Напоминание

Развитие фантазии и воображения обучающихся младшего школьного возраста


Автор: Гороничева Алла Петровна
Должность: преподаватель фортепиано, заслуженный учитель РФ
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №3 им О.Б.Воронец"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие фантазии и воображения обучающихся младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №3» им. О.Б. Воронец

Развитие фантазии и воображения обучающихся

младшего школьного возраста

Подготовила засл. учитель РФ

Гороничева А.П.

Смоленск 2019 г.

2

Проблема

пробуждения

воображения

обучающихся,

фантазии,

должна

стоять перед музыкантом - педагогом

уже с первых лет обучения музыке.

Первые годы обучения юного пианиста чрезвычайно важны для его

общемузыкального и профессионального развития. Работая над музыкальным

произведением уже с первого класса ДМШ

учитель знакомит ученика

с

музыкальной

речью,

отмечает

важность

ее

выразительного

исполнения,

создания художественного образа. По мере своего пианистического развития

обучающиеся

постепенно

овладевают

исполнительской

техникой,

учатся

выражать суть музыкальных образов, воплощая их все более ярко, учитывая

жанровые, исторические и стилевые особенности музыкального произведения,

развивают внутренний слух, творческое воображение, фантазию.

Как

говорил

Р.Шуман

-

«Пусть

цепь

правил

всегда

будет

обвита

серебряной нитью фантазии». Дети школьного возраста воспринимают музыку

непосредственно,

конкретно

и

эмоционально.

В

связи

с

ограниченной

возможностью в этом возрасте долго сосредотачивать внимание на отдельных

деталях нотного текста, педагог -воспитатель должен постоянно стимулировать

их интерес к новому, давать толчок их воображению.

Но часто педагог недооценивает необходимость включения воображения

в творческую деятельность ученика и сосредотачивает свое внимание больше

на

развитие

познавательных

процессов,

таких

как:

внимание,

мышление,

память, а также на техническое развитие ученика, забывая о том, что только

воображение способно создавать новые сочетания и комбинации образов. Без

его участия игра обучающихся будет вялой, неинтересной, не дающей никаких

положительных результатов

и нисколько не обогащающей внутренний мир

ребенка,

в

ней

не

будет

полета

фантазии.

Исполнение

ребенка

лишится

главного – собственного отношения к музыке. Поэтому так важно педагогу,

ведущему занятия с обучающимися, создавать на уроках непринужденную,

радостную

атмосферу,

пробуждать

их

воображение.

Необходимо

дать

возможность

ребенку

с

первых

же

уроков

активно

действовать,

создавая

музыкальный

образ.

Каждое,

даже

маленькое

произведение,

должно

запечатлеться

в

сознании

ученика

как

целостный

образ,

который

может

заинтересовать и пробудить воображение, позволит находить оригинальные

решения. Педагогу необходимо осознать, что истинная цель обучения - это не

только

овладение

определенными

знаниями,

умениями,

навыками,

но

и

развитие творческой личности в целом.

Учитель, зная музыкально - психологические

особенности развития

школьников,

должен

тонко

улавливать

реакцию

ребенка

и,

используя

2

3

воображение, фантазию, элементы игры, помочь ему в решении тех или иных

творческих или учебных задач, стоящих перед ним на данном этапе.

Однако способность к воображению развита у детей в разной степени.

Одни,

к

примеру,

легко

воображают

себе

любую

ситуацию,

у

других

воображение работает с трудом. Между тем для исполнителя необходимо яркое

видение того, что он выполняет, то есть умение легко представить себе любую

ситуацию.

Эта

способность

может

быть

развита

путем

соответствующей

тренировки фантазия. Но всякая творческая фантазия требует необходимого

материала

для

творчества,

так

как

без

ясного

представления

ситуации

не

избежать

формального

исполнения.

Материалом

же

для

творческого

воображения служат знания, личный опыт, впечатления, знакомство с жизнью

композитора, с эпохой, в которой он жил, или которую он описывает. Никакое

исполнительское творчество невозможно, если в сознании исполнителя нет

соответственного

предварительного

запаса

информации,

накопившихся

впечатлений, знаний, умений и навыков.

И здесь важно отметить роль взрослых в развитии воображения ребенка.

Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него

опыта и представлений, то деятельность учителя должна быть направлена на

расширение,

на

уточнение,

обогащение

опыта

ребенка,

побуждение

его

к

творчеству. Из вышесказанного следует, что обучающего необходимо учить

включать свое творческое воображение в исполнительский процесс с самого

начала работы над музыкальным произведением, целенаправленно воспитывать

у

него

«сознательную

фантазию»,

тем

самым

постепенно

вырабатывать

способность переноситься «в плоскость иной, создаваемой им воображаемой

жизни»,

в

другую

эпоху,

в

другое

время,

в

другие

обстоятельства,

сопутствовавшие созданию того или иного музыкального произведения.

Большое внимание вопросу развития творческого воображения уделяли

ведущие педагоги - музыканты, такие как Г. Г.Нейгауз, Л. А. Баренбойм, А.Д.

Артоболевская и др. Все они придавали большое значение развитию фантазии,

творческого

воображения

ученика,

при

этом

отмечали

важность

первого

периода обучения музыки, связи его с игрой, сказкой, считали необходимым

вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не

отрывая его от привычной детской жизни, и, тем более, не вытесняя из детского

бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в

куклы для девочек или в солдатиков для мальчиков). Трудные обязанности

ребёнок познает позже, в положенный срок, а сначала педагогу надо открыть

ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее.

3

4

Изучая с учащимися произведения на уроках фортепиано необходимо

опираться

на

знания,

полученные

в

результате

изучения

предметов

общеобразовательного

цикла

(история,

литература,

рисование,

музыка,

естественные науки) и специального (сольфеджио, музыкальная литература,

хор).

Готовясь к внеклассному мероприятию «Сказка в музыке», мы много

работали

над

развитием

фантазии

и

воображения

обучающихся,

старались

подобрать яркий репертуар, направленный на активную работу фантазии и всей

эмоциональной сферы учащихся.

Непосредственно перед прослушиванием каждого из произведений, мы

проводили беседу, заранее формируя определенные представления и образы у

детей, нацеленные на более глубокое понимание и чувствование произведений.

После

прослушивания,

детям

предлагалось

проиллюстрировать

свои

переживания

в

виде

рисунка,

рассказа,

сочинения

стихов,

танцевальных

пластических

движений.

В

итоге

следует

отметить,

что

ребята,

выполняя

задания, рисовали охотно и активно, с радостью творили и фантазировали.

Такая

форма

работы

способствовала

развитию

музыкального

восприятия

произведения,

углублению

степени

раскрытия

художественного

образа

произведения, помогла более яркому и выразительному исполнению изучаемой

пьесы.

В работе с обучающимся было использовано произведение из Детского

альбома

П.

И

Чайковского

"Баба

-

Яга".

Фантастический

образ

данного

произведения позволяет активизировать творческое воображение. На начальном

этапе изучения произведения была проведена беседа на тему «сказка». Детям

предлагалось вспомнить сказки, в которых использовался образ Бабы - Яги,

охарактеризовать

этот

образ.

Описательные

характеристики

оказались

следующие:

- злобный, черствый персонаж;

- летает на метле;

- живет в чаще дремучего леса;

- ее сопровождает черная кошка или ворон.

В ходе дальнейшей работы было предложено нарисовать рисунок.

Все

это помогло развить детское воображение на примере программного произведения

из «Детского альбома» и ярко и эмоционально его исполнить.

Мы выбрали музыкальные произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского

не случайно - это благодарнейший материал для восприятия детей, для развития

их воображения, формирования вкуса.

4

5

«Детский альбом» изумляет не только классическим совершенством каждой из

входящих в него пьес (кажется, что можно написать только так, и не иначе!), но и

полнотой содержания. Ничто не забыто из того, что составляло жизнь ребенка 19

века. Тут и люди, его окружающие, и танцы, которые танцевали в то время, и

представления ребенка о заморских странах, и картины природы.

Не забыты и игрушки, имеющие столь важное

значение в детской жизни.

Мальчики во все времена любят играть в военные игры. И если современные

мальчишки с увлечением играют в компьютерные игры, то их сверстники в 19

веке , когда не было не только компьютеров, но и радио, телевидения, с

не

меньшим увлечением играли с деревянными солдатиками.

Работая над пьесой «Марш деревянных солдатиков» с ученицей 2 класса

Ивановой Викторией, я провела беседу о жизни её сверстников ,живущих в

позапрошлом веке, 200 лет назад, мы просмотрели мультфильм по «Детскому

альбому» П.И.Чайковского, где звучит «Марш деревянных солдатиков». В работе

над ритмом произведения были использованы слова из хоровой обработки пьесы.

Это помогло более яркому и выразительному исполнению изучаемой пьесы на

академическом концерте. (исполняется пьеса «Марш деревянных солдатиков»).

Приступая к изучению пьесы С. Слонимского «Ябедник» с ученицей 3 класса

Якутиной Вероникой, я стремилась разбудить творческое воображение ученицы,

предложив вместе с ней сочинить стихи-подтекстовку к музыке пьесы.

Это

помогло

созданию

музыкального

образа

и

более

яркому

выявлению

выразительной

фразировки

пьесы.

(исполняется

пьеса

С.Слонимского

«Ябедник»)

В работе над пьесой Г Портнова «Ёлочка в росинках» деятельность педагога

была направлена на расширение и обогащение опыта ребенка, развитию более

сложных ассоциаций, побуждению его с помощью музыкальных звуков передать

красоту и прелесть понравившегося уголка природы.

Ёлочка – самое любимое новогоднее дерево. Но пока она появится на

празднике,

елочка

подрастает

в

лесу.

А

иногда

на

её

веточках

появляются

маленькие

прзрачные

капельки

росинки.

Они

блестят

и

переливаются

на

солнце .(Исполняется пьеса «Ёлочка в росинках»).

Таким образом, подводя итог изучению проблемы развития воображения

обучающихся

младшего

школьного

возраста

на

уроках

обучения

игре

на

фортепиано, мы приходим к выводу, что развитие воображения и творческих

возможностей является одной из важнейших задач музыкального образования.

Этот

процесс

пронизывает

все

этапы

становления

личности

ребенка,

пробуждает

инициативность

и

самостоятельность

принимаемых

решений,

привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

5

6

Нам представляется, что подобные уроки способны решать проблему

развития воображения младших школьников на уроках фортепиано и важную

роль в этом процессе играют межпредметные связи. Однако эта работа должна

быть систематической и иметь свое продолжение и в старших классах.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано / А.Д. Алексеев. - М.:

Музыка, 1978 г. - 285 с.

2.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой / А. Артоболевская. Учебное

пособие изд.6 - М.: Советский композитор, 1992г. - 37 с.

3.

Баренбойм Л.А., Брянская Ф., Первова Н. Путь к музицированию. Школа

игры на фортепиано/Л.А. Баренбойм — Л.: “Советский композитор”,1980г.-64 с.

4.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев М.:

РАН, 1997 г, 352 с.

5.

Дудецкий А.Я. Лекция на тему «Воображения» (фантазии) / А.Я.Дудецкий

Смоленск, 1960 г. - 23 с.

6

7

Петрушка – персонаж русских народных кукольных представлений – веселый

неунывающий герой, защитник слабых и угнетенных.

Пьеро

персонаж

французского

народного

театра,

изысканный

и

печальный мечтатель.

Сейчас вы услышите фрагмент из музыкального спектакля «Король и

Золушка». Послушайте и скажите, чья это музыкальная характеристика – Пьеро

или Петрушки?

(исполняется

фрагмент

музыкального

спектакля

«

Король

и

Золушка»

-

«Петрушка»,

когда

дети

отгадают,

появляется

слайд

Петрушки)

Правильно, ребята! Это действительно веселый неунывающий Петрушка.

А как вы догадались? (дети отвечают). А сейчас вы услышите музыкальный

портрет пьеро.

Ведущий 1: Мы с вами убедились, что с помощью музыкальных звуков

можно нарисовать портрет героя сказки, а может ли композитор создать такое

музыкальное

произведение,

чтобы

слушатель

не

только

представил

себе

понравившийся уголок природы, но и ощутил те мысли и чувства, которые он

вызвал у композитора?

Эти вопросы волновали композиторов с давних пор. Известно немало

фортепианных сочинений, создававшихся под воздействием природы, которая

нашла свое воплощение в звуковых образах.

А какие времена года вы знаете? (дети отвечают)

Многие поэты и композиторы любят осень.

А вот и сад. Как в нем светло и пусто!

Как звуки все и краски смягчены!

Идешь и листья падают без хруста

На смутную тропинку тишины.

(Исполняется пьеса «Осенний сад»)

Ведущий 2: Сегодня мы хотим представить фортепианный цикл «Русский

лес»,

написанный

композитором

Георгием

Анатольевичем

Портновым.

Композитор

обожал

природу,

лес,

особенно

северную

природу,

леса

под

Петербургом и леса Карелии, где он часто отдыхал летом. Именно там и был

написан цикл фортепианных миниатюр «Русский лес». Обратите внимание, что

написано под названием сборника?

7

8

Ведущий 1: Русский лес богат разными деревьями. Это и береза и клен,

рябина, липа, осина, сосна и конечно ель. Елочка самое любимое новогоднее

дерево. Но пока она появится на празднике она, подрастает в лесу. Встречает

лето и зиму, утро и вечер, теплый вечер и суровую вьюгу. А иногда на ее

веточках

появляются

маленькие

прозрачные

капельки

росинки.

Они

переливаются, блестят в лучах солнца.

(звучит «Елочка в росинках»)

Ведущий

2: Как красива природа русского леса, сколько композиторов

поэтов и художников восхищались ею. Но вот другое произведение, в котором

композитор выразил свою боль о бездумном отношении человека к природе и

небрежном обращении с ней. Возможно, во время очередной прогулки по лесу

взгляд

композитора

наткнулся

на

сломанное

деревце,

загубленное

чьей-то

рукой. Г. Портнов высказал сожаление о безжалостном отношении к природе,

об этом сломанном деревце, которое теперь не вырастет и не зашумит густой

кроной изумрудной листвы, не одарит путника своей прохладой в знойный день

и не сможет укрыть его от дождя. Это наводит на мысли о том, как хрупок и

беззащитен окружающий нас мир, что нужно бережно относиться ко всему

живому.

(звучит «Сломанное деревце»)

Ведущий

1:

Гуляя

по

лесу

иногда

кажется,

будто

ручей

это

сердце

многовекового леса. Жизнь ручейка не столь беззаботна и легка как кажется.

Тяжёлые, массивные камни преградили путь ручью. Н он не унывает, с каждым

разом

находя

всё

новые

лазейки,

чтобы

обогнуть

каменных

стражей

и

продолжает течь себе на радость, возможно дорога его лежит к озеру или морю.

А вы знаете, куда впадает Днепр? (Черное море)

А начинается? (Сычевский район деревня Дудкино,которой больше

нет)

(звучит «Лесной ручеек»)

Ведущий 2:

Отгадайте загадку!

Красная, сладкая,

Спелая, ароматная,

На зелёненьком кусточке,

Притаилась за пенёчком.

Земляника

с

незапамятных

времен

служила

человеку

не

только

лакомством, пищей, но и прекрасным лекарством. Как приятно оказаться на

земляничной поляне. Куда ни глянь, всюду земляника. Идёшь по поляне и

боишься наступить на ягоду.

8

9

(звучит «Земляничная полянка»)

Ведущий 1: (игра) Все мы, уезжая куда-либо на долгое время, начинаем

грустить по нашему дому, родным и близким, и, конечно, по нашей русской

неповторимой красоте природы.

Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на

Руси березу считали "своим оберегом, родоначальницей и покровительницей".

Русская береза - символ России. В древние времена девушки несли березе в лес

яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались

к березе с заветными просьбами. Девушки просили у березы счастливой доли,

умывались березовым соком для красоты и здоровья. Береза воспринималась

как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Березку

часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок

или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой.

(звучи «Хоровод берез»)

Ведущий

2: Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая

пора

для

творчества

и

всегда

вдохновляла

и

вдохновляет

художников,

композиторов,

поэтов,

писателей

создавать

прекрасные

произведения.

Богатством

своих

красок

осень

привлекала

к

себе

внимание

и

Портнова.

Полифоническое изложение, минорная тональность, медленный темп, развитая

динамика от рр до F и близостью с русской мелодикой наполняет произведение

«Осенний сад» необыкновенной эмоциональностью и выразительностью.

(звучит «Осенний лес»)

В е д у щ и й

2 : Древесина

сосен

отличается

особой

прочностью,

твердостью,

смолистостью

и

идеальна

для

судостроения,

именно

поэтому

прямые стройные сосны называют «корабельными». Для возведения мощных и

вместительных

кораблей,

могучие

и

стройные

высокие

сосны

были

самой

хорошей основой. Отсюда и пошло название «корабельная сосна». Леса, в

которых

росли

преимущественно

сосны,

называли

еще

«корабельными

рощами», «мачтовыми лесами», а корабли называли «плавучей сосной»..

(звучат «Корабельные сосны»)

Конец

моя МАМА (отрывок)

Я очень люблю свою дорогую мамочку. Для меня самое дорогое, что есть на

свете,- это мамочка. К маме я могу обратиться за помощью, с вопросом. Я

знаю, что мама меня всегда приголубит, поцелует. Она ругает меня, потому

что любит и хочет, чтобы я была хорошей девочкой.

9

10

10



В раздел образования