Автор: Хорошилова Светлана Дмитриевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МОУ ИРМО
Населённый пункт: Иркутская область, Иркутский район, село Смоленщина
Наименование материала: Статья
Тема: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: среднее образование
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный
подход к обучению не всегда оправдывает себя, что обучающиеся способны в
основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а
реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы
усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже
проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах,
но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить
их.
Сегодня новый образовательный стандарт нового поколения ставит перед
каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования
нового человека, повышения его творческой активности. И когда мы видим, что
интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый
программный материал, мы делаем для себя важный вывод: необходима
квалифицированная мотивационная деятельность учителя путём включения в
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более
широкого применения активных методов обучения и воспитания, высокий
уровень конкуренции требуют от человека владения разнообразными видами
деятельности, такими как исследование, проектирование, организация,
коммуникация и рефлексия. Новая школа ХХI века нацелена на формирование
целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и
умения в реальных жизненных ситуациях.[1,с.7].
На мой взгляд, одними из средств, позволяющими воспитать личность,
способную к самостоятельности в добывании знаний, их применению не только
при обучении, но и в повседневной жизни, являются интерактивные методы и
формы обучения, которым я уделяю большое внимание в своей педагогической
деятельности и нахожу их применение очень эффективным.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» —
«взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивность — способность
взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо
(например, компьютером) или кем-либо (человеком).[1,с.14].
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной
деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при
которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими
словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в
ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем,
между самими учениками.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс
организован таким образом, что практически все обучающиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная
деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного
материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный
вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем,
происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и
развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более
высокие формы кооперации и сотрудничества.[1,с.17].
При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется,
перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его
общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует
вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует
время и порядок выполнения намеченного плана.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
активизация умственной самостоятельности обучающихся;
стимулирование исследовательской и поисковой деятельности;
развитие коммуникативно–технических умений; умений находить
причинно – следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
формирование культуры самоорганизации деятельности обучающихся на
уроках географии; умение работать с различными видами информации с
помощью различных интерактивных технологий, организовать собственную
информационную деятельность; интеллектуальные умения, необходимые для
познания в реальной действительности.[1,с.21].
Объём материала, изучаемого в школьном курсе географии, значительный и с
каждым годом происходит его уплотнение, изменение сетки часов. Многое из
того, что учащимся необходимо знать, остаётся за рамками программы или
изучается вскользь. Мы должны помнить, что перед нами школьник ХХI века,
который имеет широкие интересы, свои суждения. Именно поэтому учителю
требуется владение основными способами формирования у обучаемых
взаимодействия с миром и с самим собой, использовать в дальнейшей жизни
такие приемы как исследование, проектирование, организация, коммуникация и
рефлексия, что в совокупности с приобретёнными во время школьного
образования знаниями, умениями и навыками составляет компетентность
современного ученика.
В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные
формы и методы, которые предусматривают одновременную совместную работу
всего класса. Вот только некоторые из них: «Мозговой штурм», «Обучая –
учусь», «Микрофон», работа в парах, ролевая игра, незаконченные
предложения, работа в малых группах, метод проектов, интерактивные плакаты,
создание проблемной ситуации, использование интерактивных наглядных
пособий и др.[2,с.35].
Мозговой штурм. Метод стимулирования идей всех участников относительно
определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После
презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои
идеи, ассоциации, комментарии,
ф
разы, связанные с темой.
Например, на уроке
в 6 классе при изучении темы «Атмосфера» при актуализации знаний использую
технологию «мозгового штурма». Через мультимедийный проектор на экран
выводятся вопросы: 1. Атмосфера - это не водная оболочка Земли, а… 2.
Тропосфера – это слой атмосферы. 3. Анероид – прибор для измерения… и т.д.
В результате совместного поиска решения обучающиеся находят ответы на
поставленные вопросы. Данную технологию можно использовать при изучении
темы «Чёрная металлургия» (География России). Группам задаётся
вопрос:«Российский металл самый дорогой в мире. С чем это может быть
связано»? В результате совместного поиска решений группы представляют
разные (в том числе и фантастические) ответы в форме устных презентаций.
Работа в малых группах. Обсуждение конкретного вопроса, в котором
принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки
определенных решений, прогнозов, советов. Такая форма дает возможность
всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе
пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками
урока. Например: География России. 8 класс. Тема урока «Озеро Байкал.
Проблемы Байкала». Группы получили задание- описать природу озера,
выделить проблемы и предложить пути решения. Совместная деятельность
реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого
учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения,
распределяют обязанности. Группы докладывают о результатах своих поисков, в
конце урока подводим итог и выбираем самый понравившийся проект решения
проблем.
Ролевая игра. Хорошая форма для формирования коммуникативной и
кооперативной компетенций - ролевая игра, которая моделирует
реальную деятельность. Цель проведения ролевой игры заключается в
приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных
навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры
вообще. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство
наглядного освещения содержания и сути тематики.
Игры дополняют
традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса
обучения и успешному внедрению в практику педагогического
сотрудничества. Также мною проводятся уроки в форме интерактивных
игр, например: «Как стать миллионером», «Своя игра», «Поле чудес»,
«Что? Где? Когда?», «Самые, самые…», «Географический КВН».
Обучая- учусь. Метод, сущность которого заключается в том, что объект
процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его
функции и обязанности. Этот метод направлен на получение
информации и на ее распространение среди других участников группы.
Полученная информация не считывается, а пересказывается, иногда по
несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.
[4,с.26].
Микрофон. Используя домашнее задание, ученики должны выступить с
речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило – не
прекращать речь, пока не кончится одна минута.
Мозаика. Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам
или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия,
разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки
и ответить, например, к какой закономерности природы принадлежит
описание в данном тексте.[5,с.38].
Чемодан. На плакате перед учащимися нарисован чемодан, каждая
группа по очереди должна рассказать какие знания по рассматриваемой
теме они возьмут в дорогу и поделятся своими ощущениями от урока.
Метод проектов. Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную,
групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка
времени. Особое внимание уделяется формированию и развитию
коммуникативных компетенций в процессе работы над проектом, так как
в процессе групповой работы над проектом ученики вступают в
непосредственное общение.[3,с.45]. Моим ученикам нравится создавать
проекты, и их работы с каждым разом становятся все более совершенны,
в них наблюдается не только творческая работа, но и рост
самостоятельно добываемых знаний.
Анализируя свой педагогический опыт, могу сказать, что интерактивное
обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых
является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение
помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися,
обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде,
прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию,
прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную
жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения,
акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
И самое главное, происходит воспитание и становление конкурентоспособной
личности, востребованной в современном обществе.
Список использованной литературы:
1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные
методы, Ростов – на –Дону: Феникс, 2010.
2. Иванова В. Н. География 7-10 классы: Активизация познавательной
деятельности учащихся, Волгоград: Учитель, 2009
3. Курышева И. В. Интерактивные технологии в преподавании географии
России. География в школе. №10 2009, стр.44-47
4. Стадник А. Г. География 6-10 классы: Уроки – исследования, дискуссии,
пресс-конференции, Волгоград: Учитель, 2010
5. Стрельникова Т. Д. Использование отдельных видов интерактивных
технологий на уроках географии. География в школе. №10 2009, стр.37-44