Автор: Сетова Валентина Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Чита
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по ПМ. 05 Изготовление челюстно-лицевых аппаратов
МДК 05.01 Технология изготовления челюстно-лицевых аппаратов
Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Базовый уровень
Чита-2019
Методические
рекомендации
предназначены
для
студентов
ГПОУ
«Читинский
медицинский колледж» по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая, базовый
уровень среднего профессионального образования
Организация-разработчик: ГПОУ «Читинский медицинский колледж»
Разработчик:
Ф.И.О. Сетова В.А., преподаватель ЦМК «Стоматология»
Рассмотрено и одобрено
ЦМК «Стоматология»
Протокол № ____ от___________.
Председатель Дроздова А.М.__________
2
Содержание:
Пояснительная записка
Стр. 4
Тематический план самостоятельной работы
Стр. 7
Самостоятельная работа № 1
Стр.10
Самостоятельная работа № 2
Стр.11
Самостоятельная работа № 3
Стр.12
Самостоятельная работа № 4
Стр.13
Самостоятельная работа № 5
Стр.14
Самостоятельная работа № 6
Стр.15
Самостоятельная работа № 7
Стр.16
Самостоятельная работа № 8
Стр.17
Самостоятельная работа №9 Стр.18
Самостоятельная работа № 10
Стр.19
Самостоятельная работа № 11
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Стр.20
Стр.21
Стр.24
Стр.27
Стр.33
Стр.37
Список литературы
Стр.39
Пояснительная записка
При
разработке
программы
профессионального
модуля
ПМ.05
Изготовление
челюстно-лицевых аппаратов МДК 05.01 Технология изготовления челюстно-лицевых
аппаратов самостоятельную работу, как необходимое условие реализации ФГОС третьего
3
поколения, сделан акцент, и отведено 50% учебного времени, определено содержание и
объем
теоретической
учебной
информации
и
практических
заданий,
выносимых
на
внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы контроля результатов.
Виды
заданий
для
внеаудиторной
самостоятельной
работы,
их
содержание
и
характер имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику
специальности,
индивидуальные
особенности
студента.
Контроль
самостоятельной
работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и
самооценка студента, контроль и оценка со стороны преподавателя. Критериями оценки
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
являются:
уровень
освоения
обучающимся учебного материала; обоснованность и четкость изложения ответа; умения
студента
использовать
теоретические
знания
при
выполнении
практических
заданий;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Методические
рекомендации
по
выполнению
внеаудиторной
самостоятельной
работы
студентов
по
профессиональному
модулю
ПМ.
05
Изготовление
челюстно-
лицевых аппаратов МДК 05.01 Технология изготовления челюстно-лицевых аппаратов
предназначены для студентов
специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая
,базовый уровень среднего профессионального образования.
В
соответствии
с
федеральными
государственными
стандартами
среднего
профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая
в результате освоения ПМ. 05 Изготовление челюстно-лицевых аппаратов МДК 05.01
Технология изготовления челюстно-лицевых аппаратов, обучающийся должен обладать
умениями,
знаниями,
направленными
на
формирование
профессиональных
и
общих
компетенций.
ПК 5.1. Изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах
челюстно-лицевой области.
ПК
5.2.
Изготавливать
лечебно-профилактические
челюстно-лицевые
аппараты
(шины).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
О К
5 .
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
4
ОК
6.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных
состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом
для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Уметь: изготовить основные виды челюстно-лицевых аппаратов;
изготавливать
лечебно-профилактические
челюстно-лицевые
аппараты
(шины);
Знать:
цели и задачи челюстно-лицевой ортопедии;
историю развития челюстно-лицевой ортопедии;
связь челюстно-лицевой ортопедии с другими науками и дисциплинами;
классификацию челюстно-лицевых аппаратов;
определение травмы, повреждения, их классификацию;
огнестрельные повреждения челюстно-лицевой области, их особенности;
ортопедическую помощь на этапах медицинской эвакуации;
неогнестрельные переломы челюстей, их классификации и механизм смещения
отломков;
особенностей ухода и питания челюстно-лицевых больных;
методы борьбы с осложнениями на этапах медицинской эвакуации;
принципы лечения переломов челюстей; особенности изготовления шины (каппы).
Целью
методических
рекомендаций
является:
оказание
помощи
студентам
в
выполнении
самостоятельной
работы
по
ПМ.
05
Изготовление
челюстно-лицевых
аппаратов МДК 05.01 Технология изготовления челюстно-лицевых аппаратов.
В методических рекомендациях определены темы, цели работы, задания, порядок
выполнения работы, критерии оценки, формы контроля, требования к выполнению и
оформлению заданий.
5
6
Тематический план организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов по программе
профессионального модуля по ПМ 05 Изготовление челюстно-лицевых аппаратов
Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Основная профессиональная образовательная программа:
№п/п
Наименование раздела/темы
программы СР
(Заполняется в соответствии с п.3.2.
программы профессионального модуля
или учебной дисциплины).
Кол-во часов на
выполнение задания
Сроки (номер
практического
занятия) и время на
выполнение задания,
часы.
Задание
(указывается перечень
заданий).
Форма контроля
(устный, письменный, тестовый,
самоконтроль и т.д.).
Раздел ПМ 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
1.
Тема 1.1 Огнестрельные переломы
челюстно-лицевой области.
10 часов
Занятия № 3
Подготовка реферата по теме
«Особенности ранений и
повреждений мягких тканей,
костей челюстно-лицевой
области».
Устный и письменный.
2.
Тема 1.2 Неогнестрельные переломы
челюстно-лицевой области.
10 часов
Занятия № 5
Подготовка реферата по теме
«Переломы верхней челюсти
по ле Фору (1-3 классы)»
Устный и письменный.
3.
Тема 1.3 Ортопедические методы лечения
переломов челюстей фиксирующими
аппаратами
10 часов
Занятия № 7
Подготовка реферата по
теме: «Аппараты и
приспособления для
транспортной
иммобилизации».
Устный и письменный.
4.
Тема 1.4 Ортопедические методы лечения
переломов челюстей репонирующими
аппаратами
2 часа
Занятия № 9
Составление алгоритма
выполнения этапов
изготовления аппарата
Курляндского по схеме.
Устный и письменный.
7
5.
Тема 1.5 Ортопедические методы лечения
при неправильно сросшихся переломах
челюстей
10 часов
Занятия №11
1.
Подготовка реферата
по теме: «Протезирование при
несрошихся и неправильно
сросшихся переломах».
Устный и письменный.
6.
Тема 1.6 Ортопедические методы лечения
при контрактурах и микростомиях.
2 часа
Занятия № 13
Составление алгоритма
выполнения этапов
изготовления складного
протеза по схеме.
Устный и письменный.
7.
Тема 1.7 Ортопедические методы лечения
больных с врожденными дефектами
твердого и (или) мягкого неба.
12 часов
Занятия №15
Создание мультимедийной
презентации по теме:
Технология изготовления
плавающего обтуратора
Кёза или обтуратора
Ильиной-Маркосян.
Устный и письменный.
8.
Тема 1.8 Замещающие, резекционные
аппараты.
12 часов
Занятия № 17
Создание мультимедийной
презентации по теме:
Технология изготовления
аппарата по А.И.
Бетельману.
Устный и письменный.
9.
Тема 1.9 Формирующие аппараты.
3 часа
Занятия №19
1.
Конспектирование,
схематичное изображение в
тетрадях для практических
занятий:
а) шарнирного складного
протеза нижней челюсти;
б)разборного формирующего
протеза из пластмассы(по
И.И.Ревзину);
в) устройства шарнира для
складного протеза.
Устный и письменный.
8
10.
Тема 1.10 Эктопротезирование лица.
10 часов
Занятия №21
Подготовка реферата по теме
«Дефекты лица и
протезирование отдельных его
частей»
Устный и письменный.
11.
Тема 1.11 Ортопедические средства
защиты спортсменов
4 часа
Занятия № 24
Подготовка кроссворда по
теме: «Защитные средства для
спортсменов».
Устный и письменный.
Всего:
85 часов
9
10
Самостоятельная работа № 1
Раздел I Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.1 Огнестрельные переломы челюстно-лицевой области.
Практическое
занятие
№
3 Технология
изготовления
шины
Вебера.
Изготовление
металлического каркаса.
Цель: Описание
с
помощью
реферативного
сообщения
особенностей
ранений
и
повреждений мягких тканей, костей челюстно-лицевой области.
Задание: Подготовить реферат «Особенности ранений и повреждений мягких тканей,
костей челюстно-лицевой области».
Алгоритм выполнения работы:
Изучите основную и дополнительную литературу (Приложение № 6);
Составьте план реферата (порядок изложения материала).
Оформите реферат согласно установленным требованиям.
Оцените качество реферата, опираясь на критерии оценки.
Представьте реферат на практическом занятии.
Рекомендации по написанию реферата: Приложение 1
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
правильно
оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
содержание
соответствует
теме;
полностью
использованы источники и проработан материал; работа представлена в установленные
сроки.
Оценка «хорошо»: грамотно представлена актуальность темы; правильно оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
в
содержании
наблюдаются
расхождения
с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена
в
установленные сроки.
Оценка
«удовлетворительно»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
неграмотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
не
представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
Самостоятельная работа № 2
Тема 1.2 Неогнестрельные переломы челюстно-лицевой области.
Практическое занятие № 5 Изготовление двучелюстной шины Порта. Отлитие модели.
Моделировка восковой композиции.
Цель работы:
Описание с помощью реферативного сообщения
переломов верхней
челюсти по ле Фору (1-3 классы).
Задание: Подготовить реферат «Переломы верхней челюсти по ле Фору (1-3 классы)»
Алгоритм выполнения работы:
Изучите основную и дополнительную литературу (Приложение № 6);
Составьте план реферата (порядок изложения материала).
Оформите реферат согласно установленным требованиям.
Оцените качество реферата, опираясь на критерии оценки.
Представьте реферат на практическом занятии.
Рекомендации по написанию реферата: Приложение 1
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
правильно
оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
содержание
соответствует
теме;
полностью
использованы источники и проработан материал; работа представлена в установленные
сроки.
Оценка «хорошо»: грамотно представлена актуальность темы; правильно оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
в
содержании
наблюдаются
расхождения
с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена
в
установленные сроки.
Оценка
«удовлетворительно»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
неграмотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
не
представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
12
Самостоятельная работа №3
Тема
1.3 Ортопедические методы лечения переломов челюстей фиксирующими
аппаратами.
Практическое занятие № 7 Изготовление плавающего обтуратора Кеза. Отлитие модели.
Моделировка. Загипсовка в кювету.
Цель
работы:
Описание
с
помощью
реферативного
сообщения
аппаратов
и
приспособлений для транспортной иммобилизации.
Задание:
Подготовить реферат на тему: «Аппараты и приспособления для транспортной
иммобилизации».
Алгоритм выполнения работы:
Изучите основную и дополнительную литературу (Приложение № 6);
Составьте план реферата (порядок изложения материала).
Оформите реферат согласно установленным требованиям.
Оцените качество реферата, опираясь на критерии оценки.
Представьте реферат на практическом занятии.
Рекомендации по написанию реферата: Приложение 1
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
правильно
оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
содержание
соответствует
теме;
полностью
использованы источники и проработан материал; работа представлена в установленные
сроки.
Оценка «хорошо»: грамотно представлена актуальность темы; правильно оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
в
содержании
наблюдаются
расхождения
с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена
в
установленные сроки.
Оценка
«удовлетворительно»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
неграмотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
не
представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
13
Самостоятельная работа № 4
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.4
Ортопедические методы лечения переломов челюстей репонирующими
аппаратами
Практическое
занятие
№
9
Изготовление
обтуратора
Ильиной-Маркосян.
Отлитие
модели.
Черчение
границ.
Изготовление
базисов
с
О.В.
загипсовка
в
окклюдатор.
Изготовление
кламмеров.
Подбор
и
постановка
искусственных
зубов.
Окончательная
моделировка.
Цель
работы:
Составление
алгоритма
выполнения
этапов
изготовления
аппарата
Курляндского.
Задание:
Составить алгоритм выполнения этапов изготовления аппарата Курляндского.
Алгоритм выполнения работы.
Изучите материалы темы.
Установите логическую связь между элементами темы.
В ы б е р и т е
о п о р н ы е
с и г н а л ы
д л я
а к ц е н т и р о в а н и я
г л а в н о й
информации и отобразить в структуре работы.
Оформите алгоритм и предоставьте к установленному сроку.
Рекомендации по составлению: Приложение № 2.
Критерии оценки:
Оценка "отлично": составленный алгоритм, соответствует изучаемому материалу,
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению
памятки соблюдены, не допущены недочеты, не имеются упущения в оформлении.
Оценка "хорошо": составленный алгоритм, соответствует изучаемому материалу,
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению
памятки соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в
формулировке
тезисов,
пропущены
некоторые
действия,
имеются
упущения
в
оформлении.
Оценка "удовлетворительно": составленный алгоритм соответствует изучаемому
материалу,
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению памятки не соблюдены, допущены недочеты, например: имеются неточности
в
формулировке
тезисов,
пропущены
некоторые
действия,
имеются
упущения
в
оформлении.
Оценка
"неудовлетворительно":
составленный
алгоритм
не
соответствует
изучаемому
материалу,
не
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению
памятки
не
соблюдены,
допущены
недочеты,
например:
имеются неточности в формулировке тезисов, пропущены некоторые действия, имеются
упущения в оформлении; алгоритм студентом не предоставлен в назначенный срок.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
14
Самостоятельная работа №5
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.5. Ортопедические методы лечения при неправильно сросшихся переломах
челюстей.
Практическое
занятие
№
11
Изготовление
складного
протеза.
Отлитие
моделей.
Черчение границ. Изготовление базисов с О.В. загипсовка в окклюдатор.
Цель
работы:
Представление
с
помощью
реферативного
сообщения
методов
протезирования при несрошихся и неправильно сросшихся переломах.
Задание: Подготовить реферат на тему: «Протезирование при несрошихся и неправильно
сросшихся переломах».
Алгоритм выполнения работы:
Изучите основную и дополнительную литературу (Приложение № 6);
Составьте план реферата (порядок изложения материала).
Оформите реферат согласно установленным требованиям.
Оцените качество реферата, опираясь на критерии оценки.
Представьте реферат на практическом занятии.
Рекомендации по написанию реферата: Приложение 1
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
правильно
оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
содержание
соответствует
теме;
полностью
использованы источники и проработан материал; работа представлена в установленные
сроки.
Оценка «хорошо»: грамотно представлена актуальность темы; правильно оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
в
содержании
наблюдаются
расхождения
с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена
в
установленные сроки.
Оценка
«удовлетворительно»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
неграмотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
не
представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
15
Самостоятельная работа № 6.
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.6 Ортопедические методы лечения при контрактурах и микростомиях.
Практическое занятие № 13 Подготовка к загипсовке и загипсовка в кювету. Замена
воска на пластмассу. Обработка. Шлифовка. Полировка.
Цель
работы:
Составление
алгоритма
выполнения
этапов
изготовления
складного
протеза.
Задание : Составить алгоритм выполнения этапов изготовления складного протеза.
Алгоритм выполнения работы:
Изучите материалы темы.
Установите логическую связь между элементами темы.
В ы б е р и т е
о п о р н ы е
с и г н а л ы
д л я
а к ц е н т и р о в а н и я
г л а в н о й
информации и отобразить в структуре работы.
Оформите алгоритм и предоставьте к установленному сроку.
Рекомендации по составлению: Приложение № 2.
Критерии оценки:
Оценка "отлично": составленный алгоритм, соответствует изучаемому материалу,
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению
памятки соблюдены, не допущены недочеты, не имеются упущения в оформлении.
Оценка "хорошо": составленный алгоритм, соответствует изучаемому материалу,
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению
памятки соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в
формулировке
тезисов,
пропущены
некоторые
действия,
имеются
упущения
в
оформлении.
Оценка "удовлетворительно": составленный алгоритм соответствует изучаемому
материалу,
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению памятки не соблюдены, допущены недочеты, например: имеются неточности
в
формулировке
тезисов,
пропущены
некоторые
действия,
имеются
упущения
в
оформлении.
Оценка
"неудовлетворительно":
составленный
алгоритм
не
соответствует
изучаемому
материалу,
не
соблюдены
требования
к
составлению
тезисов;
основные
требования
к
оформлению
памятки
не
соблюдены,
допущены
недочеты,
например:
имеются неточности в формулировке тезисов, пропущены некоторые действия, имеются
упущения в оформлении; алгоритм студентом не предоставлен в назначенный срок.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
16
Самостоятельная работа №7
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема
1.7
Ортопедические
методы
лечения
больных
с
врожденными
дефектами
твердого и (или) мягкого неба.
Практическое
занятие
№
15
Изготовление
разборного
протеза.
Отлитие
моделей.
Черчение границ. Изготовление базисов с О.В.
Цель:
Создание мультимедийной презентацию на тему: Технология изготовления
плавающего обтуратора Кёза или обтуратора Ильиной-Маркосян.
Задание:
Создать
мультимедийную
презентацию
на
тему:
Технология
изготовления
плавающего обтуратора Кёза или обтуратора Ильиной-Маркосян.
Алгоритм выполнения работы:
Изучите материалы темы, выделяя главное и второстепенное.
Установите логическую связь между элементами темы.
Представьте характеристику элементов в краткой форме.
В ы б е р и т е
о п о р н ы е
с и г н а л ы
д л я
а к ц е н т и р о в а н и я
г л а в н о й
информации и отобразите в структуре работы.
Оформите работу и предоставьте к установленному сроку.
Рекомендации по составлению: Приложение № 3.
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»:
представленная
работа
соответствует
содержанию
темы;
структурированность
информации
правильная;
изложенная
информация
логически
связана; присутствует эстетичность оформления, его соответствие требованиям; работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«хорошо»:
представленная
работа
соответствует
содержанию
темы;
структурированность
информации
правильная;
изложенная
информация
логически
связана; эстетичность оформления не соответствует требованиям; работа представлена в
установленные сроки.
Оценка «удовлетворительно»: представленная работа соответствует содержанию
темы;
структурированность
информации
не
правильная;
изложенная
информация
логически не связана; эстетичность оформления не соответствует требованиям; работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
представленная
работа
не
соответствует
содержанию
темы;
структурированность
информации
не
правильная;
изложенная
информация
логически
не
связана;
эстетичность
оформления
не
соответствует
требованиям; работа не представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
17
Самостоятельная работа № 8
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.8. Замещающие, резекционные аппараты.
Практическое
занятие
№
17 Выделение
будущей
съемной
части.
Окончательная
моделировка. Подготовка к загипсовке и загипсовка в кювету.
Цель работы: Создание мультимедийной презентации на тему: Технология изготовления
аппарата по А.И. Бетельману
Задание:
Создать
мультимедийную
презентацию
на
тему:
Технология
изготовления
аппарата по А.И. Бетельману
Алгоритм выполнения работы:
Изучите материалы темы, выделяя главное и второстепенное.
Установите логическую связь между элементами темы.
Представьте характеристику элементов в краткой форме.
В ы б е р и т е
о п о р н ы е
с и г н а л ы
д л я
а к ц е н т и р о в а н и я
г л а в н о й
информации и отобразите в структуре работы.
Оформите работу и предоставьте к установленному сроку.
Рекомендации по составлению: Приложение № 3.
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»:
представленная
работа
соответствует
содержанию
темы;
структурированность
информации
правильная;
изложенная
информация
логически
связана; присутствует эстетичность оформления, его соответствие требованиям; работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«хорошо»:
представленная
работа
соответствует
содержанию
темы;
структурированность
информации
правильная;
изложенная
информация
логически
связана; эстетичность оформления не соответствует требованиям; работа представлена в
установленные сроки.
Оценка «удовлетворительно»: представленная работа соответствует содержанию
темы;
структурированность
информации
не
правильная;
изложенная
информация
логически не связана; эстетичность оформления не соответствует требованиям; работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
представленная
работа
не
соответствует
содержанию
темы;
структурированность
информации
не
правильная;
изложенная
информация
логически
не
связана;
эстетичность
оформления
не
соответствует
требованиям; работа не представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
Самостоятельная работа № 9
18
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.9 Формирующие аппараты.
Практическое занятие № 19 Изготовление эктопротеза уха. Моделирование из воска.
Цель работы: изучение формирующих аппаратов.
Задание:
Законспектировать,
схематично
изобразить
в
тетрадях
для
практических
занятий: а) шарнирный складной протез нижней челюсти;
б)разборный формирующий протез из пластмассы(по И.И.Ревзину);
в) устройство шарнира для складного протеза.
Алгоритм выполнения задания.
Прочитайте лекции;
Выделите и запишите основные моменты;
Схематично изобразите заданные аппараты.
Рекомендации по составлению: Приложение № 4.
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»: содержательность конспекта, соответствие плану; отражение
основных
положений,
результатов
работы
автора,
выводов;
ясность,
лаконичность
изложения
мыслей
студента;
наличие
схем,
графическое
выделение
особо
значимой
информации; грамотность изложения; конспект сдан в срок.
Оценка «хорошо»: содержательность конспекта, соответствие плану; отражение
основных
положений,
результатов
работы
автора,
выводов;
ясность,
лаконичность
изложения
мыслей
студента;
наличие
схем,
графическое
выделение
особо
значимой
информации; грамотность изложения; конспект сдан не в срок.
Оценка
«удовлетворительно»: содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; мысли студента
изложены не ясно; отсутствие схем, конспект сдан не в срок.
Оценка
«неудовлетворительно»: содержательность
конспекта,
несоответствие
плану; не отражены основные положения, результаты работы автора, выводы; мысли
студента изложены не ясно; отсутствие схем, конспект сдан не в срок.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
Самостоятельная работа № 10
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.10. Эктопротезирование лица.
Практическое занятие № 21 Изготовление эктопротеза носа. Моделирование из воска.
Цель
работы:
Описание
с
помощью
реферативного
сообщения
дефектов
лица
и
протезирование отдельных его частей.
19
Задание: Написать реферат на тему «Дефекты лица и протезирование отдельных его
частей».
Алгоритм выполнения работы:
Изучите основную и дополнительную литературу (Приложение № 6);
Составьте план реферата (порядок изложения материала).
Оформите реферат согласно установленным требованиям.
Оцените качество реферата, опираясь на критерии оценки.
Представьте реферат на практическом занятии.
Рекомендации по написанию реферата: Приложение 1
Критерии оценки:
Оценка
«отлично»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
правильно
оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
содержание
соответствует
теме;
полностью
использованы источники и проработан материал; работа представлена в установленные
сроки.
Оценка «хорошо»: грамотно представлена актуальность темы; правильно оформлен
и
грамотно
написан
реферат;
в
содержании
наблюдаются
расхождения
с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена
в
установленные сроки.
Оценка
«удовлетворительно»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
неграмотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и написан реферат; в содержании наблюдаются расхождения с
темой;
не
полностью
использованы
источники
и
проработан
материал;
работа
не
представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
Самостоятельная работа № 11
Раздел ПК 5.1 Изготовление основных видов челюстно-лицевых аппаратов
Тема 1.11. Ортопедические средства защиты спортсменов
Практическое занятие № 24 Замена воска на эластичную пластмассу.
Цель работы: Подготовка кроссворда по теме: «Защитные средства для спортсменов».
Задание: Подготовить кроссворд по теме: «Защитные средства для спортсменов».
Алгоритм выполнения работы:
Изучите основную и дополнительную литературу (Приложение № 6);
20
Напишите вопросы для кроссворда.
Составьте кроссворд.
Оцените качество кроссворда, опираясь на критерии оценки.
Представьте кроссворд на практическом занятии.
Рекомендации по составлению: Приложение 5
Критерии оценки: Оценка «отлично»: грамотно представлена актуальность темы;
правильно
оформлен
и
грамотно
составлен
кроссворд
(с
точки
зрения
логики
и
правописания); содержание соответствует теме; полностью использованы источники и
проработан материал; работа представлена в установленные сроки.
Оценка «хорошо»: грамотно представлена актуальность темы; правильно оформлен
и грамотно составлен кроссворд (с точки зрения логики и правописания); в содержании
наблюдаются расхождения с темой; не полностью использованы источники и проработан
материал; работа представлена в установленные сроки.
Оценка
«удовлетворительно»:
грамотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и составлен кроссворд (с точки зрения логики и правописания); в
содержании наблюдаются расхождения с темой; не полностью использованы источники и
проработан материал; работа представлена в установленные сроки.
Оценка
«неудовлетворительно»:
неграмотно
представлена
актуальность
темы;
неправильно оформлен и составлен кроссворд (с точки зрения логики и правописания); в
содержании наблюдаются расхождения с темой; не полностью использованы источники и
проработан материал; работа не представлена в установленные сроки.
Рекомендуемая литература: Приложение № 6.
Приложение № 1
Методические рекомендации по написанию реферата.
21
Пояснительная
записка:
Написание
реферата –
это
более
объёмный,
чем
сообщение,
вид
самостоятельной
работы
студента,
содержащий
информацию,
дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее
место
занимают
темы,
представляющие
профессиональный
интерес,
несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную
модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может
включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую
тему на семинарах, конференциях.
Современные
требования
к
реферату
–
точность
и
объективность
в
передаче
сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать
представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном
виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования
и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на
основе обзора литературы и других источников.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации,
сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются
преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Рекомендации по составлению реферата:
В
организационном
плане
написание
реферата
-
процесс,
распределенный
во
времени
по
этапам.
Все
этапы
работы
могут
быть
сгруппированы
в
три
основные:
подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме
с
использованием
различных
библиографических
источников;
выбор
литературы
в
конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы
по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение
записей прочитанного.
Заключительный
этап
включает
в
себя
обработку
имеющихся
материалов
и
написание реферата, составление списка использованной литературы. Первоначальная
задача
данного
этапа
-
систематизация
и
переработка
знаний.
Систематизировать
полученный
материал
-
значит
привести
его
в
определенный
порядок,
который
соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата
Введение
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
22
а)
очень
краткий
анализ
научных,
экспериментальных
или
практических
достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата, который мы определили (10-15 страниц), -
1,2 страницы.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по
предложенному
плану,
используя
материал
из
источников.
В
этом
разделе
работы
формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в
литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень
важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный,
который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение.
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов
работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий
вывод,
к
которому
пришел
автор
реферата,
предложения
по
дальнейшей
научной
разработке
вопроса
и
т.п.
Здесь
уже
никакие
конкретные
случаи,
факты,
цифры
не
анализируются.
Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников.
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и
содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы,
журналы, брошюры и газетные статьи.
Список использованных источников оформляется в той же последовательности,
которая указана в требованиях к оформлению рефератов.
23
Приложение № 2
Методические рекомендации по составлению алгоритмов выполнения этапов
изготовления
Пояснительная
записка: существует
ряд
методов
упорядочения
полученной
информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм -
строгая последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи
определенного
класса.
Эта
последовательность
действий
может
иметь
словесное
описание, в котором представлены все элементарные действия и логические условия,
определяющие порядок этих действий, а может быть описана в символической форме или
в
виде
графика.
Метод
дает
возможность
представить
совокупность
действий
в
компактной форме и понять их закономерные связи.
Его преимущества состоят в том, что
самый сложный трудовой процесс может быть представлен в компактном и обозримом
виде: в виде текста, символической строчной записи или граф-схемы.
Рекомендации по составлению алгоритма выполнения этапов изготовления:
24
Для составления алгоритма по заданной теме нужно найти информацию с разных
источников (сеть
Internet,
энциклопедии,
практические
пособия,
учебная
литература),
изучить её и выписать тезисы (основные мысли или основные действия).
Схемы алгоритмов должны быть представлены на листах формата А4 в печатном
варианте. Стрелками на такой схеме изображают последовательность действий человека,
выполняющего алгоритм.
25
Оттиск
26
Приложение № 3
Методические рекомендации по оформлению компьютерных презентаций
Пояснительная
записка:
Создание
материалов-презентаций –
э т о
в и д
самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий,
выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот
вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке
информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные
вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций
расширяет
методы
и
средства
обработки
и
представления
учебной
информации,
формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием
программы
Microsoft
PowerPoint.
В
качестве
материалов-презентаций
могут
быть
представлены
результаты
любого
вида
внеаудиторной
самостоятельной
работы,
по
формату соответствующие режиму презентаций.
27
Челюстно-лицевой аппарат
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала
по
теме,
его
объёма,
уровня
сложности
создания
презентации,
индивидуальных
особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 20 часов.
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций представляются на
контроль на практических занятиях.
Рекомендации по дизайну презентации:
Текстовая информация:
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться),
но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста рекомендуется использование шрифта Times
New Roman , для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо
читаем;
курсив,
подчеркивание,
жирный
шрифт,
прописные
буквы
рекомендуется
использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация:
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или
передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки,
если они не являются частью стилевого оформления;
цвет
графических
изображений
не
должен
резко
контрастировать
с
общим
стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне
должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или
для
демонстрации
динамики
развития
какого-либо
процесса.
В
этих
случаях
использование
анимации
оправдано,
но
не
стоит
чрезмерно
насыщать
презентацию
такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
звуковое
сопровождение
должно
отражать
суть
или
подчеркивать
особенность
темы слайда, презентации;
28
фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова
докладчика.
Единое стилевое оформление
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или
фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов
и более 3 типов шрифта;
оформление
слайда
не
должно
отвлекать
внимание
слушателей
от
его
содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде:
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера
слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу
блоки — слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика
предъявления
информации
на
слайдах
и
в
презентации
должна
соответствовать логике ее изложения.
В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.
По содержанию:
на слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик,
текст
должен
содержать
только
ключевые
фразы
(слова),
которые
докладчик
развивает и комментирует устно;
если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который
требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только
одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.
По оформлению:
на первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в
ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания;
каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик
(будь
то
эпиграф
или
цитаты
по
ходу
доклада)
размещается
на
отдельном
слайде,
29
обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в
коем случае – одна фамилия, исключение – псевдонимы). Допустимый вариант – две
небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше;
все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание;
подбор
шрифтов
и
художественное
оформление
слайдов
должны
не
только
соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории (например, сложные
рисованные
шрифты
часто
трудно
читаются,
тогда,
как
содержание
слайда
должно
восприниматься все сразу – одним взглядом);
в
конце
презентации
представляется
список
использованных
источников,
оформленный по правилам библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение
благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.
Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются: название
фильма (репортажа); год и место выпуска; авторы идеи и сценария; руководитель проекта.
Общие правила оформления презентации
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип колледжа.
Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в
содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка не ставится.
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание не
используется,
т.к.
оно
в
документе
указывает
на
гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится
точка.
Пример: К числу органов, составляющих зубочелюстную систему, расположенных
в средней и нижней части лица, относятся: верхняя челюсть с её отростками и
расположенных в ячейках зубами; твёрдое и мягкое нёбо; нижняя челюсть; височно-
30
челюстной
сустав;
жевательные
и
мимические
мышцы;
язык;
слюнные
железы;
слизистая оболочка полости рта; губы; щёки.
Обратите внимание - после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой
буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы,
далее - маленькими.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка.
8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1.
Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2.
Лучше
растровые
изображения
(в
формате jpg)
заранее
обработать
в
любом
графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет,
используйте панель «Настройка изображения».
Список литературы:
Фамилия и инициалы автора (по алфавиту);
Заглавие документа (книги, статьи из журнала, газеты, сборника научных статей и
пр.);
Общее обозначение материала;
Сведения, относящиеся к заглавию (наличие частей, томов, выпусков, жанр, вид
издания, перевод и т.д.);
Сведения
об
ответственности:
фамилии
авторов,
составителей,
редакторов,
переводчиков, иллюстраторов и др.;
Данные о повторности издания;
Место издания;
Издательство;
Год издания;
Количество или интервал страниц.
Главным источником информации для создания описания является титульный лист
(этикетка, наклейка и др.). Сведения, отсутствующие на титульном листе, но необходимые
и сформулированные на основе анализа документа, приводят в квадратных скобках.
Элементам библиографического описания документа предшествуют следующие
разделительные
(предписанные)
знаки,
являющиеся
обязательными,
употребление
которых не связано с нормами языка. До и после разделительного знака ставится пробел.
Исключение: точка и запятая. Пробел ставится только после них.
31
. (точка)
. - (точка-тире)
, (запятая)
: (двоеточие)
; (точка с запятой)
/ (одна косая черта)
// (две косые черты)
() (круглые скобки)
[ ] (квадратные скобки)
+ (плюс)
= (знак равенства)
Общее обозначение материала вносится сразу после заглавия в квадратных скобках
с прописной буквы. (Общее обозначение материала, описания которого преобладают в
конкретном информационном массиве, может быть опущено.)
[Видеозапись]
[Звукозапись]
[Изоматериал]
[Карты]
[Комплект]
[Кинофильм]
[Микроформа]
[Мультимедиа]
[Ноты]
[Предмет]
[Рукопись]
[Текст]
[Электронный ресурс]
Образец
1.
Джепсон,
Н.
Дж.
А.
Частичные
съемные
протезы
[Текст]
/
Н.
Дж.
А.
Джепсон: пер. с англ. / под ред. проф. В. Н. Трезубова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. –
168 с.; ил.
Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео,
звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.
Правила оформления презентаций
1.Общие требования к смыслу и оформлению:
Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения.
2.Общий порядок слайдов:
-Титульный;
-План презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов - это максимум, к
которому не следует стремиться);
-Основная часть;
-Заключение (выводы);
-Спасибо за внимание (подпись).
3.Требования к оформлению диаграмм:
32
у диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок
слайда; диаграмма должна занимать все место на слайде; линии и подписи должны быть
хорошо видны.
4.Требования к оформлению таблиц:
название
для
таблицы;
читаемость
при
невчитываемости;
отличие
шапки
от
основных данных.
5.Последний слайд (любое из перечисленного):
Спасибо за внимание; Вопросы; Подпись; Контакты.
Приложение № 4
Методические рекомендации по написанию конспектов
Пояснительная записка: конспект - это краткое последовательное изложение
содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты.
Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь
между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что
утверждается, и как доказывается.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат
не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и
иллюстрации.
Типы конспектов:
1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
33
Краткая характеристика типов конспектов:
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного,
этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в
процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать
над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост
и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке
доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно
восстановить в памяти содержание источника.
2.
Текстуальный
конспект–
это
конспект,
созданный
в
основном
из
отрывков
подлинника
–
цитат.
Это
прекрасный
источник
дословных
высказываний
автора
и
приводимых
им
фактов.
Текстуальный
конспект
используется
длительное
время.
Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3.
Свободный
конспектпредставляет
собой
сочетание
выписок,
цитат,
иногда
тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид
конспекта.
4.
Тематический
конспект
дает
более
или
менее
исчерпывающий
ответ
на
поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над
темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же
вопрос.
Таким
образом,
этот
конспект
облегчает
работу
над
темой
при
условии
использования нескольких источников.
5. Конспект-схема
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-
схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством
развития
способности
выделять
самое
главное,
существенное
в
учебном
материале,
классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и
"паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более
сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху -
вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал,
который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему
понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука".
Для
того
чтобы
усилить
его
устойчивость,
нужно
присоединить
к
каждой
"ножке"
ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия
без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при
воспроизведении
Алгоритм составления конспекта:
34
· Определите цель составления конспекта.
· Читая изучаемый материал, подразделяйте его на основные смысловые части,
выделяйте главные мысли, выводы.
· Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что
именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
·
Наиболее
существенные
положения
изучаемого
материала
(тезисы)
последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
· В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их
выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
·
Составляя
конспект,
можно
отдельные
слова
и
целые
предложения
писать
сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки
на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
· Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание,
располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте
разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
·
Используйте
реферативный
способ
изложения
(например:
"Автор
считает...",
"раскрывает...").
· Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Правила конспектирования:
Для грамотного написания конспекта необходимо:
1.
Записать
название
конспектируемого
произведения
(или
его
части)
и
его
выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план - основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи
незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более
важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7.
Применять
определенную
систему
подчеркивания,
сокращений,
условных
обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на
источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных
узлов
в
тексте.
У
каждого
цвета
должно
быть
строго
однозначное,
заранее
предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для
записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее
важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым -
делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста
используется отчеркивание.
35
10.
Учитесь
классифицировать
знания,
т.е.
распределять
их
по
группам,
параграфам,
главам
и
т.д.
Для
распределения
можно
пользоваться
буквенными
обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"
3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
36
Приложение № 5
Методические рекомендации по составлению кроссвордов
Пояснительная записка: Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов
пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по
условиям игры. Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов
читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не
наказывает за ошибки.
Классификация кроссвордов
1) по форме:
a) кроссворд - прямоугольник, квадрат;
b) кроссворд-ромб;
c) кроссворд-треугольник;
d) круглый (циклический) кроссворд;
e) сотовый кроссворд;
f) фигурный кроссворд;
g) диагональный кроссворд.
2) по расположению:
a) -симметричные;
b) асимметричными;
c) с вольным расположением слов.
3) по содержанию:
a) тематические;
b) юмористические; c) учебные;
d) числовые.
4) по названию страны:
a) скандинавские;
b) венгерские; c) английские;
d) немецкие; e) американские;
f) эстонские;
g) итальянские.
Рекомендации по составлению кроссвордов:
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности
и доступности.
1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном
падеже единственного числа.
4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6. Не допускаются аббревиатуры (ЗТМ, ТБ и т.д.), сокращения (мантех и др.).
37
7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны. 9. На
каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
1. Рисунок кроссворда должен быть четким.
2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1-й экз. - с
заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций. Ответы на кроссворд. Они
публикуются
отдельно.
Ответы
предназначены
для
проверки
правильности
решения
кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные
позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания
кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса. Оформление
ответов на кроссворды:
• - Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
• - Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
•
-
Для
венгерских
кроссвордов:
сетка
с
аккуратно
зачеркнутыми
искомыми
словами.
Составление условий (толкований) кроссворда:
1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными,
излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны. 3. Просмотрите словари:
возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно
быть однокоренных слов.
Приложение № 6
Список литературы, рекомендуемой к использованию:
Основные источники:
1.
Лебеденко И.Ю. руководство к практическим занятиям по ортопедической
стоматологии [Текст]: учебное пособие/ И.Ю. Лебеденко, В.В. Еричева, Б.П. Маркова.-М.:
Практическая медицина, 2007.-642с.
2.
Расулов М.М. Зубопротезная техника М.М. Расулов Г.И. Ибрагимов И.Ю.
Лебеденко-М.: ООО Медицинское информационное агенство. 2005.-654с.
3.
Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология: Прикладное материаловедение
В.Н. Трезубов, Л.М. Мишева, Е.Н. Жулев.-М.: Мед. Пресс-информ. 2008.-382с.
4.
Усевич Т.Л. Клиническое материаловедение в стоматологии Т.Л. Усевич.-
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-517с.
5.
Джепсон,
Н.
Дж.
А.
Частичные
съемные
протезы
[Текст]
/
Н.
Дж.
А.
Джепсон : пер. с англ. / под ред. проф. В. Н. Трезубова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. –
168 с.; ил.
38
6.
Попков
В.
А.
Стоматологическое
материаловедение
[Текст]:
учебное
пособие / В. А. Попков, О. В. Нестерова, В. Ю. Решентяк, И. Н. Аверцева. – М.:
МЕДпресс-информ, 2006. – 384с.: ил.
Дополнительные источники:
1.
Варющенко С.Б. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
С.Б. Варющенко, В.С. Гостев, Н.М. Киришин-М.: Академия 2008.-534с.
2.
Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов
А.П. Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А. Воронов-М.: МЕДПресс-информ.2006.-320с.
3.
Копейкин
В.Н.
Ортопедическое
лечение
заболеваний
пародонта.
В.Н.
Копейкин.-М.:Триада-Х.2002.-176с.
4.
Ортопедическая
стоматология:
тестовые
задания.
Под
редакцией
Е.Н.
Жулева.- Нижний Новгород: НГМД.2004.-588с.
5.
Ортопедическая
стоматология:
технология
изготовление
лечебных
и
профилактических аппаратов. В.Н. Трезубов и др.- СПб.: СпецЛит, 2003.-346с.
6.
Трезубов
В.Н.
Ортопедическая
стоматология.
Технология
изготовления
лечебных и профилактических аппаратов. В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, Н.Ю. Незнанова,
С.Б. Ришев.-СПб.: Спец. Литература.2003.-346с.
7.
Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология. В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков,
Л.М. Мишнев.-СПб.: Фолиант, 2005.-592с.
8.
Федюкевич
Н.И.
Анатомия
и
физиология
человека.
Н.И.
Федюкевич.-
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-317с.
39