Автор: Зубцова Надежда Ивановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ Тогучинского района
Населённый пункт: п. Нечаевский
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-
развивающей работе»
Педагог – психолог
Зубцова Н. И.
Согласно данным статистики, за последние годы наблюдается увеличение числа
дошкольников, имеющих отклонения в развитии (ЗПР, ЗПРР, РДА, СДВГ). В связи с
этим, возникла необходимость обратиться к педагогическим идеям немецкого педагога
XIX века Фридриха Фребеля – создателя идеи понятие «Детский сад». Такие известные
зарубежные
и
отечественные
педагоги
–
практики
как
Монтессори,
Штейнер,
Никитины, Эльконин, Давыдов использовали идеи Фребеля в своих педагогических
концепциях.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852). Родился в деревне Обервейсбах
на
юге
Германии,
в
семье
пастора.
В
Йенском
университете
изучает
математику,
архитектуру и топографию, затем возвращается к отцу. Получение наследства после
смерти дяди позволяет Фрёбелю стать обеспеченным человеком и искать дело по душе
(архитектура).
Но
в
1806
во
Франкфурте-на-Майне
благодаря
влиянию
директора
местной
школы
Готлиба
Грюнера,
меняет
архитектуру
на
педагогику.
В
1816
г
открывается первая школа Фрёбеля. В 1826 пишет свою первую, незавершенную работу
«Воспитание человека». За 40 лет педагогической деятельности создал разнообразные
учебные заведения, и все они содержали отделения для маленьких детей. 1836-1837 –
разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе, в нем
изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания. В 1840 находит название
своему дошкольному учреждению – «детский сад». В этом же году 28 июля открывается
первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад». А 22
сентября 1851 года по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были
закрыты. 21 июня 1852 года Фридрих Фрёбель скончался в г. Мариентале.
Идеи
Фрёбеля
не
умерли
вместе
с
ним.
Его
друзья,
ученики,
соратники
продолжали
распространять
его
идеи
по
всему
миру.
Детские
сады
в
XIX
веке
появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США.
Детские сады были вновь открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них
запрет.
Идеи Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-педагогических знаний.
Фрёбель
чувствовал
интуитивно
то,
что
подтверждено
на
сегодняшний
день
психолого-педагогическими
исследованиями.
Развитие
тех
или
иных
способностей,
видов деятельности детей зависит от времени обучения - сенситивного периода –
период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной
чувствительностью к, определенного рода, взаимодействиям среды и оказывается как
физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и
знаний.
В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной
природе
ребенка
–
его
подвижности,
непосредственности,
постоянном
развитии
физических и умственных сил, общительности и любознательности.
Фрёбель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с
самого рождения, приобщения его к родной культуре. Для этого он использовал музыку,
пение и танцы. Игры, экспериментирование, проектирование, наблюдение и изучение
природы сопровождали стихотворные тексты.
Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф. Фрёбеля позволили ему
выстроить определенную систему, созданную с учетом психического развития детей.
В
ФГОС
ДО
утверждены
основные
принципы
дошкольного
образования,
полностью
соответствующие
принципам
педагогики
Фрёбеля,
реализация
которых
способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
Принципы педагогики Ф. Фрёбеля:
Признание уникальности каждого ребёнка;
Признание целостности детства во всех его проявлениях;
Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий
для их проявления в окружающей среде (природа и социум);
Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
Признание ребёнка как части семьи и общества;
Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе
ребёнка, его внутренним законам.
По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий
смысл и глубокое значение. Им была разработана уникальная методика общественного
дошкольного
воспитания,
оснащенная
практическими
пособиями
из
простых
и
доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».
Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору
предметов
–
посредников,
приобщающих
ребёнка
к
познанию
окружающего
мира.
Фрёбель
создал
свой
собственный
набор
учебных
материалов,
адаптированных
к
особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».
Его
«дары»
являются
символическими
элементами
Вселенной,
составленные
из
основных
геометрических
форм:
шара,
куба,
цилиндра.
Всего
Фрёбель
разработал
шесть «даров». Первый «дар» – цветные мячики – помогает ребёнку различать цвета и
осваивать пространственные представления. Второй «дар» – шар, куб и цилиндр –
знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» - куб, разделённый на
мелкие
части,
дают
представление
о
целом
и
части,
знакомят
с
геометрическими
формами, способствуют развитию конструирования.
Игрушки Фрёбеля – это самый обыденный материал, который можно найти в
любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом
обусловливается игрушкой. Чем игрушка определённее и сложнее, тем меньше она дает
простора для собственного творчества ребенка. Чем проще игрушка, тем больший
простор остается для самодеятельности ребенка. Фрёбелевские игрушки отличаются не
только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям
детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С
ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать
и
т.
д.
Разные
игрушки
предусматривались
для
детей
разного
возраста:
самым
маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться;
детям постарше – игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.
Однако жизнь не стоит на месте, и идеи Фрёбель – педагогики получили своё
развитие в различных авторских педагогических системах (М. Монтессори, Р. Штейнера
(Вальдорфская педагогика), С. Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных,
теории развивающего обучения Б. Д. Эльконина – В. В. Давыдова). Последователи идей
Фрёбеля по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его
«даров». Если во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов
использовались всего шесть «даров», то в настоящее время игровой набор «Дары
Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет собой комплект, состоящий из 14
модулей и 6 методических пособий (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80
карточек и одно общее методическое пособие).
Все эти предметы используются для коррекционно – развивающей работы с
детьми в проведении как индивидуальных, самостоятельных, так и коллективных игр,
конструирования, творческой деятельности, двигательной активности.
Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок
идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.
Постепенно
от
объектов
реального
мира,
ребенок
переходит
к
абстракциям
и
погружается в мир науки.
Спектр
действий
со
всеми образовательными комплектами не ограничивается
методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и
фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их
интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей.
Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта -
дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для
организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной
игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ОВЗ как педагог - психолог,
большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной
деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в
практической деятельности. Все действия детей во время занятий соединяем со словом.
Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.
Таким
образом,
увеличение
числа
дошкольников,
имеющих
отклонения
в
развитии привело к необходимости использования в работе игрового набора «Дары
Фребеля», что является эффективной технологией в работе с детьми с ОВЗ по развитию
интеллектуальных, познавательных, игровых способностей.