Напоминание

"Геймификация в обучении информатики"


Автор: Игнатьев Игорь Валериевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №5
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Геймификация в обучении информатики"
Раздел: полное образование





Назад




Игнатьев Игорь Валерьевич,

учитель информатики

МОБУ СОШ №5 г. Якутска

Геймификация в обучении информатики

Геймификацией называют появление игровых элементов в неигровых

процессах – например, в образовании. Элементы игры создают постоянную

обратную связь, что, в свою очередь, позволяет корректировать поведение

«игрока»,

помогает

оптимизировать

усвоение

материала,

повышает

вовлеченность и позволяет за счёт повышенной вовлеченности постепенно

усложнять и усложнять задачи – точно так же, как в обычной игре мы

двигаемся

от

более

простых

уровней

к

более

сложным.

Игра

помогает

повысить мотивацию, а высокая мотивация помогает не спасовать перед

сложным материалом. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал включать игровые

элементы

в

учебный

монотонный

труд

детей,

чтобы

сделать

процесс

познания более продуктивным. Он говорил, что для ребенка игра заменяет

действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он

сам ее создает. В игре ребенок создает свой мир и живет в нем, и следы этой

жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная

составляющая,

и

он

сам

распоряжается

своим

творением.

Реализация

игровых элементов может быть разной, и даже хорошие и плохие оценки

тоже можно расценивать как часть игры. Но под геймификацией понимают

использование

специальных

цифровых

технологий,

характерных

для

компьютерных игр. Основные принципы геймификации:

Добровольный характер игры.

Добровольное

участие,

желание

игроков

участвовать

вот

важный

игровой принцип. Для школы это особенно важное и труднодостижимое

правило.

Выбор внутри игры.

Решения

участников

влияют

на

ход

дальнейшей

игры.

Выбор

дает

ощущение контроля, свободы и заставляет включаться в игру в полную силу.

Если

нет

выбора,

то

игры

не

получится.

Когда

мы

говорим

про

геймификацию, возможность выбора для участников очень важно сохранить.

Алгоритмы игры.

Когда

вы

предоставляете

выбор

участникам,

стоит

понимать,

какими

путями они будут достигать цели. Эти пути стоит просчитать и оценить их

удельный вес. Простой пример: набрав N фишек за покупки в супермаркете,

вы можете купить либо 5 мелких предметов, либо один крупный. Или в

рамках математического квеста стоимость примера может быть 5 баллов, а

сложной задачи — 30.

Обратная связь.

Никакая игра не возможна без обратной связи. Участник делает свой

выбор

и

получает

ответ.

В

любой

игре

обратная

связь

необходима.

Непрерывная обратная связь в удобном или интересном виде (например,

инфографика)

сама

по

себе

способна

замотивировать

на

активность.

Например, быстрее крутить педали, когда бортовой компьютер показывает

определенную скорость, или пройти количество шагов не меньше, чем вчера

и т.д.

Неожиданная приятная обратная связь (вознаграждения).

Этот

механизм

постоянно

используется

в

различных

видеоиграх.

Участников

захватывает

и

вовлекает

игра,

когда

им

неожиданно

представляют их собственные достижения и дают вознаграждения, которых

они не ждали. Исследования в рамках теории бихевиоризма показывают, что

это наиболее эффективный механизм подкрепления желаемого поведения —

вариативный. Откройте любую игру: вам с первый минут покажут, сколько

вы запомнили слов, прошли шагов, и какой вы молодец. Просто праздник

обратной связи: рейтинги, уровни, фанфары.

Существует два вида геймификации: содержательная и структурная.

Содержательная

геймификация

введение

игровых

элементов

в

рутинные процессы, чтобы изменить содержание того, чем вы занимаетесь,

сделать

его

более

игровым.

Например,

обычное

тестирование

можно

превратить в финальную схватку с боссом (учителем), как в онлайн-игре.

Структурная

геймификация

применение

игровых

элементов

(стикеров,

дополнительных

баллов

и

др.),

чтобы

ученику

было

легче,

интереснее

справиться

с

содержанием.

Главное,

чтобы

ученик

понимал,

почему он получил награду. Поощрять нужно не просто хорошую работу, а,

например, какой-то новый навык.

Как вводить геймификацию на уроке? Для начала можно ученикам

предложить

эксперимент,

обсудить

длительность

такого

эксперимента

и

обозначить, что важна обратная связь. Учащихся старших классов можно

привлечь к самой разработке, можно использовать опыт участия ребят в

различных онлайн-играх. Важно определить свою задачу. Вы хотите научить

ребят работать в команде? Вы хотите снизить страх выступления у доски?

Задача

должна

быть

одна,

и

максимально

конкретно

сформулированная.

Потом идет структурирование геймификации и выбор системы начисления

баллов,

который

подходит

вашим

ученикам.

Лучше

избегать

школьной

пятибалльной системы и подсчета среднего арифметического — это бег на

месте.

Нужно

постараться

создать

ощущение

прогресса,

как

в

играх.

Участник игры должен чётко понимать, сколько баллов и за что он может

получить. Тогда у ребят появится драйв, потому что они сами влияют на

результат.

Например,

150

баллов

плюс

300

дополнительных

очков,

50

бонусных…. Бинго! Вы набрали первую тысячу!

Можно

разделить

темы

на

уровни.

Если

учителю

понятна

логика

программы обучения (чему учить раньше, чему позже; что сложнее, что

проще), то детям не всегда ясно, почему тот или иной раздел следует за

другим, в чём между ними связь. Можно представить темы в виде уровней.

Тогда ученикам станет понятно: чтобы перейти на следующий уровень, им

сначала необходимо пройти предыдущий (усвоить такую-то тему).

И последний этап - создание ресурсов для геймификации.

-

Распишите

инструкцию.

Можно

написать

руководство

на

бумаге

или

записать его на электронном носителе. Там объясняется, как получать те или

иные баллы, как можно обойти некоторые препятствия (читы).

-

Организуйте

команды.

С

появлением

команды

добавляется

в

обучение

основной элемент игры — постоянный фидбэк (обратная связь). Необходимо

обучить ребят, как они могут поддержать друг друга в достижении прогресса.

Например, они могут помочь конструктивной критикой.

На

уроках

информатики

проще

всего

практиковать

геймификацию,

создавая

образовательные

квесты, web-квесты,

различные

задания

с

использованием

программ,

приложений

и

т.д.

Ниже

приведена

таблица

соответствия деятельности и игровой концепции, в которой можно найти

игровые концепции, соответствующие разной деятельности.

Деятельность в

реальном мире

Пример из уроков

информатики

Игровая концепция

Состязание в количестве

продаж за месяц

Соревнование по

быстрому печатанию

Задача

Уровни программы для

часто летающих

пассажиров

Учебные классы: с 5-го

по 11-ый

Уровни

Участники программы

по похудению

Команда игроков на

викторине

Команда

10-ый кофе бесплатно

Зачет «автоматом» при

выполнении

определенных условий

Вознаграждение

Платиновая банковская

карта или «сотрудник

месяца»

Статус «Медалист»

Бейдж

Геймификацию можно использовать не только на уроках информатики,

но и по всем предметам:

Химия. Дети 

— 

группа астронавтов, исследующих Марс. Собрав

образцы,

им

нужно

провести

химические

исследования

в

портативной

лаборатории Chemist (Android и iOS). Сюжет может быть другим. Главное

придумать, какую практическую цель имеет опыт в рамках игрового мира.

История. Школьники 

— 

команда археологов, которая обнаружила

древние

печати

на

артефактах

погибших

цивилизаций.

Их

нужно

просканировать. Печатями здесь могут стать карточки с QR-кодом.

География. Квест по постапокалиптическому миру, населённому зомби,

а контурные карты — это комикс.

Музыка. Ваш класс  — 

футуристический оркестр, который готовится к

межгалактическом фестивалю. Пусть ребята скачают на гаджеты приложения

с музыкальными инструментами (гитара, флейта, пианино, барабаны) и под

вашим руководством разучат незамысловатую композицию.

Плюсов

геймификации

в

образовании

множество.

Внося

элементы

игры, мы делаем образование более приятным, поскольку игры задействуют

дофаминовую систему мозга. В игру легко эмоционально включиться, и это

практически

сразу

ведет

за

собой

следующие

важные

элементы:

концентрацию внимания на задании, более легкое запоминание, интерес. В

игре можно экспериментировать, осваивать новое пространство. За счет этого

меньше страх ошибиться (всегда можно начать заново). Для образования это

важный пункт, поскольку сейчас все больше участников школьной системы

сконцентрированы на достижении результата. Когда мы предлагаем ученикам

нестандартные

задания,

это

дает

дополнительные

возможности

ребятам

проявить

себя.

Если

в

рамках

геймификации

вы

планируете

групповые

задания, то это также возможность для сближения и знакомства учеников.

Опыт

работы

в

команде

для

учеников:

переговоры,

аргументация,

координация действий (в случае командных заданий и игровых элементов).

Главный закон в обучении — всё должно быть целесообразно. Там, где лучше

всего

педагогическую

задачу

решает

игра,

должна

быть

игра.

Где

есть

средства

и

инструменты,

которые

лучше,

полезнее,

там

необходимо

использовать эти инструменты.



В раздел образования