Напоминание

«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе»


Автор: Зубцова Надежда Ивановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ Тогучинского района
Населённый пункт: п. Нечаевский
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-

развивающей работе»

Педагог – психолог

Зубцова Н. И.

Согласно данным статистики, за последние годы наблюдается увеличение числа

дошкольников, имеющих отклонения в развитии (ЗПР, ЗПРР, РДА, СДВГ). В связи с

этим, возникла необходимость обратиться к педагогическим идеям немецкого педагога

XIX века Фридриха Фребеля – создателя идеи понятие «Детский сад». Такие известные

зарубежные

и

отечественные

педагоги

практики

как

Монтессори,

Штейнер,

Никитины, Эльконин, Давыдов использовали идеи Фребеля в своих педагогических

концепциях.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852). Родился в деревне Обервейсбах

на

юге

Германии,

в

семье

пастора.

В

Йенском

университете

изучает

математику,

архитектуру и топографию, затем возвращается к отцу. Получение наследства после

смерти дяди позволяет Фрёбелю стать обеспеченным человеком и искать дело по душе

(архитектура).

Но

в

1806

во

Франкфурте-на-Майне

благодаря

влиянию

директора

местной

школы

Готлиба

Грюнера,

меняет

архитектуру

на

педагогику.

В

1816

г

открывается первая школа Фрёбеля. В 1826 пишет свою первую, незавершенную работу

«Воспитание человека». За 40 лет педагогической деятельности создал разнообразные

учебные заведения, и все они содержали отделения для маленьких детей. 1836-1837 –

разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе, в нем

изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания. В 1840 находит название

своему дошкольному учреждению – «детский сад». В этом же году 28 июля открывается

первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад». А 22

сентября 1851 года по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были

закрыты. 21 июня 1852 года Фридрих Фрёбель скончался в г. Мариентале.

Идеи

Фрёбеля

не

умерли

вместе

с

ним.

Его

друзья,

ученики,

соратники

продолжали

распространять

его

идеи

по

всему

миру.

Детские

сады

в

XIX

веке

появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США.

Детские сады были вновь открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них

запрет.

Идеи Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-педагогических знаний.

Фрёбель

чувствовал

интуитивно

то,

что

подтверждено

на

сегодняшний

день

психолого-педагогическими

исследованиями.

Развитие

тех

или

иных

способностей,

видов деятельности детей зависит от времени обучения - сенситивного периода –

период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной

чувствительностью к, определенного рода, взаимодействиям среды и оказывается как

физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и

знаний.

В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной

природе

ребенка

его

подвижности,

непосредственности,

постоянном

развитии

физических и умственных сил, общительности и любознательности.

Фрёбель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с

самого рождения, приобщения его к родной культуре. Для этого он использовал музыку,

пение и танцы. Игры, экспериментирование, проектирование, наблюдение и изучение

природы сопровождали стихотворные тексты.

Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф. Фрёбеля позволили ему

выстроить определенную систему, созданную с учетом психического развития детей.

В

ФГОС

ДО

утверждены

основные

принципы

дошкольного

образования,

полностью

соответствующие

принципам

педагогики

Фрёбеля,

реализация

которых

способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

Принципы педагогики Ф. Фрёбеля:

Признание уникальности каждого ребёнка;

Признание целостности детства во всех его проявлениях;

Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий

для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;

Признание ребёнка как части семьи и общества;

Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе

ребёнка, его внутренним законам.

По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий

смысл и глубокое значение. Им была разработана уникальная методика общественного

дошкольного

воспитания,

оснащенная

практическими

пособиями

из

простых

и

доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».

Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору

предметов

посредников,

приобщающих

ребёнка

к

познанию

окружающего

мира.

Фрёбель

создал

свой

собственный

набор

учебных

материалов,

адаптированных

к

особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».

Его

«дары»

являются

символическими

элементами

Вселенной,

составленные

из

основных

геометрических

форм:

шара,

куба,

цилиндра.

Всего

Фрёбель

разработал

шесть «даров». Первый «дар» – цветные мячики – помогает ребёнку различать цвета и

осваивать пространственные представления. Второй «дар» – шар, куб и цилиндр –

знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» - куб, разделённый на

мелкие

части,

дают

представление

о

целом

и

части,

знакомят

с

геометрическими

формами, способствуют развитию конструирования.

Игрушки Фрёбеля – это самый обыденный материал, который можно найти в

любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом

обусловливается игрушкой. Чем игрушка определённее и сложнее, тем меньше она дает

простора для собственного творчества ребенка. Чем проще игрушка, тем больший

простор остается для самодеятельности ребенка. Фрёбелевские игрушки отличаются не

только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям

детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С

ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать

и

т.

д.

Разные

игрушки

предусматривались

для

детей

разного

возраста:

самым

маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться;

детям постарше – игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.

Однако жизнь не стоит на месте, и идеи Фрёбель – педагогики получили своё

развитие в различных авторских педагогических системах (М. Монтессори, Р. Штейнера

(Вальдорфская педагогика), С. Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных,

теории развивающего обучения Б. Д. Эльконина – В. В. Давыдова). Последователи идей

Фрёбеля по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его

«даров». Если во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов

использовались всего шесть «даров», то в настоящее время игровой набор «Дары

Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет собой комплект, состоящий из 14

модулей и 6 методических пособий (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80

карточек и одно общее методическое пособие).

Все эти предметы используются для коррекционно – развивающей работы с

детьми в проведении как индивидуальных, самостоятельных, так и коллективных игр,

конструирования, творческой деятельности, двигательной активности.

Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок

идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.

Постепенно

от

объектов

реального

мира,

ребенок

переходит

к

абстракциям

и

погружается в мир науки.

Спектр

действий

со

всеми образовательными комплектами не ограничивается

методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и

фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их

интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:

- развития социальных и коммуникативных умений;

- сенсорного развития;

- развития мелкой моторики;

- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей.

Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта -

дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для

организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной

игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ОВЗ как педагог - психолог,

большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной

деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в

практической деятельности. Все действия детей во время занятий соединяем со словом.

Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.

Таким

образом,

увеличение

числа

дошкольников,

имеющих

отклонения

в

развитии привело к необходимости использования в работе игрового набора «Дары

Фребеля», что является эффективной технологией в работе с детьми с ОВЗ по развитию

интеллектуальных, познавательных, игровых способностей.



В раздел образования