Напоминание

Музыкальное путешествие как одна из форм внеклассной работы в музыкальной школе


Автор: Гороничева Алла Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №3 им О.Б.Воронец"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальное путешествие как одна из форм внеклассной работы в музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3 им. О,Б,Воронец»

Музыкальное путешествие как одна из форм

внеклассной работы в музыкальной школе

Смоленск 2019

Музыкальное путешествие как одна из форм

внеклассной работы в музыкальной школе.

Если

мы

хотим

вырастить

наших

детей

личностями,

имеющими

богатый духовный мир и многогранные интересы, то в их развитии музыка

должна занимать существенное место. Она развивает, углубляет и направляет

эмоции, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, рождает идеалы.

Способность понимать и любить музыку – это качество не врождённое.

Его можно и нужно воспитывать. И большую роль в этом играем мы с вами,

преподаватели. Именно перед нами стоит задача воспитания у обучающихся

интереса, любви к музыке, потребности систематического общения с ней. С

решением этой задачи мы сталкиваемся уже с первых шагов в роли учителя.

Как найти путь к сердцу ребят, как сделать первую встречу с ними,

такими разными, яркой, нестандартной и увлекательной? Как превратить

учащихся из равнодушных зрителей и слушателей в активных участников

беседы

о

музыке?

Эффективное

решение

этой

задачи,

безусловно,

невозможно,

если

ограничиться

только

рамками

урока.

Нужна

систематическая и продуманная внеклассная работа.

Виды её многочисленны и многообразны. Среди них следует отметить

беседы за инструментом, опирающиеся на «живое» исполнение учителя и

самих

обучающихся.

Такое

исполнение

производит

значительно

большее

впечатление на школьников, чем самая качественная механическая запись.

Атмосфера увлечённости, свойственная таким беседам, эмоционально-

исполнительский

контакт

преподавателя

и

обучающихся

позволяет

им

преодолеть

трудности

восприятия

инструментальной

музыки,

которая,

обычно,

воспринимается

значительно

труднее,

чем

вокальная

музыка,

связанная

со

словом,

помогающим

раскрыть

её

содержание.

Яркая,

интересная интерпретация, в сочетании с умным, убедительным словесным

комментарием

способна

активизировать

и

эмоционально

окрасить

восприятие

обучающимися

фортепианных

произведений,

заострить

их

внимание на характерных выразительных деталях сочинения.

Большую

роль

играет

здесь

удачно

найденная

форма

беседы,

помогающая сочетать увлекательность и познавательные функции.

Одной

из

таких

форм

беседы

может

стать

форма

музыкального

путешествия.

Путешествия!

Редко

кто

из

детей

не

посвящал

им

свои

мысли

и

чувства.

В

детстве

все

мы

с

одинаковым

увлечением,

читая

книги,

путешествовали в разные страны. Чаще всего нас привлекала экзотическая

Африка,

далёкие

острова,

страны

Латинской

Америки.

С

возрастом

мы

меняемся, наши интересы становятся более реальными и близкими, менее

фантастическими.

Мы

с

удовольствием

смотрим

телепередачи

и

читаем

книги о европейских странах, и, конечно же, мечтаем там побывать. Но в

путешествия нас приглашают не только книги, журналы, телевидение, но и

музыка. Музыка – вот тот гид, с помощью которого мы можем побывать в

других странах, пройтись по музеям и выставкам, окунуться в мир живой

природы и фантастических образов. Музыка, подобно «машине времени»,

может перенести нас и в далёкое прошлое, и в грядущее.

Форма

музыкального

путешествия

позволяет

привлечь

межпредметные

связи, объединить различные виды и жанры искусств: живопись, поэзию,

литературу, скульптуру, архитектуру и др. Исполнение фортепианных пьес

может сопровождаться показом слайдов, произведений живописи, чтением

стихов

и

фрагментов

прозы.

Музыкальные

произведения

легко

сориентировать на особенности детской аудитории, учитывая её возраст и

степень подготовленности.

Работая много лет с детьми, я сделала для себя вывод

о том, что

чрезвычайно важно правильно настроить

ребёнка на первое публичное

выступление, так называемый академический концерт, на котором он должен

показать свои приобретённые знания, создать для него атмосферу «успеха».

Очень хорошо, если первое публичное выступление и даже последующие

пройдут в игровой форме, в форме сказки для первоклассников или в форме

тематического концерта для более старших детей. Так появился первый в

жизни

моих

первоклассников

музыкальный

проект

«Музыкальный

зоопарк».

Роль путешественников нравится детям. Она как бы вовлекает их в

игру, заставляет почувствовать себя настоящими «туристами». Путешествуя с

младшими школьниками, исполнение пьес и рассказ о них можно органично

сочетать

с

«остановками»

в

путешествии,

сопровождающимися

увлекательными музыкальными играми и упражнениями, в которых каждый

ребёнок

получает

возможность

принять

участие.

Можно

использовать

вопросо-ответную форму беседы и форму диалога, вполне оправданную в

совместном путешествии с учителем. В путешествии по «Музыкальному

зоопарку» мы использовали форму музыкальной игры – загадки. Но, прежде

всего,

успех

музыкального

путешествия

зависит

от

предварительной

тщательной работы самого учителя, продуманного отбора и внимательного

анализа фортепианных произведений, необходимых для каждого конкретного

музыкального

путешествия,

и

в

поиске

средств

для

яркого

и

точного

исполнительского воплощения их.

Дети – очень взыскательная аудитория. Они чутко и непосредственно

реагируют на малейшую фальшь или ошибку в музыкальном исполнении.

Об

особенностях

восприятия

музыки

детьми

очень

хорошо

сказал

Г.Н.Падалка: «Если опытный слушатель определяет ценность музыкального

произведения

и

его

плохое

исполнение,

то

для

детей

и

музыка,

и

её

интерпретация, и сам исполнитель сливаются в одном целостном восприятии.

Когда учитель плохо играет произведение Чайковского, у детей может на всю

жизнь

остаться

неправильное

представление

о

музыке

гениального

композитора. Вот почему так важно не только владеть знаниями о музыке, но

и суметь увлечь детей игрой на музыкальном инструменте.

Для

того,

чтобы

обучающиеся

смогли

прочувствовать

и

передать

содержание музыки, необходимо детальное знакомство с нотным текстом.

Тщательный

анализ

поможет

проникнуть

в

особенности

структуры,

проследить

за

ходом

развития

музыки.

Анализ

фактуры

поможет

найти

аналогии с тем или другим инструментальным составом, откроет путь к

поискам звуковых красок. Всё это поможет наметить границы интерпретации

в отношении темпа, звучности, артикуляции и.т.п.

Темы музыкальных путешествий могут быть самыми различными. Это

и путешествия в разные страны с помощью музыки композиторов, живших в

них, и путешествия в историю различных музыкальных жанров, и экскурсии

в мир живой природы.

Поскольку 2017 год был годом экологии, мы предложили школьникам

2 – 5 классов совершить путешествие в лес. А «гидом» в этом путешествии

стал

замечательный

фортепианный

цикл

петербургского

композитора

Г.

Портнова «Русский лес». Композитор обожал природу, особенно северную

природу, леса Карелии, где он часто отдыхал летом.

Русский лес богат разными деревьями. Это - берёза, клен, рябина, липа,

сосна и, конечно, ель. Елочка – самое любимое новогоднее дерево. Но пока

она появится на новогоднем празднике, ель подрастает в лесу, встречает утро

и вечер, теплый ветер и суровую вьюгу, зиму и лето. Рано утром на её

веточках появляются прозрачные капельки – росинки. Они переливаются,

блестят в лучах солнца, как будто

маленькие бриллианты. Первая пьеса

фортепианного цикла так и называется – «Елочка в росинках».

Как красива природа русского леса, сколько художников восхищались

ею. В последней пьесе цикла «Сломанное деревце» композитор выразил

глубокое

сожаление

о

безжалостном

отношении

к

природе,

об

этом

сломанном деревце, которое теперь не зашумит густой кроной изумрудной

листвы, не одарит нас своей прохладой в знойный день и не сможет укрыть

от дождя. Это наводит на мысли о том, как хрупок и беззащитен окружающий

нас мир и что нужно бережно относиться ко всему живому.

Размышляя

о

музыкальном

материале,

который

вы

представляете

обучающимся,

нужно

не

забывать

о

том,

что

наряду

с

естественным

интересом детей к новому, неизвестному у них столь же сильно проявляется

и

привязанность

к

знакомой

музыке,

основанная

на

их

прежнем

опыте,

который

можно

значительно

расширить

за

счёт

других

пьес

этого

же

композитора. Прекрасным материалом для этого может служить «Детский

альбом» замечательного русского композитора П. И. Чайковского.

Вряд ли целесообразно показывать весь цикл целиком, учитывая его объем и

продолжительность звучания. Можно разбить его на своеобразные подциклы,

каждый из которых ляжет в основу небольшого музыкального путешествия,

например

«Мир

сказок

и

игрушек»,

куда

войдут

«Марш

деревянных

солдатиков»,

пьесы,

посвящённые

кукле,

фантастические

произведения

«Нянина

сказка»

и

«Баба

Яга»

или

«Музыкальное

путешествие

по

странам»,

куда

войдут

«Итальянская»,

«Немецкая»,

«Французская»

и

«Неаполитанская» песенки.

Активизировать

и

направить

восприятие

обучающихся

в

процессе

музыкального путешествия поможет опора на опыт организации слушания

музыки таких методистов, как Н.Гродзенская, О.Апраксина, Г.Ригина. Так,

можно использовать вступительное слово к пьесам «Старинная французская

песенка» и «Неаполитанская песенка» Н.Гродзенской.

Музыкальное

путешествие

по

страницам

«Детского

альбома»

поможет

обучающимся понять и полюбить музыку П.И. Чайковского, оставит на всю

жизнь яркую и благодарную память.



В раздел образования