
деятельностный
аспект
управления
воспитательно-образовательным
процессом
состоит
в
организации
эффективной
работы
по
повышению
уровня
владения
педагогами своей профессиональной деятельности.
Ведущую
роль
в
организации
процесса
управления
играет
целеполагание. Мы считаем необходимым разработать уровневый характер
целей, они нами представлены в таблице 1
Таблица1
Уровневый характер целей
Уровень цели
Содержание цели
1. высший, или главный
1. развитие способностей личности
2. средний, или промежуточный
2. функциональная грамотность
3. навыки самообразования
3. низкий
4. общеучебные умения и навыки
5.специальные учебные умения и
3
Право граждан на образование
Гарантия
выбора ОУ и
формы
получения
образования
Гарантия
сохранени
я жизни и
здоровья в
ВОП
Гарантия
соответстви
я качества:
формирован
ия общей
культуры,
адаптации к
жизни,
осознанный
выбор и
освоение
профессии
Гарантия
бесплатно
сти
получения
образован
ия
Прочие
гарантии
Правовы
е нормы,
Типовое
положен
ие,
Уставы
ОУ
Требования
СниП,
санитарные и
гигиенически
е нормы,
охрана
здоровья
Норматив
ы
оборудова
ния
учебных
помещени
й
Образовательны
й ценз
педагогических
работников
Норматив
ы
финансиро
вания
Правовые
нормы
навыки
6.компьютерная грамотность
Главное
при
определении
целей
воспитательно-образовательного
процесса является то, что цели должны быть легко диагностируемыми.
Наличие цели функционирования и развития являются обязательным
для
любой
педагогической
системы.
Поэтому
мы
следующим
образом
сформулировали
цель
школы:
создание
нормативных
правовых,
материа льно-техниче ских,
содержательных,
о р г а н и з а ц и о н н о -
управленческих, финансовых условий для реструктуризации школы.
В
соответствии
с
поставленной
целью
выделяются
следующие
основные направления развития:
создание
нормативной
базы,
регламентирующей
воспитательно-
образовательный процесс школы;
социальная защита и повышение мастерства педагогических кадров;
развитие материально-технической базы, способствующей учебной
деятельности участников образования;
расширение
информационного
поля
школы
для
расширения
социокультурного
пространства
и
сферы
общения
участников
образовательного процесса;
создание новых технологических подходов к проблемам воспитания
(психологические взаимоотношения в ученической среде, между педагогами
и родителями, родителями и детьми; к развитию личностной инициативы
учащихся; к правовому и гражданскому воспитанию и др.).
Для реализации выделенных направлений деятельности мы ставили и
решали следующие задачи:
активизировать работу всех научных, образовательных учреждений
по
научно-методиче скому
и
технологиче скому
о б е с п еч е н и ю
реструктуризации школы;
подготовить руководящие и педагогические кадры образовательных
учреждений к деятельности в новых условиях;
провести научное исследование по разработке и апробации проектов
и
программ
педагогических
моделей
конкретных
образовательных
учреждений и муниципальной образовательной сети;
согласовать действия руководителей школ и специалистов органов
власти,
предпринимателей
и
инвесторов,
педагогов
и
родителей,
представителей общественных организаций и всех заинтересованных лиц в
реструктуризации школы.
В целом можно утверждать, что школа в условиях ее реструктуризации
стремится обеспечить обстановку удовлетворения многообразных культурно-
образовательных запросов личности, ее развития и жизненного определения.
Важную роль в управлении воспитательно-образовательным процессом
играют
ценностные
ориентации
личности
(руководителя,
педагога,
школьника). Необходимость их учета определяется многими факторами. В
4
частности, активизация любой деятельности личности происходит через ее
ценностные ориентации.
В психолого-педагогической науке доказано, что уровень активности
личности
определяется
характером
и
содержанием
ее
ценностных
ориентаций (Н.Э. Касаткина, С. Н. Чистякова и др.). Это проявляется в том,
что каждому уровню управления воспитательно-образовательным процессом
соответствуют
определенные
ценностные
ориентации,
мотивы,
характер
деятельности (См. таблицу2)
Таблица2
Соответствие компонентов уровням управления
Уровень
управления
Ценностные
ориентации
Мотивы
Характер
деятельности
Репродуктивный
Общение со
сверстниками
Эгоистические
Алгоритмический
Поисковый
Профессиональны
е
Общение,
широкие
социальные
Эвристический,
самостоятельный
Инновационный
Познание,
достижение
максимальной
эффективности
Широкие
социальные
Творческий
В
конечном
итоге
результатом
воспитательно-образовательного
процесса
должна
быть
качественна
характеристика
выпускника,
где
предусматривается
комплекс
взаимосвязанных
требований
к
социальным,
интеллектуальным, творческим, психическим и физическим компетенциям
личности,
необходимым
ей
для
самостоятельной
жизни.
Общеучебные
и
личностные качества, которыми должен овладеть выпускник школы:
навыки соблюдения правил личной гигиены и санитарии, регулярное
занятие физической культурой, потребность вести здоровый образ жизни,
отказ
от
вредных
привычек
(курение,
алкоголь,
наркотики),
физическая
усидчивость
и
выносливость,
твердость
характера,
хорошая
память,
устойчивое
внимание,
коммуникативность,
доброжелательно сть,
уживчивость,
чувство
собственного
достоинства,
умение
владеть
собой,
умение прощать, добросовестность, аккуратность;
любознательность, желание учиться, владение развитой и грамотной
устной и письменной речью, первичными навыками научного исследования,
способность к обобщению места и роли человека в мире, экологическая
направленность
мышления,
самостоятельность,
критичность,
гибкость,
логичность,
творческий
характер
мышления,
изобретательность,
умения
обосновывать и отстаивать свои убеждения, взгляды;
умение ориентироваться в оценке событий, знание прав и свобод
человека, его обязанностей перед обществом, развитое чувство гражданского
долга, тяготение к жизни на селе, к работе в сельском хозяйстве, бережное
отношение
к
национальным
традициям
и
нравам,
национальной
одежде,
5
народным
праздникам,
песенной
и
музыкальной
культуре,
самобытному
национальному фольклору.
Согласно системному подходу, в педагогической системе мы можем
выделить
системообразующие
элементы
и
связи.
При
их
выделении
мы
исходили из того, что механизм управления процессами в образовательном
учреждении
предполагает
три
основных
компонента
деятельности:
прогнозирование, обеспечение и отслеживание качества образования.
Для управления воспитательно-образовательным процессом в школе
нами
выделены
три
группы
требований,
которые
необходимы
для
обеспечения эффективности этого процесса:
К научно-методической группе мы отнесли:
анализ
тенденций
изменения
внешних
условий
развития
образовательного
учреждения
(демографическая
ситуация,
система
расселения,
транспорт
и
коммуникации,
экономическое
развитие,
финансирование);
анализ
тенденций
изменения
образовательного
учреждения
(стратегическое
планирование,
прогнозирование
развития
школы,
формирование проблем деятельности образовательного учреждения);
моделирование
условий,
ситуаций,
в
которых
выявляются
новые
формы и методы управления школой.
Организационными требованиями являются:
степень рациональной организации воспитательно-образовательного
процесса в школе;
обеспечение
интеграции
деятельности
различных
подразделений
школы на методическом, дидактическом, воспитательном уровнях;
перевод
системы
управления
на
горизонтальную
о снову
(децентрализация
прав,
полномочий,
ответственности
между
звеньями
внутришкольного управления).
В группу воспитательно-образовательных требований входят:
уровень материально-технической оснащенности школы;
уровень мотивации стимулирования всех участников педагогического
процесса;
реализация
программ
по
общеобразовательным
и
специальным
дисциплинам, обеспечивающих социализацию школьника.
Нами
было
определено,
что
социально-педагогические
требования
реализуются в модели управления школой, а их использование обеспечивает
результативность
этого
процесса,
который
необходимо
учитывать
в
разработке компонентов педагогической модели в независимости от уровня
управления школой.
По мнению Н.Э.Касаткиной
3
основу модели составляют следующие
компоненты: цели, задачи, принципы, функции, организационные формы,
методы,
средства,
критерии,
обеспечивающие
управление
воспитательно-
образовательного процесса.
6
Нами
разработана
и
реализована
педагогиче ская
м одель
образовательных учреждений исходя из обозначенных выше компонентов в
условиях реструктуризации школы.
Таким
образом,
в
процессе
реструктуризации
школы
объединились
кадровые,
материально-технические
и
другие
ресурсы
образовательного
учреждения, вследствие этого, осуществился процесс инициации развития
образовательного пространства.
Библиографический список
1.
Новиков,
А.М.
Российское
образование
в
новой
эпохе
Текст
/
А.М.Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес,
2000. – 272с.
2.
Проданов, И. И. Развитие региональной образовательной системы ( на
материалах Сочинского региона)
Текст
/ И.И.Проданов // Автореф. дис.
…канд. пед. наук. – СПб, 1992. – 17с.
3.
Касаткина, Н.Э. Психолого-педагогические основы реализации модели:
детский
сад
–
гуманитарная
гимназия
–
университет
Текст
/
Н.Э.Касаткина, Ю.А.Захаров, Т.М.Чурекова // Психолого-педагогические
основы
непрерывного
образования:
Межвузовский
сборник
научных
трудов. – Кемерово, 1992.
4.
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №275-р «О Концепции
Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020
годы»
Электронный ресурс
5.
Указ президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по
реализации
государственной
социальной
политики»
Электронный
ресурс
6.
Эффективное управление образовательной организацией // Управление
школой. – 2015. – Январь. – С.10-15
7