Напоминание

Экология


Автор: Шевченко Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: учебная программа
Тема: Экология
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

по курсу _________________________ «Экология»_____________________

(наименование предмета, курса, дисциплины (модуля))

для _______________________________3 класса______________________

(уровень обучения, класс (профиль класса))

направление: общеинтеллектуальное

на 2019/2020 учебный год

составлена

на

основе

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования, авторской программы курса «Загадки природы» А.Н.

Юшкова, 2012г.

срок реализации программы 2019/2020 учебный год

(срок реализации программы)

Рабочую программу составил

Шевченко А.Н.

учитель начальных классов

2018 год

II.Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений работы образовательных

организаций становится в наше время экологическое образование. Освоение

основ экологического образования

– одно из требований ФГОС НОО к

предметным

результатам

освоения

ООП

по

курсу

«Окружающий

мир».

Изменения

в

общественной

жизни

и

научно-технический

прогресс

способствуют изменениям во всех сферах деятельности, в том числе и в

образовании.

Внедрение

в

систему

образования

Федера льного

государственного

образовательного

стандарта

привело

к

изменению

цели

образования и отношений между участниками образования. Теперь функция

учителя состоит не в том, чтобы просто передать учащемуся сформированную

базу знаний/умений/навыков, а стать куратором, наставником на тернистом

пути

от

незнания

к

знанию,

которое

ребенок

может

применить

в

своем

личностном опыте, в реальной жизни. Актуальность программы состоит в

том,

что

её

содержание

реализуется

современными

методами

обучения,

связанными

с

ИКТ-технологиями

и

с

использованием

современного

лабораторного

оборудования.

Целенаправленное

вовлечение

младших

школьников в исследовательскую, проектную познавательную деятельность

осуществляется

в

рамках

специально

созданной

развивающей

среды

«Цифровая

учебная

лаборатория»

при

помощи

комплекса

дидактических

средств (компьютерной техники, интерактивных цифровых пособий и сред,

практического оборудования), предназначенных как для групповой, так и для

индивидуальной

работы.

Цифровая

учебная

лаборатория

в

школе

представляет

учащимся

технологии

21

века,

способствует

развитию

их

коммуникативных

способностей,

развивает

навыки

взаимодействия,

самостоятельности

при

принятии

решений,

раскрывает

их

творческий

потенциал.

Младшие

школьники

лучше

понимают,

когда

они

что-либо

самостоятельно создают или изобретают. Обучающиеся получают базовые

понятия, универсальные учебные действия в сфере экологического мышления.

Преподавание курса «Экология» позволит создать более благоприятные

условия

для

продолжения

естественно

научного

образования

в

последующих классах.

Представленная программа построена на принципах развивающего

обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно

мыслить,

анализировать,

обобщать,

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Всё это позволит учащимся Крайнего Севера познать красоту и

уникальность

природы,

понять

необходимость

её

охраны

и

бережного

отношения к ней.

Основополагающими документами при создании образовательной

программы «Экология» являются:

Конвенция ООН «О правах ребёнка», ст. 29, в которой говорится о

развитие личности, талантов и умственных и физических способностей

ребенка в их самом полном объеме;

Закон

«Об

образовании»

ст.26,

подчёркивающая

необходимость

в

реализации

дополнительных

образовательных

программах

в

целях

всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан,

общества, государства;

Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»,

ст. 8 п. 2, ориентирует на содействие овладению личностью знаниями,

умениями

и

навыками,

обеспечивающими

безопасность

ее

жизни

и

трудовой деятельности в условиях Крайнего Севера; ст. 25 «Охрана

здоровья обучающихся, воспитанников»

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного

образования детей от 7 марта 1995 года № 233;

2

Примерные

требования

к

программам

дополнительного

образования

детей;

Методические рекомендации по организации системы дополнительного

образования детей в образовательных учреждениях от 2006г.

Авторской программы курса «Загадки природы» А.Н. Юшкова, 2012г.

Устав МБОУ «СШ № 17».

Новизна программы

Знакомство с курсом «Экология» даёт ученику ключ к осмыслению

личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,

знакомыми и предсказуемыми. Курс создаёт фундамент значительной части

предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, истории.

Программа курса «Экология» обеспечивает развитие у детей:

вопросительности, как детской способности обнаруживать странное и

необычное в знакомых явлениях природы и жизни живых организмов и

как

исходного

условия

возникновения

мышления,

в

том

числе

и

«теоретического» (естественнонаучного);

позиции участника диалога, когда дети в совместном обсуждении того

или иного явления природы, задавая вопросы друг другу, предлагая

собственные

версии

совместно

выходят

на

новое

понимание

обсуждаемого объекта;

предметной

осведомлённости,

как

результата

групповой

и

самостоятельной

работы

с

массивами

информации.

Наличие

собственных вопросов обеспечивает осмысленность поиска и освоения

информации;

позиция наблюдателя и исследователя, как принципиального условия

возникновения субъекта теоретического мышления.

Представленная программа курс «Экология» рассчитана на применение

в

общеобразовательной

школе,

а

также

в

системе

дополнительного

образования

при

систематическом

проведении

занятий.

Программа

ориентирована на возрастную группу детей 8 – 10 лет.

В

этом

возрасте

учащиеся

уже

понимают

практическую

ценность

природы для жизни людей, но ещё не осознают её эстетического, санитарно-

гигиенического,

научно-познавательного

знания.

Также

недостаточно

оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-

за его воздействия.

В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с

природой, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую

среду.

Целью программы является углубленное изучение природы края, её

ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе

детей Крайнего Севера; организация занятости обучающихся во внеурочное

время и всестороннее развитие личности ребенка;

развитие мотивации к

изучению дисциплин естественнонаучного цикла.

3

Задачи программы:

1.Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

2.Формирование

простейших

экологических

понятий

и

навыков

у

учащихся.

3.Формирование

положительной

мотивации

в

общественно-полезной

деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

4.Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5.Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

Наличие технологической базы:

оборудования, инструментов и материалов.

п.п.

Наименование оборудования

Количество

шт.

1

Переносная лаборатория «Cornelsen»

«Наблюдение за погодой»

1

2

Переносная лаборатория «Cornelsen»

«Фильтрация воды»

1

3

Переносная лаборатория «Cornelsen»

«Основы биологического практикума»

1

4

Переносная лаборатория «Cornelsen»

«Электрические цепи»

1

5

Микроскопы

13

6

Цифровой класс «Один ученик – один компьютер»

7

Интерактивная доска

1

8

Документ-камера

1

9

Принтер-сканер

1

10

Компьютер

1

Виды интерактивного контента:

интерактивные

задания,

интерактивные

тренажёры,

интерактивные

плакаты,

интерактивные

игры,

интерактивные презентации, тесты, интерактивные видео, электронные курсы,

энциклопедии;

интерактивные

образовательные

платформы:

ГлобалЛаб,

Экокласс, РОСНАНО и Гисметео (электронный дневник погоды).

Дополнительная образовательная программа «Экология» содержит элементы

воспитательной компоненты, направленной на:

реализацию федеральных государственных стандартов;

формирование гражданско-правового и патриотического сознания;

формирование духовно-нравственных качеств личности;

формирование

этнокультурного

самосознания

и

межэтнической

толерантности;

воспитание экологической культуры;

пропаганда семейных ценностей;

воспитание культуры и готовности к самостоятельному выбору в пользу

здорового образа жизни;

4

профессионально-трудовое воспитание;

интеллектуальное воспитание;

социокультурное и медиа культурное воспитание;

правовое воспитание и культуру безопасности;

формирование коммуникативной культуры.

III. Предполагаемые результаты

Личностные:

положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес

к способам решения новой частной задачи, окружающего мира;

овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире, его самореализация.

оценивать

жизненные

ситуации

(поступки

людей)

с

точки

зрения

общепринятых норм и ценностей в предложенных ситуациях отмечать

конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

развитие коммуникативных качеств;

формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и

взаимопомощи;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

знание

основ

ресурсного

набора

«Переносные

лаборатории

Корнельсен».

знание основ элементарного программирования в компьютерной среде.

умение довести решение задачи до работающей модели.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

определять,

формулировать

учебную

задачу

на

уроке

в

диалоге

с

учителем и одноклассниками;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией;

оценить

правильность

выполнения

действия

на

уровне

адекватной

ретроспективной оценки.

Познавательные:

5

сравнивать

и

группировать

предметы,

их

образы

по

заданным

и

самостоятельно выбранным основаниям;

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной

литературе для выполнения заданий и решения задач;

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,

какая информация нужна для решения учебной задачи;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

факты и явления; определять причины явлений, событий;

перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы

на

основе

обобщения знаний.

Коммуникативные:

находить

общее

решение

при

работе

в

парах,

группах;

стараться

договариваться, уметь уступать;

учитывать

разные

мнения

и

стремления

к

координации

различных

позиций в сотрудничестве;

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и

письменной

речи

с

учётом

своих

учебных

и

жизненных

речевых

ситуаций;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать

других,

пытаться

принимать

другую

точку

зрения,

быть

готовым изменить свою точку зрения;

договариваться

с

людьми:

выполняя

роли

в

группе,

сотрудничать

в

совместном решении проблемы.

По окончании 1 года обучения, обучающиеся должны знать и уметь:

-смену времен года как смену условий существования организмов;

-значение живых организмов в природе и жизни человека;

-особенности природных зон (лесостепь, степь, полупустыня);

-представителей животного и растительного мира родного края;

-содержание Красной книги России и своего региона;

-формы охраны природы,

-вести простейшие наблюдения в природе;

-ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные

результаты;

-самостоятельно работать с дополнительной литературой;

-устно описывать объекты природы;

-называть наиболее распространённые объекты растительного и животного

мира края;

-изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;

Организационно - педагогические основы обучения.

6

Программа «Экология» рассчитана на 1 год (3 класс), всего 34 занятия (1

час в неделю). Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы

и

заменять

отдельные

вопросы

программы

другими

с

учетом

различных

условий, интересов учащихся.

Оптимальное количество детей в группе от 15 до 25 человек. Обучение

организуется с детьми 9-10 лет в системе дополнительного образования и

основывается на умениях и навыках, полученных на уроках окружающего

мира. Дополнительная образовательная программа «Экология» является: по

типу - познавательной; по целевой установке - образовательной; по уровню

усвоения - практико - ориентированной; по структуре - комплексной.

Формы и виды контроля

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и

конечных результатов:

самоооценка

обучающихся

на

основе

собеседования,

оценивания

с

помощью сигнальных знаков (смайлики)

выполнение практических и проектных работ

выставки полученных результатов деятельности на занятиях

участие в конкурсах проектных и исследовательских работ на портале

«ГлобалЛаб»,

предметных

недель

«Школьная

лига

РосНАНО»,

региональных и др. уровней

участие в школьных и городских научно-практических конференциях,

выставках (конкурсах исследовательских работ).

диагностика предметных и метапредметных результатов

Формы и режим занятий

Основными формами учебного процесса являются:

групповые учебно-практические и теоретические занятия;

работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

участие в соревнованиях между группами;

комбинированные занятия;

Методы обучения:

1. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового

материала, практика);

2. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая

работа, дискуссия);

3. Контроль и проверка умений и навыков (опрос, тест, самостоятельная

работа);

4. Создание ситуаций творческого поиска;

5. Стимулирование (поощрения).

Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями.

Класс

Количество

часов

в

год

3

34 часа

7

IV. Содержание программы

3 класс

1-2 Путешествие вокруг Земли.

Первые пять тем посвящены космической тематике. В познавательном

плане

3-классники

встретятся

с

ситуациями,

которые

могут

быть

охарактеризованы как «неочевидность очевидного». Одновременно с этим они

продолжат

осваивать

категорию

масштаба

и

изучать

свойства

объектов

средствами

собственной

телесности.

Групповые

формы

работы

являются

доминирующими при организации обсуждения ситуаций.

В

группе

детям

предлагается

поработать

с

глобусом

или

с

картой

полушарий и загадать друг другу загадки.

Экоурок. «Как жить экологично в мегаполис».

3-4 Солнечная система.

Тема «Солнечная система» интересна тем, что в ней неявно задана особая

точка наблюдения за этим миром. Она находится вне солнечной системы. И

это есть тот шаг, благодаря которому может быть обнаружена нетривиальность

утверждения Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не

наоборот. Идея же гелиоцентризма чаще преподносится как очевидный факт.

5-6 Земля: как она устроена и как она возникла? Из чего состоит

земная кора?

На

фоне

«взрослых»

теорий

о

происхождении

Земли

мы

пробуем

обсуждать геологическую историю Земли. Ведь именно благодаря геологии и

минералогии

и

стали

складываться

представления

об

истории

Земли,

её

эволюции. В теме «Из чего состоит земная кора» категория геологического

времени упакована в сюжет происхождения горных пород и минералов.

Экоурок. «Мир без мусора».

7-8 Улиткины загадки.

В

аквариуме

кроме

рыбок

живут

улитки.

Они

ползают

по

стенкам

аквариума и едят зеленые водоросли. Что вы можете рассказать о жизни

улиток?

9-10 Путешествие лилипутов.

Вместе с друзьями отправляемся в удивительное путешествие на лесную

поляну

и

уменьшились

до

1

сантиметра.

Вокруг

раздавалось

жужжание,

шуршание.

Мы

решили

раздвинуть

кусты

и

исследовать,

кто

же

там

шуршит…

11-12 А где-то очень далеко.

А где-то очень далеко, в мангровых зарослях, живут рыбки, которые

называются

илистыми

прыгунами.

Представьте

на

минуту

себя

этими

рыбками.

13-14 Путешествие по природным зонам.

Эта тема касается обсуждения климатических особенностей различных

природных

зон.

Заполнение

таблиц

-

это

процедура

преодоления

«географического

эгоцентризма».

Собственно

эта

работа

-

повод

почувствовать удивительное разнообразие мест на Земле. С другой стороны -

8

понять, что за всем этим климатическим разнообразием стоят физические

причины. Внутри каждой отдельной темы есть свои добавочные сюжеты.

1.Оценка

роли

оси

наклона

Земли

в

привязке

к

тем

или

иным

особенностям природной зоны.

2.Рассказы об особенностях той или иной климатической зоны глазами

человека, там не живущего.

Экоурок. «Лесомания».

15- 16 Путешествие под воду.

Тема «Путешествие под воду» в большей степени технологическая, чем

биологическая.

Нас

интересует

возникновение

у

младших

школьников

исследовательской позиции. Такое отношение к окружающему миру задается,

с

одной

стороны,

загадками

мира

природы,

с

другой

-

технической

оснащённостью исследователя. Моделирование с водой «Подводная лодка»;

«Поднимаем клад со дна» и пр.

Экоурок. «Моря России».

17-18 Путешествующие животные и оседлые живые существа.

Мы вместе с третьеклассниками пробуем постичь обстоятельства весьма

непросто устроенной жизни многих живых существ. Традиционно известные

детям

миграции

это

сезонные

миграции

птиц.

На

этом

фоне

далеких

перемещений все остальные животные выглядят «домоседами», что, конечно

же, далеко не так.

Экоурок. «Сохранение редких видов».

19-20 Путешествие по континентам.

В

этот

раз

мы

предлагаем

детям

спроектировать

путешествие

по

континентам. В этом смысле требования на продукт проектирования задано -

это должен быть туристический маршрут путешествия на несколько дней по

природным зонам разных материков земного шара

21-22 Жилища в космосе и под водой.

Есть забавные детские фильмы, которые называются «Дети шпионов». В

этих

фильмах

высокие

технологии

представлены

с

такой

щедростью

и

разнообразием, а дети настолько легко управляются с этими техническими

устройствами,

что

просто

хочется

предложить

-

посмотрите

эти

фильмы

вместе с детьми; запишите все технические новинки, обсудите их работу.

Начинать можно с «подводной деревни». Там нужен защитный купол.

Опыт «Подводный купол – воздух занимает место». А нужен ли такой же

купол для лунной деревни? Для чего нужен купол в первом случае; во втором.

В чем сходство?

23-24 Удивительное разнообразие.

Удивительное творение природы-птицы! Они встречаются и высоко в

горах,

и

в

ледяной

приполярной

пустыне,

в

безводных

песках,

и

над

безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким

полетом, красивым пением, разнообразной окраской. Все ли нам известно о

жизни птиц?

25-26 Полеты и маневры в воздухе.

9

Тема

полетов

является

одной

из

сквозных

тем.

Детям

предлагается

провести сравнительный анализ разных типов полетов разных живых существ

и

попробовать

выделить

специфику

каждого

типа

полета

и

объяснить,

благодаря каким морфологическим особенностям организма тот или иной тип

полета становится возможным.

27-28 Упругая вода

Занятие начинается, например, с фразы «Рядом с водой и на воде живёт

много всяких живых существ» и вопроса «Кто их может назвать?» Вопрос

можно разыграть через игру «Волшебная палочка» (описание игры дано в

теме «Лесные хоромы»).

До игры или после игры (или даже во время, у кого как получится, но

обязательно)

нарисуем

на

доске

кусочек

реки

и

схематично

обозначим

перечисленных детьми существ.

А

теперь

посмотрим

на

рисунок

с

клопом-водомеркой.

Опыт

«Чудо

поверхностного натяжения воды».

Экоурок. «Сбережение воды».

29-30 У кромки воды

Прочитаем с детьми такой текст:

…На небе ночью видны космические звёзды. На дне моря живут морские

звёзды. Только они не светятся по ночам, никогда не были на небе, но умеют

ползать по дну. Рядом с морскими звёздами живут морские ежи. Колючие,

круглые

и

разноцветные.

Они

ползают

по

дну,

ищут

свою

морскую

еду.

Посадить бы одного в аквариум и посмотреть: «Чем же они ползают по дну?»

31-32 Загадки про все.

Предложите детям дома подготовить какой-нибудь опыт-фокус и потом

показать его в классе. Дети к этому возрасту имеют «про запас» некоторое

количество физических опытов, но таких, где есть неожиданный зрительный

эффект.

33-34 Впереди лето

Чтобы летом всласть позаниматься биологией, нужно выбрать маршрут,

подготовить

походное

снаряжение,

запастись

информацией

о

местах

и

существах, там обитающих.

Нарисуйте

в

классе

на

доске

карту

ближайших

мест,

куда

можно

отправиться вместе с родителями или самостоятельно для наблюдений за

разными живыми существами.

V. Учебно-тематический план

3 класс

п/п

Тема

Количество

часов

дидактические средства

цифровой учебной

лаборатории

ауд.

внеауд.

1

Путешествие вокруг Земли.

1

ПЛ «Наблюдение за

погодой».

Дневник Гисметео.

Нетбуки.

2

Экоурок.

Как

жить

экологично

в

мегаполисе.

1

ПЛ «Наблюдение за

погодой»

10

3-4

Солнечная система.

2

ОП ГлобалЛаб.

Нетбуки.

5

Земля: как она устроена и как она

возникла?

1

Презентация. Наглядное

пособие

А.Н.

Юшкова

«Загадки природы»

6

Экоурок. Мир без мусора.

1

ПЛ «Наблюдение за

погодой»

7-8

Улиткины загадки.

Осенняя сессия РосНАНО.

1

1

ПЛ «Основы

биологического

практикума»

Портал РосНАНО.

Нетбуки.

9-10

Путешествие лилипутов.

2

Презентация. Наглядное

пособие

А.Н.

Юшкова

«Загадки природы»

11-12

А где-то очень далеко…

2

Презентация. Наглядное

пособие

А.Н.

Юшкова

«Загадки природы»

13

Путешествие по природным зонам.

1

ПЛ

«Наблюдение

за

погодой»

Дневник Гисметео.

Нетбуки.

14

Экоурок. Лесомания.

1

ПЛ

«Наблюдение

за

погодой»

Дневник Гисметео.

15

Путешествие под воду.

1

ОП ГлобалЛаб.

Нетбуки.

16

Экоурок. Моря России.

1

ПЛ «Фильтрация воды»

Микроскопы.

17

Путешествующие

животные

и

оседлые живые существа.

Зимняя сессия РосНАНО.

1

Портал РосНАНО.

Нетбуки.

18

Экоурок. Сохранение редких видов.

1

Презентация. Наглядное

пособие

А.Н.

Юшкова

«Загадки природы»

19-20

Путешествие по континентам.

2

Презентация.

Наглядное

пособие

А.Н.

Юшкова

«Загадки природы»

21-22

Жилища в космосе и под водой.

2

ОП ГлобалЛаб.

Нетбуки.

23-24

Удивительное разнообразие.

Весенняя сессия РосНАНО.

2

ПЛ «Электрические

цепи»

Портал РосНАНО.

Нетбуки.

25-26

Полеты и маневры в воздухе.

2

ПЛ «Наблюдение за

погодой»

Дневник Гисметео.

Нетбуки.

27

Упругая вода.

1

ОП ГлобалЛаб.

ПЛ «Фильтрация воды»

Микроскопы.

28

Экоурок. Сбережение воды.

1

ПЛ «Фильтрация воды»

11

ОП ГлобалЛаб.

Микроскопы.

Нетбуки.

29-30

У кромки воды.

1

1

ПЛ «Фильтрация воды»

ОП ГлобалЛаб.

Микроскопы.

Нетбуки.

31-32

Загадки про все.

1

1

Наглядное пособие А.Н.

Юшкова «Загадки

природы»

33-34

Впереди лето

1

1

ПЛ «Наблюдение за

погодой»

Дневник Гисметео.

Нетбуки.

Итого:

34

VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование

объектов

и

с р е д с т в

материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд

1

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования. М. «Просвещение», 2010

г.

1

2

Юшков

А.Н.

«Загадки

природы».

Методические

рекомендации.

Автономная

некоммерче ская

п р о с в е т и т е л ь с ка я

организацияв

области

естествознания

и

высоких

технологий «ШКОЛЬНАЯ ЛИГА» Санкт-Петербург, 2012

г.

1

4

Юшков Алексей Николаевич «ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ». 1–

2 , 3-4 КЛАСС.

Методические рекомендации

Автономная

некоммерче ская

п р о с в е т и т е л ь с ка я

организация

в области естествознания и высоких технологий

«ШКОЛЬНАЯ ЛИГА» Санкт-Петербург.

2

2.

Технические средства обучения

1

Компьютер с программным обеспечением

1

2

Интерактивная доска

1

3

Мультимедийный проектор

1

4

Документ-камера

1

5

Цифровой класс «Один ученик – один компьютер»

1

6

Принтер-сканер

7

Переносные лаборатории «Cornelsen»:

«Наблюдение за погодой»

«Фильтрация воды»

«Электрические цепи»

«Основы биологического практикума»

4

8

Микроскопы

13

12

13



В раздел образования