Автор: Гурьева Вера Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №4 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Птицы нашего края"
Раздел: дошкольное образование
ЛАНГЕПАССКОЕ
ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познавательное развитие».
Составила воспитатель l квалификационной категории В.В.Гурьева
Тема «Птицы нашего края»
Задачи: Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности.
Формировать умение выделять характерные особенности птиц родного края; познакомить
с паспортом для птиц, упражнять в его составлении. Развивать интерес к жизни птиц,
сочувствие
и
желание
о
них
заботиться.
Воспитывать
любовь
и
доброжелательное
отношение к птицам родного края.
Активный
словарь:
зимующие
птицы:
сорока,
синица,
воробей,
снегирь,
клёст,
свиристель; перелетные птицы: кукушка, грач, скворец, лебедь, утка.
Пассивный словарь: орнитолог, кочующие птицы, кедровка.
Предварительная работа
:
Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о
птицах: рассказ «Серая шейка», беседа о перелетных и зимующих птицах.
Материалы
и
оборудование: Проектор, экран, картинки с изображением птиц, листы
бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, карточки
алгоритма заданий для паспорта птиц, материал для практической деятельности
Методы и приемы:
повышающие познавательную, эмоциональную активности: беседа,
вопросы, игра, сюрпризный момент, практическая деятельность.
Ход ОД
I.
Доброе утро! – птицы запели
– Добрые люди встали с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Воспитатель: Ребята, вы любите праздники?
Есть много праздников в календаре
Их называют красные даты
Есть Новый год и 8 Марта,
Есть первый школьный звонок в сентябре…
Много записано в календаре
Праздников, веселящих…
Но почему-то хочется мне
Праздников настоящих!
Воспитатель
:
Ребята, ведь настоящий праздник- это когда тебя переполняет радость.
Когда хочется плакать и смеяться от счастья…
Воспитатель: Настоящий праздник- это когда не надо приглашать гостей, потому что
люди идут навстречу друг другу сами, поделиться своей радостью…
Воспитатель: Настоящий праздник- это праздник добрых дел, любви к своей Земле;
чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, животные и птицы.
- А знаете ребята, что, с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т.
е., день встречи зимующих птиц. Издавна люди готовили кормушки, читали стихи про
птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно
Синичкин день? Да потому что, Синица – для Руси божья птица.
Раньше в старину на
неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала
станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба,
то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник
знает».
По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые
холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.
Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц)
Воспитатель: Наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них
кормушки и ежедневно их подкармливать. Ведь пернатые друзья приносят пользу. Какую?
-
Одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам.
- Сейчас я проверю, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.
Игра «Найдите птиц» (предлагаю детям выбрать картинку с изображением птицы).
Задание: необходимо разложить птиц на 2 группы: к снежинке - птицы, которые зимуют с
нами, а к солнышку - те, которые улетают в теплые края.
Воспитатель: Каких птиц поместили рядом со снежинкой, как этих птиц назвать одним
словом? Почему?
Дети: Зимующие, т.к. зимуют рядом с человеком.
Воспитатель: Каких птиц отнесли к перелетным? Почему?
Дети: Осенью многие насекомые исчезают, птицам нет корма, им нечем прокормиться.
Они вынуждены улететь в те края, где тепло, а там много корма.
Воспитатель: Зима, это испытание для птиц. Одни птицы могут справиться, а другие
улетают от нас в теплые страны. А почему они все же возвращаются обратно? Ведь
каждый перелет очень труден и опасен для птиц? Некоторые не выдерживают столь
долгого пути и погибают?
Дети: Птицы летят домой.
Воспитатель: Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы
просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц,
учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.
Воспитатель: Ребята, а давайте теперь зимующих птиц нашего края посадим на дерево,
но сначала послушайте загадку?
Игра «Птички на кормушках».
-В понедельник мы положили крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины.
Прилетели
небольшие
серенькие
птички,
крошки
и
семечки
склевали,
а
рябину
не
тронули. Кто это?
-Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и
семечки склевали. Кто это?
-В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской
на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это?
-В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто.
белобокая,
длиннохвостая
непоседа.
Она
очень
любопытная,
увидит
что-нибудь
блестящее, монетку, стеклышко и сидит, разглядывает, потом схватит и в свое гнездо
утащит. Сорока всеядна.
-В пятницу прилетело много птиц. Эти птички с хохолком и красивым принтом,
На рябину прилетели, птички эти — … (свиристели)
Воспитатель: Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и
повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами.
Один
такой орнитолог прислал вам письмо.
(Достаю конверт с письмом.)
«Здравствуйте,
уважаемые
взрослые
и
дети!
Я
работаю
орнитологом.
В
нашей
лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и
родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт они составили
на кедровку. "Кедровка - это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами,
семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых
вылупляются птенцы. Окрашена в тёмный цвет с белыми пятнами, которых нет только на
верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска. "
(показываю детям паспорт на птичку "Кедровка". предлагаю оформить паспорта на
птиц, обитающих в данной местности хорошо знакомых детям).
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной
местности. Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт птицы по схеме:
(величина
птицы,
цвет
оперения,
чем
питается,
перелётная
или
зимующая
птица,
где вьёт гнездо).
Физминутка:
Птица крыльями взмахнула, птица крылья отряхнула
Крылья убрала назад, сделав очень важный взгляд
Посмотрела вправо-влево, удивилась: «Что за дело?
Нет тут птицы ни одной, полечу-ка я домой»
Полетела, полетела, в гнездышко свое присела!
Воспитатель: Раз
сегодня
«Синичкин
праздник»,
а
в
день
рождения
какое
главное
угощение?
Ответы детей: (дети предлагают различные варианты).
- Я предлагаю вам для синицы приготовить любимое лакомство.
(Дети на шпажки накалывают кусочки сала)
III. Игровое упражнение «Солнечный круг»
Воспитатель:
а
сейчас
подошли
ко
мне,
сели
в
кружок
на
палас.
Скажите,
вы
любите птиц? (ответы) Каждый будет говорить, за что он любит птиц и вытягивать ленту
из круга: «Я люблю птиц, потому, что они поедают вредных насекомых»
(склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности, спасают от
вредителей деревья, огороды, поля; радуют песнями; украшают природу;
санитары, способствуют оздоровлению местности и т.д.).
Посмотрите, что у нас получилось (солнце). А вы, добрые, умные лучики, от которых всем
тепло и радостно.