Напоминание

Работа над вокльным аккомпанементом


Автор: Гороничева Алла Петровна
Должность: преподаватель фортепиано, заслуженный учитель РФ
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №3 им О.Б.Воронец"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Работа над вокльным аккомпанементом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3» им. О.Б. Воронец

Работа над вокальным аккомпанементом

Подготовила

засл. учитель РФ

Гороничева А.П

Смоленск, 2018

Работа над вокальным аккомпанементом

С предметом «Аккомпанемент» учащиеся впервые встречаются в 6 классе. И

для

того,

чтобы

увлечь,

заинтересовать

учащихся

данным

предметом,

необходимо,

чтобы

преподаватель

был

квалифицированным

специалистом,

имеющим практический концертмейстерский опыт, работающий с различными

инструментами, голосами, знающий обширный репертуар, представляющий его

сложности

и

особенности,

а

также

владеющий

методикой

преподавания

данного предмета.

Очень большое значение имеет и наличие квалифицированных иллюстраторов

(солистов), чей исполнительский опыт и профессиональная заинтересованность

помогут в обучении учащихся этому интересному предмету.

Чтобы

ученик

чувствовал

себя

комфортно

и

работал

с

удовольствием,

необходимо

подбирать

репертуар

индивидуально

для

каждого

конкретного

ученика,

с

учетом

его

технических

возможностей,

музыкального

и

интеллектуального развития.

Самая

лучшая

концертмейстерская

база

создается

на

изучении

вокальной

музыки, т. к. фортепианная партия в романсах очень детализирована. Часто она

не просто сопровождает голос, но является действующим лицом музыкально-

поэтического повествования.

В процессе первого года обучения, основной формой которого является урок,

учащийся должен получить навыки простого аккомпанемента голосу.

Подбор

учебного

материала

следует

делать

с

учетом

не

только

игровых

возможностей ученика, его технической и музыкальной оснащенности, а также

с учетом постепенного усложнения фактуры фортепианного сопровождения.

Предлагаемые для первоначального обучения аккомпанементы можно разбить

на несколько групп по фактуре их изложения:

а) Аккордовый аккомпанемент.

б) Чередование баса с аккордами.

в) Гармонические фигурации.

Разделение

это

несколько

условно.

Наиболее

часто

встречаются

аккомпанементы смешанного типа, включающие в себя разные виды фактур.

Однако для первого года обучения лучше использовать аккомпанемент с

одним видом какой-либо из фактур, причем наиболее легким из данной

группы. Имея перед собой одну определенную задачу, ученик сумеет лучше

овладеть

каждым

видом

аккомпанемента,

чтобы

затем

перейти

к

более

сложным аккомпанементам данной группы и его смешанным видам.

В качестве примера

аккордового аккомпанемента можно привести Арию

Г.Ф.Генделя Dignare. Аккорды, сопровождающие мелодию арии, находятся в

непрерывном движении восьмыми. Гармония неоднократно повторяется в

этих аккордах, создавая впечатление протяженности звука. Один из способов

преодоления

ударности

и

краткости

звучания

фортепиано

владение

тончайшими градациями постепенного нарастания и затихания звучности,

создающими впечатление непрерывного динамического развития.

Чередование баса с аккордами весьма распространено в русских романсах

XIX века, написанных в жанре вальса, например, романс А.Алябьева «Увы,

зачем она блистает».

Примером романса, где используются гармонические фигурации, является

романс А.С.Даргомыжского «Я вас любил». Аккомпанемент этого романса

однороден на протяжении всего произведения: на фоне протяжных басов

разложенные аккорды восьмыми триолями в правой руке.

Работа

над

аккомпанементом

к

вокальным

произведениям

имеет

свои

особенности,

т.к.

содержание

вокального

произведения

раскрывается

не

только через музыкальные, но и через поэтические образы, через соединение

музыки

и

слова.

Так

как

человеческий

голос

является

самым

тонким

и

гибким из всех музыкальных инструментов, то и аккомпанемент ему должен

быть тонким, гибким и бережным.

Работу с учеником необходимо выстраивать по этапам в зависимости от

трудностей

аккомпанемента

и

восприимчивости

ученика.

Этапы

работы

могут

менять

свою

очередность,

а

также

варьироваться

своей

продолжительностью, в зависимости от успешности работы.

Для ученика, впервые пришедшего на урок по аккомпанементу, знакомство с

произведением должно состояться в виде исполнения иллюстратора (солиста)

с

преподавателем.

Часто

эти

мгновения

становятся

важными

для

дальнейшего обучения, формируют первый интерес к предмету, заражают

радостью и удовольствием от совместного исполнения.

Затем

начинается

предварительное

знакомство

с

самим

произведением,

намеченным

к

разучиванию.

Целью

такого

ознакомления

должно

быть

раскрытие

художественного

содержания,

определение

всех

средств

выразительности, способствующих такому раскрытию. При этом не должна

быть упущена ни одна деталь, ни одна «мелочь».

Л.И.Винокур, работавшая на кафедре музыкальных инструментов МГПУ,

предлагает

следующий

примерный

план

ознакомления

с

вокальным

произведением.

1.Название. Авторы музыки и текста.

Иногда уже в самом названии произведения раскрывается основной образ,

определяющий

стиль

и

характер

исполнения,

например:

«Колыбельная»,

«Баркарола», «Элегия».

Начальный

этап

работы

над

вокальным

произведением

предполагает

знакомство учащегося с историей создания стихотворного текста и музыки, а

также с авторами слов и музыки. (Желательно, чтобы учащийся сам нашел в

рекомендованной ему литературе нужные сведения). Содержание и характер

музыки раскроет внимательное чтение, декламирование текста, его разбор.

Только

отталкиваясь

от

содержания,

ученик

сможет

понять,

как

музыка

раскрывает

содержание,

настроение,

поэтический

образ.

При

этом

необходимо иметь в виду как специфику той эпохи, в которой жил и творил

композитор,

так

и

его

индивидуальный

стиль,

творческий

почерк.

Так,

например, если в начале 19 века в романсах М.Глинки, А.Алябьева и других

композиторов музыка раскрывала в основном общее настроение текста, один

поэтический образ, то у композиторов второй половины 19 века наблюдается

иное

отношение

к

поэтическому

слову.

Большое

значение

приобретает

выразительность отдельных интонаций, слов, оборотов речи. Как говорил

А.С.Даргомыжский: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды».

Подробный разбор стихотворного текста в его связях с музыкой раскроет

перед

учащимися

своеобразие

прочтения

композитором

каждой

строфы,

отраженной

в

деталях

музыкального

текста,

в

вокальной

мелодии

и

сопровождающей партии фортепиано.

2.Указание темпа и метронома. Исполнение в темпе, не соответствующем

авторскому

указанию,

может

до

неузнаваемости

изменить

произведение.

Нужно не только внимательно относиться к указаниям темпа, но и уметь

ориентироваться в указаниях метронома.

3.

Ключи.

Как

правило,

ключи

в

аккомпанементе

бывают

обычные

скрипичный

для

правой

руки,

басовый

для

левой.

Однако

ученики,

уверенные в неизменности этого правила, часто попадают впросак в тех

случаях,

когда

правая

рука

написана

в

басовом

ключе

или

левая

в

скрипичном. Они могут довольно долго играть, недоумевая, «почему такая

странная музыка», пока не догадаются посмотреть на ключ.

4.

Тональность. Определить

тональность,

а

также

встречающиеся

ладотональные перемены.

5.

Размер. Определить

размер,

его

изменения,

какой

ритм

является

преобладающим.

6.Характер

произведения,

звуковая

окраска. Прочитать

все

авторские

ремарки,

относящиеся

к

характеру

звучания,

настроению

романса

(например,lamentoso – жалобно, risoluto – решительно и.т.п.).

7.Все соло фортепиано (прелюдия, постлюдия, интерлюдия). От того, как

будет сыграно вступление, даже если оно состоит из одного аккорда, зависит

судьба всего исполнения. Небрежно сыгранное вступление может выбить

певца

из

творческого

состояния,

вместо

того,

чтобы

подготовить

к

предстоящему

творческому

процессу.

Не

менее

важно

и

заключение,

в

котором часто досказывается незавершенная мысль вокально-поэтического

текста.

Очень

важны

интерлюдии,

цементирующие

отдельные

части

произведения в единую форму.

8. Изучение партии солиста. Один из укоренившихся в сознании учеников-

пианистов стереотипов, который приходится преодолевать педагогу в классе

аккомпанемента, - что музыкальное содержание заключено в двух строчках

фортепианной партии. Следуя привычке, учащийся невольно представляет

себе, что в правой руке находится мелодия, требующая выделения, в левой –

аккомпанемент. Педагогу следует настойчиво добиваться, чтобы работа над

вокальным

произведением

начиналась

с

исполнения

вокальной

партии.

Очень важно научить ученика анализу мелодии, в который входит: уяснение

фразировки, интонационная структура, метроритмический рисунок, цезуры,

дыхания, кульминации во фразах, темп.

9.Изучение

фортепианного

сопровождения. Определить

вид

фактуры,

возможные трудности, аппликатурные проблемы.

10. Работа над трехстрочной партитурой. Для преодоления боязни охвата

непривычной трехстрочной партитуры, полезно поиграть строчку солиста и

басовую партию фортепиано, расширяя, таким образом, привычный угол

зрения (от двух строчек до трех). Это помогает также уяснить гармоническое

строение произведения, его модуляционный план.

11. Исполнение с солистом. Постепенно выстраивается звуковой баланс на

«р», «mp», «f», оговаривается рабочий темп, в котором

ученик успевает

выполнить необходимые цезуры, паузы, кульминации, динамические оттенки.

12. Предконцертное исполнение. Основным моментом этого этапа является

поиск звукового баланса в обстановке концертного зала, приспособление к

роялю, особенностям акустики.

13. Концерт. Это итог проделанной работы. Именно в концертной обстановке

педагог

сможет

проверить

и

оценить

приобретенные

учащимися

концертмейстерские навыки.



В раздел образования