Автор: Бельцева Светлана Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Луговец, Мглинского района, Брянской области
Наименование материала: конспект урока по биологии 6 класс
Тема: Ткани растений
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Разработан учителем биологии, и химии МБОУ «Луговецкая СОШ» Бельцевой С.В.
Тема урока «Ткани растений»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: путешествие-соревнование
Цели урока: создать условия:
для понимания смысла понятия «ткань»
для развития умения характеризовать особенности строения и функции тканей растений;
для развития умения устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей;
для развития умения объяснять значение тканей в жизни растения;
для умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; адекватно оценивать свою познавательно-
трудовую деятельность;
для умения управлять своей познавательной деятельностью, развития готовности к решению творческих задач,
способности оценивать проблемные ситуации.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
уметь объяснить значение понятия «ткань»;
уметь характеризовать особенности строения и функции тканей растений;
уметь устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей растений;
уметь объяснять значение тканей в жизни растения
Метапредметные:
уметь взаимодействовать с членами коллектива; адекватно оценивать познавательно-трудовую деятельность на
уроке.
Личностные:
уметь управлять познавательной деятельностью, решать творческие задачи, оценивать проблемные ситуации.
Средства обучения: презентация; гербарий растений (водоросли, споровые и семенные растения); маршруты действий
для каждой группы; таблицы-плакаты с растительными тканями (покровной, основной, образовательной, механической
и проводящей); микроскоп на каждую группу, микропрепараты (эпидермис листа герани, кончик корня с корневым
чехликом, поперечный срез стебля сирени, кожица лука); карточки с загадками для каждой группы, вопросы теста и
лист самооценки для каждого ученика.
УМК:
Биология: 5-11 классы: программы. / [И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]. – М.: Вентана-
Граф, 2014
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2014
Биология: 6класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. пономарева, О.А.
Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015
Биология: 6 класс: методическое пособие/ И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф,
2014
Этап урока
Деятельность учителя
Планируемая деятельность
учащихся
Примечание
Организационна
я часть
- Здравствуйте,ребята! Сегодня мы с вами
отправляемся в путешествие по дальнейшему
изучению автотрофных организмов!
Отправляемся в путь небольшими группами,
по 3-4 человека! Итак, готовы?
- Стартовая станция – «Загадочная». Нам с
вами предстоит отгадать загадки, ответы на
которые связаны с темой изученной на
прошлом уроке.
Коллективная работа:
образование групп из 3-4
участников (учитель назначает
капитана, капитаны набирают
команды)
Групповая работа: получают
первое задание – отгадывают
загадки по теме «Растительная
клетка», оценивают свою работу,
получают заслуженные жетоны в
виде растительной клетки
Ответы на
загадки
представлены на
слайдах
презентации.
(слайды
презентации 1-6)
За каждую верно
отгаданную
загадку
участники
получают жетон в
виде
растительной
клетки
Загадки
представлены в
приложении № 1.
Мотивация
- Отправляемся дальше в путь! Но… для того,
чтобы двигаться дальше, нам необходимо
определиться с целью нашего путешествия и
разработать план действий!
- У каждой группы есть гербарий с
различными отделами растений. Найдите,
пожалуйста, растение, которое отличается от
других внешним видом. Что это за растение?
Почему вы выбрали его? Вернемся к этому
вопросу в конце нашего путешествия!
Работа в группах:
рассматривают гербарий,
высказывают свое мнение. При
необходимости, учитель
направляет на верный ответ.
(Выбирают водоросль, у которой
отсутствуют корень, листья,
стебель)
Та группа,
которая первая и
верно ответила на
вопросы учителя,
зарабатывают
жетон.
Целеполагание
- Для того, чтобы определить цель нашего
путешествия, я вам загадаю загадку, та группа,
которая верно не только ее отгадает, но и
сформулирует цель – получает жетон!
Если положены клеточки в ряд,
Или рядами в стопках лежат,
Склеены крепко они веществом
И не разрушить их молотком!
Фронтальная работа:
формулировка цели урока внутри
группы и озвучивание ее перед
классом
7 слайд
презентации
открывается
после
формулировки
цели и при
необходимости –
корректировки ее
учителем
Планирование
- Итак, цель определена! Для достижения цели
нам необходимо составить план действия!
Каждая группа работает с текстом учебника и
составляет план
-Прежде, чем отправиться в дальнейший путь,
нам необходимо немного подвигаться,
встрепенуться!
Самостоятельная работа в
группах: составление плана по §
4.
Ответственные в группе за
составление плана озвучивают
свою версию.
При необходимости проводится
корректировка плана.
1.
Что такое «ткань»?
2.
Виды тканей растений:
2.1. образовательные ткани
2.2. основные ткани
2.3. покровные ткани
2.4. проводящие ткани
2.5. механические ткани
3. Появление тканей у растений
Учащиеся записывают план в
тетрадь
План работы
демонстрируется
на слайде 8.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 2)
Реализация
плана
- Итак, мы с вами находимся на станции
«Интеллектуально-познавательной». Каждая
группа получает индивидуальный маршрут
действий. Но для того, что бы верно и быстро
заполнить пустые пробелы в таблицах,
необходимо сплоченно, дружно работать в
команде!
Самостоятельная работа в
группах: учащиеся получают
маршрут действий и
незаконченную таблицу по
характеристике растительных
тканей. Таблицу необходимо
заполнить каждому члену
Каждая группа
получает свой
маршрут
действий
(приложения 2, 3,
4)
- Каждая команда-группа получает по два
микропрепарата тканей растительного
организма. Необходимо определить тип ткани
на микропрепарате и объяснить ее функцию!
- Каждая группа представляет результаты
своей деятельности.
- Теперь каждая команда выступит в роли
выпускников 11 класса, сдающих ЕГЭ-2019 по
биологии! Та группа, которая быстрее и верно
ответит на вопрос – зарабатывает еще один
группы с совместным поиском
пропущенной информации из
учебника, фиксируя результаты в
рабочие тетради.
Коллективная беседа по
результатам выполненной
работы: один участник
зарисовывает схематично
микропрепарат на доске, другие
– описывают функцию данной
ткани, третьи – показывают
заполненные пропуски в таблице
Примечание: если в классе более 20 чел., то
каждая группа характеризует один вид ткани,
если меньше, как в моем случае, то дается
возможность всем группам участвовать в
обсуждении полученных результатов,
сравнивая с верными ответами, которые есть в
других группах, т.к. пропущенные клеточки в
таблицах у каждой группы свои.
Групповая группа по подсчету
набранных жетонов
Группы
выступают перед
классом у
плаката с
соответствующим
видом ткани.
За верное
заполнение
маршрутного
листа,
правильного
определения
ткани на
микропрепаратах
и описания
функции – группа
получает
максимально 3
жетона.
На слайде –
вопрос из КИМ
ЕГЭ (9, с
верными
жетон!
- А теперь капитаны подведут итоги:
подсчитают жетоны своей группы!
- Наше путешествие продолжается….
ответами – 10)
Предметный
контроль
- Настало время проверить знания каждого
участника группы! Следующий пункт
назначения – станция «Эрудированная». Вам
предлагается каждому ответить на тестовые
вопросы за 3 минуты! Вперед!
(Ученикам раздаются цветные ручки для
работы с тестами, которые после окончания
забираются учителем для того, чтобы
получить неискаженные результаты)
Индивидуальная работа с
тестовыми вопросами
Самоанализ: проверка своей
работы с верными ответами на
слайде презентации.
Тестовые
вопросы –
приложение 5.
На слайде 11
представлены
верные ответы на
тестовые вопросы
Деятельностный
контроль
- Наше путешествие подходит к завершению,
мы приближаемся к станции «Конечная»…
Нам необходимо с вами вспомнить о вопросе,
который прозвучал в начале урока: почему у
водоросли мы не видим ни листьев, ни стебля,
ни корней?
- Теперь нам необходимо заполнить лист
самооценки за урок
Беседа. Отвечают на вопрос
учителя
Индивидуальная работа по
заполнению листа самооценки
Приложение 6.
Оценка
- Переводим полученные жетоны в баллы, а
баллы в оценку. Дополнительный балл
зарабатывает участник, который верно ответил
Индивидуальная работа по
переводу жетонов и баллов в
оценку
Слайд 12.
на проблемный вопрос урока
Рефлексия
- Что нового мы узнали о жизни растений в
нашем путешествии? Помогает ли вам группа
при изучении нового материала или вам
комфортно одному добывать новые знания?
Самоанализ. Опрос 2-5
желающих (все зависит от
оставшегося времени!)
Домашняя
работа
Читать §4, ответить на вопросы стр. 25. По
желанию учащихся – подготовить сообщения
об эволюционном развитии растений
(появлении тканей).
Записывают задание в дневник
Слайд 13.
Приложение 1. Ботанические загадки по теме «Клетка»
1.
Эта система устроена сложно,
Есть оболочка, ядро, невозможно
Без цитоплазмы существовать,
Есть хлоропласты – еду создавать
(растительная клетка)
2.
Клетку сверху одевает,
От бед разных охраняет,
Еще форму придает.
Кто ее нам назовет?
(оболочка)
3.
Органоид очень важный:
Хромосомы в нем отважно
За наследство бой ведут,
Признаки хранятся тут.
(ядро)
4.
Важная очень в клетке среда
По качеству – полужидкая она:
Может быть вязкой, а может текучей
(Это как клетке самой будет лучше).
Функцию призвана выполнять:
Все компоненты в клетке связать
(цитоплазма)
5.
Все растения не могут
Сами в магазин ходить,
В клетках есть у них «кастрюльки»,
Чтоб еду себе варить
(хлоропласты)
6.
В том мешочке много соку,
От него немало проку:
Здесь хранятся про запас сахара и соли,
Чтоб нормально клетка жить могла себе позволить
(вакуоль)
Приложение № 2. Маршрут учебной деятельности группы № 1.
1.
Выписать из текста учебника определение понятия «ткань» в рабочие
тетради.
2.
Заполнить пробелы в таблице «Ткани растений». Содержание таблицы
так же переносим в рабочую тетрадь.
Ткани растений
Название
ткани
???
Покровные
Основные
Проводящие
Механические
Функции
Рост, образование
всех остальных
тканей
???
Образование и
накопление
питательных
веществ
Транспорт
воды,
минеральных
и
органических
веществ
Опора
Особенности
строения
Клетки живые,
мелкие.
Тонкостенные, с
крупным ядром,
вакуоли мелкие
или отсутствуют
Клетки
живые или
мертвые,
плотно
прилегают
друг к другу
Клетки живые,
крупные,
неправильной
формы,
расположены
рыхло, есть
вакуоли
Сосуды –
мертвые
клетки
вытянутой
формы, с
утолщенными
оболочками;
ситовидные
трубки –
живые клетки
вытянутой
формы, без
ядра,
вакуолей и
пластид
???
Место
расположения
На верхушке
побега, в почках,
около кончика
корня; камбий
Кожица (с
устьицами),
пробка (с
чечевичками)
Мякоть
листьев,
стеблей и
корней
Древесина
(сосуды), луб
(ситовидные
трубки и
клетки-
спутницы)
Механические
волокна
сопровождают
проводящую
ткань; тяжи
вдоль стебля и
корня
3.
Назовите причины возникновения различных видов тканей у растений
4.
Определите тип ткани у микропрепаратов «кожица лука» и «эпидермис
листа герани»
5.
Ответ на вопрос КИМ ЕГЭ-2019:
А
Б
В
Г
Д
Е
Приложение № 3. Маршрут учебной деятельности группы № 2.
1.
Выписать из текста учебника определение понятия «ткань» в рабочие
тетради.
2.
Заполнить пробелы в таблице «Ткани растений». Содержание таблицы
так же переносим в рабочую тетрадь.
Ткани растений
Название
ткани
Образовательные
???
Основные
Проводящие
???
Функции
Рост, образование
всех остальных
тканей
Защита.
Связь
растения с
внешней
средой
Образование
и накопление
питательных
веществ
Транспорт
воды,
минеральных
и
органических
веществ
Опора
Особенности
строения
Клетки живые,
мелкие.
Тонкостенные, с
крупным ядром,
вакуоли мелкие
или отсутствуют
???
Клетки
живые,
крупные,
неправильной
формы,
расположены
рыхло, есть
вакуоли
Сосуды –
мертвые
клетки
вытянутой
формы, с
утолщенными
оболочками;
ситовидные
трубки –
живые клетки
вытянутой
формы, без
ядра,
вакуолей и
пластид
Клетки живые и
мертвые, с
утолщенными и
одревесневшим
и оболочками;
каменистые
клетки
Место
расположения
???
Кожица (с
устьицами),
пробка (с
чечевичками)
Мякоть
листьев,
стеблей и
корней
Древесина
(сосуды), луб
(ситовидные
трубки и
клетки-
спутницы)
Механические
волокна
сопровождают
проводящую
ткань; тяжи
вдоль стебля и
корня
3.
Назовите причины возникновения различных видов тканей у растений
4.
Определите тип ткани у микропрепаратов «кончик корня с корневым
чехликом» и «эпидермис листа герани»
5.
Ответ на вопрос КИМ ЕГЭ-2019:
А
Б
В
Г
Д
Е
Приложение № 4. Маршрут учебной деятельности группы № 3.
1.
Выписать из текста учебника определение понятия «ткань» в рабочие
тетради.
2.
Заполнить пробелы в таблице «Ткани растений». Содержание таблицы
так же переносим в рабочую тетрадь.
Ткани растений
Название
ткани
Образовательные
Покровные
???
???
Механические
Функции
Рост, образование
всех остальных
тканей
Защита.
Связь
растения с
внешней
средой
Образование
и накопление
питательных
веществ
Транспорт
воды,
минеральных
и
органических
веществ
Опора
Особенности
строения
Клетки живые,
мелкие.
Тонкостенные, с
крупным ядром,
вакуоли мелкие
или отсутствуют
Клетки
живые или
мертвые,
плотно
прилегают
друг к другу
Клетки
живые,
крупные,
неправильной
формы,
расположены
рыхло, есть
вакуоли
Сосуды –
мертвые
клетки
вытянутой
формы, с
утолщенными
оболочками;
ситовидные
трубки –
живые клетки
вытянутой
формы, без
ядра,
вакуолей и
пластид
Клетки живые и
мертвые, с
утолщенными и
одревесневшим
и оболочками;
каменистые
клетки
Место
расположения
На верхушке
побега, в почках,
около кончика
корня; камбий
Кожица (с
устьицами),
пробка (с
чечевичками)
Мякоть
листьев,
стеблей и
корней
Древесина
(сосуды), луб
(ситовидные
трубки и
клетки-
спутницы)
Механические
волокна
сопровождают
проводящую
ткань; тяжи
вдоль стебля и
корня
3.
Назовите причины возникновения различных видов тканей у растений
4.
Определите тип ткани у микропрепаратов «поперечный срез стебля
липы» и «кожица лука»
5.
Ответ на вопрос КИМ ЕГЭ-2019:
А
Б
В
Г
Д
Е
Приложение 5. Тестирование по теме «Ткани растений»
1.
Где происходит обмен веществ?
1)
В вакуоли
2)
В клеточной мембране
3)
В клеточной оболочке
4)
В цитоплазме
2.
Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым
функциям?
1)
Материалы
2)
Ткани
3)
Хлоропласты
4)
Лейкопласты
3.
Каковы функции покровной ткани?
1)
Образование в теле растения сети сосудов, соединяющей все его
органы
2)
Обеспечение твердости некоторых органов растения и помощь в
противостоянии большим механическим нагрузкам
3)
Защита организма от потери воды и проникновения болезнетворных
организмов, создание условий для газообмена
4)
Создание и накопление питательных веществ
4.
Как называется ткань, по которой передвигаются питательные
вещества?
1)
Покровная
2)
Проводящая
3)
Основная
4)
Образовательная
5.
Каковы функции основных тканей?
1)
Обеспечение роста растения за счет постоянного деления клеток
2)
Защита растения от перегрева и пересыхания. Обеспечение
газообмена
3)
Создание и накопление питательных веществ
4)
Обеспечение передвижения веществ в организме
Приложение 6.
Лист самооценки учени _____ 6 класса Ф.И. ______________
Тема урока: «Ткани растений»
Вид деятельности
Полученные баллы
Максимальное
количество баллов
Загадки по теме
«Растительная клетка»
6
Работа с гербарием
(мотивация)
1
Выполнение заданий
маршрута учебной
деятельности
3
Тест «Ткани растений»
5
Дополнительный балл
за ответ на проблемный
вопрос
1
ИТОГО:
16
Перевод баллов в оценку:
13-16 баллов – «5»
9-12 баллов – «4»
5-8 баллов – «3»
Менее 5 баллов – «2»
Моя оценка за урок: ___________
Приложение 7. Жетоны-баллы к уроку биолггии в 6 классе «Ткани растений»
Ткани растений
Название ткани
Образовательные
Покровные
Основные
Проводящие
Механические
Функции
Рост, образование всех
остальных тканей
Защита. Связь
растения с
внешней средой
Образование и
накопление
питательных
веществ
Транспорт воды,
минеральных и
органических
веществ
Опора
Особенности
строения
Клетки живые, мелкие.
Тонкостенные, с
крупным ядром, вакуоли
мелкие или отсутствуют
Клетки живые или
мертвые, плотно
прилегают друг к
другу
Клетки живые,
крупные,
неправильной
формы,
расположены
рыхло, есть
вакуоли
Сосуды – мертвые
клетки вытянутой
формы, с
утолщенными
оболочками;
ситовидные
трубки – живые
клетки вытянутой
формы, без ядра,
вакуолей и пластид
Клетки живые и
мертвые, с
утолщенными и
одревесневшими
оболочками;
каменистые клетки
Место
расположения
На верхушке побега, в
почках, около кончика
корня; камбий
Кожица (с
устьицами),
пробка (с
чечевичками)
Мякоть листьев,
стеблей и корней
Древесина
(сосуды), луб
(ситовидные
трубки и клетки-
спутницы)
Механические
волокна
сопровождают
проводящую ткань;
тяжи вдоль стебля и
корня