Автор: Соседова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Формирование орфографической грамотности младших школьников через словарно-орфографическую работу
Раздел: начальное образование
Словарно-орфографическая работа.
Программой
начального
обучения
по
русскому
языку
для
каждого
класса
предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется
правилами. Навык правописания трудных слов во многом зависит и от активного словаря
учащихся. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями психологи,
учителя связывают с изменением характера их запоминания. Запоминание графического
облика
слов
должно
быть
осмысленным,
а
не
механическим.
Осмысленность
запоминания
может
быть
достигнута
на
основе
понимания
учеником
значения
изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установление
связи данного слова с ранее изученными словами, использование специальных приёмов
запоминания, активного включения трудных слов в речевую практику ребёнка.
Одним из приёмов, обеспечивающих осмысленность прочность запоминания,
является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о
происхождении
слова,
его
первоначальном
значении.
Работа
строится
в
следующем
порядке:
1.
Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный
звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.
2.
Орфографическое
проговаривание,
запись
слова,
выделение
орфограммы
в
записанном слове.
3.
Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая запись её
на доске, в тетрадях или словариках.
4.
Подбор однокоренных слов.
5.
Составление
словосочетаний,
предложений
с
изученными
словами,
комментированная запись их с использованием этимологии.
Например, знакомство со словом «медведь»
Загадка: Летом бродит без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
МЕДВЕДЬ – 2 слога, ударение падает на второй слог.
Этимологическая справка.
Медведь,
медведица
–
крупное
хищное
животное
с
большим
грузным,
покрытым
шерстью телом и короткими лапами.
Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд диких пчёл.
Медведь – мёд, ведающий –«знающий, где есть мёд…»
На
словарные
слова
можно
завести
особые
листы-справочники,
в
них
содержится
языковой материал для использования на уроках.
Образец.
Берёза.
Толкование: Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Этимологическая
справка:
Глядя
на
это
дерево
не
перестаёшь
восхищаться
его
нежностью, белизной ствола, яркой зеленью листвы. И наши предки были поражены
красотой
этого
дерева.
Для
его
названия
они
использовали
древний
корень БЭР,
обозначающий
«светлый,
ясный,
белый».
От
этого
корня
возникло
слово БЭРЗА
–
«светлое, сияющее» дерево. Чуть изменившись, оно переросло в знакомое для нас слово -
берёза.
Однокоренные слова: берёзка кудрявая
берёзонька белоствольная
березняк редкий
берёзовый лист
подберёзовик красивый
Поговорки: Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Песни: Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла…
Загадки: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не волос?
Стихи: Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Наряд её тонкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Рассказы:
« Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она
русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река
Березина, село Березово, Березники. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её
красоту и за пользу, которую она приносит». (Б.Александров)
Чтобы процесс усвоения слов с непроверяемыми орфограммами сделать более легким
и
быстрым,
можно
использовать
различные
формы,
например
составление
ребусов,
кроссвордов.
Кроссворд:
1. Дом зеленый тесноват, 2. Красненькая матрешка,
Узкий, длинный, гладкий, Беленькое сердечко.
В доме рядышком сидят (малина)
Круглые ребятки. 3. В поле серёжки на тоненькой ножке.
Осенью пришла беда: (овёс)
Треснул домик гладкий. 4. Закутан ребёнок в сто пелёнок.
Поскакали кто куда (капуста)
Круглые ребятки. 5.Стоит Алёна – платок зелёный,
(горох) Тонкий стан – белый сарафан.
(берёза)
6.
Никто её не пугает, а она вся дрожит.
(осина)
7.
В огороде вырастаю, а когда я вырастаю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.
(помидор)
8.
Без окон, без дверей полна горница людей.
(огурец)
Получилось новое слово: растение
г
о
р
о
х
м а
л
и
н
а
о
в
ё
с
к
а
п
у
с
т
а
б
е
р
ё
з
а
о
с
и
н
а
п
о
м и
д
о
р
о
г
у
р
е
ц