Напоминание

Конспект методической разработки непосредственно образовательной деятельности «Музыкальные инструменты»


Автор: Васильева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект методической разработки непосредственно образовательной деятельности «Музыкальные инструменты»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект методической разработки непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современной образовательной

технологии информационно-коммуникационные технологии

Образовательная область «музыка» «Музыкальные инструменты»

Васильева Елена Николаевна

музыкальный руководитель

ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Цель: воспитывать активных слушателей классической музыки, развивать творческие

способности, побуждать к импровизации, прививать основы музыкальной культуры,

художественный вкус.

Задачи: 1. Закрепить, приобретенные ранее, знания о музыкальных инструментах

2.Познакомить с новыми музыкальными инструментами и их выразительными

способностями

3. Дать представление о творчестве композитора К. Сен-Санса

4. Познакомить с художественными произведениями: «Лебедь» М.А. Врубеля,

«Виолончелистка» Г.Ж. Жаке, «Гитарист» В.А. Тропинина, «Арфистка» Д.Г.Левицкого

5. Познакомить со словами – величавый, горделивый, царственный, голос бархатный,

потаенный.

Ход занятия. Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики, перед ними сундучок с

маленькими музыкальными инструментами.

Музыкальный руководитель. Дети, посмотрите, на столе у меня красивый сундучок,

попробуем его открыть (не открывается), чтобы он открылся, нужно по картинке узнать

музыкальный инструмент. (Дети называют инструмент, который на картинке, муз.

руководитель достает этот же инструмент в маленьком виде из сундучка и

рассказывает про него.)

Мандолина – один из старинных щипковых инструментов. Играют на ней

специальной пластиной – медиатором. Звук мандолины довольно тихий. Давайте

послушаем, как звучит мандолина в концерте для мандолины и струнных композитора

Антонио Вивальди. Слушаем фрагмент.

Гитара - появилась в Древней Греции и Испании. Под ее звуки пели серенады (показ

картинки). Посмотрите на репродукцию картины В. Тропинина «Гитарист». Молодой,

красивый юноша, посмотрите, как он держит гитару. Одна рука на грифе, другой он

перебирает струны. А вот современная, электрическая гитара, она появилась, когда

возникла необходимость в более мощном звуке. Давайте послушаем как звучат гитары.

Фагот-духовой деревянный инструмент с низким голосом, густым, ворчливым. Трубка

фагота такая длинная, что ее пришлось сложить втрое, если растянуть, то получится

ширина нашего зала, а в сложенном виде 1 метр, 60 сантиметров. (включаем видео,

слушаем фрагмент с фаготом).

Арфа- самый старинный щипковый инструмент, первые арфы имели форму лука.

Современные арфы-инструменты большого размера, с серебристым, нежным звуком. Она

звучит серебристо-сказочно, на ней можно передать звуки бурливого моря, блестящие

капельки, брызги воды, волны. (Слушаем фрагмент с звучанием арфы, показываем

репродукцию картины Левицкого «Арфистка».)

Скрипка. Посмотрите, какая красивая скрипочка. У нее прекрасная фигура, корпус с

длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками, верхняя часть

корпуса называется декой, на ней прорези – эфы, у скрипки 4 струны, если провести

смычком по струнам, услышишь необыкновенный звук, это точная копия скрипки, давайте

мы ее посмотрим и послушаем, как звучит настоящая скрипка. (Включаем видео, слушаем

фрагмент)

Как называется коллектив музыкантов, играющих на инструментах?

Дети. Оркестр.

Музыкальный руководитель. А кто управляет оркестром?

Дети. Дирижер.

Музыкальный руководитель. А давайте мы поиграем с вами в игру оркестр.

(Прослушать музыкальную композицию из нескольких инструментов и назвать, какие

играли, либо выложить картинки с этими инструментами)

Музыкальный руководитель. Мы сегодня с вами познакомимся еще с одним

музыкальным инструментом, который как 2 капли воды похож на скрипку, отличается

только размерами – показ иллюстрации.

Виолончель. У нее тоже, как и у скрипки красивая фигура. Если скрипка звучит высоко,

соответствует верхнему регистру фортепиано, то звук виолончели - среднему регистру.

Тембр у виолончели бархатный, потаенный, будто грудной – показ репродукции картины

Г.Ж.Жаке «Виолончелистка».

Давайте послушаем, как звучит виолончель в пьесе К. Сен-Санса «Лебедь»

- включаем видео и музыку Сен-Санса. Слышите, какой красивый бархатный голос у

виолончели, она передает образ горделивого лебедя, голос виолончели звучит на фоне

фортепиано, которое воспроизводит плеск волн.

Горделивый, белокрылый,

Он белее белых лилий,

Скользит бесшумно над водой,

Шея выгнута дугой.

В этом произведении композитору удалось создать образ величественной грациозной

птицы, вместе с тем передать легкое скольжение по воде.

Воспитатель. А теперь посмотрите на репродукцию картины М.А. Врубеля. Как бы вы ее

назвали?

Дети. Царевна-лебедь.

Муз. руководитель. Вспомните, как царевну-лебедь описывает А.С. Пушкин в сказке о

«Царе Салтане»

Ребенок. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит, а сама-то величава, выступает

будто пава

Воспитатель. Посмотрите, какая величавая, горделивая царевна-лебедь у Врубеля, эта

картина созвучна музыке К.Сен-Санса и стихотворению А.С.Пушкина, музыка звучит

величаво, горделиво, плавно.

Используя музыку К.Сен-Санса, выдающийся балетмейстер Фокин создал балетный

номер, который исполняет балерина М.Плесецкая, давайте посмотрим (просмотр

видеофрагмента). И композитор, и художник, и поэт и балетмейстер при помощи стихов,

музыки, красок и движения подарили нам прекрасный образ горделивой, царственной,

прекрасной птицы. У нас с вами тоже есть красивый танец, давайте передадим своими

движениями характер музыки.

(Дети танцуют танец с листьями под музыку П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс»)

Воспитатель. Накануне мы лепили белых лебедей. Я вам не говорила, зачем мы это

делали, теперь тайна раскрыта, давайте создадим композицию на голубом полотне,

оформленном в виде озера. Дети вместе с воспитателем размещают фигурки

лебедей(озеро оформит под осень).



В раздел образования