Автор: Шевченко Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: учебная программа
Тема: Экология
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
по курсу _________________________ «Экология»_____________________
(наименование предмета, курса, дисциплины (модуля))
для _______________________________3 класса______________________
(уровень обучения, класс (профиль класса))
направление: общеинтеллектуальное
на 2019/2020 учебный год
составлена
на
основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования, авторской программы курса «Загадки природы» А.Н.
Юшкова, 2012г.
срок реализации программы 2019/2020 учебный год
(срок реализации программы)
Рабочую программу составил
Шевченко А.Н.
учитель начальных классов
2018 год
II.Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы образовательных
организаций становится в наше время экологическое образование. Освоение
основ экологического образования
– одно из требований ФГОС НОО к
предметным
результатам
освоения
ООП
по
курсу
«Окружающий
мир».
Изменения
в
общественной
жизни
и
научно-технический
прогресс
способствуют изменениям во всех сферах деятельности, в том числе и в
образовании.
Внедрение
в
систему
образования
Федера льного
государственного
образовательного
стандарта
привело
к
изменению
цели
образования и отношений между участниками образования. Теперь функция
учителя состоит не в том, чтобы просто передать учащемуся сформированную
базу знаний/умений/навыков, а стать куратором, наставником на тернистом
пути
от
незнания
к
знанию,
которое
ребенок
может
применить
в
своем
личностном опыте, в реальной жизни. Актуальность программы состоит в
том,
что
её
содержание
реализуется
современными
методами
обучения,
связанными
с
ИКТ-технологиями
и
с
использованием
современного
лабораторного
оборудования.
Целенаправленное
вовлечение
младших
школьников в исследовательскую, проектную познавательную деятельность
осуществляется
в
рамках
специально
созданной
развивающей
среды
«Цифровая
учебная
лаборатория»
при
помощи
комплекса
дидактических
средств (компьютерной техники, интерактивных цифровых пособий и сред,
практического оборудования), предназначенных как для групповой, так и для
индивидуальной
работы.
Цифровая
учебная
лаборатория
в
школе
представляет
учащимся
технологии
21
века,
способствует
развитию
их
коммуникативных
способностей,
развивает
навыки
взаимодействия,
самостоятельности
при
принятии
решений,
раскрывает
их
творческий
потенциал.
Младшие
школьники
лучше
понимают,
когда
они
что-либо
самостоятельно создают или изобретают. Обучающиеся получают базовые
понятия, универсальные учебные действия в сфере экологического мышления.
Преподавание курса «Экология» позволит создать более благоприятные
условия
для
продолжения
естественно
–
научного
образования
в
последующих классах.
Представленная программа построена на принципах развивающего
обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно
мыслить,
анализировать,
обобщать,
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Всё это позволит учащимся Крайнего Севера познать красоту и
уникальность
природы,
понять
необходимость
её
охраны
и
бережного
отношения к ней.
Основополагающими документами при создании образовательной
программы «Экология» являются:
Конвенция ООН «О правах ребёнка», ст. 29, в которой говорится о
развитие личности, талантов и умственных и физических способностей
ребенка в их самом полном объеме;
Закон
«Об
образовании»
ст.26,
подчёркивающая
необходимость
в
реализации
дополнительных
образовательных
программах
в
целях
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан,
общества, государства;
Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»,
ст. 8 п. 2, ориентирует на содействие овладению личностью знаниями,
умениями
и
навыками,
обеспечивающими
безопасность
ее
жизни
и
трудовой деятельности в условиях Крайнего Севера; ст. 25 «Охрана
здоровья обучающихся, воспитанников»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей от 7 марта 1995 года № 233;
2
Примерные
требования
к
программам
дополнительного
образования
детей;
Методические рекомендации по организации системы дополнительного
образования детей в образовательных учреждениях от 2006г.
Авторской программы курса «Загадки природы» А.Н. Юшкова, 2012г.
Устав МБОУ «СШ № 17».
Новизна программы
Знакомство с курсом «Экология» даёт ученику ключ к осмыслению
личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,
знакомыми и предсказуемыми. Курс создаёт фундамент значительной части
предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, истории.
Программа курса «Экология» обеспечивает развитие у детей:
вопросительности, как детской способности обнаруживать странное и
необычное в знакомых явлениях природы и жизни живых организмов и
как
исходного
условия
возникновения
мышления,
в
том
числе
и
«теоретического» (естественнонаучного);
позиции участника диалога, когда дети в совместном обсуждении того
или иного явления природы, задавая вопросы друг другу, предлагая
собственные
версии
совместно
выходят
на
новое
понимание
обсуждаемого объекта;
предметной
осведомлённости,
как
результата
групповой
и
самостоятельной
работы
с
массивами
информации.
Наличие
собственных вопросов обеспечивает осмысленность поиска и освоения
информации;
позиция наблюдателя и исследователя, как принципиального условия
возникновения субъекта теоретического мышления.
Представленная программа курс «Экология» рассчитана на применение
в
общеобразовательной
школе,
а
также
в
системе
дополнительного
образования
при
систематическом
проведении
занятий.
Программа
ориентирована на возрастную группу детей 8 – 10 лет.
В
этом
возрасте
учащиеся
уже
понимают
практическую
ценность
природы для жизни людей, но ещё не осознают её эстетического, санитарно-
гигиенического,
научно-познавательного
знания.
Также
недостаточно
оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-
за его воздействия.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с
природой, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую
среду.
Целью программы является углубленное изучение природы края, её
ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе
детей Крайнего Севера; организация занятости обучающихся во внеурочное
время и всестороннее развитие личности ребенка;
развитие мотивации к
изучению дисциплин естественнонаучного цикла.
3
Задачи программы:
1.Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
2.Формирование
простейших
экологических
понятий
и
навыков
у
учащихся.
3.Формирование
положительной
мотивации
в
общественно-полезной
деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4.Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
5.Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
Наличие технологической базы:
оборудования, инструментов и материалов.
№
п.п.
Наименование оборудования
Количество
шт.
1
Переносная лаборатория «Cornelsen»
«Наблюдение за погодой»
1
2
Переносная лаборатория «Cornelsen»
«Фильтрация воды»
1
3
Переносная лаборатория «Cornelsen»
«Основы биологического практикума»
1
4
Переносная лаборатория «Cornelsen»
«Электрические цепи»
1
5
Микроскопы
13
6
Цифровой класс «Один ученик – один компьютер»
7
Интерактивная доска
1
8
Документ-камера
1
9
Принтер-сканер
1
10
Компьютер
1
Виды интерактивного контента:
интерактивные
задания,
интерактивные
тренажёры,
интерактивные
плакаты,
интерактивные
игры,
интерактивные презентации, тесты, интерактивные видео, электронные курсы,
энциклопедии;
интерактивные
образовательные
платформы:
ГлобалЛаб,
Экокласс, РОСНАНО и Гисметео (электронный дневник погоды).
Дополнительная образовательная программа «Экология» содержит элементы
воспитательной компоненты, направленной на:
реализацию федеральных государственных стандартов;
формирование гражданско-правового и патриотического сознания;
формирование духовно-нравственных качеств личности;
формирование
этнокультурного
самосознания
и
межэтнической
толерантности;
воспитание экологической культуры;
пропаганда семейных ценностей;
воспитание культуры и готовности к самостоятельному выбору в пользу
здорового образа жизни;
4
профессионально-трудовое воспитание;
интеллектуальное воспитание;
социокультурное и медиа культурное воспитание;
правовое воспитание и культуру безопасности;
формирование коммуникативной культуры.
III. Предполагаемые результаты
Личностные:
положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес
к способам решения новой частной задачи, окружающего мира;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире, его самореализация.
оценивать
жизненные
ситуации
(поступки
людей)
с
точки
зрения
общепринятых норм и ценностей в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
развитие коммуникативных качеств;
формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и
взаимопомощи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
•
знание
основ
ресурсного
набора
«Переносные
лаборатории
Корнельсен».
•
знание основ элементарного программирования в компьютерной среде.
•
умение довести решение задачи до работающей модели.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
определять,
формулировать
учебную
задачу
на
уроке
в
диалоге
с
учителем и одноклассниками;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
оценить
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной оценки.
Познавательные:
5
сравнивать
и
группировать
предметы,
их
образы
по
заданным
и
самостоятельно выбранным основаниям;
осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной
литературе для выполнения заданий и решения задач;
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать
полученную
информацию:
делать
выводы
на
основе
обобщения знаний.
Коммуникативные:
находить
общее
решение
при
работе
в
парах,
группах;
стараться
договариваться, уметь уступать;
учитывать
разные
мнения
и
стремления
к
координации
различных
позиций в сотрудничестве;
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной
речи
с
учётом
своих
учебных
и
жизненных
речевых
ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать
других,
пытаться
принимать
другую
точку
зрения,
быть
готовым изменить свою точку зрения;
договариваться
с
людьми:
выполняя
роли
в
группе,
сотрудничать
в
совместном решении проблемы.
По окончании 1 года обучения, обучающиеся должны знать и уметь:
-смену времен года как смену условий существования организмов;
-значение живых организмов в природе и жизни человека;
-особенности природных зон (лесостепь, степь, полупустыня);
-представителей животного и растительного мира родного края;
-содержание Красной книги России и своего региона;
-формы охраны природы,
-вести простейшие наблюдения в природе;
-ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные
результаты;
-самостоятельно работать с дополнительной литературой;
-устно описывать объекты природы;
-называть наиболее распространённые объекты растительного и животного
мира края;
-изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
Организационно - педагогические основы обучения.
6
Программа «Экология» рассчитана на 1 год (3 класс), всего 34 занятия (1
час в неделю). Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы
и
заменять
отдельные
вопросы
программы
другими
с
учетом
различных
условий, интересов учащихся.
Оптимальное количество детей в группе от 15 до 25 человек. Обучение
организуется с детьми 9-10 лет в системе дополнительного образования и
основывается на умениях и навыках, полученных на уроках окружающего
мира. Дополнительная образовательная программа «Экология» является: по
типу - познавательной; по целевой установке - образовательной; по уровню
усвоения - практико - ориентированной; по структуре - комплексной.
Формы и виды контроля
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
конечных результатов:
самоооценка
обучающихся
на
основе
собеседования,
оценивания
с
помощью сигнальных знаков (смайлики)
выполнение практических и проектных работ
выставки полученных результатов деятельности на занятиях
участие в конкурсах проектных и исследовательских работ на портале
«ГлобалЛаб»,
предметных
недель
«Школьная
лига
РосНАНО»,
региональных и др. уровней
участие в школьных и городских научно-практических конференциях,
выставках (конкурсах исследовательских работ).
диагностика предметных и метапредметных результатов
Формы и режим занятий
Основными формами учебного процесса являются:
•
групповые учебно-практические и теоретические занятия;
•
работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
•
участие в соревнованиях между группами;
•
комбинированные занятия;
Методы обучения:
1. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового
материала, практика);
2. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая
работа, дискуссия);
3. Контроль и проверка умений и навыков (опрос, тест, самостоятельная
работа);
4. Создание ситуаций творческого поиска;
5. Стимулирование (поощрения).
Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями.
Класс
Количество
часов
в
год
3
34 часа
7
IV. Содержание программы
3 класс
1-2 Путешествие вокруг Земли.
Первые пять тем посвящены космической тематике. В познавательном
плане
3-классники
встретятся
с
ситуациями,
которые
могут
быть
охарактеризованы как «неочевидность очевидного». Одновременно с этим они
продолжат
осваивать
категорию
масштаба
и
изучать
свойства
объектов
средствами
собственной
телесности.
Групповые
формы
работы
являются
доминирующими при организации обсуждения ситуаций.
В
группе
детям
предлагается
поработать
с
глобусом
или
с
картой
полушарий и загадать друг другу загадки.
Экоурок. «Как жить экологично в мегаполис».
3-4 Солнечная система.
Тема «Солнечная система» интересна тем, что в ней неявно задана особая
точка наблюдения за этим миром. Она находится вне солнечной системы. И
это есть тот шаг, благодаря которому может быть обнаружена нетривиальность
утверждения Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не
наоборот. Идея же гелиоцентризма чаще преподносится как очевидный факт.
5-6 Земля: как она устроена и как она возникла? Из чего состоит
земная кора?
На
фоне
«взрослых»
теорий
о
происхождении
Земли
мы
пробуем
обсуждать геологическую историю Земли. Ведь именно благодаря геологии и
минералогии
и
стали
складываться
представления
об
истории
Земли,
её
эволюции. В теме «Из чего состоит земная кора» категория геологического
времени упакована в сюжет происхождения горных пород и минералов.
Экоурок. «Мир без мусора».
7-8 Улиткины загадки.
В
аквариуме
кроме
рыбок
живут
улитки.
Они
ползают
по
стенкам
аквариума и едят зеленые водоросли. Что вы можете рассказать о жизни
улиток?
9-10 Путешествие лилипутов.
Вместе с друзьями отправляемся в удивительное путешествие на лесную
поляну
и
уменьшились
до
1
сантиметра.
Вокруг
раздавалось
жужжание,
шуршание.
Мы
решили
раздвинуть
кусты
и
исследовать,
кто
же
там
шуршит…
11-12 А где-то очень далеко.
А где-то очень далеко, в мангровых зарослях, живут рыбки, которые
называются
илистыми
прыгунами.
Представьте
на
минуту
себя
этими
рыбками.
13-14 Путешествие по природным зонам.
Эта тема касается обсуждения климатических особенностей различных
природных
зон.
Заполнение
таблиц
-
это
процедура
преодоления
«географического
эгоцентризма».
Собственно
эта
работа
-
повод
почувствовать удивительное разнообразие мест на Земле. С другой стороны -
8
понять, что за всем этим климатическим разнообразием стоят физические
причины. Внутри каждой отдельной темы есть свои добавочные сюжеты.
1.Оценка
роли
оси
наклона
Земли
в
привязке
к
тем
или
иным
особенностям природной зоны.
2.Рассказы об особенностях той или иной климатической зоны глазами
человека, там не живущего.
Экоурок. «Лесомания».
15- 16 Путешествие под воду.
Тема «Путешествие под воду» в большей степени технологическая, чем
биологическая.
Нас
интересует
возникновение
у
младших
школьников
исследовательской позиции. Такое отношение к окружающему миру задается,
с
одной
стороны,
загадками
мира
природы,
с
другой
-
технической
оснащённостью исследователя. Моделирование с водой «Подводная лодка»;
«Поднимаем клад со дна» и пр.
Экоурок. «Моря России».
17-18 Путешествующие животные и оседлые живые существа.
Мы вместе с третьеклассниками пробуем постичь обстоятельства весьма
непросто устроенной жизни многих живых существ. Традиционно известные
детям
миграции
–
это
сезонные
миграции
птиц.
На
этом
фоне
далеких
перемещений все остальные животные выглядят «домоседами», что, конечно
же, далеко не так.
Экоурок. «Сохранение редких видов».
19-20 Путешествие по континентам.
В
этот
раз
мы
предлагаем
детям
спроектировать
путешествие
по
континентам. В этом смысле требования на продукт проектирования задано -
это должен быть туристический маршрут путешествия на несколько дней по
природным зонам разных материков земного шара
21-22 Жилища в космосе и под водой.
Есть забавные детские фильмы, которые называются «Дети шпионов». В
этих
фильмах
высокие
технологии
представлены
с
такой
щедростью
и
разнообразием, а дети настолько легко управляются с этими техническими
устройствами,
что
просто
хочется
предложить
-
посмотрите
эти
фильмы
вместе с детьми; запишите все технические новинки, обсудите их работу.
Начинать можно с «подводной деревни». Там нужен защитный купол.
Опыт «Подводный купол – воздух занимает место». А нужен ли такой же
купол для лунной деревни? Для чего нужен купол в первом случае; во втором.
В чем сходство?
23-24 Удивительное разнообразие.
Удивительное творение природы-птицы! Они встречаются и высоко в
горах,
и
в
ледяной
приполярной
пустыне,
в
безводных
песках,
и
над
безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким
полетом, красивым пением, разнообразной окраской. Все ли нам известно о
жизни птиц?
25-26 Полеты и маневры в воздухе.
9
Тема
полетов
является
одной
из
сквозных
тем.
Детям
предлагается
провести сравнительный анализ разных типов полетов разных живых существ
и
попробовать
выделить
специфику
каждого
типа
полета
и
объяснить,
благодаря каким морфологическим особенностям организма тот или иной тип
полета становится возможным.
27-28 Упругая вода
Занятие начинается, например, с фразы «Рядом с водой и на воде живёт
много всяких живых существ» и вопроса «Кто их может назвать?» Вопрос
можно разыграть через игру «Волшебная палочка» (описание игры дано в
теме «Лесные хоромы»).
До игры или после игры (или даже во время, у кого как получится, но
обязательно)
нарисуем
на
доске
кусочек
реки
и
схематично
обозначим
перечисленных детьми существ.
А
теперь
посмотрим
на
рисунок
с
клопом-водомеркой.
Опыт
«Чудо
поверхностного натяжения воды».
Экоурок. «Сбережение воды».
29-30 У кромки воды
Прочитаем с детьми такой текст:
…На небе ночью видны космические звёзды. На дне моря живут морские
звёзды. Только они не светятся по ночам, никогда не были на небе, но умеют
ползать по дну. Рядом с морскими звёздами живут морские ежи. Колючие,
круглые
и
разноцветные.
Они
ползают
по
дну,
ищут
свою
морскую
еду.
Посадить бы одного в аквариум и посмотреть: «Чем же они ползают по дну?»
31-32 Загадки про все.
Предложите детям дома подготовить какой-нибудь опыт-фокус и потом
показать его в классе. Дети к этому возрасту имеют «про запас» некоторое
количество физических опытов, но таких, где есть неожиданный зрительный
эффект.
33-34 Впереди лето
Чтобы летом всласть позаниматься биологией, нужно выбрать маршрут,
подготовить
походное
снаряжение,
запастись
информацией
о
местах
и
существах, там обитающих.
Нарисуйте
в
классе
на
доске
карту
ближайших
мест,
куда
можно
отправиться вместе с родителями или самостоятельно для наблюдений за
разными живыми существами.
V. Учебно-тематический план
3 класс
№
п/п
Тема
Количество
часов
дидактические средства
цифровой учебной
лаборатории
ауд.
внеауд.
1
Путешествие вокруг Земли.
1
ПЛ «Наблюдение за
погодой».
Дневник Гисметео.
Нетбуки.
2
Экоурок.
Как
жить
экологично
в
мегаполисе.
1
ПЛ «Наблюдение за
погодой»
10
3-4
Солнечная система.
2
ОП ГлобалЛаб.
Нетбуки.
5
Земля: как она устроена и как она
возникла?
1
Презентация. Наглядное
пособие
А.Н.
Юшкова
«Загадки природы»
6
Экоурок. Мир без мусора.
1
ПЛ «Наблюдение за
погодой»
7-8
Улиткины загадки.
Осенняя сессия РосНАНО.
1
1
ПЛ «Основы
биологического
практикума»
Портал РосНАНО.
Нетбуки.
9-10
Путешествие лилипутов.
2
Презентация. Наглядное
пособие
А.Н.
Юшкова
«Загадки природы»
11-12
А где-то очень далеко…
2
Презентация. Наглядное
пособие
А.Н.
Юшкова
«Загадки природы»
13
Путешествие по природным зонам.
1
ПЛ
«Наблюдение
за
погодой»
Дневник Гисметео.
Нетбуки.
14
Экоурок. Лесомания.
1
ПЛ
«Наблюдение
за
погодой»
Дневник Гисметео.
15
Путешествие под воду.
1
ОП ГлобалЛаб.
Нетбуки.
16
Экоурок. Моря России.
1
ПЛ «Фильтрация воды»
Микроскопы.
17
Путешествующие
животные
и
оседлые живые существа.
Зимняя сессия РосНАНО.
1
Портал РосНАНО.
Нетбуки.
18
Экоурок. Сохранение редких видов.
1
Презентация. Наглядное
пособие
А.Н.
Юшкова
«Загадки природы»
19-20
Путешествие по континентам.
2
Презентация.
Наглядное
пособие
А.Н.
Юшкова
«Загадки природы»
21-22
Жилища в космосе и под водой.
2
ОП ГлобалЛаб.
Нетбуки.
23-24
Удивительное разнообразие.
Весенняя сессия РосНАНО.
2
ПЛ «Электрические
цепи»
Портал РосНАНО.
Нетбуки.
25-26
Полеты и маневры в воздухе.
2
ПЛ «Наблюдение за
погодой»
Дневник Гисметео.
Нетбуки.
27
Упругая вода.
1
ОП ГлобалЛаб.
ПЛ «Фильтрация воды»
Микроскопы.
28
Экоурок. Сбережение воды.
1
ПЛ «Фильтрация воды»
11
ОП ГлобалЛаб.
Микроскопы.
Нетбуки.
29-30
У кромки воды.
1
1
ПЛ «Фильтрация воды»
ОП ГлобалЛаб.
Микроскопы.
Нетбуки.
31-32
Загадки про все.
1
1
Наглядное пособие А.Н.
Юшкова «Загадки
природы»
33-34
Впереди лето
1
1
ПЛ «Наблюдение за
погодой»
Дневник Гисметео.
Нетбуки.
Итого:
34
VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п
Наименование
объектов
и
с р е д с т в
материально-технического обеспечения
Количество
1.
Библиотечный фонд
1
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М. «Просвещение», 2010
г.
1
2
Юшков
А.Н.
«Загадки
природы».
Методические
рекомендации.
Автономная
некоммерче ская
п р о с в е т и т е л ь с ка я
организацияв
области
естествознания
и
высоких
технологий «ШКОЛЬНАЯ ЛИГА» Санкт-Петербург, 2012
г.
1
4
Юшков Алексей Николаевич «ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ». 1–
2 , 3-4 КЛАСС.
Методические рекомендации
Автономная
некоммерче ская
п р о с в е т и т е л ь с ка я
организация
в области естествознания и высоких технологий
«ШКОЛЬНАЯ ЛИГА» Санкт-Петербург.
2
2.
Технические средства обучения
1
Компьютер с программным обеспечением
1
2
Интерактивная доска
1
3
Мультимедийный проектор
1
4
Документ-камера
1
5
Цифровой класс «Один ученик – один компьютер»
1
6
Принтер-сканер
7
Переносные лаборатории «Cornelsen»:
«Наблюдение за погодой»
«Фильтрация воды»
«Электрические цепи»
«Основы биологического практикума»
4
8
Микроскопы
13
12
13