Автор: Ивинская Нина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: филиала МБОУ"Цнинская СОШ №1"
Населённый пункт: в с.Кузьмино-Гать
Наименование материала: методическая разработка интегрированного урока по математике и географии
Тема: "Масштаб"
Раздел: полное образование
Филиал МБОУ «Цнинская СОШ №1» в с.Кузьмино-Гать
Интегрированный урок по математике и географии.
Учитель математики :Ивинская Н.И.
Тема урока: «Масштаб».
Цели урока:
повторение
понятия
«отношения»,
«пропорции»,
«отношение
расстояний»;
введение понятия «масштаб»;
обучение решению задач по данной теме;
практическое применение понятия масштаб.
Оборудование: таблицы, карта Тамбовской области, карта мира, карточки с
планом местности, нить линейка.
Ход урока.
І. Мотивация к учебной деятельности.
Мы продолжаем изучение темы «Пропорции». Сегодня рассмотрим
применение их в одной из областей жизни. Убедимся ,как важно знать
материал, который мы сегодня будем изучать.
ІІ .Повторение пройденного. Устные упражнения.
1.Найдите отношение
Чисел: 4 и 2; 1 и 5;
Величин: 2см и 4 см, 3 см и 6 см, 4см и 2 км, 5см и 4,5км.
2. Во сколько раз число 2 меньше числа 4? Число 3 меньше числа 6?
3.Проверьте верность пропорции:
а)
3
2
=
6
4
б)
7
5
,
0
=
14
1
.
4. Что такое пропорция?
5. Сформулируйте основное свойство пропорции.
ІІІ. Изучение нового материала.
Чертеж земли Московской: наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь…
Эти
строки
из
замечательной
пушкинской
трагедии.
Сын,
занятый
вычерчиванием карты русского государства, беседует с отцом-царем Борисом
Годуновым.
Географическая
карта
-
один
из
важнейших
документов
человеческой
культуры.
Большие
территории,
например
государства
или
части света, изображается на географических картах. Каждая извилина на
карте
,
каждый
штрих,
точка-
результат
землепроходцев,
отважных
путешественников и исследователей.
На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде.
Например, расстояние в 1 километр на карте - это отрезок в 1 сантиметр.
Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?
(
км
см
1
1
=
см
см
100000
1
=
100000
1
раз )
Нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего
расстояния на местности. Эта величина называется масштабом.
Запись на доске и в тетрадях:
На карте
1 см
На местности
1 км = 100 000 см
Масштаб
1: 100 000
Обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1: 100 000 называется
численным.
«Масштаб- мерило, мерник, разметник, мера линейная, принятая для чертежа
или иной работы» ( из «Толкового словаря живого великорусского языка»
В.И.Даля).
ІV. Закрепление нового понятия. № 820.
- Можем сразу найти расстояние?
- Что нужно узнать сначала? (Длину отрезка на карте).
- Как узнать длину отрезка на карте? (Измерить по карте с помощью
линейки).
- Измерьте расстояние на карте. Что означает масштаб 1: 100 000? ( 1 см на
карте равен 100 000 см или 1000 м или 1 км на местности.)
- Запишите решение.
Расстояние
Масштаб
На карте
3 см
↓
1
↓
На местности
Х см
100 000
Самостоятельно разберите задачу 1 на странице 134.
Оформить краткую запись:
Расстояние
Масштаб
На карте
15 см
↓
1
↓
На местности
Х см
10 000
15 : х = 1:10 000,
150 000 см = 1500 м =1,5 км.
Ответ: 1,5 км.
V. Практическое задание по группам.
По карте Тамбовской области найдите:
1-я группа- расстояние от Магазина «Удачный» до Степного лесхоза,
2- я группа- расстояние от нашей школы до станции Кандауровка,
,
3-я группа- расстояние от нашего села до областного центра- города
Тамбова.
Затем задание всем: найдите расстояние от Тамбова до Москвы.( Работа с
картой мира).
VІ. Знакомство с топографической картой. На таких картах масштаб задан по-
иному. Это линейный масштаб.
На
этом
уроке
мы
познакомимся
только
с
одной
областью
применения
масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте.
Дополнительное задание. Пусть по шоссе едет автомобиль со скоростью 40
км/ч, а по железной дороге идет поезд со скоростью 85 км/ч. На сколько рань
прибудет поезд, чем автомобиль в пункт В?
Чтобы построить здание , необходимо сначала разработать чертежи. К ним
относится и план здания, на котором указывается взаимное расположение
помещений. Для построения плана также используются понятие «масштаб».
Как? Это мы выясним на следующем уроке.
VІІ. Домашнее задание. С. 137, №840 (по желанию), 842,844,846(а).