Автор: Романова Ольга Анатольевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ Гимназия 102 им M.С. Устиновой.
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы"
Раздел: полное образование
Республика Татарстан. г Казань.
МБОУ «Гимназия №102 им. М.С. Устиновой»
Учитель физкультуры Романова Ольга Анатольевна
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
школы».
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, здравоохранение,
образовательные технологии, мотивация к здоровому образу жизни, педагогическая
деятельность.
Аннотация: В статье рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии.
применяемые в средней школе. Раскрыты возможности их применения. Проведена
классификация здоровьесберегающих технологий.
«Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.»
Торо.
Все учащиеся нашей гимназии являются неотъемлемой частью общества, и именно по этой
причине состояние здоровья каждого подростка и подрастающего поколения в целом -
важный показатель благополучия общества и государства. Понятием здоровья является не
только отсутствие болезни , смысл этого слова гораздо глубже: он во многом перекликается с
представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и
ситуациям. По официальному определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Перед каждым
учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в
школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на детский организм.
В погоне за интеллектуальным развитием и получением хорошего образования теряется
фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее
физическое и духовное здоровье. В настоящее время одной из проблем стало сохранение
здоровья подростков. Подготовка детей и юношей к полноценной самостоятельной жизни
была «задачей номер один» всегда.
Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной
организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования,
в частности, относятся:
Несвежий воздух школьных помещений;
Перегрузка учебными занятиями;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям учащихся;
Недостаточная осведомленность родителей в вопросах самочувствия учащегося;
Нерациональная организация учителем учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья
учеников, учитывающая характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка,
воздействующие на здоровье. С состоянием здоровья связана и успешность обучения.
Педагог может сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач, но это не
значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Он должен
работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью и, прежде
всего, не снижало мотивацию к получению новых знаний и умений. Значительный эффект
в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию
здоровьесберегающих образовательных технологий. Фундамент таких технологий
составляют:
а) Возрастные особенности познавательной деятельности детей (то есть обучение на
оптимальном уровне трудности);
б) Вариативность методов и форм обучения, сочетании двигательных и статических
нагрузок;
в) Обучение в малых группах, использование наглядности;
г) Разнообразие форм предоставления информации. Например, учитель просит ученика
подготовить доклад по новой теме, чтобы преподнести этот материал своим одноклассникам.
Таким образом, дети учатся формулировать свои мысли и выступать перед публикой. Навыки
оратора обязательно пригодятся юному гражданину, не так ли?
д) Культивирование у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в Гимназии №102:
1) Осуществить личностную направленность обучения с учётом индивидуальных
особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы, потому что
все мы уникальны по-своему.
2) Научить детей прислушиваться к себе, к своим эмоциям и состоянию, а также беречь и
закалять свое здоровье.
3) Привить школьникам осознание необходимости в здоровом образе жизни, сформировать
активную жизненную позицию.
4) Обучить детей правилам безопасного выполнения физических упражнений, а также
умениям оказывать первую помощь при нежелательных травмах.
5) Организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным
материалом.
6) Обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения
в школе и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Своих целей мы привыкли достигать, поэтому и используем на уроках здоровьесберегающие
технологии. Хотелось бы, чтобы и дети, обучающиеся в нашей гимназии, также умели
реализовывать свои желания, стремления и мечты. Такие умения очень пригодятся нашим
цветам жизни в будущем – они смогут справляться с поставленными задачами без ущерба
себе, адекватно распределять нагрузку в течение рабочего дня, достигать своих целей и,
самое главное, жить в свое удовольствие!
Я решила классифицировать здоровьесберегающие технологии, которые я использую на
своих уроках:
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы,
подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности,
гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная;
2) Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-
игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, внеурочная деятельность,
самомассаж;
3) Коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального воздействия,
сказкотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
Основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правильная организация урока. Она включает 3 обязательных этапа: учитель
сообщает информацию; ученики формулируют вопросы и задают их; учитель и
ученики вместе ищут ответы на заданные учениками вопросы, и, возможно, решения
на поставленные задачи. Результатом урока становится общий интерес, который
подавляет утомление.
Учет работоспособности учащихся.
Распределение интенсивности умственной деятельности.
Основные этапы урока с позиции сбережения здоровья:
1 этап. Врабатывание (занимает 10 минут от урока) - относительно небольшая деятельность,
то есть повторение программного материала предыдущего урока.
2 этап. Максимальная работоспособность (занимает 25 минут от урока) - эффективность
умственной и творческой деятельности, знакомство с новым материалом.
3 этап. Заключение ( занимает 10 минут от урока) - отработка ключевых моментов
пройденного материала, задача ученикам домашней работы.
Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у
них мышечного статического напряжения. Каждый учитель должен уметь проводить
физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Время начала
физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной
части учащихся начинает проявляться усталость.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела
оздоровительную направленность, и в итоге способствовала бы формированию у ученика
стойкой мотивации к здоровому образу жизни, а также полноценному и комфортному
развитию.
Работая по ФГОС НОО, при оценке достижения учеников мы в большей мере ориентируемся
на индивидуальные темпы продвижения в развитии. Показателем качества моей работы
является высокая посещаемость уроков и наличие прикладных знаний.
Сравнивая результаты медицинского осмотра прошлого года и нынешнего, я отметила, что
показатели здоровья не ухудшились, а только улучшились. Считаю, что такие результаты
стали возможными, благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на моих
уроках.
Итак, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет
получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Гуманное отношение к детям и любовь к ним, оптимистичная вера в подрастающее
поколение заложены у настоящего педагога на генетическом уровне. Отсутствие прямого
принуждения, терпимость к детским недостаткам в сочетании с проявлениями
демократизации отношений, то есть с допуском прав ребёнка на выбор, на ошибку, на
собственные взгляды способствуют благоприятному формированию здоровой психики и, как
следствие, высокого уровня духовного и эмоциального здоровья. Эффективность
оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа
жизни семей их учащихся, а также от комплексного подхода к её организации с учетом
имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но
профессионально, чем много, но некачественно.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр
«Академия», 2010.
2.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. – М.:
Вако, 2004.
3.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. – М.: АПК ПРО, 2002