Автор: Полищук Людмила Витальевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Мирный Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения в системе довузовской подготовки"
Раздел: среднее образование
Активные методы обучения в системе довузовской подготовки
Учитель истории и обществоведческих
дисциплин МБОУ СОШ №1
г. Мирный Плесецкого района
Архангельской области
Полищук Людмила Витальевна
Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи. В
настоящее
время
уже
многие
педагоги
начинают
строить
свои
образовательные
мероприятия:
уроки,
лекции,
семинары
по-новому.
В
центре
процесса
обучения
стоит
обучающийся,
обучение
максимально
практико-ориентированное
и
позволяет
не
просто
получать
знания,
а,
главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться
опытом,
ставить
задачи
и
находить
их
решения.
И
это
не
просто
инновации,
это
требование
времени,
требование
органов
образования,
требование
самих
обучающихся,
которые
хотят,
чтобы
по
окончанию
обучения (и не важно, обучается ребенок или взрослый), они получили
конкретный
практический
результат,
ведь
именно
им
дальше
идти
с
полученным багажом знаний и умений по жизни.
Достигнуть необходимой цели помогают активные методы обучения.
Почему они получили такое название:
1.
Они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются
активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.
2. Они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями
всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и
обучающих
из
пассивных
слушателей
и
«говорящих
голов»
превратиться
в
энергичных,
мотивированных,
творче ских,
целеустремленных
игроков
и
тренеров
(играющих
тренеров)
сплоченных команд.
3.
Эти
методы
привлекают
и
используют
для
обучения
все
допустимые
виды
вербальной
и
невербальной
коммуникации,
активизируя
скрытый
при
традиционном
подходе
потенциал
участников.
4. Процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и
ценностных
ориентировок
значительно
активизируется,
вследствие
использования всех наличествующих в нас интеллектов.
Одним из методов активного обучения являются различные конкурсы
и
научно-исследовательские
проекты.
Такой
вид
учебной
деятельности
дает учащимся:
Опыт:
- разработки реального проекта
1
- работы в команде
- выступления перед большой аудиторией
Возможности:
- проявить творчество и воображение
- познакомиться с другими талантливыми участниками
-
развить
свой
проект
до
уровня
коммерческого
продукта
при
поддержке ведущих специалистов.
Ну
и,
конечно
же,
любой
конкурс
–
это
способ
самореализации.
Ученик желает увидеть свою востребованность окружающими, получить
от них моральную поддержку. Кроме того, ему полезно сравнивать свою
работу с работами других участников, почувствовать, проникнуться духом
соревнования,
возможно,
этот
фактор
и
поможет
учащемуся
одержать
победу.
Среди учеников 7-10х классов МБОУ СОШ №1 города Мирного было
проведено
анкетирование,
целью
которого
было
выяснить
степень
их
участия
и
отношение
к
исследовательской
деятельности.
Учащиеся
ответили на несколько вопросов:
1.
Участвовали
Вы
когда-нибудь
в
исследовательской
деятельности? 33% учащихся ответили, что никогда не принимали
участие в подобных проектах. 67% учащихся – в разное время были
участниками.
В качестве причин отрицательного ответа были названы: отсутствие
интереса, свободного времени, возможности, страх перед публикой и т.д.
2.«Хотели
бы
вы
поучаствовать
в
научно
–
исследовательской
деятельности? 29% нет, 72%-да.
Данная таблица отражает динамику активности учащихся в
исследовательских проектах
2007-2008
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
5%
12%
13,5%
37%
40%
Итак, мы видим, что с каждым годом количество участвовавших в
научно – исследовательской деятельности растет. Это говорит о
заинтересованности учащихся и осознании ими необходимости данного
вида деятельности.
3.Какие же предметы выбирают для исследований учащиеся?
Ребята для своих научных открытий предпочитают
физику(21%), на втором месте по популярности находится биология(17%),
далее следуют «внеучебная деятельность» (19%) (исследования в таких
областях
знаний
как
краеведение,
история
искусств,
спорт,
участие
в
2
различных
олимпиадах
и
т.д.),
химия
(12%),
обществознание
(10%),
история (8%), страноведение (8%), литература (3%)
Возможные проблемы
Стоит
отметить,
что
большинство
ребят
хотят
и
готовы
принять
участие в научно – исследовательской деятельности и попробовать свои
силы
в
соответствующих
конкурсах.
Но
наряду
со
всеми
плюсами
подобных выступлений, подготовка к ним может оказаться очень тяжелой,
и ученик может просто не выдержать такой интенсивной работы, поэтому
многие могут сдаться, бросить начатое и сказать: «Мне это не нужно».
Действительно,
на
пути
к
удачному
выступлению
порой
приходится
сталкиваться
с
определенными
трудностями.
Например,
как
правильно
подобрать соответствующий теме материал, как грамотно его изложить в
работе,
как
научиться
анализировать
данные
из
разных
источников
и
приводить их к чему- то общему и тому подобные вещи. Но и это еще не
все. Написать работу гораздо проще, чем защищать ее перед большой
аудиторией.
Некоторые
ученики,
выбравшие
интересную
тему,
подобравшие идеальный материал, на публике могут, оказавшись в центре
внимания, испугаться и, например, говорить неуверенно, на вопросы жюри
отвечать тихо и робко, тем самым не привлекая высокой оценки ни своему
проекту, ни самому себе. Задача учителя на каждом этапе работы над
исследованием
оказать
необходимую
помощь,
поддержку
учащемуся,
поддерживать на высоком уровне мотивацию.
В заключении хочется подчеркнуть, что участие в таких проектах
ведет к повышению профессионального уровня, помогает приобрести или
дополнить знания по поставленным проблемам, внести весомый вклад в
развитие науки.
3