Напоминание

Формирование орфографической грамотности младших школьников через словарно-орфографическую работу


Автор: Соседова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Формирование орфографической грамотности младших школьников через словарно-орфографическую работу
Раздел: начальное образование





Назад




Словарно-орфографическая работа.

Программой

начального

обучения

по

русскому

языку

для

каждого

класса

предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется

правилами. Навык правописания трудных слов во многом зависит и от активного словаря

учащихся. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями психологи,

учителя связывают с изменением характера их запоминания. Запоминание графического

облика

слов

должно

быть

осмысленным,

а

не

механическим.

Осмысленность

запоминания

может

быть

достигнута

на

основе

понимания

учеником

значения

изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установление

связи данного слова с ранее изученными словами, использование специальных приёмов

запоминания, активного включения трудных слов в речевую практику ребёнка.

Одним из приёмов, обеспечивающих осмысленность прочность запоминания,

является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о

происхождении

слова,

его

первоначальном

значении.

Работа

строится

в

следующем

порядке:

1.

Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный

звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2.

Орфографическое

проговаривание,

запись

слова,

выделение

орфограммы

в

записанном слове.

3.

Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая запись её

на доске, в тетрадях или словариках.

4.

Подбор однокоренных слов.

5.

Составление

словосочетаний,

предложений

с

изученными

словами,

комментированная запись их с использованием этимологии.

Например, знакомство со словом «медведь»

Загадка: Летом бродит без дороги между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

МЕДВЕДЬ – 2 слога, ударение падает на второй слог.

Этимологическая справка.

Медведь,

медведица

крупное

хищное

животное

с

большим

грузным,

покрытым

шерстью телом и короткими лапами.

Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд диких пчёл.

Медведь – мёд, ведающий –«знающий, где есть мёд…»

На

словарные

слова

можно

завести

особые

листы-справочники,

в

них

содержится

языковой материал для использования на уроках.

Образец.

Берёза.

Толкование: Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Этимологическая

справка:

Глядя

на

это

дерево

не

перестаёшь

восхищаться

его

нежностью, белизной ствола, яркой зеленью листвы. И наши предки были поражены

красотой

этого

дерева.

Для

его

названия

они

использовали

древний

корень БЭР,

обозначающий

«светлый,

ясный,

белый».

От

этого

корня

возникло

слово БЭРЗА

«светлое, сияющее» дерево. Чуть изменившись, оно переросло в знакомое для нас слово -

берёза.

Однокоренные слова: берёзка кудрявая

берёзонька белоствольная

березняк редкий

берёзовый лист

подберёзовик красивый

Поговорки: Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Песни: Во поле берёзка стояла,

Во поле кудрявая стояла…

Загадки: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не волос?

Стихи: Чуть пригрело солнце откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд её тонкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Рассказы:

« Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она

русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река

Березина, село Березово, Березники. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её

красоту и за пользу, которую она приносит». (Б.Александров)

Чтобы процесс усвоения слов с непроверяемыми орфограммами сделать более легким

и

быстрым,

можно

использовать

различные

формы,

например

составление

ребусов,

кроссвордов.

Кроссворд:

1. Дом зеленый тесноват, 2. Красненькая матрешка,

Узкий, длинный, гладкий, Беленькое сердечко.

В доме рядышком сидят (малина)

Круглые ребятки. 3. В поле серёжки на тоненькой ножке.

Осенью пришла беда: (овёс)

Треснул домик гладкий. 4. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

Поскакали кто куда (капуста)

Круглые ребятки. 5.Стоит Алёна – платок зелёный,

(горох) Тонкий стан – белый сарафан.

ерёза)

6.

Никто её не пугает, а она вся дрожит.

(осина)

7.

В огороде вырастаю, а когда я вырастаю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

(помидор)

8.

Без окон, без дверей полна горница людей.

(огурец)

Получилось новое слово: растение

г

о

р

о

х

м а

л

и

н

а

о

в

ё

с

к

а

п

у

с

т

а

б

е

р

ё

з

а

о

с

и

н

а

п

о

м и

д

о

р

о

г

у

р

е

ц



В раздел образования