Автор: Ким Лидия Трофимовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МКОУ "Таловская СОШ" Тарумовский район Республика Дагестан
Населённый пункт: с. Таловка Тарумовский район Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок по геометрии "Параллельность прямых и плоскостей"
Раздел: полное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Таловка
Тарумовского района РД
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР МКОУ «ТАЛОВСКАЯ СОШ»
_____________ А.А.БОБРУСЕВА
Урок провела учитель
математики и информатики
МКОУ «Таловская средняя
общеобразовательная школа»
Ким Лидия Трофимовна
2018-2019г
Обобщающий урок по теме «Параллельность прямых и плоскостей».
Цели урока:
1. Общеобразовательные:
организовать
работу
учащихся
по
систематизации
знаний
основных
теоретических
вопросов темы;
закрепить и углубить знания и умения учащихся применять аксиомы стереометрии,
следствия из аксиом, теоремы о параллельности прямых, прямой и плоскости,
параллельности плоскостей.
2. Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности учащихся,
познавательного интереса к предмету;
развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
развивать навыки самоконтроля;
развивать активности учащихся,
формировать учебно-познавательных действий, коммуникативных, исследовательских
навыков учащихся, умение анализировать и устанавливать связь между элементами темы.
3. Воспитательные:
создать условия успешности ученика на уроке;
воспитывать культуру умственного труда; способность к самоанализу, рефлексии;
развивать умение рецензировать и корректировать ответы товарищей.
воспитывать умение критически относиться к результатам деятельности;
обеспечить гуманистический характер обучения;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами должны подняться ещё на одну ступеньку вверх, «преодолевая»
задачи, которые будут рассматриваться на уроке. Сегодня мы начинаем повторение темы
«Параллельность прямых и плоскостей в пространстве». Наша задача вспомнить все,
что мы знаем по этой теме.
Учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока.
Актуализация опорных знаний. Проведем теоретическую разминку.
Учащиеся вспоминают учебный материал (при необходимости пользуются учебником) и
составляют опорный конспект.
1. Сформулируйте три аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей.
1. Аксиомы стереометрии (Учащиеся составляют таблицы).
Чертеж
Аксиома
С
1
: Какова бы ни была плоскость, существуют точки,
принадлежащие этой плоскости, и точки, не
принадлежащие ей.
С
2
: Если две различные плоскости имеют общую точку, то
они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку.
С
3
: Если две различные прямые имеют общую точку, то
через них можно провести плоскость, и притом только
одну.
- Взаимное расположение в пространстве двух прямых.
а
в
а
в
а и в скрещивающиеся
•
а
а
в
в
а
в
•
•
•
- Какие прямые в пространстве называются параллельными? (Две прямые в
пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не
пересекаются)
- Сформулируйте признак параллельности прямых в пространстве. (Две прямые,
параллельные третьей прямой, параллельны).
- Сформулируйте свойство параллельных прямых в пространстве. (Через точку вне
данной прямой можно провести прямую, параллельную этой прямой, и притом только
одну)
- Какие прямые в пространстве называются параллельными? (Две прямые в
пространстве называются скрещивающимися, если они не лежат в одной плоскости и
не пересекаются)
- Взаимное расположение в пространстве прямой и плоскости.
а
α
а
α
а
α
- Какие прямая и плоскость называются параллельными? (Прямая и плоскость
называются параллельными, если они не пересекаются)
- Сформулируйте признак параллельности прямой и плоскости в пространстве. (Если
прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в
этой плоскости, то она параллельна самой плоскости.)
- Взаимное расположение в пространстве двух плоскостей.
α
β
α и β - совпадают
α
β
- Какие плоскости называются параллельными? (Две плоскости называются
параллельными, если они не пересекаются)
- На практике в столовой, где встречаетесь с параллельными плоскостями? (Нарезка
хлеба, при нарезке хлеба плоскость ножа остается в параллельных плоскостях. Газовая
плита и кастрюли стоящие на ней. Плоскость газовой плиты должна быть параллельна
плоскости пола (т.к. горизонтальной). Если это не будет выполнятся, жидкость из
кастрюли будет выливаться.)
- Сформулируйте признак параллельности плоскостей в пространстве. (Если две
пересекающиеся прямые одной плоскости параллельны двум прямым другой плоскости,
то эти плоскости параллельны.)
- Сформулируйте теорему о существовании плоскости, параллельной данной
плоскости. (Через точку вне данной плоскости можно провести плоскость,
параллельную данной, и притом только одну.)
Задание 1 Верно ли, что
1. если плоскости не пересекаются, то они параллельны.
Да
2. плоскости параллельны, если прямая лежащая в одной плоскости,
параллельна другой плоскости?
Нет
а
α
а
α
α
β
β
α
β
3. если две прямые, лежащие в одной плоскости, параллельны двум
прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны?
Нет
4. если прямая перпендикулярна одной из двух параллельных
плоскостей, то она перпендикулярна и другой плоскости.
Да
5. прямые, по которым две параллельные плоскости пересечены третьей
плоскостью, параллельны.
Да
6. Если прямая пересекает одну из двух плоскостей, то она пересекает и
другую.
Нет
7. Две плоскости, параллельные третьей, параллельны.
Да
8. Отрезки прямых, заключенные между параллельными плоскостями,
равны.
Нет
Учитель проверяет выполнение работы, обмениваются решениями и проверяют работы
друг друга
Задание 2 Задача 1. Через данную точку А провести плоскость, параллельную данной
плоскости α, не проходящей через точку А.
Так как в плоскости АВС через точку А можно провести лишь одну прямую,
параллельную ВС, а в плоскости АВD через точку А лишь одну прямую, параллельную
BD, то задача имеет единственное решение. Следовательно, через каждую точку
пространства можно провести единственную плоскость, параллельную данной
плоскости.
Пары обмениваются решениями и проверяют работы друг друга, ученики по очереди
объясняют свое решение
4. Подведение итогов урока.
Молодцы! Трудились с полной отдачей, ощутили радость своего труда.
Оценки получили: «5» - …, «4» - …,
«3» - ….
5. Рефлексия.
У каждого ученика в начале урока лежали на столах смайлики. В конце урока они сдают
учителю тот смайлик, который соответствовал их настроению.
Мне всё понятно. Вопросов
нет.
Мне ничего не понятно.
У меня есть вопросы.
6. Задание на дом.
Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все
учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости
Решение.
1. В плоскости α возьмем т. В.
2. Проведем прямые ВС и ВD.
3. Построим вспомогательную плоскость через точку А и прямую ВD, в ней
проведем прямую АD
1
ВD.
4. Построим вспомогательную плоскость через точку А и прямую ВС, в ней
проведем прямую АС
1
ВС.
5. Через прямые АD
1
и АС
1
проведем плоскость β
А
α
β
В
D
1
D
С
С
1
выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то
рекомендуется повторить тот или иной учебный материал и решить оставшиеся задачи.