Напоминание

Развитие музыкально-творческих способностей детей


Автор: Васильева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




О развитии музыкально-творческих способностей детей

Васильева Е.Н., музыкальный руководитель

ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Актуальная

задача

дошкольной

педагогики

развитие

музыкально-

творческих способностей детей. Как известно, довольно рано проявляются

творческие музыкальные способности детей. Можно заметить, что дети по

собственной

инициативе

сочиняют

несложные

мелодии,

импровизируют

простейшие песни, драматизируют музыкальные сказки.

Формируя

музыкальное

творчество

детей,

нужно

позаботиться

о

создании

условий

для

этого.

Например,

в

нашем

детском

саду

есть

музыкальный центр, набор дисков, которые предназначены для слушания в

детском

саду,

музыкальная

лесенка,

фланелеграф,

различные

пособия

по

музыкальной

грамоте.

А

также

детские

музыкальные

инструменты:

ксилофоны,

металлофоны,

аккордеоны,

треугольники,

барабаны,

бубны,

маракасы, духовые гармошки, кастаньеты, колокольчики, трещетки.

Для того, чтобы приобщить детей к песенному творчеству, я даю им

легкие

задания,

к

примеру:

«Поздоровайтесь

со

мной

пением»,

«Попрощайтесь

со

мной

пением»,

«Спойте

свое

имя»,

«Спойте

свою

фамилию». Придумываем переклички и поем их, например: «Вася, ты где? –

Ира, я здесь», «Кто твой друг? – Саша», «Что ты любишь? – Танцевать» и т.д.

Стараемся

импровизировать

удерживаясь

в

тональность,

которую

они

выбрали или задаю им тональность сама. Такие задания стараюсь включать в

каждое занятие, они занимают небольшое время.

Сначала пели те, кто сам поднимал руку. Затем стала предлагать спеть

даже

застенчивым

и

молчаливым

детям.

Вовлекать

в

творческую

деятельность нужно всех детей, т.к. творческие способности проявляются

даже у тех детей, от которых не ожидаешь. Так получилось с Аней О. из

подготовительной

группы,

по

характеру

она

робкая,

руку

не

поднимает.

Оказалось,

что

у

нее

хорошие

творческие

способности.

Ее

варианты

с

сочинением мелодии оказались наиболее ритмичны и мелодичны. Несмотря

на тихий голос, у нее хороший слух.

Большинство

детей

сначала

сочиняли

мелодии

и

заканчивали

их

неопределенно, не в заданной тональности, повторяли мелодии других детей,

постепенно

у

них

стало

появляться

чувство

тоники

и

лада.

Дети

стали

придумывать более оригинальные, интересные мелодии.

Затем учу детей сочинять мелодию на определенный заданный текст, для

того, чтобы развить ощущение лада, чувства мажора и минора. Для этого

использую рекомендованную методику (поем мелодию, которая написана

композитором,

затем

проигрываю

вступление,

ребенок

поет

мелодию,

которую он сочинил на заданный текст, потом проигрываю музыкальное

заключение). К примеру, дети слушают «Веселую песенку» и «Грустную

песенку» В. Агафонникова, а затем сочиняют свою веселую в мажоре и

грустную в миноре мелодию.

Впоследствии, дети без образцов сочиняют свои мелодии. Можно дать

задание придумать свой вальс или марш. Дети уже знакомы с музыкальной

формой

марша,

вальса

или

польки,

т.к.

это

предусмотрено

программой

воспитания в детском саду.

Немного скажу о музыкально-игровой деятельности в детском саду. С

самой младшей группы, я стараюсь инсценировать все песни по словам, в

которых заключено какое-либо действие. Детям это очень нравится, они

занимаются этим увлеченно. В подготовительной же группе задачи ставлю

сложнее, здесь предлагаю инсценировать образ музыкального произведения,

у

которого

нет

слов.

Так,

например,

в

подготовительной

группе

при

прослушивании «Пудель и птичка» Ф. Флемарк предлагаю изображать этих

героев, под музыку «Королевский марш львов» К.Сен-Санс – льва, «Марш

гусей»

Бин

Канеда

изображают

гусей

и

т.д.

При

инсценировании

музыкальных произведений не показываю сама движения, лишь обсуждаю с

детьми

повадки

животных,

которых

они

будут

изображать,

если

это

не

животное, обсуждаем характер этого образа.

Также включаю моменты творчества детей при разучивании танцев.

Например, «Танец в парах» на латышскую народную мелодию. Сначала мы

слушаем

эту

музыку,

потом

предлагаю

детям

выбрать,

какое

движение

подойдет для первой части этого танца: галоп, поскоки, притопы и т.д. Также

подбираем движения ко второй части. Дети предлагают свои движения, а я

выбираю тот вариант, который больше всего подходит к описанию движений

танца в сборнике. Дети гордятся тем, что танец придумали сами. Все это

развивает

у

детей

музыкальность,

способность

детей

к

самообучению,

заинтересованность, любознательность.

Чтобы добиться успеха, нужно уметь создавать у детей уверенность в

своих силах. Хвалить ребенка. Говорить ему: «Я уверена, что у тебя все

получится. Ты же смелый, поешь хорошо».

Подводя

итоги

работы,

хочу

отметить

такие

результаты:

усилилась

эмоциональная отзывчивость детей на музыку, дети стали глубже понимать

музыкальные произведения, улучшился музыкальный слух, движения детей

стали более свободными, пластичными, ритмичными и разнообразными.

Развивая

музыкально-творческие

способности,

мы

не

ставим

цель

сделать из детей композиторов, музыкантов, артистов. Важно не то, какую

профессию выберет в дальнейшем ребенок, и чем он будет заниматься в

жизни, важно то, как он будет это делать. Ведь творцом можно быть в любом

деле. Если навыки творчества оставят свой след на формировании характера

детей, то значит мы выполнили свою педагогическую задачу.

Литература: 1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка»

2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».

3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

4. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»



В раздел образования